Система обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 11:09, контрольная работа

Описание работы

Состав и построение системы обеспечения безопасности Республики Беларусь согласно Концепции национальной безопасности:
Система обеспечения национальной безопасности представляет собой совокупность субъектов обеспечения национальной безопасности, объединенных целями и задачами по защите жизненно важных интересов личности, общества и государства, которые осуществляют согласованную деятельность в рамках законодательства.

Содержание работы

1. Состав и построение системы обеспечения безопасности

2. Требования к системе обеспечения безопасности и ее правовое регулирование

3. Основные функции системы обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь

4. Место и роль государственных органов Республики Беларусь, общественных объединений, неправительственных организаций в системе обеспечения безопасности Республики Беларусь

Файлы: 1 файл

Система обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь.docx

— 37.22 Кб (Скачать файл)

 

вычленение объектов воздействия  создает методологическую основу для  более четкого разграничения  компетенции органов государственной  власти и управления в сфере обеспечения  национальной безопасности. Выделяются не только объекты защиты, но становится возможным распределить функции  элементов системы обеспечения  безопасности в выявлении, предотвращении и пресечении угроз по отношению  к одному объекту, но разными органами.

 

Обеспечение национальной безопасности представляет собой целенаправленную, постоянно осуществляемую деятельность (политическая, хозяйственная, нормотворческая, аналитическая, правоохранительная и иная) всех субъектов системы безопасности по защите жизненно важных интересов республики, сохранению и развитию процессов стабильного роста, целью которой является выработка:

 

подходов к вычленению первоочередных жизненно важных интересов;

 

механизмов прогнозирования  и выявления угроз, условий и  факторов, могущих препятствовать процессам  реализации жизненно важных интересов  республики;

 

системы противодействия  существующим и возникающим угрозам;

 

механизмов взаимодействия всех субъектов безопасности.

 

С учетом методологического  подхода определяющего элементы концепции обеспечения безопасности, данная деятельность должна включать в себя помимо перечисленного выше:

 

анализ объектов защиты;

 

формирование механизмов выявления жизненно важных политических, экономических, информационных, гуманитарных и иных интересов республики и  особенностей их реализации;

 

реализацию мер противодействия  только на основе определения признаков, проявлений, свидетельствующих о  возникновении процессов, факторов или условий, совершении действий, наносящих  ущерб жизненно важным интересам  республики;

 

анализ особенностей и  механизмов нанесения ущерба жизненно важным интересам республики.

 

Система обеспечения национальной безопасности включает в себя:

 

совокупность субъектов  обеспечения безопасности (государственные  органы, общественные структуры, предприятия  и пр.), то есть имеет определенную структуру органов и организаций;

 

систему государственных (межгосударственных, общественных или индивидуальных) мер  правового (договорного), политического, экономического, социального, оборонного, научно-технического и иного характера, направленных на защиту жизненно важных интересов;

 

деятельность субъектов  по реализации этих мер.

 

Структура системы обеспечения  национальной безопасности - это организованная государством совокупность субъектов: государственных органов, общественных организаций, должностных лиц и  отдельных граждан, объединенных целями и задачами по защите национальных интересов, которые осуществляют согласованную  деятельность в правовом поле государства.

 

На систему возлагается  проведение комплекса согласованных  мероприятий по защите национальных интересов в политической, экономической, военной, информационной и других сферах.

 

Более узко систему безопасности следует определить как организованную совокупность специальных органов, служб, органов государственного управления и исполнительной власти, общественных объединений, а также средств, методов  и мероприятий, обеспечивающих защиту жизненно важных интересов личности, общества, государства от внутренних и внешних угроз.

 

С учетом специфического характера  общественных отношений, складывающихся в различных сферах жизнедеятельности  общества, для обеспечения национальной безопасности необходима разработка концепций  обеспечения безопасности в каждой из таких сфер. Это обусловлено, прежде всего, спецификой нормотворческого процесса (правовые механизмы могут быть включены и эффективно работают лишь тогда, когда  общественные отношения, подлежащие правовому  регулированию, в достаточной мере стабилизировались), а также взаимообусловленностью и различиями в интересах одних  и тех же субъектов по отношению  к различным сферам жизнедеятельности  общества.

