Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2014 в 21:47, курсовая работа
Цель курсовой работы – рассмотрение профессии государственного гражданского служащего, его социального статуса и конкурентоспособности.
Задачи работы: 1) Дать характеристику профессии государственного служащего; 2) Определить социальный статус государственного гражданского служащего; 3) Выявить направления повышения конкурентоспособности государственных гражданских служащих.
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. ПРОФЕССИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО И ЕЕ ХАРАКТЕРИСТИКА……………………………………………………………….5
1.1. Сущность профессии государственного служащего………………………5
1.2. Особенности профессии государственного гражданского служащего…...8
ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС ГОСУДАРСТВЕННОГО ГРАЖДАНСКОГО СЛУЖАЩЕГО…………………………………………………………11
2.1. Права государственного гражданского служащего………………………11
2.2. Основные обязанности гражданского служащего………………………..18
ГЛАВА 3. ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОФЕССИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ…….......................23
3.1. Государственные гарантии государственных служащих в современной России………………………………………………………………………….....23 3.2. Повышение мотивации труда государственных служащих……………...27
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….30
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..32
Гражданский служащий осуществляет "профессиональную служебную деятельность", т.е. такую, которая осуществляется на постоянной основе и для выполнения которой требуются специальные знания и навыки. В силу этого в Законе закреплены требования, предъявляемые к уровню и виду образования, профессиональному стажу, знаниям и навыкам лиц, претендующих на занятие должности гражданской службы. На повышение профессионализма и компетентность гражданских служащих направлены профессиональная переподготовка, повышение квалификации и стажировка гражданских служащих.
ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС ГОСУДАРСТВЕННОГО ГРАЖДАНСКОГО СЛУЖАЩЕГО
2.1. Права государственного гражданского служащего
Статья 14 Закона №79-ФЗ определяет основные права гражданских служащих, которые в равной мере распространяются на федеральных гражданских служащих и гражданских служащих субъектов РФ.
Реализация прав федерального гражданского служащего обеспечивается на основе федерального законодательства руководителем федерального государственного органа, лицом, замещающим государственную должность РФ, либо представителем этого органа или лица. При этом реализация прав гражданского служащего субъекта РФ обеспечивается на основе федерального законодательства руководителем государственного органа субъекта РФ, лицом, замещающим государственную должность субъекта РФ, либо представителем указанных руководителя или лица. Исходя из этого и целей правоприменительного толкования Закона№79-ФЗ, основные права гражданских служащих можно условно разделить на следующие две группы.
К первой группе целесообразно отнести права, которые должны реализоваться представителем нанимателя или уполномоченным им лицом на основе действующего законодательства напрямую и в полном объеме независимо от усмотрения этого нанимателя или уполномоченного им лица. В этом случае при невыполнении или неполном исполнении указанных прав представитель нанимателя или уполномоченное им лицо несет установленную законодательством ответственность. Например, установленный гражданскому служащему должностной месячный оклад денежного содержания должен быть выплачен в срок и в полном объеме.9 Ко второй группе можно отнести права, объем и полнота которых в каждом конкретном случае могут быть скорректированы на основе соответствующего документа организационного характера (положения, регламента, указания, приказа, распоряжения), утвержденного представителем нанимателя или уполномоченным им лицом. Для примера, премия за выполнение особо важного задания устанавливается не всем гражданским служащим государственного органа, а только тем, кто принимал участие в выполнении этого задания. Круг таких гражданских служащих определяется представителем нанимателя или уполномоченным им лицом на основе предложений руководителей структурных подразделений государственного органа.
Закон №79-ФЗ нормой (п. 1 ч. 1 статьи 14) требует от представителя нанимателя решения вопросов по созданию для гражданских служащих надлежащих как организационных, так и технических условий. Данное право гражданского служащего, как правило, трактуется с точки зрения создания для него безопасных и здоровых условий повседневного труда и нормальной социально-психологической обстановки, чтобы было не только удобно физически, но и комфортно психологически осуществлять профессиональную служебную деятельность, достигая необходимой результативности. При этом ориентирами в создании надлежащих материально-технических условий для выполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей служат нормы трудового права с учетом специфических особенностей управленческого труда.
В п. 2 ч. 1 статьи 14 Закона №79-ФЗ предусмотрено право гражданского служащего на ознакомление с должностным регламентом и иными документами, определяющими его права и обязанности по замещаемой должности гражданской службы, критериями оценки эффективности исполнения должностных обязанностей, показателями результативности профессиональной служебной деятельности и условиями должностного роста.
Данное право вытекает из существа служебной деятельности гражданского служащего и имеет направленность на успешное осуществление этой деятельности. Являясь неотъемлемой предпосылкой четкого исполнения гражданским служащим должностных обязанностей, это право призвано обеспечить его нормальную профессиональную деятельность.
В п. 3 ч. 1 статьи 14 Закона №79-ФЗ конкретизируется содержание социальных прав гражданских служащих, которые непосредственно закреплены за ним. К таким социальным правам относятся право на:
- отдых, обеспечиваемый установлением нормальной продолжительности служебного времени;
- предоставление выходных дней и нерабочих праздничных дней;
- предоставление ежегодных
оплачиваемых основного и
В п. 4 ч. 1 статьи14 Закона №79-ФЗ предусмотрено, что гражданский служащий имеет право на оплату труда и другие выплаты, которые предусмотрены как данным Законом, так и иными нормативными правовыми актами РФ и служебным контрактом.
К таким выплатам можно отнести денежное содержание (денежное вознаграждение), которое выплачивается федеральным гражданским служащим за счет средств федерального бюджета, государственным служащим субъекта РФ за счет средств бюджетов соответствующих субъектов РФ.
В соответствии с п. 5 ч. 1 статьи14 Закона №79-ФЗ гражданский служащий может запрашивать и получать необходимые для исполнения своих должностных обязанностей информацию и материалы, пользоваться ими, а также применять в процессе своей служебной деятельности.
Реализация положения о праве гражданского служащего на получение информации и материалов, необходимых для исполнения должностных обязанностей, лежит в плоскости полноты и качества разработки в первую очередь административного регламента деятельности государственного органа. От того, насколько полно в этом документе будут прописаны все технологические условия как внутренней организации государственного органа, так и взаимодействия государственных органов между собой по исполнению государственных функций и предоставлению государственных услуг, зависят качество и количество используемых гражданским служащим информации и материалов. Реализация права гражданского служащего на внесение предложений о совершенствовании деятельности государственного органа во многом зависит не столько от инициативности самого гражданского служащего, сколько от созданного в государственном органе и его структурных подразделениях социально-психологического климата, стимулирующего данного служащего на действия в этом направлении.
В соответствии с п. 6 ч. 1 статьи14 Закона №79-ФЗ гражданский служащий обладает правом доступа к сведениям, составляющим государственную тайну, если исполнение должностных обязанностей связано с использованием таких сведений. Данное право не является абсолютным. Для его реализации предусмотрен определенный порядок. Доступ гражданских служащих к государственной тайне устанавливается, как и для других граждан и должностных лиц, в соответствии с положениями Закона РФ "О государственной тайне" и иными нормативными правовыми актами, регулирующими отношения, связанные с защитой государственных секретов и иных охраняемых законом сведений.
Предусмотренное п. 7 ч. 1 статьи 14 Закона №79-ФЗ право доступа в государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения и иные организации необходимо гражданскому служащему при осуществлении задач и функций, возложенных на государственный орган.
Право гражданского служащего (п. 8 ч. 1 статьи 14 Закона №79-ФЗ) на ознакомление с отзывами о его профессиональной служебной деятельности и другими документами до внесения их в его личное дело, материалами личного дела, а также на приобщение к личному делу его письменных объяснений и других документов и материалов реализуется обязанностью представителя нанимателя создавать все необходимые условия для обеспечения гласности и объективности в оценке его служебной деятельности, объявлять о поощрениях гражданского служащего в приказах или иных актах государственного органа, а о дисциплинарном взыскании - под его роспись.
Реализация права на защиту сведений (п. 9 ч. 1 статьи 14 Закона №79-ФЗ) опирается на положения ст. 42 Закона N 79-ФЗ, другие федеральные законы и иные нормативные правовые акты. Непосредственно Законом №79-ФЗ установлено, что защита персональных данных гражданского служащего от неправомерного их использования или утраты обеспечивается государственным органом. При этом гражданский служащий, виновный в нарушении норм, регулирующих получение, обработку и передачу персональных данных другого гражданского служащего, несет дисциплинарную и иную установленную федеральным законом ответственность.10
Право гражданского служащего на должностной рост на конкурсной основе предусмотрено п. 10 ч. 1 статьи14 Закона №79-ФЗ. Данное право может быть реализовано посредством участия в конкурсе на замещение вакантной должности гражданской службы.
Карьера гражданского служащего состоит из должностного роста по должностям гражданской службы, а также - по классным чинам гражданской службы. В первом случае рост может осуществляться в пределах текущей группы должностей гражданской службы или вышестоящей группы должностей гражданской службы. Классные чины гражданской службы присваиваются гражданским служащим в соответствии с замещаемой должностью гражданской службы в пределах группы должностей гражданской службы.
Любая форма должностного роста оформляется приказом руководителя государственного органа с указанием основания и приобщается к личному делу гражданского служащего.
Оказывая содействие должностному росту гражданских служащих, государственный орган формирует состав руководителей для всех структурных подразделений, содействует стабилизации кадрового состава и способствует повышению результативности труда.
В п. 11 ч. 1 статьи 14 Закона №79-ФЗ определяется право гражданского служащего на профессиональную переподготовку и повышение квалификации за счет средств соответствующего бюджета.
Право гражданского служащего, предусмотренное п. 12 ч. 1 статьи 14 Закона №79-ФЗ, на членство в профессиональном союзе и объединение в представительные органы гражданских служащих гарантировано Конституцией РФ и реализуется законодательством о профессиональных союзах.
Пункт 13 ч. 1 статьи 14 Закона №79-ФЗ закрепляет право гражданского служащего на рассмотрение индивидуального служебного спора.
В соответствии с п. 14 ч. 1 статьи 14 Закона №79-ФЗ гражданский служащий имеет право на проведение служебной проверки по его письменному заявлению.
Гражданский служащий согласно п. 15 ч. 1 статьи 14 Закона №79-ФЗ имеет право на защиту своих прав и законных интересов во время нахождения на гражданской службе, включая обжалование в суд их нарушения.
В соответствии с п. 16 ч. 1 статьи 14 Закона №79-ФЗ гражданский служащий имеет право на медицинское страхование в соответствии с данным Законом №79-ФЗ и федеральным законом о медицинском страховании государственных служащих Российской Федерации.
Пункт 17 ч. 1 статьи 14 Закона №79-ФЗ закрепляет право гражданского служащего на государственную защиту своих жизни и здоровья, жизни и здоровья членов своей семьи, а также принадлежащего ему имущества.
В соответствии с п. 18 ч. 1 статьи 14 Закона №79-ФЗ гражданский служащий имеет право на государственное пенсионное обеспечение в соответствии с федеральным законом. 11
Частью 2 статьи 14 Закона №79-ФЗ несколько иначе регулируются вопросы, связанные с возможностью выполнения гражданским служащим дополнительной работы. Гражданскому служащему отныне предоставляется право на выполнение иной оплачиваемой работы (кроме работы - выполнения служебных обязанностей по замещаемой им государственной должности, определенной его служебным контрактом). Естественно, это не может быть работа по другой государственной должности. Соблюдая защищаемые законом интересы государственной службы, нельзя создавать ситуацию, при которой гражданский служащий выполняет государственную функцию в рамках работы по совместительству, так как это требует реального исполнения обязанностей по государственной должности за рамками нормальной продолжительности служебного времени. Функции государственного управления, обеспечиваемые профессиональной деятельностью гражданских служащих, должны осуществляться в течение всего отведенного для этого служебного времени в полном объеме и с должной мерой ответственности.
В то же время многие высококвалифицированные гражданские служащие занимались и занимаются иной оплачиваемой деятельностью (вне государственной службы), прежде всего - педагогической, научной, творческой. И дело не только и не столько в желании иметь дополнительный заработок (хотя и это нельзя сбрасывать со счетов). Главное заключается в их востребованности на рынке труда. Те из них, кто имеет ученые степени и звания и деятельность которых на профессорско-преподавательских должностях в вузах, на научных должностях в научных учреждениях представляет интерес для работодателей такого рода, участвуют в повышении эффективности обучения и научных исследований. Для гражданских же служащих это дает возможность не только получать дополнительный доход, но и "зарабатывать" специальный научно-педагогический стаж, который впоследствии, после ухода с государственной службы, повышает шансы занять достойные их опыта и знаний места в преподавательской и научной среде. Научно-педагогическая деятельность гражданских служащих влияет и на повышение ими своей квалификации. Таким образом, эта взаимовыгодная (и для гражданских служащих, и для их работодателей, да и для общества в целом) ситуация понималась законодателем и раньше. Она, естественно, возможна и сегодня. Закон N 79-ФЗ пошел дальше, предоставив гражданским служащим право на выполнение и иной оплачиваемой работы. Это означает возможность выполнения такой работы как в связи с трудовыми отношениями, оформленными путем заключения трудового договора, так и при вступлении в гражданско-правовые отношения, связанные с применением труда по договорам подряда, возмездного оказания услуг, авторским договорам и т.п.
Информация о работе Социальный статус государственного гражданского служащего