Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 11:09, контрольная работа
Состав и построение системы обеспечения безопасности Республики Беларусь согласно Концепции национальной безопасности:
Система обеспечения национальной безопасности представляет собой совокупность субъектов обеспечения национальной безопасности, объединенных целями и задачами по защите жизненно важных интересов личности, общества и государства, которые осуществляют согласованную деятельность в рамках законодательства.
1. Состав и построение системы обеспечения безопасности
2. Требования к системе обеспечения безопасности и ее правовое регулирование
3. Основные функции системы обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь
4. Место и роль государственных органов Республики Беларусь, общественных объединений, неправительственных организаций в системе обеспечения безопасности Республики Беларусь
управление деятельностью
системы обеспечения
осуществление плановой и оперативной деятельности по обеспечению национальной безопасности;
создание и поддержка в готовности сил и средств обеспечения национальной безопасности;
участие в международных системах безопасности.
В зависимости от зафиксированного
уровня межгосударственных противоречий,
характера, масштабов и уровней
угроз реализации национальных интересов
в соответствующих сферах меняется
и роль составных подсистем
Анализ состояния национальной безопасности свидетельствует о том, что ее уровень не в полной мере соответствует современным требованиям и не обеспечивает способность государства реализовывать всю совокупность имеющихся в его распоряжении сил, средств и ресурсов с целью предотвращения, локализации и нейтрализации угроз жизненно важным интересам личности, общества, государства, создания благоприятных условий для организации защиты их интересов.
Современное состояние Республики
Беларусь характеризуется рядом
специфических аспектов, связанных
как с изменением ее положения
в международной системе
Особенности внешних и
внутренних процессов, политических, экономических
и социальных факторов развития республики
со всей остротой ставят вопрос об обеспечении
национальной безопасности Беларуси,
о защите жизненно важных интересов
личности, общества и государства
от внешних и внутренних угроз, определении
компетенции каждого из субъектов
системы обеспечения
Основные цели и задачи обеспечения национальной безопасности определяются на основе устойчивых приоритетов, отвечающих долговременным интересам общественного развития, к которым относятся:
обеспечение реализации конституционно гарантированных прав и свобод граждан Республики Беларусь, сохранение и развитие демократических институтов;
сохранение общественного согласия и политической стабильности в Республике Беларусь;
экономическое развитие, направленное на благо народа Республики Беларусь;
незыблемость народного,
национального и
сохранение национальной самоидентификации, воспитание патриотизма и укрепление единства народа;
сохранение и приумножение моральных и духовных ценностей белорусского народа, сохранение национальных культурных ценностей и традиций;
устойчивое функционирование государственных институтов, укрепление и повышение эффективности их деятельности;
обеспечение оснащенности и боевой готовности вооруженных сил, войск и воинских формирований государства;
безусловное исполнение законов, международных обязательств и поддержание правопорядка;
обеспечение достойной роли Республики Беларусь в мировом сообществе;
развитие международного сотрудничества на основе равноправного партнерства.
Безопасность выражает состояние
системы общественных отношений
между субъектами социальной системы
на различных уровнях ее функционирования
- межгосударственном, межпартийном (групповом),
межличностном и т.д., в различных
сферах деятельности - политической, экономической,
социальной, информационной и пр. Субъектами
этих отношений выступают
Обеспечение национальной безопасности
- это задача долговременная, стратегическая.
Ее решение предполагает разработку
концепции обеспечения
4. Место и роль государственных
органов Республики Беларусь, общественных
объединений,
Систему государственных органов Республики Беларусь, включенных в механизм обеспечения национальной безопасности, составляют:
Президент Республики Беларусь, наделенный полномочиями в сфере обеспечения безопасности:
по формированию и руководству деятельностью Совета Безопасности Республики Беларусь;
определению стратегии обеспечения
внутренней и внешней безопасности,
мер по обеспечению социально-
по контролю и координации деятельности государственных органов по обеспечению безопасности;
по изданию декретов, указов и распоряжений, имеющих обязательную силу на всей территории Республики Беларусь. Обеспечению их исполнения.
Основной функцией Национального
Собрания Республики Беларусь является
разработка системы правового
Совет Министров Республики Беларусь руководит системой подчиненных ему органов государственного управления и других органов исполнительной власти по обеспечению безопасности Республики Беларусь; разрабатывает основные направления внутренней и внешней политики; организует и контролирует подготовку и исполнение мероприятий по обеспечению национальной безопасности министерствами, государственными комитетами, иными подведомственными ему органами Республики Беларусь.
Совет Безопасности Республики
Беларусь - орган, который в соответствии
с законодательством
Министерства и
Особое место в системе
министерств и государственных
комитетов республики занимают органы,
имеющие оперативные
Надзор за точным и единообразным исполнением законов, декретов, указов, иных нормативных актов органами, обеспечивающими национальную экономическую безопасность, возлагается на Генерального прокурора Республики Беларусь и подчиненных ему прокуроров.
На формирование национальных целей и приоритетов, их реализацию оказывают значительное влияние элиты общества, интересы которых имеют четкую выраженность и направленность. В соответствии с подходами, предложенными Л. Заико, их можно классифицировать по схеме:
элиты - лидеры, доминирующие в политической сфере, участвующие в формировании органов власти и управления в государстве:
основные элитные группы, интересы которых не совпадают с преобладающими в государстве, и поэтому данные элиты составляют основу оппозиции в стране;
элиты - аутсайдеры, влияние которых на политические и общественные процессы, как правило, незначительно.
Формы сосуществования первых двух элитных групп достаточно многообразны. Однако возможно выделить основные сценарии, в рамках которых развивается процесс их взаимодействия с интересами общества и государства.
Актуализация национальных интересов осуществляется в обстановке сотрудничества при доминировании элит-лидеров. Участники договариваются о формировании "общей корзины" национальных целей и приоритетов общественного развития и их реализации.
Интересы элит, общественные
и государственные интересы имеют
антагонистический характер. В качестве
национальных целей и приоритетов
обозначаются, а затем и актуализируются
интересы лидеров, в качестве которых
может выступить как
Доминирование лидеров наблюдается по всему полю национальных приоритетов. Национальные интересы испытывают значительное давление со стороны групповых интересов. Формирование "общей корзины" национальных целей развития на отдельных этапах возможно в форме диалога и дискуссий, через которые осуществляется попытка примирения интересов.
Формирование элит в Беларуси
в настоящее время находится
в стадии становления. Расстановка
сил в элитных группах
По силе давления на государственные
структуры, общественные процессы к
лидирующим экономическим элитам в
настоящее время относят: аграрное
лобби, топливно-энергетический комплекс,
промышленный директорат (экспортеры,
крупные предприятия
В силу такого положения формирование системы жизненно важных интересов должно реализовываться через механизм преодоления противоречий или противоположностей интересов представленных государственных структур и социальных групп (элит). Это предполагает разработку соответствующих методов реализации государственной политики в сфере национальной безопасности страны.
Основными государственными органами и учреждениями, обеспечивающими поступление информации по вопросам национальной безопасности республики в Совет Безопасности, являются министерства и ведомства.
В силу своих функциональных обязанностей и возможностей данные структуры могут получать информацию по основным проблемам обеспечения безопасности и возникающим угрозам национальным интересам республики.
Аналитические подразделения
каждого из этих ведомств, а также
Совета Безопасности, на основе анализа
сводных данных могут определять
как новые тенденции в сфере
обеспечения национальной безопасности,
так и формулировать
В организационной деятельности
по обеспечению национальной безопасности
зачастую недооценивается возможность
привлечения
Информация о работе Система обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь