Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2015 в 12:25, шпаргалка
1. Понятие и виды источников римского права и их характеристика. Рецепция римского частного права.
2. Понятие, система и предмет регулирования римского частного права. Значение римского частного права.
3. Периодизация римского права: понятие, значение и характеристика периодов.
4. Обычное право и закон.
5. Деятельность юристов и эдикты магистратов.
6. Конституции императоров. Сенатусконсульты. Кодификация: причины, содержание, процесс кодификации.
7. Развитие гражданского судопроизводства в Древнем Риме. Понятие и стадии римского гражданского процесса.
8. Легисакционный процесс, его особенности.
Порядок образования юридических
лиц осуществляется в соответствии с действующим
гражданским законодательством и состоит
из нескольких этапов.
Вынесение решения о создании соответствующей
организации зависит от способа образования
юридических лиц. В некоторых случаях
для создания юридических лиц требуется
специальное предписание компетентного
органа, поэтому они возникают в распорядительном
порядке, например при создании государственного
и муниципального унитарного предприятия
на основании решения уполномоченного
на то государственного органа или органа
местного самоуправления.
В основе добровольного порядка возникновения
юридических лиц лежит решение, принятое
коллективом будущих членов создаваемой
организации, которое должно быть представлено
в определенный государственный орган,
и после этого могут быть предприняты
дальнейшие шаги по созданию юридического
лица. Добровольный порядок образования
юридических лиц дифференцируется на
две правовые группы: разрешительный и
нормативно-явочный.
При разрешительном порядке решение учредителей
о создании юридического лица вступает
в силу после того, как оно будет санкционировано
управомоченным на то органом. Например,
решение граждан, желающих образовать
гаражно-строительный кооператив, утверждается
администрацией района, и в этом случае
компетентный орган учитывает не только
соблюдение учредителями предписаний
закона, но и соображения целесообразности.
Для создания объединений коммерческих
организаций (союзов или ассоциаций) необходимо
получить предварительное согласие федерального
антимонопольного органа.
При нормативно-явочном порядке образования
юридического лица решение учредителей
не нуждается в чьем-либо утверждении,
а соответствующий орган ограничивается
проверкой соблюдения учредителями тех
содержащихся в законе требований, которым
должна удовлетворять создаваемая организация.
После того как решение о создании юридического
лица принято в установленном порядке,
разрабатываются устав и другие учредительные
документы, назначаются или избираются
органы и формируется имущественная база.
Утверждение устава и заключение учредительного
договора является важнейшим этапом в
создании юридического лица. В учредительном
договоре учредители определяют порядок
совместной деятельности по его созданию,
условия передачи ему своего имущества
и участия в его деятельности, условия
и порядок распределения между участниками
прибыли и убытков, вопросы управления
деятельностью юридического лица, выхода
учредителей из его состава.
Правовое значение устава юридического
лица состоит в следующем:
1) в уставе некоммерческой организации
и унитарных предприятий, а в предусмотренных
законом случаях и других коммерческих
организаций, должны быть определены пределы
и цели деятельности юридического лица;
2) устав очерчивает структуру юридического
лица и указывает его органы, а также указывает
форму имущественной обособленности юридического
лица (оперативное управление, полное
хозяйственное ведение и т.д.).
Последней, завершающей, стадией в процедуре
создания юридического лица является
его государственная регистрация, которая
осуществляется территориальными отделами
Министерства по налогам и сборам РФ. Для
регистрации юридического лица в соответствующий
орган представляются: заявление, устав
предприятия или организации, утвержденный
в установленном порядке, решение о создании
(распоряжение, в надлежащих случаях согласие
собственника имущества или его органа,
учредительный договор и т.п.), свидетельство
об оплате государственной пошлины, справка
о юридическом адресе, согласование его
наименования. Юридическое лицо считается
созданным с момента его государственной
регистрации. Нарушение установленного
порядка образования юридического лица
или несоответствие его учредительных
документов закону влечет отказ в государственной регистрации
юридического лица, который может быть обжалован
в судебном порядке. Отказ в регистрации
по мотивам нецелесообразности создания
юридического лица не допускается.
Деятельность юридического лица прекращается
посредством его реорганизации или ликвидации.
Реорганизация юридического лица ведет
к прекращению самостоятельного существования
организации без полной ликвидации ее
дел и имущества. Реорганизация осуществляется
путем разделения предприятия или организации
и создания на их основе нескольких юридических
лиц; слияния нескольких юридических лиц
в одно; присоединения одного юридического
лица к другому; преобразования одного
юридического лица в другое (например,
на базе государственного предприятия
создается акционерное общество); выделения
из состава предприятия одного или нескольких
юридических лиц.
