Система обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 11:09, контрольная работа

Описание работы

Состав и построение системы обеспечения безопасности Республики Беларусь согласно Концепции национальной безопасности:
Система обеспечения национальной безопасности представляет собой совокупность субъектов обеспечения национальной безопасности, объединенных целями и задачами по защите жизненно важных интересов личности, общества и государства, которые осуществляют согласованную деятельность в рамках законодательства.

Содержание работы

1. Состав и построение системы обеспечения безопасности

2. Требования к системе обеспечения безопасности и ее правовое регулирование

3. Основные функции системы обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь

4. Место и роль государственных органов Республики Беларусь, общественных объединений, неправительственных организаций в системе обеспечения безопасности Республики Беларусь

Файлы: 1 файл

Система обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь.docx

— 37.22 Кб (Скачать файл)

 

управление деятельностью  системы обеспечения национальной безопасности;

 

осуществление плановой и  оперативной деятельности по обеспечению  национальной безопасности;

 

создание и поддержка  в готовности сил и средств  обеспечения национальной безопасности;

 

участие в международных  системах безопасности.

 

В зависимости от зафиксированного уровня межгосударственных противоречий, характера, масштабов и уровней  угроз реализации национальных интересов  в соответствующих сферах меняется и роль составных подсистем обеспечения  национальной безопасности Республики Беларусь.

 

Анализ состояния национальной безопасности свидетельствует о  том, что ее уровень не в полной мере соответствует современным  требованиям и не обеспечивает способность  государства реализовывать всю  совокупность имеющихся в его  распоряжении сил, средств и ресурсов с целью предотвращения, локализации  и нейтрализации угроз жизненно важным интересам личности, общества, государства, создания благоприятных  условий для организации защиты их интересов.

 

Современное состояние Республики Беларусь характеризуется рядом  специфических аспектов, связанных  как с изменением ее положения  в международной системе политических и экономических связей, так и  со спецификой реформирования народного  хозяйства, социально-политических и  экономических процессов.

 

Особенности внешних и  внутренних процессов, политических, экономических  и социальных факторов развития республики со всей остротой ставят вопрос об обеспечении  национальной безопасности Беларуси, о защите жизненно важных интересов  личности, общества и государства  от внешних и внутренних угроз, определении  компетенции каждого из субъектов  системы обеспечения безопасности, построении универсальной модели обеспечения  безопасности, применимой как на национальном, государственном уровне, так и  в различных сферах жизнедеятельности.

 

Основные цели и задачи обеспечения национальной безопасности определяются на основе устойчивых приоритетов, отвечающих долговременным интересам  общественного развития, к которым  относятся:

 

обеспечение реализации конституционно гарантированных прав и свобод граждан  Республики Беларусь, сохранение и  развитие демократических институтов;

 

сохранение общественного  согласия и политической стабильности в Республике Беларусь;

 

экономическое развитие, направленное на благо народа Республики Беларусь;

 

незыблемость народного, национального и государственного суверенитета, конституционного строя, в том числе государственной  независимости, целостности, неприкосновенности государственной границы и неотчуждаемости  территории страны;

 

сохранение национальной самоидентификации, воспитание патриотизма  и укрепление единства народа;

 

сохранение и приумножение моральных и духовных ценностей  белорусского народа, сохранение национальных культурных ценностей и традиций;

 

устойчивое функционирование государственных институтов, укрепление и повышение эффективности их деятельности;

 

обеспечение оснащенности и  боевой готовности вооруженных сил, войск и воинских формирований государства;

 

безусловное исполнение законов, международных обязательств и поддержание  правопорядка;

 

обеспечение достойной роли Республики Беларусь в мировом сообществе;

 

развитие международного сотрудничества на основе равноправного  партнерства.

 

Безопасность выражает состояние  системы общественных отношений  между субъектами социальной системы  на различных уровнях ее функционирования - межгосударственном, межпартийном (групповом), межличностном и т.д., в различных  сферах деятельности - политической, экономической, социальной, информационной и пр. Субъектами этих отношений выступают производители  и потребители, индивиды, социальные группы и элиты, государственные  институты и общественные организации.

