Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Апреля 2013 в 11:09, контрольная работа
Состав и построение системы обеспечения безопасности Республики Беларусь согласно Концепции национальной безопасности:
Система обеспечения национальной безопасности представляет собой совокупность субъектов обеспечения национальной безопасности, объединенных целями и задачами по защите жизненно важных интересов личности, общества и государства, которые осуществляют согласованную деятельность в рамках законодательства.
1. Состав и построение системы обеспечения безопасности
2. Требования к системе обеспечения безопасности и ее правовое регулирование
3. Основные функции системы обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь
4. Место и роль государственных органов Республики Беларусь, общественных объединений, неправительственных организаций в системе обеспечения безопасности Республики Беларусь
вычленение объектов воздействия
создает методологическую основу для
более четкого разграничения
компетенции органов
Обеспечение национальной безопасности представляет собой целенаправленную, постоянно осуществляемую деятельность (политическая, хозяйственная, нормотворческая, аналитическая, правоохранительная и иная) всех субъектов системы безопасности по защите жизненно важных интересов республики, сохранению и развитию процессов стабильного роста, целью которой является выработка:
подходов к вычленению первоочередных жизненно важных интересов;
механизмов прогнозирования и выявления угроз, условий и факторов, могущих препятствовать процессам реализации жизненно важных интересов республики;
системы противодействия существующим и возникающим угрозам;
механизмов взаимодействия всех субъектов безопасности.
С учетом методологического
подхода определяющего элементы
концепции обеспечения
анализ объектов защиты;
формирование механизмов выявления жизненно важных политических, экономических, информационных, гуманитарных и иных интересов республики и особенностей их реализации;
реализацию мер
анализ особенностей и механизмов нанесения ущерба жизненно важным интересам республики.
Система обеспечения национальной безопасности включает в себя:
совокупность субъектов
обеспечения безопасности (государственные
органы, общественные структуры, предприятия
и пр.), то есть имеет определенную
структуру органов и
систему государственных (межгосударственных, общественных или индивидуальных) мер правового (договорного), политического, экономического, социального, оборонного, научно-технического и иного характера, направленных на защиту жизненно важных интересов;
деятельность субъектов по реализации этих мер.
Структура системы обеспечения национальной безопасности - это организованная государством совокупность субъектов: государственных органов, общественных организаций, должностных лиц и отдельных граждан, объединенных целями и задачами по защите национальных интересов, которые осуществляют согласованную деятельность в правовом поле государства.
На систему возлагается проведение комплекса согласованных мероприятий по защите национальных интересов в политической, экономической, военной, информационной и других сферах.
Более узко систему безопасности следует определить как организованную совокупность специальных органов, служб, органов государственного управления и исполнительной власти, общественных объединений, а также средств, методов и мероприятий, обеспечивающих защиту жизненно важных интересов личности, общества, государства от внутренних и внешних угроз.
С учетом специфического характера общественных отношений, складывающихся в различных сферах жизнедеятельности общества, для обеспечения национальной безопасности необходима разработка концепций обеспечения безопасности в каждой из таких сфер. Это обусловлено, прежде всего, спецификой нормотворческого процесса (правовые механизмы могут быть включены и эффективно работают лишь тогда, когда общественные отношения, подлежащие правовому регулированию, в достаточной мере стабилизировались), а также взаимообусловленностью и различиями в интересах одних и тех же субъектов по отношению к различным сферам жизнедеятельности общества.
В этом плане алгоритм обеспечения
национальной безопасности в целом
и ее составляющих, как характеристика
деятельности по достижению стабильного,
устойчивого состояния и
вычленение жизненно важных национальных интересов, в том числе и в различных сферах: политической, военной, гуманитарной, экономической и т.д.;
анализ возникающих
выявление (мониторинг) внутренних противоречий между интересами социального организма и интересами его составляющих элементов;
определение путей и возможных механизмов разрешения возникших внешних и внутренних противоречий;
определение субъектов обеспечения безопасности, действия которых должны обеспечить равновесное состояние системы, принятие управленческих решений, реализацию которых будут осуществлять субъекты;
осуществление мероприятий по разрешению возникших внешних и внутренних конфликтов и противоречий, достижение (восстановление) стабильного, устойчивого функционирования и развития социальной структуры.