Реорганизация юридического лица может
быть осуществлена добровольно по решению
учредителей (участников) либо органа
юридического лица, уполномоченного на
то учредительными документами, либо принудительно
по решению уполномоченного государственного
органа или по решению суда в форме его
разделения или выделения в случаях, прямо
определенных в законе.
В частности, в соответствии с Законом РФ
"О конкуренции и ограничении монополистической
деятельности на товарных рынках"*(25)
в случае, когда хозяйствующие субъекты,
занимающие доминирующее положение, осуществляют
монополистическую деятельность или их
действия приводят к существенному ограничению
конкуренции, Антимонопольный комитет
РФ вправе принять решение о принудительном
разделении. Данное решение может быть
принято при наличии возможностей для
организационного или территориального
обособления предприятий, их структурных
подразделений или разграничения сфер
деятельности и подлежит исполнению в
срок не менее 6 месяцев. В случае, если
предписание антимонопольного комитета
о разделении хозяйственных органов не
будет исполнено в установленный срок,
этот государственный орган получает
право обратиться в арбитражный суд с
соответствующим иском к юридическому
лицу. Если суд сочтет иск обоснованным,
он назначает внешнего управляющего и
поручает ему осуществить реорганизацию.
С момента назначения к внешнему управляющему
переходят все полномочия по управлению
делами юридического лица, и основная
обязанность заключается в совершении
действий по реорганизации, в частности
составление разделительного баланса
и передача его на утверждение арбитражному
суду вместе с учредительными документами,
а также решение других вопросов, возникающих
в ходе реорганизации юридических лиц.
Утверждение судом указанных документов
будет служить основанием для государственной
регистрации этих юридических лиц (ст. 57
ГК РФ).
Участие уполномоченных государственных
органов в процессе реорганизации проявляется
и в согласовании на реорганизацию в форме
слияния, присоединения и преобразования
юридического лица, получение которого
является обязательным условием такой
реорганизации в целях предупреждения
доминирующего рыночного положения хозяйствующих
субъектов, что представляет собой исключение
из общего порядка, установленного ГК РФ.
В интересах кредиторов в ГК РФ включены
нормы, позволяющие определить правопреемника
реорганизованного юридического лица
применительно ко всем формам реорганизации
(ст. 58 ГК РФ). При слиянии юридических лиц
права и обязанности каждого из них переходят
к вновь возникшему юридическому лицу
в соответствии с передаточным актом,
а при присоединении одного юридического
лица к другому к последнему на основании
передаточного акта переходят все права
и обязанности присоединенного юридического
лица. В случаях реорганизации в форме
разделения либо выделения из состава
одного или нескольких юридических лиц
права и обязанности реорганизованного
юридического лица переходят к вновь возникающим
юридическим лицам в соответствии с разделительным
балансом.
Таким образом, во всех случаях реорганизации
юридического лица документом, связанным
с правопреемством, служит либо передаточный
акт, либо разделительный баланс. При этом
ГК РФ предъявляет к ним следующие обязательственные
требования.
1. Они должны включать в себя положения
о правопреемстве по всем обязательствам
реорганизованного юридического лица
в отношении всех его кредиторов и должников.
2. Передаточный акт или разделительный
баланс должен быть утвержден учредителями
(участниками) юридического лица либо
органом, принявшим решение о реорганизации.
Утвержденный передаточный акт (разделительный
баланс) вместе с учредительными документами
представляется для государственной регистрации
вновь возникших юридических лиц.
В ГК РФ, в отличие от ранее действовавшего
законодательства, включены нормы, обеспечивающие
необходимые гарантии прав и законных
интересов кредиторов реорганизованного
юридического лица, заключающиеся в том,
что учредители (участники) юридического
лица, а также орган, принимающий в соответствующих
случаях решение о реорганизации юридического
лица, должны направить всем его кредиторам
письменное уведомление о его реорганизации
(ст. 60 ГК РФ).
Кредиторы реорганизованного юридического
лица наделяются правом потребовать прекращения
или долгосрочного исполнения обязательства,
должником по которому выступает реорганизуемое
юридическое лицо, а также могут потребовать
возместить убытки, вызванные прекращением
исполнения соответствующих обязательств.
Если кредитором не будет реализовано
право на досрочное прекращение либо исполнение
должником обязательств, место реорганизованного
юридического лица в этом обязательстве
займут его правопреемники, определяемые
на основании соответствующего передаточного
акта или разделительного баланса. В случае,
когда разделительный баланс или передаточный
акт не дают возможность установить правопреемника
реорганизованного юридического лица,
все вновь возникшие юридические лица
будут нести перед его кредиторами солидарную
ответственность по прежним обязательствам.