 

Обеспечение национальной безопасности - это задача долговременная, стратегическая. Ее решение предполагает разработку концепции обеспечения безопасности государства и утверждение государственной  стратегии обеспечения безопасности, а также проведение политики, направленной на их реализацию. Любые действия, идущие вразрез с положениями, содержащимися  в этих документах, а тем более  противоречащие им, должны рассматриваться  как направленные на подрыв суверенитета и национальной безопасности Республики Беларусь. Обеспечение национальной безопасности осуществляется на каждом ее уровне соответствующими структурами и методами. Государственная безопасность - структурными элементами государственного аппарата, а при достижении совпадения интересов государственный аппарат обеспечивает национальную безопасность. На уровне общества субъектами обеспечения национальной безопасности выступают различные общественные образования (например, элиты, общество защиты прав потребителей и пр.). Безопасность личности в различных сферах обеспечивают структурные звенья государственных органов, общественные организации, партии, предприятия, фирмы или сам гражданин. Такой подход закреплен в Концепции национальной безопасности Республики Беларусь. В частности, в разделе "Структура и правовое регулирование системы обеспечения национальной безопасности" определено, что "система обеспечения национальной безопасности объединяет целенаправленную деятельность государственных органов, должностных лиц и отдельных граждан Республики Беларусь по защите жизненно важных интересов личности, общества и государства от всех видов угроз внешнего и внутреннего характера. Структура системы обеспечения национальной безопасности формируется на базе государственных органов власти и управления"

 

 

4. Место и роль государственных  органов Республики Беларусь, общественных  объединений, неправительственных  организаций в системе обеспечения  безопасности Республики Беларусь

 

 

Систему государственных  органов Республики Беларусь, включенных в механизм обеспечения национальной безопасности, составляют:

 

Президент Республики Беларусь, наделенный полномочиями в сфере  обеспечения безопасности:

 

по формированию и руководству  деятельностью Совета Безопасности Республики Беларусь;

 

определению стратегии обеспечения  внутренней и внешней безопасности, мер по обеспечению социально-политической и экономической стабильности в  обществе; организации деятельности по защите суверенитета Республики Беларусь, ее национальной безопасности, территориальной  целостности;

 

по контролю и координации  деятельности государственных органов  по обеспечению безопасности;

 

по изданию декретов, указов и распоряжений, имеющих обязательную силу на всей территории Республики Беларусь. Обеспечению их исполнения.

 

Основной функцией Национального  Собрания Республики Беларусь является разработка системы правового регулирования  отношений в сфере безопасности. И, по нашему мнению, оно должно осуществлять законодательное закрепление жизненно важных интересов республики на каждом этапе ее развития с учетом изменяющейся ситуации.

 

Совет Министров Республики Беларусь руководит системой подчиненных  ему органов государственного управления и других органов исполнительной власти по обеспечению безопасности Республики Беларусь; разрабатывает  основные направления внутренней и  внешней политики; организует и контролирует подготовку и исполнение мероприятий  по обеспечению национальной безопасности министерствами, государственными комитетами, иными подведомственными ему  органами Республики Беларусь.

 

Совет Безопасности Республики Беларусь - орган, который в соответствии с законодательством координирует деятельность всех субъектов по обеспечению  национальной безопасности. Осуществляет подготовку решений Президента Республики Беларусь в сфере национальной безопасности и отвечает перед Президентом  за организацию деятельности по защите жизненно важных национальных интересов  от внешних и внутренних угроз.

 

Министерства и государственные  комитеты Республики Беларусь в пределах, определенных законодательством Республики Беларусь, в соответствии с декретами, указами, распоряжениями Президента Республики Беларусь, постановлениями Правительства  Республики Беларусь реализуют государственные  программы обеспечения безопасности Республики Беларусь. В их компетенцию, по нашему мнению, должна быть включена деятельность по формированию предложений  в законодательные органы о формировании системы жизненно важных интересов; по выявлению реальных и потенциальных  угроз; по разработке системы мер  противодействия последним в  виде разработки Стратегии обеспечения  безопасности (в сфере деятельности министерства).

 

Особое место в системе  министерств и государственных  комитетов республики занимают органы, имеющие оперативные подразделения, которым предоставлено право  осуществления оперативно-розыскной  деятельности. В соответствии с Законом  Республики Беларусь "Об оперативно-розыскной  деятельности" к ним отнесены оперативные подразделения: органов  внутренних дел, органов государственной  безопасности, пограничных войск, государственной  охраны (Службы безопасности Президента Республики Беларусь и Главного управления государственной охраны при Президенте Республики Беларусь), органов финансовых расследований, таможенных органов, органов  внешней разведки Министерства обороны  Республики Беларусь. Специфика их заключается в том, что для добывания информации о событиях или действиях, создающих угрозу национальной безопасности республики, и противодействия им они имеют право проводить гласно и негласно оперативно-розыскные мероприятия, использовать оперативные силы и средства.

