Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 14:16, шпаргалка
ответы на билеты к экзамену по "Гражданскому праву"
ж) исполнительное производство связано с необходимостью принудительного исполнения судебного решения или иного документа, если обязанное лицо добровольно это не делает.
Все перечисленные выше стадии процесса, как правило, следуют одна за другой, однако в некоторых случаях возможно прохождение дела, минуя некоторые стадии. Так, дело возбужденное в суде, подготовленное и рассмотренное в заседании суда, не обязательно должно попасть в кассационную инстанцию. Решение по делу может вступить в законную силу немедленно, и в этом случае кассационное обжалование не допускается. Кассационный суд может отказать в восстановлении пропущенного кассационного срока, и в таком случае заинтересованному лицу придется искать возможность для проверки решения в порядке надзора.
49Финансовая деятельность государства и муниципальных образований: понятие, особенности
Финансовая деятельность государства - осуществляется посредством привлечения денежных средств в фонды специального назначения путем распределения их между звеньями финансовой системы. В ходе финансовой деятельности производится образование, распределение и использование государственных и муниципальных централизованных и децентрализованных денежных фондов.
Государство сталкивается с
необходимостью воздействия на различные
социально-экономические
Организационно-правовые особенности финансовой деятельности государства:
межотраслевой характер - в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований контролируется деятельность и в других сферах;
осуществление финансовой деятельности - происходит в виде деятельности представительных и исполнительных органов власти;
сфера финансовой деятельности
- относится к ведению
Финансовая деятельность муниципальных образований - направлена на решение задач местного значения, которые определены законодательством о местном самоуправлении. Финансовая деятельность муниципальных образований осуществляется через органы местного самоуправления.
Методы финансовой деятельности:
образование - денежные средства образуются путем обязательных платежей, а также путем добровольных платежей;
распределение - при распределении государственных денежных средств применяются два основных метода: финансирование (безвозвратное и безвозмездное предоставление этих средств) и кредитование (выделение средств на началах возмездности и возвратности);
использование денежных средств - поступление в процессе финансовой деятельности денежных средств в распоряжение государства, юридических и физических лиц, а также использование их осуществляется посредством расчетных операций.
Формы финансовой деятельности:
правовая - деятельность, которая влечет правовые последствия и осуществляется на основе юридического оформления;
неправовая - деятельность, которая не влечет юридических последствий, хотя и предусмотрена законодательством.
Финансовая деятельность
в Российской Федерации осуществляется
органами государственной и
Финансовую деятельность осуществляют органы государства всех 3 ветвей государственной власти - законодательной, исполнительной и судебной в пределах своей компетенции.
Президент РФ обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти, определяет основные направления внутренней и внешней финансовой политики государства.
Правительство РФ осуществляет организацию и исполнение федерального бюджета, организацию разработки программ экономического и социального развития государства.
50
Бюджетное право России–
это подотрасль российского права, часть
финансового права, его ведущий институт;
совокупность устанавливаемых государством
общеобязательных норм, определяющих
основы бюджетного устройства страны,
составления, рассмотрения, утверждения
и исполнения государственного бюджета
и бюджетов субъектов РФ, входящих в бюджетную
систему государства. Бюджетное право
России также включает в себя перечень
доходов и расходов бюджета, порядок распределения
доходов и расходов между различными видами
бюджетов, бюджетные права РФ, субъектов
РФ, административно—
Источник бюджетного права — это внешняя форма выражения нормы бюджетного права или, другими словами, нормативный правовой акт, содержащий нормы бюджетного права. Система источников бюджетного права в РФ закреплена в положениях ст. ст. 2—4 БК РФ. Бюджетное законодательство РФ состоит из БК РФ и принятых в соответствии с ним федеральных законов о федеральном бюджете на соответствующий год, законов субъектов РФ о бюджетах субъектов РФ на соответствующий год, нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления о местных бюджетах на соответствующий год и иных федеральных законов, законов субъектов РФ и нормативных правовых актов представительных органов местного самоуправления, регулирующих правоотношения, указанные в ст. 1 БК РФ (ст. 2 БК РФ).
Основным источником бюджетного права в РФ является Бюджетный кодекс Российской Федерации. Важнейшими источниками бюджетного права являются Налоговый кодекс Российской Федерации, а также правовые акты субъектов РФ и муниципальных образований, регламентирующие бюджетный процесс на своем уровне. Помимо этого, в систему источников бюджетного права входят законы и подзаконные акты, регламентирующие процесс распределения доходов и расходов бюджетов всех уровней, а также деятельность отдельных органов и организаций. Предмет бюджетного права составляют общественные отношения, возникающие в бюджетной сфере, а именно при:
формировании доходов бюджетов;
расходах бюджетов;
осуществлении бюджетного процесса, то есть при составлении проектов бюджетов и их рассмотрении, утверждении бюджетов и их исполнении, а также при составлении и утверждении отчета об исполнении бюджетов;
проведении бюджетного контроля;
применении мер принуждения к нарушителям бюджетного законодательства РФ.
Бюджет состоит из 2 частей: доходной и расходной.
Доходы бюджета – это часть бюджета, выражающаяся в платежах юридических и физических лиц и иных доходах.
Источники доходов можно
классифицировать по различным основаниям.
По социально-экономическому признаку
все доходы можно разделить на
доходы от хозяйственной деятельности
физических и юридических лиц, от
внешнеэкономической
Источники доходов бюджета можно разделить на внутренние и внешние.
К внешним источникам относятся средства, предоставляемые иностранными государствами и международными организациями. Необходимо отметить, что данные средства чаще всего предоставляются на возвратной основе, т. е. по своей сути являются процентными ссудами. Финансирование нижестоящего бюджета вышестоящим (это ведь тоже источник доходов) происходит в форме дотаций, субвенций и ссуд.
Дотация – это денежная сумма, выделяемая из бюджета вышестоящего уровня на безвозмездной и безвозвратной основе, а ее использование не имеет целевого назначения.
Субвенция – это денежная сумма, выделяемая на определенный срок из бюджета вышестоящего уровня на конкретные цели. Субвенции имеют строгое целевое назначение и должны быть использованы в определенный срок.
Бюджетная ссуда – это денежная сумма, предоставляемая в тех же случаях, что дотации и субвенции, однако на возвратной, а иногда и возмездной основе. Расходы бюджетов любого уровня подразделяются на 2 части: бюджет развития и бюджет текущих расходов.
В бюджет развития включаются ассигнования на такие затраты, как капитальные вложения в развитие территорий, финансирование экологических программ, капитальное строительство и т. п. В бюджет текущих расходов попадают все другие расходы.
Практическое значение этой классификации заключается в следующем: при наличии бюджетного дефицита первоочередному финансированию подлежат расходы, включаемые в бюджет текущих расходов. Бюджет должен быть сбалансированным. Превышение расходной части над доходной составляет дефицит бюджета.
Существенный, постоянно растущий бюджетный дефицит неизбежно ведет к росту государственного долга, усиливает инфляцию. Однако в умеренных размерах дефицит бюджета страны представляется нормальным явлением: даже многие высокоразвитые капиталистические страны имеют дефицитные бюджеты.
Если происходит превышение предельного уровня дефицита или значительное снижение поступлений доходных источников бюджета, то вводится механизм секвестра расходов.
Секвестр заключается в пропорциональном снижении государственных расходов ежемесячно по всем статьям бюджета в течение оставшегося времени текущего финансового года.
Бюджетный процесс– регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса, заключающаяся в составлении и рассмотрении проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждении и исполнении соответствующих бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также в контроле за их исполнением.
Выделяют четыре стадии бюджетного процесса: 1) составление проектов бюджетов – подготовка экономического обоснования доходов и расходов бюджета; 2) утверждение проектов бюджетов – принятие нормативно—правовых актов о бюджете соответствующего уровня на очередной финансовый год; 3) исполнение бюджетов – получение доходов бюджета и распределение бюджетных средств в соответствии с нормативно—правовым актом о бюджете; 4) контроль за исполнением бюджетов и отчет об исполнении бюджетов – текущий контроль за использованием бюджетных средств в процессе исполнения бюджета и подведение итогов исполнения бюджета по окончании финансового года.
Бюджетный процесс на федеральном
уровне регламентируется БК РФ, который
также устанавливает общие
51
Создание новой банковской системы России относится к началу 1991 г., после принятия 2 декабря 1990 г. двух Законов РСФСР: "О Центральном банке РСФСР (Банке России)" и "О банках и банковской деятельности в РСФСР". Банковская система того периода имела двухуровневую структуру: на одном уровне - Центральный банк РФ (Банк России), на другом - все остальные банки.
В настоящее время банковская
система России не находится в
застывшем состоянии, она продолжает
развиваться. В соответствии с Федеральным
законом "О банках и банковской
деятельности" банковская система
РФ включает ЦБ РФ, кредитные организации,
а также филиалы и
Кредитная организация - это юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) ЦБ РФ имеет право осуществлять банковские операции. Кредитная организация образуется на основе любой формы собственности как хозяйственное общество.
Кредитные организации в свою очередь подразделяются на две группы: банки и небанковские кредитные организации.
Кредитная организация имеет
право осуществлять профессиональную
деятельность на рынке ценных бумаг
в соответствии с федеральными законами.
Кредитной организации
Банки - это такие кредитные организации, которые имеют исключительное право в совокупности осуществлять следующие банковские операции:
привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц;
размещение указанных средств от своего имени и за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности (кредитование);
открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц.
В зависимости от способа формирования уставных капиталов коммерческие банки можно разделить акционерные и паевые.
Собственные и привлеченные средства образуют пассив баланса банка: уставный капитал, резервный капитал, фонд развития капитального имущества, фонд социального развития и т.д.
К привлеченным средствам относятся средства на расчетных, текущих и сберегательных счетах предприятий организаций и учреждений, кредиты других банков и прочие кредиты.
Aктивы баланса банка разделяются на текущие (Денежные средства, денежные обязательства, учтенные векселя ценные бумаги, иностранная валюта и прочие ценности) и капитальные (здания, строения, технологическое оборудование, собственные земельные участки, транспортные средства, дома отдыха и иные объекты).