Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 11:09, контрольная работа
Состав и построение системы обеспечения безопасности Республики Беларусь согласно Концепции национальной безопасности:
Система обеспечения национальной безопасности представляет собой совокупность субъектов обеспечения национальной безопасности, объединенных целями и задачами по защите жизненно важных интересов личности, общества и государства, которые осуществляют согласованную деятельность в рамках законодательства.
1. Состав и построение системы обеспечения безопасности
2. Требования к системе обеспечения безопасности и ее правовое регулирование
3. Основные функции системы обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь
4. Место и роль государственных органов Республики Беларусь, общественных объединений, неправительственных организаций в системе обеспечения безопасности Республики Беларусь
Система обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь
План
1. Состав и построение
системы обеспечения
2. Требования к системе обеспечения безопасности и ее правовое регулирование
3. Основные функции системы
обеспечения национальной
4. Место и роль государственных
органов Республики Беларусь, общественных
объединений,
1. Состав и построение
системы обеспечения
Состав и построение системы обеспечения безопасности Республики Беларусь согласно Концепции национальной безопасности:
Система обеспечения национальной
безопасности представляет собой совокупность
субъектов обеспечения
Субъектами системы
Общее руководство системой обеспечения национальной безопасности осуществляет Президент Республики Беларусь, который реализует свои полномочия в этой сфере через Совет Безопасности Республики Беларусь и Совет Министров Республики Беларусь.
Функционирование системы обеспечения национальной безопасности организуется в соответствии с законодательством Республики Беларусь, регламентирующим отношения между субъектами системы.
Наиболее распространенными
являются точки зрения, что объектом
безопасности выступают: личность, общество
и государство или общественная
система. В таком подходе происходит
смешение объекта политики и национальной
безопасности. Хотя, несомненно, они
тесно переплетаются и
Именно с этих позиций и для четкого разграничения теоретического и практического аспектов национальной безопасности предлагается рассматривать отдельно объекты безопасности и объекты обеспечения национальной безопасности или объекты защиты. Первые раскрывают содержание исследуемого явления, то есть безопасности, а вторые выступают в качестве формы проявления, реализации данного содержания. Они относятся к системе обеспечения безопасности. В этом аспекте объектом национальной безопасности выступают интересы как воплощение общественных отношений. А объектами обеспечения национальной безопасности являются носители (материальные и идеальные) общественных отношений. Иными словами, к объектам обеспечения или защиты относятся те объекты, воздействуя на которые возможно нанесение ущерба национальным интересам.
Такое разграничение необходимо
в силу того, что национальные интересы
и отношения как объект безопасности
в теоретическом плане
Угрозы национальной безопасности,
то есть угрозы для нормального
Иначе говоря, угрозы безопасности воздействуют на ее объект (политические, экономические, социальные отношения и интересы) и проявляются в нарушении функционирования системы общественных отношений, в воздействии на интересы и условия их реализации.
Соответственно, при построении
системы обеспечения
Такой подход подчеркивает, выделяет социальный характер национальной безопасности, с одной стороны. С другой - позволяет строить систему обеспечения безопасности, выделяя как ее непосредственный объект, так и объекты воздействия или объекты защиты.
Выделение объектов воздействия
(объект защиты или объект воздействия
угроз, что зависит от точки зрения
на предмет исследования) позволяет
более детально определить угрозы составляющим
национальной безопасности. Например,
на основе поиска и сбора информации
о состоянии политических отношений
или отраслей народного хозяйства,
отдельного предприятия, фирмы, государственные
или негосударственные
Иными словами, когда речь идет о социальной системе в разрезе национальной безопасности, следует учитывать два аспекта. Первый, что в проблеме национальной безопасности вычленяются как сама безопасность, так и ее обеспечение. Второй, что при анализе национальной безопасности и ее обеспечении вычленяются и два вида объектов - объекты национальной безопасности и объекты непосредственного воздействия, обеспечения (защиты). К первым относятся интересы и система общественных отношений, ко вторым - элементы социальной системы, обеспечивающие реализацию национальных интересов и отношений. И через воздействие на объекты обеспечения (защиты) осуществляется влияние угроз на объекты национальной безопасности. Поэтому при анализе объектов безопасности необходимо выделять и рассматривать именно две эти группы.
