Система судов общей юрисдикции

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2014 в 22:34, реферат

Описание работы

Правосудие - это государственная деятельность, которую проводит суд путем рассмотрения и решения в судовых заседаниях в особой, установленной законом процессуальной форме криминальных, гражданских, хозяйственных, административных дел.
Суд - это важное звено системы любого государства, цель, задание и функции которого - обеспечение законности и правопорядка во всех сферах жизнедеятельности страны. Это необходимое условие функционирования всех общественных и государственных структур, причем их значение очень велико.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
I. ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1 СУДЕБНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ В УКРАИНЕ
1.2 АППАРАТ СУДА
1.3 ГОСУДАРСТВЕННАЯ СУДЕБНАЯ АДМИНИСТРАЦИЯ
1.4 ВЫСШИЙ СОВЕТ ЮСТИЦИИ
1.5 СТАТУС СУДЕЙ УКРАИНЫ
II. СИСТЕМА СУДОВ ОБЩЕЙ ЮРИСДИКЦИИ
2.1 МЕСТНЫЕ СУДЫ
2.2 АПЕЛЛЯЦИОННЫЕ СУДЫ
2.3 ВОЕННЫЕ СУДЫ
2.4 ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ СУДЫ
2.5 КАССАЦИОННЫЙ СУД УКРАИНЫ

2.6 ВЫСШИЕ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННЫЕ СУДЫ
2.7 ВЕРХОВНЫЙ СУД УКРАИНЫ
III. КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД УКРАИНЫ

Файлы: 1 файл

Реферат по праву.rtf

— 435.45 Кб (Скачать файл)

Местные суды состоят из: судей местного суда, председателя, заместителя председателя суда.

В местном суде, в котором количество судей превышает пятнадцать, может быть назначено больше одного заместителя председателя суда.

Полномочия местного суда

Местный суд является судом первой инстанции, который рассматривает дела, отнесенные процессуальным законом к его подсудности.

Местные общие суды рассматривают криминальные и гражданские дела, а также дела об административных правонарушениях.

Местные административные суды рассматривают административные дела, связанные с правоотношениями в сфере государственного управления и местного самоуправления (дела административной юрисдикции), кроме дел административной юрисдикции в сфере военного управления, рассмотрение которых осуществляют военные суды.

Местные хозяйственные суды рассматривают дела, которые возникают из хозяйственных правоотношений, а также другие дела, отнесенные процессуальным законом к их подсудности.

Подсудность отдельных категорий дел местным судам, а также порядок их рассмотрения определяются процессуальным законом.

 

2.2 АПЕЛЛЯЦИОННЫЕ СУДЫ

 

Второе звено судебной системы - апелляционные суды. Они также являются общими и специализированными. Апелляционные общие суды - это: апелляционные суды областей, апелляционные суды городов Киева и Севастополя, Апелляционный суд Автономной Республики Крым, военные апелляционные суды регионов и Апелляционный суд Военно-Морских сил Украины, а также Апелляционный суд Украины (последний предусмотрен в законе, но фактически не создан). Апелляционными специализированными судами являются апелляционные хозяйственные суды и апелляционные административные суды (последние предусмотрены в законе, но фактически не созданы).

Апелляционные суды рассматривают дела в апелляционном порядке, а также некоторые дела по первой инстанции.

В случае необходимости вместо апелляционного суда области могут создаваться апелляционные общие суды, территориальная юрисдикция которых будет распространяться на несколько районов области.

Состав апелляционного суда

Апелляционные суды состоят из судей, которых избирает Верховная Рада Украины бессрочно. Также судьи назначаются Президентом Украины в пределах пятилетнего срока. Народные заседатели этих судов избираются Верховной Радой Автономной Республики Крым, областным, Киевским и Севастопольским городскими советами, на территории которых находится соответствующий суд, сроком на пять лет по представлению председателя апелляционного суда в необходимом количестве.

Из состава судей апелляционного суда общим собранием соответствующего суда избираются председатель суда и заместители председателя суда в соответствии с количеством судебных палат или заместитель председателя суда в случае отсутствия судебных палат.

Количество судей в каждом апелляционном суде определяется Президентом Украины на основании представления Председателя Верховного Суда Украины или председателя Высшего специализированного суда либо Министра юстиции Украины.

Структура апелляционного суда

В апелляционных судах создаются апелляционные палаты. В составе общего апелляционного суда создаются судебная палата по гражданским делам и судебная палата по криминальным делам.

В составе специализированного апелляционного суда могут создаваться судебные палаты по рассмотрению отдельных категорий дел по установленной специализации в пределах соответствующей специальной судебной юрисдикции.

В апелляционных судах по решению организационных вопросов действует президиум апелляционного суда.

Судьи апелляционного суда назначаются в состав соответствующей судебной палаты распоряжением председателя апелляционного суда.

Полномочия апелляционных судей

Судьи апелляционного суда рассматривают дела в апелляционном порядке в соответствии с процессуальным законом; рассматривают в первой инстанции дела, определенные законом (кроме апелляционных хозяйственных судов); ведут и анализируют судебную статистику, изучают и обобщают судебную практику; предоставляют методическую помощь в применении законодательства местными судами; осуществляют другие полномочия, предусмотренные законом.

Судья апелляционного суда: а) контролирует своевременное исполнение судебного решения вынесенного при его участии; б) осуществляет процессуальные действия и организационные меры с целью обеспечения рассмотрения дела; в) правосудие в порядке, установленном процессуальным законом.

Апелляционный суд Украины

Апелляционный суд Украины действует в составе: судебной палаты по гражданским делам, судебной палаты по криминальным делам, военной судебной палаты.

Апелляционный суд Украины рассматривает дела, отнесенные к его подсудности, в апелляционном порядке в соответствии с требованиями процессуального закона.

Для рассмотрения дел, определенных процессуальным законом, в общих апелляционных судах (кроме Апелляционного суда Украины) действуют суды присяжных. Порядок формирования состава присяжных устанавливается Законом «О судоустройстве», а порядок участия их в осуществлении правосудия - процессуальным законом.

 

2.3 ВОЕННЫЕ СУДЫ

 

Военные суды действуют в специфических условиях. Сама структура управления армией усложняет использование общих судов (армия управляется не по административно-территориальному разделению). Мобильность военных объединений требует движущихся органов военной юстиции. Военные суды осуществляют правосудие в Вооруженных силах Украины и других военных формированиях, предусмотренных законодательством Украины.

Деятельность военных судов направлена на охрану:

- от любого посягательства;

- безопасности Украины;

- боеспособности и боеготовности ее Вооруженных сил, других военных формирований;

- прав и свобод военнослужащих и других граждан;

- прав и законных интересов военных частей, учреждений, организаций.

Рассмотрение дел о военных преступлениях требует от судей знания военной службы, условий жизни и быта армии.

Военные суды действуют по тем же принципам, что и все остальные судебные органы (законность, гласность, независимость судей и подчинение их только закону…). Это важно в армии, где руководство военнослужащими осуществляется по принципу единоначалия. Судьи военных судов руководствуются только законом и материалами криминального дела, никто не имеет права на них влиять.

В Украине действуют военные суды: а) гарнизонов (как местные); б) военно-морских сил (как апелляционные); в) регионов (как апелляционные).

Военные суды гарнизона создаются на территории, на которой расположен один или несколько военных гарнизонов. В Украине функционируют апелляционные военные суды регионов: центрального, южного и восточного.

Порядок назначения, избрания и состав военных судов

Первое назначение на должность военного судьи сроком на пять лет осуществляется Президентом Украины. Судьями военных судов могут быть граждане, которые находятся на военной службе и имеют военное звание офицерского состава. Количество судей и военных судов устанавливается Президентом Украины на основании внесения Председателя Верховного Суда Украины или Министра юстиции. Судьи военных судов избираются Верховной Радой Украины бессрочно. Военный суд гарнизона избирается в составе председателя, заместителя председателя и судей. Военный суд регионов избирается в составе председателя, заместителя председателя и заседателей.

Количество военных заседателей в каждом военном суде определяется председателем военного суда региона, ВМС по соглашению с соответствующим военным командованием. Народные заседатель избираются открытым голосованием на собрании военнослужащих военных частей сроком на 5 лет из числа граждан Украины, которые находятся на службе и достигли 25-летного возраста.

Указом Президента Украины от 30 августа 2001 г. Утверждена сеть военных местных и апелляционных судов.

Военные местные суды: Винницкого, Дарницкого, Днепропетровского, Донецкого, Евпаторийского, Житомирского, Запорожского, Ивано-Франковского, Киевского, Луганского, Николаевского, Одесского, Полтавского, Ровненского, Севастопольского, Симферопольского, Ужгородского, Феодосиевского, Харьковского, Хмельницкого, Черкасского, Черновицкого и Черниговского гарнизонов (24).

Военные апелляционные суды: Центрального, Восточного, Южного регионов. Военно-морских сил.

