Социальная поддержка детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Российской федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Октября 2013 в 19:15, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – проанализировать социальную поддержку детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Российской федерации. Для достижения указанной цели курсовой работы необходимо определить следующие задачи:
Определить сущность опеки и попечительства в РФ;
Определить порядок выявления и устройства детей, оставшихся без попечения родителей;
Определить формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей;
Проанализировать современный подход к устройству детей, оставшихся без попечения родителей.
Проанализировать меры социальной поддержки детей-сирот, оставшихся без попечения родителей

Содержание работы

Введение
ГЛАВА I. ОПЕКА И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВО В РФ
1.1 Общие понятия опеки и попечительства
1.2 Выявление и учет детей, оставшихся без попечения родителей
ГЛАВА II. ФОРМЫ УСТРОЙСТВА ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ.СОВРЕМЕННЫЙ ПОДХОДК РЕШЕНИЮ ПРОБЛЕМЫ УСТРОЙСТВА ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ.
2.1 Формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей
2.2 Современный подход к решению проблемы устройства детей, оставшихся без попечения родителей
ГЛАВА III. МЕРЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ
3.1 Сущность социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
3.2 Меры по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающихся в учреждениях начального, среднего и высшего профессионального образования
Заключение
Список использованных источников
Приложения

Файлы: 1 файл

социальная поддержка детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в рф.doc

— 276.00 Кб (Скачать файл)
    1. туберкулез (активных и хронический всех форм локализации);
    2. заболевания внутренних органов, нервной системы, опорно-двигательного аппарата в стадии диспансеризации;
    3. злокачественные онкологические заболевания всех локализаций;
    4. наркомания, токсикомания, алкоголизм;
    5. инфекционные заболевания до снятия с диспансерного учета;
    6. психические заболевания, при которых больные признаны в установленном порядке недееспособными или ограниченно дееспособными;
    7. все заболевания, приведшие к инвалидности I и II групп, исключающие трудоспособность.8

Данный перечень носит  исчерпывающий характер и расширенному толкованию не подлежит. Поэтому, разрешая вопрос о том, не будет ли состояние  здоровья лица, желающего усыновить ребенка, препятствовать надлежащему осуществлению им родительских прав, следует требовать от данного лица медицинское заключение о состоянии здоровья.

Достаточно часто судьи  при принятии заявлений об установлении усыновления пренебрегают требованиями, установленными ст. 127 Семейного кодекса РФ.

Так, в Иркутский районный суд обратилась Д. с заявлением об установлении усыновления. В обоснование  заявления указала, что воспитывает  в течение года племянника 1996 года рождения. Родители от ребенка отказались. По состоянию здоровья она может быть усыновителем. Материальные и жилищные условия жизни нормальные. Просит установить усыновление А.

Решением суда от 25 августа 1998 года установлено усыновление  А. 1996 года рождения супругами Д. При  этом суд установил усыновление А. супругами Д., не проверив, могут ли они по состоянию здоровья быть усыновителями. В решении утверждается, что «из медицинского заключения усматривается, что заявители физически здоровы и способны выполнять обязанности приемного родителя». Однако это утверждение суда не обосновано материалами дела. В отношении усыновителя Д. в деле имеется медицинская справка (л. д. 6), содержание которой следующее: «Дана Д., 39 лет в том, что она здорова, на учете в Н-ской участковой больнице не состоит». Приведенная справка не отвечает на вопросы, страдает ли Д. заболеваниями, указанными в перечне, утвержденном Постановлением Правительства от 1 мая 1996 года, следовательно, не отвечает на вопрос, может ли Д. по состоянию здоровья быть усыновителем А.

В отношении второго усыновителя в деле нет вообще никаких документов, подтверждающих отсутствие заболеваний, указанных в перечне. Между тем, из материалов дела усматривается, что Д. является инвалидом II группы (л. д. 9, 14). Суд не проверил, не препятствует ли состояние здоровья Д. быть ему усыновителем А. (дело № 2-978-98). Аналогичны замечания по делу № 2-999-98, рассмотренному Саянским городским судом.

В деле № 2-860-98, рассмотренном  Мамско-Чуйским районным судом, имеются  медицинские заключения по форме  № 164/у-96 (л. д. 12, 13) на усыновителей, но они заполнены главным врачом Мамско-Чуйской участковой больницы, который не может являться специалистом по всем направлениям медицины. Следовательно, указанные медицинские заключения выданы без надлежащего освидетельствования усыновителем. На основании данных заключений суд вынес суждение о том, что супруги К. практически здоровы.

Приведенные выше нарушения  судами требований п. 1 ст. 127 Семейного  кодекса РФ свидетельствуют о  незаконности и необоснованности указанных решений.