 

В этом плане алгоритм обеспечения  национальной безопасности в целом  и ее составляющих, как характеристика деятельности по достижению стабильного, устойчивого состояния и развития социальной структуры, реализуется  по этапам:

 

вычленение жизненно важных национальных интересов, в том числе  и в различных сферах: политической, военной, гуманитарной, экономической  и т.д.;

 

анализ возникающих противоречии между интересами внешних социальных элементов и интересами социального  образования, их причин,

 

выявление (мониторинг) внутренних противоречий между интересами социального  организма и интересами его составляющих элементов;

 

определение путей и возможных  механизмов разрешения возникших внешних  и внутренних противоречий;

 

определение субъектов обеспечения  безопасности, действия которых должны обеспечить равновесное состояние  системы, принятие управленческих решений, реализацию которых будут осуществлять субъекты;

 

осуществление мероприятий  по разрешению возникших внешних  и внутренних конфликтов и противоречий, достижение (восстановление) стабильного, устойчивого функционирования и  развития социальной структуры.

 

Применительно к деятельности различных органов государственного управления по обеспечению безопасности, наряду с вышеперечисленными элементами, такой алгоритм включает в себя:

 

выявление субъектов, деятельность которых представляет угрозу безопасности в конкретной сфере;

 

определение объектов защиты, основываясь на выявлении механизмов реализации угроз;

 

определение признаков, свидетельствующих  о совершении действий, наносящих  ущерб жизненно важным интересам;

 

прогнозирование направлений, сфер, методов и механизмов реализации угроз-действий;

 

определение и подготовка необходимых сил и средств, использование  которых может обеспечить выявление, предупреждение и пресечение угроз  безопасности;

 

взаимное информирование органами власти и управления, субъектами хозяйствования друг друга о возникающих  угрозах-факторах, процессах и действиях, оказание содействия в реализации планов развития,

 

выявление недостатков механизмов, влияющих на обеспечение безопасности республики, и формирование отраслевыми  министерствами и ведомствами предложений  по их устранению.

 

 

2. Требования к системе  обеспечения безопасности и ее  правовое регулирование

 

 

Концепцией национальной безопасности Республики Беларусь определены следующие требования к системе  обеспечения безопасности:

 

Способность системы к  своевременному реагированию на изменения  внешней и внутренней обстановки и самосовершенствованию по мере накопления информации об угрозах и  опыта их предупреждения и нейтрализации.

 

Полнота и достоверность  информации о реальных и потенциальных  угрозах, способность создания организационных  механизмов обеспечения национальной безопасности, наличие сил и средств.

 

Способность выполнения системой заданных функций в условиях неполной, противоречивой и нерегулярно поступающей  информации об угрозах.

 

Сочетание централизации  управления системой обеспечения национальной безопасности с самостоятельностью ее отдельных элементов.

 

Оперативность выработки  и принятия решений, их адекватность угрозам национальной безопасности.

 

Способность эффективного использования  сил и средств системы обеспечения  национальной безопасности и координации  усилий всех ее элементов.

 

В целом эффективность  функционирования системы обеспечения  безопасности определяется степенью защищенности и реализованности жизненно важных интересов личности, общества и государства.

 

Обеспечение национальной безопасности Республики Беларусь во всех жизненно важных сферах должно предусматривать  организацию взаимодействия всех субъектов  системы обеспечения безопасности. Такими субъектами являются:

 

граждане Республики Беларусь;

 

юридические лица: субъекты хозяйствования, общественные организации;

 

государство в виде органов  власти и управления, законодательных  и исполнительных органов.

 

Деятельность всех субъектов  обеспечения национальной безопасности образует систему отношений (политических, экономических, социальных, организационных, административных, правовых и иных), которые должны регулироваться законодательством  Республики Беларусь. В силу того, что  эти отношения возникают по поводу обеспечения национальной безопасности во всех сферах жизнедеятельности личности, общества и государства, законодательство должно включать в себя систему законов, нормативных и правовых актов, регулирующих эти отношения на уровне взаимодействия личности и общества, личности и  государства, общественных организаций  и государства. Данные уровни отношений  регламентируются республиканским  законодательством, ведомственными нормативными актами, правовыми актами системы  управления (территориальными и отраслевыми).

