Социальная поддержка детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Российской федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 19:15, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – проанализировать социальную поддержку детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Российской федерации. Для достижения указанной цели курсовой работы необходимо определить следующие задачи:
Определить сущность опеки и попечительства в РФ;
Определить порядок выявления и устройства детей, оставшихся без попечения родителей;
Определить формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей;
Проанализировать современный подход к устройству детей, оставшихся без попечения родителей.
Проанализировать меры социальной поддержки детей-сирот, оставшихся без попечения родителей

Содержание работы

Введение
ГЛАВА I. ОПЕКА И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО В РФ
1.1 Общие понятия опеки и попечительства
1.2 Выявление и учет детей, оставшихся без попечения родителей
ГЛАВА II. ФОРМЫ УСТРОЙСТВА ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ.СОВРЕМЕННЫЙ ПОДХОДК РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ УСТРОЙСТВА ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ.
2.1 Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей
2.2 Современный подход к решению проблемы устройства детей, оставшихся без попечения родителей
ГЛАВА III. МЕРЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
3.1 Сущность социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
3.2 Меры по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования
Заключение
Список использованных источников
Приложения

Файлы: 1 файл

социальная поддержка детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в рф.doc

— 276.00 Кб (Скачать файл)

Также дети-сироты находятся на государственном обеспечении на весь период обучения в высшем учебном заведении. Помимо этого, размер стипендии для детей-сирот должен быть не менее, чем на 50% выше по сравнению с установленным в данном учебном заведении размером стипендии.

Также детям-сиротам гарантировано  бесплатное медицинское обслуживание в государственных лечебно-профилактических учреждениях: регулярные диспансеризации, профилактические осмотры, при необходимости  – оперативное лечение.

В случае воспитания детей-сирот в детском доме, после окончания профессионального учебного заведения дети-сироты имеют право на получение жилья.

          3.2 Меры по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования

 

 

Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также  лица в возрасте от 18 до 23 лет из числа  детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, принимаются  в государственные и муниципальные образовательные учреждения среднего и высшего профессионального образования вне конкурса при условии успешного прохождения вступительных испытаний (на основании п.3 ст. 16 Федерального закона «Об образовании»).

В соответствии с п. 5 ст. 6 Федерального закона № 159 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, обучающимся в федеральных государственных образовательных учреждениях высшего профессионального образования помимо полного государственного обеспечения (в том числе бесплатное общежитие и бесплатное медицинское обслуживание) выплачивается стипендия, размер которой увеличивается не менее чем на 50% по сравнению с размером стипендии, установленной для обучающихся в данном образовательном учреждении, ежегодное пособие на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей в размере трехмесячной стипендии, а также 100% заработной платы, начисленной в период производственного обучения и производственной практики.

 

Согласно п. 8 ст. 6 вышеуказанного закона выпускники федеральных государственных  образовательных учреждений - дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения  родителей, а также лица из их числа, за исключением лиц, продолжающих обучение по очной форме в образовательных учреждениях профессионального образования, однократно обеспечиваются одеждой, обувью, мягким инвентарем и оборудованием по нормам, утверждаемым Правительством Российской Федерации, а также единовременным денежным пособием в размере не менее 500 рублей.

По желанию выпускников  образовательных учреждений и с  согласия органов опеки и попечительства выпускникам может быть выдана денежная компенсация в размерах, необходимых  для их приобретения, или перечислена указанная компенсация в качестве вклада на имя выпускника в учреждение Сберегательного банка Российской Федерации.

Таким образом, лица из числа  детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, являются получателями вышеуказанных средств социальной поддержки при соблюдении следующих условий:

    1. не достигли 23 лет;
    2. являются выпускниками государственного или муниципального образовательного учреждения;
    3. не продолжают обучение по очной форме обучения в образовательных учреждениях профессионального образования (среднее профессиональное, высшее профессиональное, послевузовское).

 

Заключение

В данной работе мы выяснили следующее:

Опека и попечительство в гражданском праве представляют собой формы защиты прав граждан, которые в силу своего возраста или состояния здоровья не могут участвовать самостоятельно в гражданско-правовых отношениях. Они необходимы для лиц, признанных судом недееспособными, а также для несовершеннолетних, у которых нет родителей или усыновителей, либо они уклоняются от воспитания детей, лишены родительских прав, также по другим причинам.

Опека и попечительство над несовершеннолетними детьми устанавливается для защиты их прав в силу возрастных особенностей. При  этом первая форма применяется в  отношении малолетних и недееспособных граждан в связи с психическими расстройствами. Законным представителем таких лиц, выполняющим в их интересах юридически значимые действия, выступает опекун, которого назначает орган опеки и попечительства. Вторую форму применяют в отношении несовершеннолетних от 14 лет и граждан, ограниченных в дееспособности в связи со злоупотреблением алкоголем или наркотическими средствами. Представителями этих лиц выступают попечители, которые содействуют в осуществлении прав, а также исполнении обязанностей.

Функции по обеспечению  таких форм защиты, как опека и  попечительство, возлагаются на соответствующие  отделы исполкомов, задачами которых  являются:

1. выявление нуждающихся в этом лиц;

2. установление формы защиты прав;

3. осуществление защиты их прав;

4. осуществление надзора за выполнением возложенных обязанностей назначенными;

5. опекунами и попечителями;

6. проверка условий, в которых проживают подопечные;

7. обеспечение контроля за управлением и сохранностью имущества лиц, над которыми установлена опека и попечительство.

Семейный кодекс РФ предусматривает  следующие формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей :

- усыновление (удочерение);

- опека (попечительство);

- передача в приемную семью;

- устройство в учреждения для детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей всех типов (например, детский дом семейного типа, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты и другие аналогичные учреждения).

В соответствии с абзацем  вторым части первой статьи 123 Семейного  кодекса  РФ могут быть предусмотрены и иные формы устройства детей.

В последние 5–10 лет в  РФ все больше внимания уделяется вопросам повышения эффективности существующей системы детских домов и других интернатных учреждений, соблюдения прав воспитанников этих учреждений, отношения к детям воспитателей и сотрудников детского учреждения.

Все соглашаются с  тем, что усыновление, опека, помещение  ребёнка в приемную семью в большинстве случаев предпочтительнее его устройства в детский дом.

Но надо считаться  с тем, что далеко не всегда удается использовать именно эти формы социального устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

Детские дома будут существовать ещё значительное время. В связи  с этим важно продолжать поиск  путей модернизации сети учреждений, чьей основной функцией является забота о детях-сиротах и детях, оставшихся без попечения родителей, а также совершенствования процессов их социализации.

Преобразования, происходящие в общественной жизни нашей страны, существенно меняют объективные  условия социализации подрастающего поколения, и в особенности детей, оставшихся без попечения родителей, то есть детей-сирот, воспитывающихся в детских домах.

Для обеспечения успешной социализации выпускников детских  домов и интернатных учреждений, их интеграции в общество предстоит ещё многое сделать, например привести в соответствие нормативно-правовую базу, наладить профессиональную подготовку кадров по работе с данной категорией, наладить взаимодействие выпускников с различными учреждениями.

В основу реализации государственной социальной политики в направлении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также выпускников интернатных учреждений необходимо заложить не работу по преодолению причин самого явления – сиротства, а систему слаженных и хорошо отработанных механизмов по социализации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Детям, оставшимся без  попечения родителей, и детям-сиротам  гарантирована определенная социальная поддержка от государства. Дети-сироты, как и все граждане нашей страны, имеют право на жилье и медицинскую помощь. Каждый ребенок имеет право на получение надлежащего воспитания и на получение образования.

Оказание социальной поддержки детям-сиротам регламентирует Федеральный закон №159 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Согласно этому закону, дополнительные гарантии социальной поддержки  детей-сирот обеспечиваются государством. Органы опеки и попечительства занимаются разработкой и выполнением программ по защите прав детей-сирот.

Финансирование дополнительных гарантий происходит за счет средств  государственного бюджета.

Для детей-сирот предусмотрены  дополнительные гарантии права на получение  образования: по окончании общего среднего образования дети-сироты имеют право бесплатной подготовки на подготовительных курсах в учебные заведения высшего и среднего профессионального образования.

Также дети-сироты находятся  на государственном обеспечении  на весь период обучения в высшем учебном  заведении. Помимо этого, размер стипендии для детей-сирот должен быть не менее, чем на 50% выше по сравнению с установленным в данном учебном заведении размером стипендии.