При реорганизации путем присоединения
юридическое лицо считается реорганизованным
с момента внесения в Единый государственный
реестр юридических лиц записи о прекращении
деятельности присоединенного юридического
лица, а в остальных случаях юридическое
лицо признается реорганизованным с момента
регистрации вновь возникших юридических
лиц.
Римский юрист Модестин (III в. н. э.) определял брак как союз мужа и жены, соединение всей жизни, общность божественного и человеческого права. Это определение, однако, не соответствовало действительному положению вещей. Дело в том, что первой формой брака в Риме был брак под названием cum manu — брак, устанавливавший власть мужа над женой. Вступив в такой брак, женщина попадала под власть мужа или его домовладыки и становилась агнаткой в доме мужа.
Однако уже в древности женщина
могла избежать власти мужа. Для этого
она должна была заключить брак без соблюдения
всяких формальностей (sine manu) — брак, не порождавший
власть мужа над женой. Если в течение года после
заключения такого брака женщина три ночи
подряд проводила вне дома мужа, она не
становилась агнаткой в доме мужа. Такая
процедура могла ежегодно повторяться.
Если жена не отлучалась из дома, то она
попадала под власть мужа и брак превращался
в брак с властью мужа (cum manu).
Брак sine manu — это форма брака, основанная
на равенстве супругов, независимости
жены от мужа. Жена была хозяйкой дома
и матерью детей. Остальные вопросы находились
в ведении мужа. Предположительно во второй
период республики эта форма брака пришла
на смену cum manu и стала преобладающей.
В I в. до н. э. появилась особая форма брака — конкубинат, дозволенное законом постоянное (а не случайное) сожительство мужчины и женщины, однако не отвечающее требованиям законного брака. Конкубина не разделяла социального состояния мужа, дети от конкубины не подлежали отцовской власти. Это постоянное сожительство двух лиц, ни одно из которых не состояло в браке с целью создания жизненной общности. Рожденные конкубиной дети не считались законными, поэтому были ограничены в наследственных правах.
Таким образом, можно выделить три формы брака:
Для совершения брака с соответствующими правовыми последствиями надо было, чтобы брачующиеся удовлетворяли определенным условиям. Одни из этих условий были абсолютными, должны были быть в наличии для заключения всякого римского брака. Другие практически играли роль условий относительных, наличие которых было необходимо для совершения брака между лицами, принадлежавшими к разным общественным группам.
Условия вступления в брак:
Первым условием вступления в брак было достижение брачующимися брачного возраста, который, совпадая с возрастом совершеннолетия, после некоторых колебаний был установлен в 14 лет для мужчин и в 12 лет для женщин.
Вторым условием было согласие на брак и условия
его заключения. В древнейшее время это
было согласие одного только домовладыки.
Жених выражал свою волю, если он был полностью правоспособным;
правоспособная невеста нуждалась в согласии
опекуна (auctoritas tutoris).
Однако постепенно сложился другой взгляд:
для вступления в брак не вполне правоспособного
лица нужно прежде всего его согласие
и, наряду с ним, согласие главы семьи невесты
и согласие как главы семьи жениха, так
и лица, под отеческой властью которого
жених может оказаться со смертью главы
семьи. Так, согласие на брак внука дает
не только его глава семьи — дед, но и отец,
подчиненный власти того же деда, ибо после
смерти деда внук окажется под властью
своего отца, которому сын не вправе навязать
наследников, будущих детей от заключаемого
брака. Наоборот, внучка, вступая в брак,
не только не навязывает наследников своему
деду и отцу, но и сама перестает быть их
наследницей, вступая в агнатическую семью
своего мужа. На выход из старой агнатической
семьи и дает согласие невесте глава ее
семьи.
Таким образом, первоначально все положения
о согласии на бракбрак и условия его заключения
исходили из той же идеи власти, на которой
покоилась агнатическая семья вообще.
Отец давал согласие на брак детей не потому,
что он был отцом, а потому что он был главой
семьи, носителем отцовской власти.
Но по мере того как личность детей начинает эмансипироваться от когда-то неограниченной власти главы семьи, интересы и воля детей начинают все больше приниматься во внимание и в вопросе о согласии домовладыки на вступление в брак. Так, Закон Юлия (4 г. н. э.) предоставил нисходящим право обжаловать магистрату неосновательный отказ главы семьи в согласии на брак. Затем детям было разрешено вступать в брак и без его согласия, если он взят в плен или безвестно отсутствует. Были случаи, когда согласие на брак испрашивалось не у агнатического родственника, а у родственников по крови: женщина, которая, состоя под опекой, могла вступать в брак, не иначе как получив согласие опекуна (auctoritas tutoris), после отпадения опеки над женщинами была обязана испрашивать разрешение на брак и условия его заключения у отца, а за отсутствием отца — у матери или у других близких родственников.