Социальная поддержка детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Российской федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 19:15, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – проанализировать социальную поддержку детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Российской федерации. Для достижения указанной цели курсовой работы необходимо определить следующие задачи:
Определить сущность опеки и попечительства в РФ;
Определить порядок выявления и устройства детей, оставшихся без попечения родителей;
Определить формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей;
Проанализировать современный подход к устройству детей, оставшихся без попечения родителей.
Проанализировать меры социальной поддержки детей-сирот, оставшихся без попечения родителей

Содержание работы

Введение
ГЛАВА I. ОПЕКА И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО В РФ
1.1 Общие понятия опеки и попечительства
1.2 Выявление и учет детей, оставшихся без попечения родителей
ГЛАВА II. ФОРМЫ УСТРОЙСТВА ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ.СОВРЕМЕННЫЙ ПОДХОДК РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ УСТРОЙСТВА ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ.
2.1 Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей
2.2 Современный подход к решению проблемы устройства детей, оставшихся без попечения родителей
ГЛАВА III. МЕРЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
3.1 Сущность социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
3.2 Меры по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования
Заключение
Список использованных источников
Приложения

Файлы: 1 файл

социальная поддержка детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в рф.doc

— 276.00 Кб (Скачать файл)

Количество детей, оставшихся без полноценной семьи по причине  лишения или ограничения прав родителей, стремительно возрастает от года к году. И если на 1995 год приходилось немногим больше 31000 таких детей и около 4000 родителей, то уже к 2005 году их количество возросло соответственно до 70000 и 6000 человек, а к 2009 и того больше – 72000 и 7500.

То есть число таких  случаев увеличилось за 14 лет  больше чем в два раза. В настоящее время за счет мер принимаемых государством происходит снижение этих показателей, но, к сожалению, не очень стремительными темпами.4

Лишение и ограничение  родительских прав неразрывно связано  с ростом детской преступности. По статистике каждый десятый малолетний преступник – сирота. 

Представляется, что назрела  необходимость по-новому подойти  к правовому регулированию процедуры  лишения и ограничения родительских прав. Данные меры должны быть направлены на защиту интересов ребенка (ребенок всегда хочет остаться с родителями, какими бы они ни были), а не на освобождение нерадивых родителей от ответственности за воспитание ребенка. Поэтому такие родители должны быть ограничены в родительских правах и направлены на принудительное лечение от алкоголизма (ранее такой механизм был эффективным), совмещая и общественные работы. Только после прохождения данной процедуры и в случае не исправления родителей можно применять процедуру лишения родительских прав.

Во-вторых, целесообразно  предоставить органам опеки и попечительства право обращаться в суд с заявлением об увеличении срока, установленного ч. 2 ст. 73 СК, для исправления своего поведения лицом, ограниченным в родительских правах. Согласно данной норме по истечении шести месяцев с момента вынесения решения об ограничении родительских прав органы опеки и попечительства обязаны предъявить иск о лишении родительских прав. Зачастую родители начинают исправлять поведение, изменяют в лучшую сторону отношение к выполнению родительских обязанностей.

Однако в течение  указанного срока родитель не всегда может осуществить действия, свидетельствующие  о его окончательном исправлении: создать в квартире условия, приемлемые для проживания детей, сделать ремонт, купить необходимую мебель, игрушки, устроиться на работу, положительно зарекомендовать себя и т.п., что не позволяет решить вопрос о возможности передачи ребенка в семью. В подобной ситуации у органов опеки и попечительства должна быть возможность ходатайствовать перед судом об увеличении срока ограничения родительских прав, не прибегая к крайней мере воздействия на нерадивых родителей - лишению родительских прав.

Нужно все-таки учитывать, что приоритетной формой воспитания ребенка является семья, поэтому  требуется прилагать по возможности  и в зависимости от ситуации все усилия, чтобы исправить родителей, поскольку это соответствует интересам ребенка, обеспечит реальную защиту их прав и восстановление семьи.

Необходимой предпосылкой принятия органами опеки и попечительства мер по защите прав и интересов детей, оставшихся без попечения родителей, является их своевременное выявление. Выявлению детей, оставшихся без опеки и попечительства родителей, должны способствовать должностные пица учреждений и граждане, располагающие сведениями о таких детях. В соответствии с законом должностные лица и граждане, располагающие сведениями о детях, оставшихся без опеки и попечительства родителей, обязаны сообщить об этом в органы опеки и попечительства. Органы опеки и попечительства после получения информации о детях, оставшихся без попечения родителей, обязаны незамедлительно (в течение трех дней) провести первичное обследование. Цель такого обследования — проверка достоверности полученной информации (ознакомление с ребенком, с условиями, в которых он находится), а при установлении факта утраты ребенком родительского попечения — выявление его родственников, которые могут обеспечить временный присмотр за ребенком.

Во время нахождения ребенка, оставшегося без опеки  и попечительства родителей, в воспитательном, лечебном учреждении, учреждении социальной защиты населения либо ином учреждении руководители этих учреждений обязаны сообщать в орган опеки и попечительства по месту нахождения данного учреждения о каждом ребенке, оставшемся без попечения родителей, который может быть передан на воспитание в семью. Это сообщение должно быть сделано руководителем такого учреждения в семидневный срок с того дня, когда стало об этом известно. При несообщении таких сведений либо нарушении установленных законом сроков их представления руководители таких учреждений несут ответственность в порядке, установленном Административным кодексом Российской Федерации.

   Орган опеки  и попечительства обязан в  течение месяца со дня поступления  сведений о детях, оставшихся  без опеки и попечительства родителей, устроить ребенка.

   При невозможности  передать ребенка на воспитание  в семью орган опеки и попечительства  обязан направить сведения о  ребенке в соответствующий орган  исполнительной власти субъекта  Федерации в целях централизованного  учета и оказания содействия в последующем устройстве в семью детям, оставшимся без опеки и попечения родителей. В настоящее время осуществление централизованного учета детей, оставшихся без попечения родителей, возложено на Министерство образования РФ. Датой постановки ребенка на централизованный учет считается дата заполнения анкеты ребенка в органе опеки и попечительства по его фактическому месту жительства (нахождения).

Основная цель учета (формирования регионального и федерального банка  данных о детях, оставшихся без попечения родителей) — оказание содействия в поисках каждому ребенку семьи на территории РФ.

При невозможности передать ребенка в семью на усыновление, под опеку (попечительство), в приемную семью на территории РФ ребенок по истечении трех месяцев со дня постановки ребенка на централизованный учет может быть передан на усыновление иностранным гражданам, лицам без гражданства или российским гражданам, постоянно проживающим за пределами РФ.

   За неисполнение  либо ненадлежащее исполнение  своих обязанностей органы опеки и попечительства подлежат ответственности в соответствии с действующим законодательством РФ.5

 

 

ГЛАВА II.  ФОРМЫ УСТРОЙСТВА ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ.СОВРЕМЕННЫЙ ПОДХОДК РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ УСТРОЙСТВАДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ.

 

      2.1 Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей

Семейный кодекс РФ предусматривает  следующие формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей :

- усыновление (удочерение);

- опека (попечительство);

- передача в приемную семью;

- устройство в учреждения для детей-сирот или детей, оставшихся без попечения родителей всех типов (например, детский дом семейного типа, лечебные учреждения, учреждения социальной защиты и другие аналогичные учреждения).6

В соответствии с абзацем вторым части первой статьи 123 Семейного кодекса РФ могут быть предусмотрены и иные формы устройства детей.

Решение проблемы повышения  эффективности специализированных учреждений для детей, оставшихся без  попечения родителей, состоит в расширении и изменении их функций.

Следует полагать, в деятельности учреждения следует выделить три  основных направления:

- содействие возвращению ребенка в родную семью или семейному устройству воспитанников учреждений;

- создание условий для позитивной социализации воспитанников;

- постинтернатное сопровождение выпускников.

Поиск возможности семейного  воспитания для детей-сирот, как  нам представляется, должен являться приоритетным направлением деятельности любого органа или учреждения системы  устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В тоже время работа по возвращению ребенка в родную семью или поиск замещающей семьи специалистами интернатных учреждений ведется не систематически.

Конечно, для решения  задачи возвращения ребенка в родительскую семью необходимо пересмотреть функционал специалистов, работающих в социальных учреждениях для несовершеннолетних, разработать методы реабилитационной работы с семьями, провести переподготовку и обучение персонала.

Задача устройства детей  в замещающую семью также потребует внедрения новых методов работы и дополнительного обучения специалистов. Но в результате может быть обеспечена реализация главного интереса каждого ребенка - жить и воспитываться в семье.

Понятно, что не всех детей  удается передать на воспитание в семью. Важно, таким образом, обеспечить условия для позитивной социализации детей в условиях интернатного учреждения. Для этого необходимо существенно изменить содержание воспитательной работы и организации жизнедеятельности интернатного учреждения. Организация жизнедеятельности, образования воспитания, должна способствовать успешному процессу социализации воспитанников .

В случае невозможности  устройства ребенка в замещающую семью, учреждение должно создавать  патронатные семьи или семейно-воспитательные группы как форму семейного воспитания.

В тоже время необходимо в самом учреждении создавать  условия жизни, максимально приближенные к семейным: организовывать открытое образовательное пространства (учебное, досуговое, производственное); расширять круг общения воспитанников. Это важно для приобретения воспитанниками социального опыта, формирования новых поведенческих установок и социальных навыков, позволяющих гибко реагировать в новых, непривычных жизненных обстоятельствах, выбирая социально приемлемые способы поведения.

Открытость интернатного учреждения для социальных контактов  позволит привлечь к созданию замещающей семьи и тех, кто не задумывался  над этим, даст возможность гражданам, желающим создать замещающую семью, попробовать свои силы в общении с детьми.

И, конечно, необходимым  продолжением работы с детьми в учреждениях  должно стать постинтернатное сопровождение  выпускника.

В период постинтернатной  адаптации главными субъектами, работающими  с выпускником и его проблемами, должны стать социальный педагог и социальный работник интернатного учреждения. Основным направлением работы является социально-правовое и социально-педагогическое сопровождение выпускника .

Основными задачами деятельности такого специалиста можно считать  помощь в организации взаимодействия выпускника с медицинскими, правовыми, социальными, образовательными, общественными и др. учреждениями и организациями. Кроме того, на первых порах для выпускника важно иметь советчика даже в простых житейских вопросах. Думается, что специалист по сопровождению выпускников должен иметь право контролировать до известных пределов своих воспитанников с тем, чтобы обеспечить профилактику социальной дезадаптации выпускников.

Таким образом, мы считаем, что только изменение задач и  функций деятельности специализированных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, может сделать систему внесемейного воспитания более эффективной.

Ориентация интернатного учреждения на семейное устройство воспитанников, создание условий позитивной социализации для детей, которых не удалось передать на воспитание в семью, постинтернатное сопровождение выпускников позволит создать условия для того, чтобы ребенок стал самостоятельным и ответственным за свою судьбу, был готов к самостоятельному решению широкого круга проблем.

Предпочтительной формой воспитания детей, оставшихся без попечения  родителей, является усыновление (удочерение). На это прямо указано в статье 123 Семейного кодекса РФ. Поиски наиболее полного обеспечения интересов детей, передаваемых на усыновление, представляют собой весьма важную социальную проблему.

Усыновлять можно только несовершеннолетних детей, т.е. лиц, не достигших 18 лет. Не может быть усыновлен  ребенок, хотя и не достигший указанного возраста, но эмансипированный в порядке, предусмотренном законом. С достижением совершеннолетия или при эмансипации лицо признается полностью дееспособным, и необходимость осуществления его воспитания, защита его прав и интересов отпадают, а следовательно, отпадает и цель усыновления — обеспечение ребенку воспитания в семье.

Усыновление — это добровольная процедура, поэтому, если нет препятствий к передаче ребенка данному лицу, оно само решает, какого именно ребенка усыновит при окончательном решении этого вопроса в интересах ребенка компетентным государственным органом. Возможно усыновление одновременно двух и более детей. В этих случаях об усыновлении каждого ребенка выносится отдельное решение7.

Усыновление иностранными гражданами детей, являющихся гражданами России, производится российским судом.

Все права и обязанности, вытекающие из усыновления, возникают  только на основании соответствующего решения об усыновлении. Так называемое фактическое усыновление не порождает  правовых последствий, факт наличия  таких отношений не может быть установлен в судебном порядке. Судом может быть установлен только факт регистрации усыновления, если документ об этом не может быть получен или восстановлен иным путем.

Факт признания одного из супругов, изъявивших желание быть усыновителями, недееспособным или ограниченно дееспособными препятствует реализации им права на усыновление ребенка (ст. 127 СК).

Перечень заболеваний, при которых лицо не может усыновить  ребенка, утвержден Постановлением Правительства РФ от 1 мая 1996 года. К  числу заболеваний, исключающих усыновление ребенка, относятся:

Информация о работе Социальная поддержка детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Российской федерации