Применительно к деятельности
различных органов
выявление субъектов, деятельность которых представляет угрозу безопасности в конкретной сфере;
определение объектов защиты, основываясь на выявлении механизмов реализации угроз;
определение признаков, свидетельствующих о совершении действий, наносящих ущерб жизненно важным интересам;
прогнозирование направлений, сфер, методов и механизмов реализации угроз-действий;
определение и подготовка необходимых сил и средств, использование которых может обеспечить выявление, предупреждение и пресечение угроз безопасности;
взаимное информирование органами власти и управления, субъектами хозяйствования друг друга о возникающих угрозах-факторах, процессах и действиях, оказание содействия в реализации планов развития,
выявление недостатков механизмов, влияющих на обеспечение безопасности республики, и формирование отраслевыми министерствами и ведомствами предложений по их устранению.
2. Требования к системе обеспечения безопасности и ее правовое регулирование
Концепцией национальной безопасности Республики Беларусь определены следующие требования к системе обеспечения безопасности:
Способность системы к своевременному реагированию на изменения внешней и внутренней обстановки и самосовершенствованию по мере накопления информации об угрозах и опыта их предупреждения и нейтрализации.
Полнота и достоверность информации о реальных и потенциальных угрозах, способность создания организационных механизмов обеспечения национальной безопасности, наличие сил и средств.
Способность выполнения системой заданных функций в условиях неполной, противоречивой и нерегулярно поступающей информации об угрозах.
Сочетание централизации управления системой обеспечения национальной безопасности с самостоятельностью ее отдельных элементов.
Оперативность выработки и принятия решений, их адекватность угрозам национальной безопасности.
Способность эффективного использования
сил и средств системы
В целом эффективность функционирования системы обеспечения безопасности определяется степенью защищенности и реализованности жизненно важных интересов личности, общества и государства.
Обеспечение национальной безопасности
Республики Беларусь во всех жизненно
важных сферах должно предусматривать
организацию взаимодействия всех субъектов
системы обеспечения
граждане Республики Беларусь;
юридические лица: субъекты хозяйствования, общественные организации;
государство в виде органов власти и управления, законодательных и исполнительных органов.
Деятельность всех субъектов обеспечения национальной безопасности образует систему отношений (политических, экономических, социальных, организационных, административных, правовых и иных), которые должны регулироваться законодательством Республики Беларусь. В силу того, что эти отношения возникают по поводу обеспечения национальной безопасности во всех сферах жизнедеятельности личности, общества и государства, законодательство должно включать в себя систему законов, нормативных и правовых актов, регулирующих эти отношения на уровне взаимодействия личности и общества, личности и государства, общественных организаций и государства. Данные уровни отношений регламентируются республиканским законодательством, ведомственными нормативными актами, правовыми актами системы управления (территориальными и отраслевыми).
Для обеспечения эффективной
деятельности по разработке законодательства,
нормативных и правовых актов
в сфере обеспечения
Система законодательных, нормативных и правовых актов по обеспечению национальной безопасности должна включать:
1. Основополагающий закон
"Об основах национальной
2. Законы Республики Беларусь,
определяющие систему
3. Концептуальные ведомственные
нормативные документы,
Основные направления обеспечения национальной безопасности, сформулированные в стратегиях или доктринах безопасности в сферах жизнедеятельности, должны конкретизироваться в соответствующих планах мероприятий.
3. Основные функции системы
обеспечения национальной
Согласно Концепции
Анализ и оценка текущего состояния национальной безопасности.
Определение приоритетных направлений укрепления национальной безопасности в основных сферах жизнедеятельности личности, общества и государства.
Разработка и осуществление оперативных и долговременных мер по предупреждению, выявлению и прогнозированию внутренних и внешних угроз, а также принятие мер по их нейтрализации или локализации.
Поддержание сил и средств
системы обеспечения
Контроль за деятельностью государственных органов, организаций, в том числе общественных объединений, а также граждан, занятых в сфере обеспечения национальной безопасности.
Информирование граждан республики по вопросам обеспечения национальной безопасности.
С позиций системного подхода
обеспечение национальной безопасности
государства условно можно
Роль указанных подсистем
зависит от осуществляемых функций
и их приоритетов. Основные функции
системы обеспечения
Информация о работе Система обеспечения национальной безопасности Республики Беларусь