Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2014 в 22:34, реферат
Правосудие - это государственная деятельность, которую проводит суд путем рассмотрения и решения в судовых заседаниях в особой, установленной законом процессуальной форме криминальных, гражданских, хозяйственных, административных дел.
Суд - это важное звено системы любого государства, цель, задание и функции которого - обеспечение законности и правопорядка во всех сферах жизнедеятельности страны. Это необходимое условие функционирования всех общественных и государственных структур, причем их значение очень велико.
ВВЕДЕНИЕ
I. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1 СУДЕБНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ В УКРАИНЕ
1.2 АППАРАТ СУДА
1.3 ГОСУДАРСТВЕННАЯ СУДЕБНАЯ АДМИНИСТРАЦИЯ
1.4 ВЫСШИЙ СОВЕТ ЮСТИЦИИ
1.5 СТАТУС СУДЕЙ УКРАИНЫ
II. СИСТЕМА СУДОВ ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
2.1 МЕСТНЫЕ СУДЫ
2.2 АПЕЛЛЯЦИОННЫЕ СУДЫ
2.3 ВОЕННЫЕ СУДЫ
2.4 ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ СУДЫ
2.5 КАССАЦИОННЫЙ СУД УКРАИНЫ
2.6 ВЫСШИЕ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ СУДЫ
2.7 ВЕРХОВНЫЙ СУД УКРАИНЫ
III. КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД УКРАИНЫ
Высшие органы судебного самоуправления
Высшими органами судебного самоуправления являются: съезд судей Украины и Совет судей Украины.
Наивысшим органом судебно самоуправления является съезд судей Украины. Он: заслушивает информацию Высшей квалификационной комиссии судей Украины и председателя Государственной судебной администрации Украины об их деятельности, может выразить недоверие председателю Государственной судебной администрации Украины; заслушивает отчет Совета судей Украины об исполнении заданий органов судебного самоуправления относительно обеспечения независимости судов и судей, состоянии финансирования и организационного обеспечения деятельности судов; назначает и увольняет судей Конституционного Суда Украины, руководствуясь Конституцией Украины и законами; назначает членов Высшего совета юстиции и принимает решение, о прекращении их полномочий руководствуясь Конституцией Украины и законами; избирает членов Высшей квалификационной комиссии судей; определяет количественный состав Совета судей Украины и избирает Совет судей Украины; обращается с предложениями по решению вопросов о деятельности судов к органам и должностным лицам государственной власти; рассматривает другие вопросы судебного самоуправления.
Съезд судей Украины принимает решения, которые являются обязательными для всех органов судебного самоуправления и всех профессиональных судей.
1.2 АППАРАТ СУДА
Организационное обеспечение деятельности суда осуществляет его аппарат, который возглавляет руководитель аппарата (заведующий секретариатом). Заведующий секретариатом подчиняется председателю суда и координирует свою деятельность с соответствующим территориальным управлением Государственной судебной администрации.
Правовой статус служащих, которые работают в аппарате суда, определяется Законом «О государственной службе». По условиям оплаты труда, материально-бытового, медицинского, санитарно-курортного и транспортного обеспечения работники аппарата суда приравниваются к соответствующим категориям служащих аппарата высшего, центральных либо местных органов исполнительной власти.
Структура и штатная численность аппарата местного суда, апелляционных судов и Кассационного суда Украины утверждается в установленном порядке по представлению председателя суда, в рамках расходов на содержание соответствующего суда.
В штат аппарата судей входят также помощники судей, научные консультанты и судебные распорядители.
Структура и штатное расписание аппарата Верховного Суда Украины и аппарата высшего специализированного суда утверждаются президиумом соответствующего суда по представлению председателя суда, в рамках расходов на содержание соответствующего суда.
В аппарате Верховного Суда Украины и высшего специализированного суда могут создаваться управления, отделы, другие структурные подразделения, которые осуществляют свои функции на основаниях положения о соответствующем подразделении, утвержденного Председателем Верховного Суда Украины или председателем высшего специализированного суда.