Опека и попечительство — межотраслевые институты. Опека (попечительство) в семейном праве  представляет собой форму устройства детей, оставшихся без попечения  родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также  защиты их прав и интересов. Над детьми в возрасте до 14 лет устанавливается опека, в возрасте от 14 до 18 лет — попечительство.

Назначение опекунов и попечителей осуществляется органами опеки и попечительства по месту  жительства ребенка. Правовое положение  органов опеки и попечительства регулируется актами субъектов Российской Федерации.

Прекращение опеки и  попечительства происходит по достижении ребенком возраста соответственно 14 и 18 лет, эмансипации ребенка, смерти опекуна (попечителя) или подопечного, а также в форме освобождения от обязанности опекуна (попечителя) или отстранения от их выполнения, что предусмотрено статьей 39 Гражданского кодекса РФ.9

В качестве опекунов (попечителей) могут выступать родственники, знакомые, которые взяли на воспитание ребенка, администрация учреждения, в которой находится ребенок10.

При передаче ребенка  на попечение органов опеки и  попечительства (п. 5 ст. 71, ст. 121 СК РФ) суду не следует решать вопрос о том, как  должна быть определена этими органами судьба ребенка (помещение в детское  учреждение, школу - интернат, назначение опекуна и т.п.), поскольку выбор способа устройства детей относится к компетенции указанных выше органов.

Приемная семья является достаточно новым институтом в семейном праве, который представляет собой  одну из форм устройства на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, — своего рода детский дом семейного типа, включающий в себя определенные признаки института усыновления и опеки (попечительства). В настоящее время такая форма воспитания детей распространена за рубежом, например, в Швеции, Германии и других странах. В России к началу XXI в. насчитывалось около 1000 приемных семей.

Основной особенностью приемной семьи является то, что  она образуется на основании договора о передаче ребенка на воспитание в семью, который заключается между органом опеки и попечительства и приемными родителями. В том случае, если ребенок проживает на территории одного органа местного самоуправления, а приемная семья — на территории другого, при передаче его в приемную семью возможно заключение трехстороннего договора между органом опеки и попечительства по месту жительства ребенка, органом опеки и попечительства по месту проживания приемных родителей и приемными родителями.

В договоре может быть предусмотрен испытательный срок для приемных родителей, необходимый для построения взаимоотношений и адаптации ребенка в семье. Договор о передаче ребенка на воспитание в приемную семью может быть заключен на определенный срок.

В части второй статье 152 Семейного кодекса РФ предусматриваются основания для досрочного расторжения договора11:

- по инициативе приемных родителей при наличии уважительных причин, например болезни, отсутствия взаимопонимания с ребенком, конфликтных отношений с другими членами семьи и т.д.;

- по инициативе органов опеки и попечительства в случае возникновения в приемной семье неблагоприятных условий для содержания, воспитания и образования ребенка, возвращения ребенка родителям, усыновления ребенка.

Детский дом семейного  типа — это форма воспитательного учреждения, являющаяся промежуточной между приемной семьей и детским домом (интернатом).

Основными задачами детского дома семейного типа являются создание благоприятных условий для воспитания, обучения, оздоровления и подготовки к самостоятельной жизни детей-сирот  и детей, оставшихся без попечения родителей, в условиях семьи.

 

2.2 Современный подход к решению проблемы устройства детей, оставшихся без попечения родителей

Проблема устройства детей, оставшихся без попечения  родителей, сохраняет свою актуальность, не смотря на то обстоятельство, что уже в течении многих лет принимаются и действуют федеральные и региональные целевые программы, направленные на профилактику детской безнадзорности и беспризорности, что проводятся исследования, призванные вскрыть причины такого масштабного явления в современной России, какой стала детская беспризорность, на приоритетное, даже в условиях бюджетного дефицита, финансирование мероприятий, направленных на оказание помощи детям и подросткам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации12.

Организация выявления  и учета детей, оставшихся без  попечения родителей, с одной  стороны, а также информирование, привлечение, подготовка потенциальных  усыновителей, опекунов и попечителей, с другой стороны, - это два важнейших  направления работы органов опеки и попечительства по решению проблемы устройства в семью детей, по каким-то причинам оставшимся без родительского попечения. Кроме того, после устройства детей в семью специалистам нередко приходится оказывать помощь для более легкой адаптации ребенка к новому окружению.

В случае, когда отсутствует возможность устроить ребенка на воспитание в семью, он передается органами опеки и попечительства в учреждения внесемейного воспитания. В этом случае государство в лице своих компетентных органов и учреждений принимает ответственность за воспитание несовершеннолетнего на себя. Это означает, что ребенку предоставляется совокупность разнообразных социальных услуг, обеспечивающих охрану его здоровья, надлежащее воспитание и обучение, профессиональную подготовку, а также имущественное обеспечение.