Также детям-сиротам гарантировано  бесплатное медицинское обслуживание в государственных лечебно-профилактических учреждениях: регулярные диспансеризации, профилактические осмотры, при необходимости – оперативное лечение. 15

В случае воспитания детей-сирот  в детском доме, после окончания  профессионального учебного заведения  дети-сироты имеют право на получение жилья.16

 

 

Список использованных источников

 

Нормативно  – правовые акты

 

  1.      Федеральный закон от 21.12.1996 N 159-ФЗ (ред. от 29.02.2012) "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"

  1.      Федеральный закон Российской Федерации от 29 февраля 2012 г. N 15-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"
  2.      Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 № 51-Федеральный закон.
  3.      Гражданский кодекс Российской Федерации  Статья 39 Освобождение и отстранение опекунов и попечителей от исполнения ими своих обязанностей.
  4.      Семейный кодекс Российской Федерации принят  Государственной Думой  8 декабря 1995 года. Статья 73. Ограничение родительских прав.
  5.      Семейный кодекс Российской Федерации принят Государственной Думой 8 декабря 1995 года. Статья 122. Выявление и учет детей, оставшихся без попечения родителей.
  6.      Семейный кодекс Российской Федерации  принят  Государственной  Думой 8 декабря 1995 года Статья 123. Устройство детей, оставшихся без попечения родителей. 
  7.      Постановление Правительства РФ от 01 мая 1996 г. № 542  Перечень заболеваний, при наличии которых лицо не может усыновить ребенка.

Учебная литература

  1.      Великоклад Т. П. Актуальные вопросы семейного права: монография / Великоклад Татьяна Пименовна; Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования Российская гос. акад. интеллектуальной собственности. Москва: ГОУ ВПО РГАИС, 2011 -350 с.
  2.      Винокуров А. Ю. Проблемы защиты прав ребенка в Российской Федерации: материалы научной конференции, проведенной на Юридическом факультете МосГУ 24 марта 2011 года / Московский гуманитарный ун-т, Юридический фак., Отд. проблем прокурорского надзора и укрепления законности в сфере. Москва: Изд-во Московского гуманитарного ун-та, 2011 – 280 с.
  3.      Кокорина М. С. Семейно-правовые основы воспитания детей в современной России: монография: научная специальность 12.00.03 «Гражданское право; предпринимательское право; семейное право; международное частное право» / М. С. Кокорина. Москва: ЮНИТИ: Закон и право, 2011 – 300 с.
  4.      Левушкин А. Н. Семейное право : практикум / А. Н. Левушкин, А. А. Серебрякова ; М-во образования и науки РФ, Гос. образовательное учреждение высш. проф. образования Ульяновский гос. ун-т. Ульяновск: Ульяновский гос. ун-т, 2011 – 320 с.
  5.      Нечаева А. М. Семейное право [Текст] : учебное пособие для бакалавров : учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по юридическим специальностям / А. М. Нечаева ; Российская акад. наук, Ин-т государства и права. Москва: Юрайт, 2011 – 410 с.
  6.      Пчелинцева Л. М. Семейное право России [учебник по специальности «Юриспруденция»] / Л. М. Пчелинцева. Москва: Норма, 2011 – 180 с.

Интернет  – источники

 

www.usynovite.ru - Усыновление в России

www.yurist-online.net  - Лишение и ограничение родительских прав. Статистика

 

Приложения

 

Приложение №1

Выявление и учет детей, оставшихся без попечения родителей

 

 

  

 

Приложение №2

Формы устройства детей, оставшихся без  попечения родителей

 

                       

 

 

 

1 Гражданский кодекс Российской Федерации от 30.11.1994 № 51-Федеральный закон.

2 www.usynovite.ru/ -Усыновление в России

3 Семейный кодекс Российской Федерации принят Государственной Думой 8 декабря 1995 года. Статья 73. Ограничение родительских прав.

4 www.yurist-online.net  - Лишение и ограничение родительских прав. Статистика

5 Семейный кодекс Российской Федерации принят Государственной Думой 8 декабря 1995 года. Статья 122. Выявление и учет детей, оставшихся без попечения родителей.

Информация о работе Социальная поддержка детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Российской федерации