Суды являются юридическими лицами, имеют печать с изображением Государственного Герба Украины и своим наименованием, самостоятельный баланс и счета в учреждениях банка.
1.3 ГОСУДАРСТВЕННАЯ СУДЕБНАЯ АДМИНИСТРАЦИЯ
Государственная судебная администрация представляет собой систему органов, которые состоят из Государственной судебной администрации и территориальных управлений государственной судебной администрации.
Территориальные управления Государственной судебной администрации создаются в Автономной Республике Крым, областях, городах Киеве и Севастополе. Территориальные управления Государственной судебной администрации подчиняются Государственной судебной администрации Украины. В структуру Государственной судебной администрации Украины создается структурное подразделение из управления организационным обеспечением военных судов.
Государственная судебная администрация Украины является центральным органом исполнительной власти, которая осуществляет организационное обеспечение деятельности судов общей юрисдикции, а также других органов и учреждений судебной системы. Организационное обеспечение деятельности Верховного Суда Украины, Конституционного Суда Украины и высших специализированных судов осуществляется аппаратами этих судов.
Должностные лица Государственной судебной администрации Украины являются государственными служащими.
Государственная судебная администрация Украины является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного Герба Украины и своим наименованием, самостоятельный баланс и счета в учреждениях банка.
Материально-техническое обеспечение судов
Материально-техническое обеспечение местных судов возлагается на Государственную судебную администрацию и осуществляется на основании заказов соответствующего суда, в рамках сметы на удержание данного суда. Что касается обеспечения военных судов, Государственная судебная администрация взаимодействует с соответствующими учреждениями Министерства обороны Украины. Личный состав военных судов пользуется всеми видами военного снаряжения наравне с личным составом военных частей и учреждений Министерства обороны Украины.
Суды и другие учреждения, которые имеют статус юридического лица, обеспечивают текущие потребности своей деятельности самостоятельно или на основании отдельных заказов через Государственную судебную администрацию. Растраты на потребности капитального ремонта, реконструкции и новое строительство помещений судов, а также другие капитальные расходы осуществляются через Государственную судебную администрацию.
Размер заработной платы (денежное обеспечение) судьи должен обеспечивать его финансовую независимость, определяется в соответствии с Законом «О статусе судей» и других нормативно-правовых актов об условиях оплаты труда судей и не может быть уменьшен. Государственная судебная администрация несет расходы на погребение и увековечение памяти судей, в том числе судей в отставке. Размер заработной платы работника аппарата суда и работника Государственной судебной администрации, их бытовое обеспечение и уровень социальной защиты определяется Законом «О государственной службе», и другими нормативными актами и не может быть меньше, чем у соответствующих категорий государственных служащих аппаратов законодательной и исполнительной власти.
1.4 ВЫСШИЙ СОВЕТ ЮСТИЦИИ
Высший совет юстиции является государственным коллегиальным органом, ответственным за формирование высокопрофессионального судейского корпуса. Именно от этого органа в значительной мере зависит, кто будет занимать должность судьи, а, следовательно, каким будет правосудие в нашем государстве.
Формирование судейского корпуса Высшим советом юстиции осуществляется путем рассмотрения кандидатур на должность судьи и принятие решения о внесении представления Президенту Украины о назначении определенного гражданина на должность судьи впервые.
К полномочиям Высшего совета юстиции относится также принятие решений, касающихся нарушений судьями и прокурорами требований относительно несовместимости и об их дисциплинарной ответственности. Высший совет юстиции рассматривает вопрос об увольнении судьи с должности за нарушение им присяги.
Высший совет юстиции состоит из 20 членов. Верховная Рада Украины, Президент Украины, съезд судей Украины, Съезд адвокатов Украины, съезд представителей юридических высших учебных заведений и научных учреждений назначают в Высший совет юстиции по три члена, всеукраинская конференция работников прокуратуры - двух членов. В состав Высшего совета юстиции входят по должности Председатель Верховного Суда Украины, Министр юстиции Украины и Генеральный прокурор Украины.
1.5 СТАТУС СУДЕЙ УКРАИНЫ
Суд как орган государственной власти состоит из профессиональных судей, которые являются носителями судебной власти. Именно на них Конституцией Украины возложена функция осуществления правосудия.