 

Для обеспечения эффективной  деятельности по разработке законодательства, нормативных и правовых актов  в сфере обеспечения национальной безопасности должна быть обеспечена системность, соподчиненность и  последовательность в их разработке, принятии и контроле за выполнением.

 

Система законодательных, нормативных  и правовых актов по обеспечению  национальной безопасности должна включать:

 

1. Основополагающий закон  "Об основах национальной безопасности  Республики Беларусь", регламентирующий  общие понятия в сфере национальной  безопасности, определяющий систему  обеспечения национальной безопасности (ее элементы, принципы их взаимоотношений, соподчиненность, роль и ответственность каждого из субъектов за осуществление деятельности по обеспечению национальной безопасности), обязанность каждого из субъектов по разработке нормативных и правовых актов в соответствующей сфере жизнедеятельности. Закон должен носить долговременный, концептуальный характер, поэтому жизненно важные интересы Беларуси в сфере обеспечения национальной безопасности, основные угрозы безопасности, основные направления ее обеспечения на перспективу должна определять концепция национальной безопасности, принимаемая (утверждаемая) сроком на 5 лет.

 

2. Законы Республики Беларусь, определяющие систему отношений  между личностью, обществом и  государством в сфере обеспечения  безопасности (политической, экономической,  военной, гуманитарной, информационной, экологической и иных, в которых  могут возникать угрозы национальным  интересам Республики Беларусь) и закрепляющие организационную  структуру субъектов обеспечения  безопасности (законы Республики  Беларусь "Об обеспечении экономической  безопасности", "Об информационной  безопасности" и т.д.).

 

3. Концептуальные ведомственные  нормативные документы, регламентирующие  деятельность по обеспечению  национальной безопасности и  защите жизненно важных интересов  Беларуси (личности, общества и государства)  в конкретной сфере жизнедеятельности  (концепции безопасности в гуманитарной (или иной) сфере, стратегии обеспечения  экономической безопасности и  т.д.).

 

Основные направления  обеспечения национальной безопасности, сформулированные в стратегиях или  доктринах безопасности в сферах жизнедеятельности, должны конкретизироваться в соответствующих планах мероприятий.

 

 

3. Основные функции системы  обеспечения национальной безопасности  Республики Беларусь

 

 

Согласно Концепции национальной безопасности основные функции системы  обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь составляют:

 

Анализ и оценка текущего состояния национальной безопасности.

 

Определение приоритетных направлений  укрепления национальной безопасности в основных сферах жизнедеятельности  личности, общества и государства.

 

Разработка и осуществление  оперативных и долговременных мер  по предупреждению, выявлению и прогнозированию  внутренних и внешних угроз, а  также принятие мер по их нейтрализации  или локализации.

 

Поддержание сил и средств  системы обеспечения национальной безопасности в готовности, разработка и осуществление мер по их эффективному взаимодействию и использованию  в повседневных условиях и при  чрезвычайных ситуациях.

 

Контроль за деятельностью  государственных органов, организаций, в том числе общественных объединений, а также граждан, занятых в  сфере обеспечения национальной безопасности.

 

Информирование граждан  республики по вопросам обеспечения  национальной безопасности.

 

С позиций системного подхода  обеспечение национальной безопасности государства условно можно представить  как сложное взаимодействие таких  подсистем, как обеспечение политической безопасности, экономической безопасности, информационной безопасности, военной  безопасности и др. Системы обеспечения  безопасности в различных сферах жизнедеятельности общества являются подсистемами более общей сложной  системы обеспечения национальной безопасности государства. Все они  находятся на едином уровне иерархии и имеют определенные информационные и функциональные связи между  собой.

 

Роль указанных подсистем  зависит от осуществляемых функций  и их приоритетов. Основные функции  системы обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь за последние годы сводились к следующему:

Информация о работе Система обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь