Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 19:15, курсовая работа
Цель курсовой работы – проанализировать социальную поддержку детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Российской федерации. Для достижения указанной цели курсовой работы необходимо определить следующие задачи:
Определить сущность опеки и попечительства в РФ;
Определить порядок выявления и устройства детей, оставшихся без попечения родителей;
Определить формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей;
Проанализировать современный подход к устройству детей, оставшихся без попечения родителей.
Проанализировать меры социальной поддержки детей-сирот, оставшихся без попечения родителей
Введение
ГЛАВА I. ОПЕКА И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО В РФ
1.1 Общие понятия опеки и попечительства
1.2 Выявление и учет детей, оставшихся без попечения родителей
ГЛАВА II. ФОРМЫ УСТРОЙСТВА ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ.СОВРЕМЕННЫЙ ПОДХОДК РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ УСТРОЙСТВА ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ.
2.1 Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей
2.2 Современный подход к решению проблемы устройства детей, оставшихся без попечения родителей
ГЛАВА III. МЕРЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
3.1 Сущность социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
3.2 Меры по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования
Заключение
Список использованных источников
Приложения
Оглавление
Актуальность темы курсовой работы заключается в том, что сиротство, безнадзорность и беспризорность становятся в последнее время предметом пристального внимания государства. Федеральные и местные власти, педагогические коллективы государственных учреждений стремятся создать необходимые условия для успешной интеграции выпускников детских домов и интернатов в общество, разрабатывают и применяют на практике новые пути и способы социализации данной категории граждан.
Однако при всех положительных тенденциях нельзя не отметить, что из сиротских учреждений выходят дети, не подготовленные к самостоятельной жизни в современном обществе.
Несмотря на попытки создания систем взаимодействия различных структур и органов, работающих с детьми-сиротами, в стране всё равно существует значимая проблема межведомственной разобщённости, связанная с принадлежностью домов ребёнка, детских домов, коррекционных школ-интернатов разным министерствам, не обеспечиваются должные условия для социализации детей и подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Актуализирует задачу изучения процессов социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечительства родителей в государственных учреждениях, продолжающийся рост сиротства. Негативный социальный опыт вызывает эффект социальной некомпетентности, искажённые или «ущербные отношения к миру и себе».
Возникающее противоречие между имеющимся у сирот опытом и реально складывающейся ситуацией, как правило, приводит к тому, что большинство из них редко преодолевают барьер социализации и находят своё место в обществе. Проблема социализации сирот всегда была актуальной, но особенно остро она встала в настоящее время. В ситуации серьёзных социально-экономических перемен воспитанники детского дома оказываются особенно уязвимыми.
Цель курсовой работы – проанализировать социальную поддержку детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Российской федерации.
Для достижения указанной цели курсовой работы необходимо определить следующие задачи:
Методами настоящего исследования являются: теоретический анализ и статистический метод.
Объектом исследования являются правоотношения, складывающиеся в связи с осуществлением социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся, без попечения родителей.
Предмет исследования – сиротские учреждения как часть государственной системы социальной поддержки и защиты населения.
Информационной базой для написания работы послужили: учебная, научная, методическая литература по рассматриваемому вопросу, законодательные акты и судебные практики, электронные ресурсы удаленного доступа.
Структура данной работы соответствует поставленным задачам и включает введение, три главы, шесть параграфов, заключение и список использованных источников.
ГЛАВА I. ОПЕКА И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО В РФ
Опека и попечительство в гражданском праве представляют собой формы защиты прав граждан, которые в силу своего возраста или состояния здоровья не могут участвовать самостоятельно в гражданско-правовых отношениях. Они необходимы для лиц, признанных судом недееспособными, а также для несовершеннолетних, у которых нет родителей или усыновителей, либо они уклоняются от воспитания детей, лишены родительских прав, также по другим причинам.1
Опека и попечительство над несовершеннолетними детьми устанавливается для защиты их прав в силу возрастных особенностей. При этом первая форма применяется в отношении малолетних и недееспособных граждан в связи с психическими расстройствами. Законным представителем таких лиц, выполняющим в их интересах юридически значимые действия, выступает опекун, которого назначает орган опеки и попечительства. Вторую форму применяют в отношении несовершеннолетних от 14 лет и граждан, ограниченных в дееспособности в связи со злоупотреблением алкоголем или наркотическими средствами. Представителями этих лиц выступают попечители, которые содействуют в осуществлении прав, а также исполнении обязанностей.
Функции по обеспечению таких форм защиты, как опека и попечительство, возлагаются на соответствующие отделы исполкомов, задачами которых являются:
Для установления опекунства и попечительства кандидат должен предоставить:
Могут понадобиться:
Опекун или попечитель назначается не позже месяца с момента выявления будущего подопечного. Чаще всего такими лицами становятся родственники (бабушка или дедушка, сестра, брат и т.п.), реже другие лица. Назначаются они с согласия подопечного, обязаны проживать совместно, создавать необходимые бытовые условия, при необходимости осуществлять уход и лечение, защищать права и интересы.