Каждый судья осуществляет правосудие путем рассмотрения конкретного дела, которое в установленном законом порядке поступило в суд, где он работает судьей. Судья может рассматривать только то дело, которое ему поручено рассматривать и которое он, согласно закону, принял к своему производству.
Выполнение такой специфической деятельности, как правосудие, предопределяет особый правовой статус судей как должностных лиц государственной власти, который они имеют согласно Конституции Украины.
Для реализации своих полномочий судьи наделены соответствующим правовым статусом. Этот статус в своей основе является одинаковым ля всех судей, которые различаются между собой только компетенцией и полномочиями. В Украине существует специальный закон, регулирующий вопросы статуса судей, - Закон «О статусе судей». Кроме того, определенные положения относительно статуса судей, в том числе особенностей статуса судей судов специальной юрисдикции, определены законами «О Конституционном Суде Украины», «О судоустройстве Украины».
Судьи являются независимыми и неприкосновенными. Конституция и законы Украины определяют систему гарантий независимости судей, которые состоят, в частности, в том, что:
- судьи в своей деятельности по осуществлению правосудия являются независимыми, подчиняются только закону и никому не подотчетны;
- законом установлен особый порядок их избрания, прекращения их полномочий и увольнения с должности;
- процедура осуществления правосудия определена законом;
- влияние на судей какими-либо средствами запрещается;
- судья пользуется правом неприкосновенности - он не может без согласия Верховной Рады Украины быть задержан или арестован до вынесения обвинительного приговора судом;
- государство гарантирует финансовое и материально-техническое обеспечение судей и судов;
- государство обеспечивает личную безопасность судей и их семей.
Учитывая важность осуществляемых судьями функций, закон предъявляет соответствующие требования к кандидатам в судьи, предусматривает особый порядок их отбора и назначения на должность, увольнения судей с должности.
Отбор кандидатов судьи осуществляется в порядке, определенном законом. Первое назначение на должность профессионального судьи сроком на пять лет осуществляет Президент Украины на основании рекомендации соответствующей квалификационной комиссии судей по представлению Высшего совета юстиции. Все другие судьи избираются бессрочно Верховной Радой Украины на основании рекомендации Высшей квалификационной комиссии судей Украины по представлению Председателя Верховного Суда Украины (председателя соответствующего специализированного суда).
II. СИСТЕМА СУДОВ ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
В Украине существует единая система судов общей юрисдикции. Это означает, что все суды являются составными одной судебной системы.
В Основном законе не дается
полного определения судебной системы,
а лишь указывается, что наивысшим судебным
органом в системе судов общей юрисдикции
является Верховный Суд Украины и что
эта система строится по принципу территориальности
и специализации. Принцип территориальности
означает, что юрисдикция отдельных звеньев
судебной системы распространяется на
определенные территории, которые могут
совпадать, а могут и не совпадать с административно-
Специализация судов и судей по рассмотрению дел определенных категорий содействует повышению профессионализма судей благодаря углубленному изучению отдельных сфер законодательства и практики его применения, следовательно, более надежному изучению отдельных сфер законодательства.
2.1 МЕСТНЫЕ СУДЫ
Низшее звено судов общей юрисдикции - местные суды. Местными общими судами являются районные, районные в городах, городские и горрайонные суды, а также военные суды гарнизонов. Местными хозяйственными судами являются хозяйственные суды Автономной Республики Крым, областей, городов Киева и Севастополя (рис.3.2). В случае создания административных судов, местными административными судами станут окружные суды, которые будут создаваться в округах согласно указу Президента Украины.
Как суды первой инстанции, местные суды рассматривают дела всех категорий - уголовные, гражданские, хозяйственные, дела об административных правонарушениях. Дела, связанные с правоотношениями в сфере государственного управления и местного самоуправления.
Местные общие суды - основное звено судебной
системы Украины. Они организованы в самых
маленьких административно-
Местными административными судами являются окружные суды, которые создаются в округах в соответствии с указом Президента Украины.