 

Надзор за точным и единообразным  исполнением законов, декретов, указов, иных нормативных актов органами, обеспечивающими национальную экономическую  безопасность, возлагается на Генерального прокурора Республики Беларусь и  подчиненных ему прокуроров.

 

На формирование национальных целей и приоритетов, их реализацию оказывают значительное влияние  элиты общества, интересы которых  имеют четкую выраженность и направленность. В соответствии с подходами, предложенными  Л. Заико, их можно классифицировать по схеме:

 

элиты - лидеры, доминирующие в политической сфере, участвующие  в формировании органов власти и  управления в государстве:

 

основные элитные группы, интересы которых не совпадают с  преобладающими в государстве, и  поэтому данные элиты составляют основу оппозиции в стране;

 

элиты - аутсайдеры, влияние  которых на политические и общественные процессы, как правило, незначительно.

 

Формы сосуществования первых двух элитных групп достаточно многообразны. Однако возможно выделить основные сценарии, в рамках которых развивается  процесс их взаимодействия с интересами общества и государства.

 

Актуализация национальных интересов осуществляется в обстановке сотрудничества при доминировании  элит-лидеров. Участники договариваются о формировании "общей корзины" национальных целей и приоритетов  общественного развития и их реализации.

 

Интересы элит, общественные и государственные интересы имеют  антагонистический характер. В качестве национальных целей и приоритетов  обозначаются, а затем и актуализируются  интересы лидеров, в качестве которых  может выступить как государство, так и общество или отдельная  социальная группа (элита). Приоритеты остальных групп или структур подавлены. Взаимодействие представителей различных групп интересов развивается  в обстановке конфликта.

 

Доминирование лидеров наблюдается  по всему полю национальных приоритетов. Национальные интересы испытывают значительное давление со стороны групповых интересов. Формирование "общей корзины" национальных целей развития на отдельных  этапах возможно в форме диалога  и дискуссий, через которые осуществляется попытка примирения интересов.

 

Формирование элит в Беларуси в настоящее время находится  в стадии становления. Расстановка  сил в элитных группах изменчива, отсутствует эффективный механизм согласования их интересов, что является характерным для переходного  общества. Тем не менее, можно утверждать, что на процесс формирования общенациональных интересов в республике оказывают  заметное влияние конкретные, идентифицируемые элитные группы.

 

По силе давления на государственные  структуры, общественные процессы к  лидирующим экономическим элитам в  настоящее время относят: аграрное лобби, топливно-энергетический комплекс, промышленный директорат (экспортеры, крупные предприятия обрабатывающей промышленности), военно-промышленный комплекс. Новым является возрастание  активности строительного лобби, что  нашло отражение в формировании приоритетов развития страны в последние  годы (жилье) и значительных кредитных  эмиссиях в строительство.

 

В силу такого положения формирование системы жизненно важных интересов  должно реализовываться через механизм преодоления противоречий или противоположностей интересов представленных государственных  структур и социальных групп (элит). Это предполагает разработку соответствующих  методов реализации государственной  политики в сфере национальной безопасности страны.

 

Основными государственными органами и учреждениями, обеспечивающими  поступление информации по вопросам национальной безопасности республики в Совет Безопасности, являются министерства и ведомства.

 

В силу своих функциональных обязанностей и возможностей данные структуры могут получать информацию по основным проблемам обеспечения  безопасности и возникающим угрозам  национальным интересам республики.

 

Аналитические подразделения  каждого из этих ведомств, а также  Совета Безопасности, на основе анализа  сводных данных могут определять как новые тенденции в сфере  обеспечения национальной безопасности, так и формулировать предложения  по совершенствованию деятельности всей системы обеспечения безопасности республики.

 

В организационной деятельности по обеспечению национальной безопасности зачастую недооценивается возможность  привлечения неправительственных  организаций для решения проблем  информационного сопровождения. В  то же время, в соответствии со сложившейся  мировой практикой, они, как правило, могут выполнять в обществе следующие  функции:

Информация о работе Система обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь