Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2015 в 12:25, шпаргалка
1. Понятие и виды источников римского права и их характеристика. Рецепция римского частного права.
2. Понятие, система и предмет регулирования римского частного права. Значение римского частного права.
3. Периодизация римского права: понятие, значение и характеристика периодов.
4. Обычное право и закон.
5. Деятельность юристов и эдикты магистратов.
6. Конституции императоров. Сенатусконсульты. Кодификация: причины, содержание, процесс кодификации.
7. Развитие гражданского судопроизводства в Древнем Риме. Понятие и стадии римского гражданского процесса.
8. Легисакционный процесс, его особенности.
36. Понятие и виды прав на чужие вещи.
Источниками римского права признаются общеобязательные формы выражения правовых норм, принятых специальным органом (например, сенатом) или должностным лицом (например, претором) в Древнем Риме.
Римское право различало несколько видов источников:
1) обычное право — совокупность общеобязательных, определенных правил поведения, которые сложились в Древнем Риме в связи с их неоднократным применением. Обычаи не являются формально определенным источником права, так как они не зафиксированы ни в одном официальном акте. Различают обычаи предков (mores maiorum), обычную практику (usus), обычаи жрецов (commentarii pontificum), обычаи магистратов (commentarii magistratuum). Обычаи являлись альтернативой иных более важных источников права, помогали претворять вжизнь законы и другие источники права. Обычаи применялись лишь в том случае, когда иные источники права (законы) не регулировали данные правоотношения;
2) законы (leges) — основное воплощение римского писаного права, акты, принятые специально избранными для этих целей лицами (магистратами). Виды законов:
а) законы, нарушение которых влечет признания сделки недействительной (lex perfecta);
б) законы, нарушение которых не влечет признания сделки недействительной, но порождает невыгодные последствия (lex minus quam perfecta); в) законы, неисполнение которых не влечет за собой наказания виновного (lex imperfecta); 3) плебисциты — аюы, принятые на собрании плебеев без участия сенаторов. Они принимались Народным собранием и предварительно не обсуждались в сенате. Источниками права являлись эдикты магистратов, комментарии юристов.
Эдиктом признавались устные объявления магистрата по конкретному вопросу. В римском праве различали эдикты эдилов, провинциальные эдикты, преторские эдикты.
Источники римского права:
1) надписи на камнях, деревьях, стенах. Во второй половине XIX в. такие надписи были опубликованы в Своде латинских надписей (Corpus inscriptionum latinarum);
2) Законы XII таблиц — свод законов Древнего Рима, который в виде медных многогранных досок был выставлен на городской площади. Законы XII таблиц состояли из нескольких разделов: о вызове в суд, о вершении исков, одолговом рабстве, о порядке манципации при сделках, о завещании и семейных делах, о пользовании земельным участком, о воровстве, о личном оскорблении, об уголовных наказаниях, о порядке похорон и церемоний, о публичных делах в городе и о неиспрашива-нии привилегий;
3) кодификация императора Юстиниана— Corpus Iuris civilis (Свод гражданского права);
4) произведения римских юристов и ораторов: Тита Ливия, Аммиана Марцеллина, Цицерона.
Римское гражданское право в качестве учебной дисциплины имеет своим предметом право Римского государства рабовладельческой формации. История развития этого государства и всей системы римского права в целом изучается в составе курса истории государства и права зарубежных стран.
Предметом изучения курса «Римское гражданское право является право римского государства, но не в полном его объеме, а в границах частного права. Поэтому следует определить, что означает термин «частное право» (ius privatum).
Римская правовая система включала в себя публичное право и право частное. Деление права на публичное и частное было выработано в судебной практике и юриспруденции Рима в классический период. Сами римляне по-разному проводили разграничение между этими областями права. Но законодательное признание получила формула классического римского юриста Ульпиана: «Публичное право есть то, которое относится к положению римского государства, частное - которое относится к пользе отдельных лиц» (Д.1.1.1.2). Таким образом, критерием различия областей частного и публичного права, служил характер интересов, защищаемых правом. К публичному праву относились нормы, которые непосредственно охраняли интересы государства: определяли правовое положение государства и его органов и регулировали их отношения с частными лицами.