В методологическом плане формирование системы объектов безопасности (то есть системы интересов) должно осуществляться в соответствии со структурой всех уровней общественной жизнедеятельности: отношения в политической сфере, в рамках национальной экономики и в сфере информационной деятельности; на уровне межличностных, субъектных отношений (в соответствии с макро - и микроуровнями). Также в соответствии с формами социальной деятельности вычленяются политические, социальные, информационные, производственные, распределительные, финансовые и пр. отношения. Поскольку социальная система республики представляет собой сложную, иерархическую структуру, в качестве объектов национальной безопасности выступают общественные отношения и интересы трех уровней:
система национальная безопасность беларусь
уровень личности - социальные, экологические, экономические интересы каждого индивида и его отношения с другими субъектами жизнедеятельности;
микроуровень - политические, социальные, информационные, экономические интересы и отношения органов управления, общественных объединений, регионов (областей) и отраслей (секторов);
макроуровень - реализация национальных политических, экономических, информационных, социальных интересов и отношений в рамках международных отношений.
Что же касается объектов воздействия или обеспечения национальной безопасности, то следует отметить, что речь идет об одном и том же объекте, но рассматриваемом с позиций разных субъектов. Об объекте воздействия речь идет при анализе механизма реализации угроз безопасности. Об объекте обеспечения говорится при анализе деятельности государства, его органов или субъектов хозяйствования, направленной на предотвращение воздействия угроз на национальные интересы или отношения. В первом случае рассматривается система: угроза - объект ее воздействия. Во втором - между ними встает субъект, деятельность которого должна предотвратить воздействие угрозы на объект.
В самом общем виде объекты
воздействия (защиты или обеспечения)
целесообразно подразделить на две
большие группы: физические, материальные
и идеальные объекты и
В этом случае следует учитывать,
что жизнедеятельность
В современных условиях все более усиливается взаимосвязь экономики и политики, экономики и социальной сферы, информационной со всеми другими. Поэтому воздействие на объекты обеспечения одной из составляющих национальной безопасности или защиты может осуществляться как непосредственно, так и опосредованно, через воздействие на другие сферы жизнедеятельности.
Механизм взаимосвязи
различных составляющих национальной
безопасности, например экономики и
политики, включает такие элементы,
как формирование потребностей людей,
учет интересов, определение показателей
развития, совершенствование правовых,
экономических и
В современных условиях человеческий
фактор становится одним из основных
в обеспечении эффективного развития
общества и его институтов. Поэтому
в качестве способа воздействия
на национальную безопасность может
выступать и процесс
С учетом этого, невещный (идеальный) объект в аспекте анализа человека как главной силы общественного развития представлен широким диапазоном интеллектуальных ресурсов, массивов информации, целей, интересов, стратегических планов. В этом случае человек, индивид выступает в качестве объекта воздействия (а не объекта национальной безопасности), поскольку является носителем всей системы общественных отношений. То есть через воздействие на человека, индивида осуществляется негативное влияние угроз безопасности и на систему интересов и отношений, но не непосредственно, а опосредованно.
В этой связи специфика
объекта воздействия (он же объект защиты)
в системе обеспечения
Многообразие методов
воздействия на объекты безопасности
- национальные интересы и отношения
- через вещные и невещные (идеальные)
объекты и обусловливает
Таким образом, вычленение в
структуре объектов национальной безопасности
непосредственно ее объектов - интересы
и отношения - и объектов воздействия
и отнесение их к понятию обеспечение
безопасности, на наш взгляд, не только
целесообразно, но и необходимо. Данное
разграничение позволяет в
выделить конкретные механизмы реализации угроз безопасности, в которых объекты воздействия являются элементами;
раскрыть непосредственные и опосредованные воздействия на объекты безопасности и, соответственно, расширить перечень угроз, которые необходимо предотвращать для защиты национальных, общественных, государственных и индивидуальных интересов;
Информация о работе Система обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь