Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 20:46, курсовая работа
Цель работы – рассмотреть Россию как светское государство, изучить этапы формирования светского государства в России.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Понятие и сущность светского государства…………………………..5
Глава 2. Право граждан на свободу совести и вероисповедания……………..13
Глава 3.Правовой статус религиозных объединений в РФ…………………...19
Заключение……………………………………………………………………… 28
Список использованных источников …………………………………………30
Подводя итог данной главе необходимо отметить:
В современном понимании содержания свободы совести, характеризующей отношение человека и гражданина к религии, она рассматривается, как их право исповедовать любую религию или не исповедовать никакой, иметь религиозные или нерелигиозные убеждения. Свобода вероисповедания это право человека выбирать и исповедовать любую религию. Кроме того, сведение конституционных прав граждан в сфере государственно-церковных отношений исключительно к свободе вероисповедания, т. е. подмене широкого понятия более узким, неизменно приводит к игнорированию или нарушению права граждан на свободомыслие.
Глава 3.Правовой статус религиозных объединений в РФ
Суть понятия «религиозное объединение» раскрывает Федеральный Закон Российской Федерации «О свободе совести и религиозных объединениях» п.1 Ст. 6 «Религиозным объединением в Российской Федерации признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками:
-вероисповедание;
-совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний;
-обучение религии и религиозное воспитание своих последователей»1.
Роль религиозных объединений в условиях развития нашего государства включает в себя множество аспектов, таких как организацию духовного развития личности, поддержку ее нравственных ориентиров, а так же воспитание любви к отечеству, веротерпимости и толерантности во взаимоотношениях, воспитание и формирование мировоззрения молодежи.
На сегодняшний день в России существует множество религиозных объединений. Наряду с конфессиями, наиболее крупными по числу последователей, (Православие и Ислам), бурно развивается деятельность других религиозных объединений (в соответствии с выборочным опросом, проведенным в 2001г.,
верующих 55% респондентов, неверующих – 33%, среди верующих большинство христиан, мусульман – 5%, сторонников некоторых других религий 2%; остальные опрошенные затрудняются с ответом). Подобное
____________________
1. « О свободе совести и религиозных объединениях» ФЗ Принят Государственной Думой 19 сентября 1997 года; Одобрен Советом Федерации24 сентября 1997 года; (в ред. Федеральных законов от 01.07.2011 № 169-ФЗ)
Подобное многообразие религиозных предпочтений в обществе гарантируется Конституцией РФ, которая гласит:
«Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом. Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними»1.
Однако же
в последние годы все чаще говорится
о взаимодействии государства и
религии, по этому поводу Главным
управлением Минюста России по г.
Москве и Институтом государственно–
Оппоненты подобной позиции напоминают о положении Конституции Р.Ф.: «Религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом».
В наше время существует и другая проблема противоположного характера. Когда, по мнению доктора юридических наук А.Г. Залужного, попытки религиозных организаций влиять на развитие политической ситуации в стране, привели к появлению опасных клерикальных тенденций,
________________
1.Конституция РФ 12 декабря 1993 года (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 7-ФКЗ)
способных в силу содержащихся в них элементов политического экстремизма, при определенных обстоятельствах разрушить гражданский мир в обществе, дополнив религиозный сепаратизм национальным, а так же включив в орбиту противоборства противников всякой религии.
Таким образом, единство во взглядах не наблюдается, не только в среде последователей тех или иных религиозных объединений, но и в среде политологов и ученных, как впрочем, и в государственном аппарате вообще. Необходимо отметить растущую, с каждым годом, озабоченность подобной темой всех членов Российского общества, в независимости от возраста, благосостояния и сферы деятельности. Все это говорит о том, что религия обретает огромное значение в системе гражданского общества и требует особого внимания со стороны государства.
Но религиозные
объединения играют важную роль не
только в политической жизни. С падением
атеистической идеологии
.«Об альтернативной военной службе» ФЗ 30 ноября 2011 года Принят Государственной Думой 21 ноября 2011 года Одобрен Советом Федерации25 ноября 2011 года
может быть привлечен к ответственности за отказ от дачи показаний по
обстоятельствам, которые стали известны ему из исповеди»1. Все это указывает на особое внимания, со стороны государства, к тонким нюансам религиозного мировоззрения граждан.
Роль религиозных
объединений, на данный момент времени,
очень велика. Деятельность религиозных
объединений в сфере политики,
культуры, нравственности и т.п., может
принести как пользу, если используется
рациональный подход со стороны государственных
органов и разумный диалог со стороны
представителей религиозных объединений,
так и вред в случае игнорирования
властями проблем связанных со взаимоотношениями
религиозных организаций с
Но все это будет верно определенно лишь по отношению к
традиционным религиям. Что касается религиозных объединений вообще (особенно сектантских) в большинстве случаев их роль заключается только лишь в удовлетворении психологических потребностей как таковых, вне зависимости от того, несут они объективную пользу самому человеку, состоящему в подобном роде объединении, обществу как таковому и государству вообще. Стоит упомянуть и тот факт, что на сегодняшний день, большинство из известных сект не только не несут благо государству, но и напротив, наносят непоправимый вред его гражданам, искажая мировоззрение и способность самостоятельно и адекватно оценивать собственное положение в обществе. Не смотря на паразитирующий характер подобных религиозных объединений, приостановление их деятельности является затруднительной со стороны правоприменителей, что является прямым следствием несовершенства отечественного законодательства.
___________________
1. ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях» Принят Государственной Думой 19 сентября 1997 года; Одобрен Советом Федерации24 сентября 1997 года; (в ред. Федеральных законов от 01.07.2011 № 169-ФЗ)
Законодательство Российской Федерации предоставляет для религиозных объединений большие возможности. Статья 28 Конституции РФ провозглашает свободу совести, вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободу выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними1.
В права религиозной группы, на основании ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях» входят совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний, а также осуществление обучения религии и религиозного воспитания своих последователей2. Религиозные организации имеют широкий перечень прав, предусмотренных ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях» и ФЗ «О некоммерческих организациях»3.
Религиозная организация действует на основании устава, где указывается:
-«наименование, место нахождения, вид религиозной организации, вероисповедание и в случае принадлежности к существующей централизованной религиозной организации ее наименование; цели, задачи и основные формы деятельности; порядок создания и прекращения деятельности; структура организации, ее органы управления, порядок их формирования и компетенция; источники образования денежных средств и иного имущества организации; порядок внесения изменений и дополнений в устав; порядок распоряжения имуществом в случае прекращения деятельности; другие сведения, относящиеся к особенностям
__________________
.Конституция РФ 12 декабря 1993 года (с учетом поправок, внесенных Законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 7-ФКЗ)
2. « О свободе совести и религиозных объединениях» ФЗ Принят Государственной Думой 19 сентября 1997 года; Одобрен Советом Федерации24 сентября 1997 года; (в ред. Федеральных законов от 01.07.2011 № 169-ФЗ)
3. «О некоммерческих организациях» ФЗ 12 января 1996 года, Принят Государственной Думой 8 декабря 1995 года
деятельности данной религиозной организации»1.
Обязанности религиозной организации лежат только лишь на организации в целом как юридическом лице и не распространяются на ее последователей.
Религиозная группа не имеет обязанностей перед государством, за тем исключением, что она не должна действовать вопреки конституции и законодательству РФ, и выступает как сообщество единомышленников, связанных между собой единой целью - исповедания и распространения веры.
После долгих
лет антирелигиозной политики Советского
Союза, с момента принятия Закона
РСФСР от 25.10.1990 №267-1 «О свободе вероисповеданий»,
началась новая эра в развитии государственно-
Самым главным нормативно правовым актом, регулирующим правовой статус религиозных объединений является Конституция РФ 199года.
Затем, на втором месте по значимости следует выделить международно-правовые акты, в числе которых:
___________________
.«О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» ФЗ от 8 августа 2001 года Принят Государственной Думой 13 июля 2001 года Одобрен Советом Федерации 20 июля 2001 года
Всеобщая декларация прав человека, принятая Генеральной Ассамблеей Организации Объединенных Наций 10 декабря 1948 года. Здесь, в частности говорится:
«Каждый человек имеет право на свободу мысли, совести и религии; это включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как единолично, так и сообща с другими, публичным или частным порядком в учении, богослужении и выполнении религиозных и ритуальных порядков»1.
Международный пакт о гражданских и политических правах, из которого следует:
«Никто не должен подвергаться принуждению, умаляющему его свободу иметь или принимать религию или убеждения по своему выбору. Свобода исповедовать религию или убеждения подлежит лишь ограничениям, установленным законом и необходимым для охраны общественной безопасности, порядка, здоровья и морали, равно как и основных прав и свобод других лиц»2.
Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод:
«Каждый имеет право на свободу мысли, совести и религии; это право включает свободу менять свою религию или убеждения и свободу исповедовать свою религию или убеждения как индивидуально, так и сообща с другими, публичным или частным порядком в богослужении, обучении, отправлении религиозных и культовых обрядов»3.
В «Итоговом документе венской встречи 1989 года» закреплено, что участники договора «будут уважать права человека и основные свободы, включая свободу мысли, совести, религии и убеждений, для всех, без различия расы, пола, языка и религии». Они также подтверждают «всеобщее
____________________
1. Всеобщая декларация прав человека
2. Международный пакт о гражданских и политических правах
3. Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод
значение прав человека и
основных свобод, уважение которых
является существенным фактором мира,
справедливости и безопасности, необходимых
для обеспечения развития дружественных
отношений и сотрудничества между
ними, как и между всеми
Несмотря на то, что в приведенных выше актах не упоминаются религиозные объединения как таковые, все же нормы продиктованные положениями вышеперечисленных документов регламентируют права религиозных объединений и указывают на их обязанности.
Далее следует выделить ранее упомянутый в данной работе Федеральный закон «О свободе совести и религиозных объединениях». В приведенном законе наиболее полно изложен правовой статус религиозных объединений Российской Федерации. С момента его принятия не утихают споры о том, что данный нормативно правовой акт противоречит Конституции РФ, которая устанавливает равенство всех религиозных объединений перед законом. В преамбулу закона вписаны следующие строки «…признавая особую роль православия в истории России, в становлении и развитии ее духовности и культуры, уважая христианство, ислам, буддизм, иудаизм и другие религии, составляющие неотъемлемую часть исторического наследия народов России…»2. Некоторые исследователи указывают на тот факт, что подобным указанием на «особую роль православия» закон ущемляет правовое положение других религиозных объединений не входящих в этот список.