Отношения между отдельными индивидами регулировались нормами частного права, которые получили воплощение в институтах семейного права, а также институтах, связанных с производством, обменом вещей и услуг: собственность, наследование, обязательства и т.п.
Деление права на публичное и частное в произведениях римских юристов имело под собой и объективные различия в методах правового регулирования. Публичное право включало в себя отношения власти и подчинения. Поэтому его нормы носили, безусловно, обязательный, т.е. императивный характер.
В частном праве выражались отношения формально равных лиц, не соподчиненных друг другу, например, частных собственников, выступающих на рынке. В этой области права непосредственное вмешательство государства в регулирование отношений было ограниченным. Здесь преобладали нормы, позволяющие самим заинтересованным лицам определять содержание складывающихся между ними отношений. В современном праве такие нормы называют уполномочивающими. Например, законы ХП таблиц при заключении договора займа определяли «… как они договорятся, так пусть и будет». Охрана частных интересов осуществлялась только по инициативе заинтересованных лиц: собственник вправе защищать свое имущество или не защищать, интересы лица защищаются лишь по его требованию и в пределах заявленного притязания.
Римские юристы утверждали, что публичное право как выражение «общественного интереса» стоит выше частного. В римском праве действовал принцип, согласно которому нормы публичного права не могут изменяться частными соглашениями. Но публичное право в римском государстве было менее разработано, чем частное право. Частное право, в котором интересы государства реализовывались путем защиты интересов отдельных его представителей, выступающих в качестве собственников, получило более глубокую разработку. Римское частное право в классическую эпоху достигло высокого уровня юридической техники, наивысшей степени разработанности и совершенства. Именно частное право Рима оказало влияние на последующую историю права, было воспринято многими феодальными и буржуазными правовыми системами.
Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод, что предметом курса римского гражданского права является правовая система, сложившаяся в Древнем Риме и регулировавшая отношения между частными лицами.
Предметом изучения являются основные институты имущественного права, а также семейные правоотношения.
С древнейших времен люди в процессе своей жизнедеятельности вступают между собой в определенные общественные отношения, большинство из которых регулируются нормами права и соответственно называются правовыми отношениями. Значительная часть правовых отношений возникает по поводу создания, приобретения, отчуждения, использования, передачи имущества. Это отношения имущественные.
В современных правовых системах имущественные отношения регулируются такой отраслью права как гражданское право. В связи с этим возникает вопрос о соотношении понятий «римское гражданское право» и «гражданское право».
В латинском языке слову «гражданский» соответствует слово «civilis». Но термин «ius civile» (цивильное, гражданское право) в римском праве по своему содержанию не соответствует современному термину «гражданское право». Термин «гражданское право» в римском праве имело совсем иное значение.
Ius civile - это исконное национальное древнеримское право, которое распространяло свое действие исключительно на римских граждан - квиритов. Поэтому это право именовалось также квиритским правом.
То, что мы сегодня называем гражданским правом, в Древнем Риме складывалось из трех существовавших тогда систем:
ius civile - цивильное право;
ius gentium - право народов;
ius praetorium - преторское право.
Эти три системы регулировали имущественные отношения, складывающиеся в римском обществе.
Цивильное право, как уже отмечалось, представляло собой сугубо национальное древнейшее право, регулировавшее имущественные отношения только между квиритами. Оно отличалось национальной ограниченностью, обременительным формализмом и консервативностью. Римское государство возникло как государство-город (полис) и цивильное право действовало в пределах территории города Рима, что придавало ему замкнутый и ярко выраженный национальный характер. Квиритское, или цивильное, право характеризовалось «внутренней недифференцированностью, переплетением с религией и простыми нормами нравственности, неразвитостью правовых понятий, отраслей права»[3].