Существует и другая форма устройства детей на воспитание в семью - это семейно-воспитательная группа, являющаяся формой организации воспитательной и организационной работы в учреждении внесемейного воспитания.

Организация семейных воспитательных групп получила широкое развитие практически во всех регионах России как наиболее приемлемая форма жизнеустройства (содержания) детей-социальных сирот. В этом случае воспитание ребенка осуществляется в семейных условиях, но существует специфика правового положения и ребенка, и его воспитателей13.

В некоторых интернатных  учреждениях имеется опыт организации  жизни детей, имитирующей условия  проживания в семье. Дети живут разновозрастными группами, состоящими из братьев и  сестер из нескольких семей. Занимаемое ими помещение оборудовано как обычная квартира, то есть имеются спальни, гостиная, кухня, дети сами убирают свое жилье, готовят (при помощи воспитателей) для себя еду. Такая организация жизни позволяет подготовить воспитанников к будущей самостоятельности, формирует у них необходимые навыки самообслуживания.

Однако развития этот опыт не получил, поскольку, например, приготовление пищи самими воспитанниками является грубым нарушением санитарно-гигиенических  правил, действующих в воспитательных учреждениях.

Кроме того, приобретение отдельных навыков, даже очень важных для будущей самостоятельной  жизни, и социализация в условиях семьи - это вовсе не одно и то же.

Реальный опыт жизни  в семье обеспечивает проживание ситуаций, связанных с усвоением и присвоением социальных норм, он обогащает личность за счет формирования новых ценностей, личностных смыслов.

Главное для ребенка  в семье - наличие взрослого, которого можно называть «папа» или «мама». Наличие детско-родительских отношений, даже при отсутствии кровного родства, переживается ребенком в тесной связи с представлением о своей ценности, уникальности для этих отношений.

Такую же исключительную ценность, уникальность имеют в этих отношениях и родители. Никакой эрзац  семейных отношений, смоделированный даже очень талантливым педагогом, в условиях коллективного воспитания в казенном учреждении никогда не заменит того опыта познания взаимоотношений между людьми во всем многообразии их проявлений, которые дает семья: радость и горе, любовь и негодование, эгоизм и бескорыстие - все это естественным образом проявляется в обыденной жизни.

Представления о культе главы семьи, на котором лежит  ответственность за всех ее членов, любви и заботе друг о друге - все  это формируется органично и  естественно только в реальной семейной жизни.

Поэтому любая форма  замещающей семьи предпочтительнее даже прекрасно организованного  и материально обеспеченного  интернатного учреждения, даже если его  сотрудники стремятся обеспечить создание семейных условий для воспитания детей14.

При создании любой замещающей семьи Семейный кодекс РФ предусматривает  общий перечень требований. В замещающую семью могут быть переданы только дети, оставшиеся без попечения родителей, с учетом этнического происхождения, принадлежности к определенной религии и культуре, родному языку, возможностью обеспечения преемственности в воспитании и образовании.

При устройстве детей  старше 10 лет необходимо их письменное согласие. Кандидаты на создание замещающей семьи должны быть совершеннолетними дееспособными гражданами и соответствовать требованиям к здоровью и моральному облику, установленным в статье 146 и статье 127 Семейного кодекса РФ.

Думается, что эти требования следует рассматривать как общие  для любой формы устройства ребенка.

 

 

 

 

 

ГЛАВА III. МЕРЫ СОЦИАЛЬНОЙ ПОДДЕРЖКИ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ

 

       3.1 Сущность социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

        Детям, оставшимся без попечения родителей, и детям-сиротам гарантирована определенная социальная поддержка от государства. Дети-сироты, как и все граждане нашей страны, имеют право на жилье и медицинскую помощь. Каждый ребенок имеет право на получение надлежащего воспитания и на получение образования.

Оказание социальной поддержки детям-сиротам регламентирует Федеральный закон №159 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Согласно этому закону, дополнительные гарантии социальной поддержки  детей-сирот обеспечиваются государством. Органы опеки и попечительства занимаются разработкой и выполнением программ по защите прав детей-сирот.

Финансирование дополнительных гарантий происходит за счет средств  государственного бюджета.

Для детей-сирот предусмотрены дополнительные гарантии права на получение образования: по окончании общего среднего образования дети-сироты имеют право бесплатной подготовки на подготовительных курсах в учебные заведения высшего и среднего профессионального образования.

Информация о работе Социальная поддержка детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей в Российской федерации