Полномочия военных судов

Военные суда рассматривают:

1)все дела о преступлениях, совершенных военнослужащими Вооруженных сил, Приграничных войск, СБУ и других военных формирований, а также военнообязанных во время прохождения ними собраний;

2)все дела о шпионстве;

3)дела о преступлениях против установленного порядка несения службы, совершенные лицами начальствующего состава исправительно-трудовых учреждений;

4)дела о преступлениях, совершенных определенными категориями лиц, которые определяются законодательством Украины;

5)дела об административных правонарушениях военнослужащих;

6)дела по жалобам военнослужащих на неправомерные действия военных служащих лиц и органов военного управления;

7)дела о защите чести и достоинства сторонами, у которых есть военнослужащие или военные организации;

8)другие дела, связанные с защитой прав и свобод военнослужащих и других граждан, а также прав и законных интересов военных частей, учреждений и организаций.

Охрана служебных помещений военных судов осуществляется военными частями гарнизонов, на территории которых дислоцируются военные суды. Конвоирование до военного суда лиц, которые удерживаются под стражей на гауптвахтах, и охрана этих лиц осуществляется военными комендатурами. Конвоирование лиц, которые удерживаются под стражей в следственных изоляторах, тюрьмах осуществляется Государственным департаментом Украины по вопросам исполнения наказаний.

 

2.4 ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ СУДЫ

 

Преобразование органов государственного арбитража в систему арбитражных судов, а затем в систему хозяйственных судов отображает процесс становления в нашей стране независимой и эффективной судебной власти.

В соответствии со статьями 1и 12 Хозяйственного процессуального кодекса к подведомственной хозяйственных судов отнесены споры, возникающие при заключении, изменении, расторжении и выполнении хозяйственных договоров и по другим причинам, а также споры о признании недействительными актов ненормативного характера. Право на обращение в хозяйственный суд имеют только предприятия, учреждения и организации - юридические лица - независимо от форм собственности имущества и организационных форм. Относительно государственных и других органов они имеют право обращаться в хозяйственный суд только в случаях, предусмотренных законодательными актами Украины. В частности, таким законодательным актом является Закон Украины «О государственной налоговой службе в Украине», в соответствии, с которым государственной налоговой инспекции предоставлено право предъявлять в хозяйственный суд иски к предприятиям, учреждениям и организациям о взыскании в доход государства средств, полученным ими по незаконным соглашениям, и в других случаях получения средств без установленных законом оснований.

Для хозяйственного процесса характерны два вида подсудности - родовая и территориальная. Родовая подсудность разграничивает дела между хозяйственными судами различного уровня. По общему правилу все споры, подведомственные хозяйственному суду, рассматриваются местными хозяйственными судами областей.

Основные задачи хозяйственного суда: защита прав и охрана законом интересов участников хозяйственных правоотношений; содействие укреплению законности в сфере хозяйственных отношений; внесение предложение, направленных на совершенствование правового регулирования хозяйственной деятельности.

Систему хозяйственных судов составляют:

- местные хозяйственные суды;

- апелляционные хозяйственные суды;

- Высший хозяйственный суд Украины.

Президент Украины по внесению председателя Высшего хозяйственного суда Украины может создавать другие местные хозяйственные суды (местные, межрайонные, специальных (свободных) экономических зон и др.). Количественный состав судов утверждается Президентом Украины (см. табл.3.1).

Полномочия местных хозяйственных судов

Местный хозяйственный суд: решает хозяйственные споры, отнесенные к его компетенции, рассматривает дела о банкротстве; ведет работу, направленную на предупреждение правонарушений в сфере хозяйственных отношений; пересматривает по вновь открывшимся обстоятельствам свои решения; изучает и обобщает практику применения законодательства, анализирует статистику решения хозяйственных споров, вносит предложения Высшему хозяйственному суду Украины, направленные на совершенствование правового регулирования хозяйственной деятельности и практики решения хозяйственных споров.

Состав местных хозяйственных судов: председатель, первый заместитель председателя, заместители председателя, судьи.

Полномочия апелляционного хозяйственного суда

Апелляционные хозяйственные суды создаются Президентом Украины по представлению председателя Высшего хозяйственного суда Украины с определением территории, на которую распространяются полномочия апелляционных хозяйственных судов, их местонахождение.

В апелляционном хозяйственном суде может устанавливаться специализация судей по рассмотрению отдельных категорий дел.

К полномочиям апелляционного хозяйственного суда относятся:

- пересмотр в апелляционном порядке решений местных хозяйственных судов, которые включены в территорию, на которую распространятся его полномочия;

- пересмотр по вновь открывшимся обстоятельствам принятых им решений;

Информация о работе Система судов общей юрисдикции