Опека и попечительство,
в случае их установления, могут
быть обжалованы заинтересованным лицом
в судебном порядке. Эта возможность
предусмотрена
Опекун может от имени подопечного осуществлять различные сделки и заключать договора. Попечитель же действует наряду с подопечным. Расходы на содержание возмещаются из средств последнего. Это может быть пенсия, алименты, пособие и т.д. Отчет об управлении имуществом должен предоставляться в письменном виде ежегодно с приложением к нему оправдательных документов (чеков, квитанций и т.д.).
Когда опека и попечительство прекращается, в установивший их орган предоставляется отчет о воспитании подопечного и управлении его имуществом. В случае выявления фактов оставления последнего без помощи, а также при использовании в своих корыстных целях его имущества, виновные могут быть привлечены к уголовной ответственности.
1.2 Выявление и учет детей, оставшихся без попечения родителей
Порядок выявления и учета детей, оставшихся без попечения родителей, установлен статьей 122 Семейного кодекса РФ, где предусмотрена обязанность должностных лиц и иных граждан сообщать органам опеки и попечительства о ставших им известными случаях утраты детьми родительского попечения.
Дети могут остаться без попечения родителей по следующим причинам:
Статья 73 Семейного кодекса РФ определяет, что ограничение в родительских правах допускается по следующим основаниям:
1) если оставление ребенка с родителями (одним из них) опасно для ребенка по обстоятельствам, не зависящим от родителей (одного из них);
2) если оставление ребенка с родителями (одним из них) вследствие их поведения является опасным для ребенка, но не установлены достаточные основания для лишения родителей (одного из них) родительских прав.3
В первом случае ограничение в родительских правах не будет зависеть от вины родителя.
Примером служит ситуация, когда папа или мама страдает психическим заболеванием. Здесь даже при отсутствии вины родителя приоритет будет отдан безопасности ребенка.
Во втором случае имеет место виновное поведение родителей (одного из них). Как правило, это проявляется в ведении родителями антиобщественного образа жизни: злоупотреблении спиртными напитками, содержания наркопритона, вступление в интимные отношения в присутствии детей и др.
Ограничение в родительских правах похоже на лишение родительских прав, поскольку, по сути, также является отобранием ребенка у родителей в целях защиты его жизни и здоровья.
Однако невыполнение
родительских обязанностей либо уклонение
от них при ограничении в
Последствием ограничения в родительских правах является утрата права на личное воспитание ребенка (ст. 74 Семейного кодекса РФ). В то же время при ограничении в родительских правах возможны и контакты родителей с ребенком, если это не оказывает дурного влияния на последнего (ст. 75 Семейного кодекса РФ).
Родитель, ограниченный в родительских правах, находится в пограничном психологическом состоянии, исходом которого может быть как воссоединение с ребенком и снятие ограничения в родительских правах, так и окончательная утрата семейных связей, лишение родительских прав. Установленный семейным законодательством срок (шесть месяцев) дается гражданам для исправления. В случае если со стороны лица, ограниченного в родительских правах, будет проявлена пассивность и нежелание что-либо менять, то по истечении шести месяцев суд будет вынужден лишить данное лицо родительских прав.
На практике органы опеки и попечительства медлят обращаться в суд и дожидаются, когда появятся достаточные основания для лишения родительских прав. Тем самым упускается драгоценное время, когда еще можно сохранить семью и способность родителей воспитывать своего ребенка.
Казалось бы, второе основание ограничения родительских прав способно создать действенную систему предупреждения нарушений прав детей, поскольку в этом случае родитель, отстраняясь временно от воспитания ребенка, еще может изменить свое поведение. Ограничение родительских прав нередко является фактором, который заставляет нерадивых родителей изменить свое поведение, образ жизни и отношение к воспитанию детей. В частности, после предъявления прокурором иска о лишении родительских прав в интересах несовершеннолетних X, Y к супругам Z. родители изменили свое поведение в положительную сторону, устроились на работу, что позволило принять решение об ограничении для ответчиков родительских прав на 6 месяцев. По истечении указанного срока супруги Z обратились в суд с иском о восстановлении в родительских правах. В ходе рассмотрения дела суд установил, что супруги создали в квартире все условия для проживания, развития несовершеннолетних, работают, положительно характеризуются. Решением суда они восстановлены в родительских правах, забрали детей из детских учреждений домой. А что касается лишения родительских прав, то тут дело обстоит совсем иначе. Изучение судебной практики показало, что иски о восстановлении в родительских правах поступают в суды редко, что дает основание сделать вывод о законности и обоснованности постановленных судебных решений о лишении родительских прав и предположить, что большинство родителей, лишенных родительских прав, к сожалению, на путь исправления не становятся.