Социальный статус государственного гражданского служащего

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2014 в 21:47, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – рассмотрение профессии государственного гражданского служащего, его социального статуса и конкурентоспособности.
Задачи работы: 1) Дать характеристику профессии государственного служащего; 2) Определить социальный статус государственного гражданского служащего; 3) Выявить направления повышения конкурентоспособности государственных гражданских служащих.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

ГЛАВА 1. ПРОФЕССИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО И ЕЕ ХАРАКТЕРИСТИКА……………………………………………………………….5
1.1. Сущность профессии государственного служащего………………………5
1.2. Особенности профессии государственного гражданского служащего…...8

ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС ГОСУДАРСТВЕННОГО ГРАЖДАНСКОГО СЛУЖАЩЕГО…………………………………………………………11
2.1. Права государственного гражданского служащего………………………11
2.2. Основные обязанности гражданского служащего………………………..18

ГЛАВА 3. ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОФЕССИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ…….......................23
3.1. Государственные гарантии государственных служащих в современной России………………………………………………………………………….....23 3.2. Повышение мотивации труда государственных служащих……………...27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….30

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..32

Файлы: 1 файл

Государственная служба (профессия гос. служащего)курсовая работа.doc

— 223.00 Кб (Скачать файл)

В соответствии с п. 11 ч. 1 статьи 52 Закона №79-ФЗ гражданскому служащему гарантируется государственное пенсионное обеспечение в порядке и на условиях, установленных Федеральным законом о государственном пенсионном обеспечении граждан Российской Федерации, проходивших государственную службу, и их семей.

Часть 2 статьи 52 Закона №79-ФЗ содержит положение, согласно которому в случае освобождения гражданского служащего от замещаемой должности в связи с избранием или назначением на государственную должность, избранием на выборную должность в органе местного самоуправления, избранием (делегированием) на оплачиваемую выборную должность в органе профессионального союза, в том числе в выборном органе первичной профсоюзной организации, созданной в государственном органе, условия пенсионного обеспечения данного гражданского служащего устанавливаются по его выбору.

Часть 3 статьи 52 Закона №79-ФЗ предусматривает, что гражданским служащим предоставляются также иные государственные гарантии, которые устанавливаются федеральными законами.

Статья 53 Закона №79-ФЗ предусматривает ряд дополнительных гарантий, которые могут предоставляться гражданскому служащему при определенных условиях, в первую очередь в связи с эффективностью и результативностью его профессиональной служебной деятельности, а также финансовыми возможностями соответствующего бюджета.

Перечень дополнительных государственных гарантий, предоставляемых гражданским служащим (как федеральным, так и гражданским служащим субъекта РФ), не является исчерпывающим, поэтому законодательством РФ для них может быть предусмотрено предоставление иных государственных гарантий.

 

3.2. Повышение мотивации труда государственных служащих

 

В условиях рыночной экономики "человеческий фактор" становится ключевым элементом роста производительности труда, повышения эффективности и конкурентоспособности предприятий и организаций. Соответствие персонала возрастающим требованиям (систематическое обновление знаний и их продвижение на качественно новый уровень, профессиональные навыки, коммуникативная культура, необходимость высокой творческой активности, использование новейших технологий) является основой успешной реализации инноваций деятельности организации. Возможность формирования нового подхода как к управлению персоналом, так и к способам решения задач органов государственной власти, является первостепенной задачей модернизации государственных структур.17

Труд работника будет эффективен тогда, когда его личные и профессиональные интересы не противоречат целям и миссии организации. Работник мотивирован - следовательно, он заинтересован, создана ситуация, при которой, достигая цели организации, он тем самым удовлетворяет свои личные потребности, сознательно выбирая тот или иной тип поведения. Таким образом, мотивация есть процесс сопряжения целей организации и целей работника для наиболее полного удовлетворения потребностей обоих (управленческий аспект), с другой стороны - это система различных способов воздействия на персонал для достижения намеченных целей и работника, и организации (экономический аспект).

Трудовая сфера государственной службы имеет ряд специфических особенностей:

- по своему содержанию  трудовая деятельность госслужащих  направлена на реализацию общенациональных интересов, на всемерное укрепление и развитие общественного и государственного строя;

- высокая степень ответственности  должностных лиц за принимаемые решения, их осуществление, результаты и последствия;

- жесткая нормативная  регламентация управления и трудовой  дисциплины;

- задействование интеллектуального, а также творческого потенциала  для решения управленческих задач.18

При этом уровень оплаты труда государственных служащих значительно ниже, чем в коммерческих структурах, а дополнительные социальные гарантии не в полной мере компенсируют сложность и значимость их деятельности.

Приоритетами работы в системе государственной службы в настоящее время являются стабильность деятельности, профессиональный опыт и интересное содержание труда, что указывает на высокий уровень мотиваций интеллектуального развития, профессионального совершенствования и творческой самостоятельности.

Исследование факторов управления трудовой мотивацией в сфере государственной службы показало, что эффективность используемых методов мотивации и стимулирования недостаточна и требует изменений.

Стимулирование труда представляет собой комплекс материальных и нематериальных воздействий, ориентированный на обеспечение эффективного труда служащих путем принуждения, вознаграждения и побуждения. Стабилизация ресурсного обеспечения данной системы (финансового, организационно-экономического, кадрового, информационного, материально-технического) является необходимым условием роста результативности государственной службы в целом.

Подсистема планирования, найма и учета персонала включает в себя прогнозирование потребностей государственного органа в специалистах соответствующей квалификации; маркетинг рынка труда с целью привлечения и отбора сотрудников, мотивация которых совпадает с целями развития организации; выбор наиболее талантливых студентов и выпускников для стажировки и дальнейшей работы в системе госслужбы; формирование банков кадров на федеральном и региональном уровне с целью ротации и продвижения персонала.

Конкурентоспособность государственной службы понижена в связи с меньшим денежным содержанием, чем в коммерческих структурах, плохими материально-техническими условиями труда, отсутствием системности профессионального совершенствования сотрудников и карьерного движения.

Несмотря на ужесточение требований к набору граждан на государственную службу, организация приема на нее нуждается в совершенствовании: следует улучшить информирование граждан по вопросам наличия вакансий на государственной службе, проведения конкурсов, их итогов, в том числе путем размещения извещений в Интернете как на официальных сайтах органов власти, так и на специализированных сайтах поиска работы.

Задача качественного обновления персонала государственной службы решается через пополнение профессионально подготовленными кадрами, а также формирование рациональной половозрастной структуры, оптимальное использование знаний служащих, их навыков и способностей, стимулирование постоянного профессионально-квалификационного развития. Цель такой кадровой политики состоит в том, чтобы обеспечить максимальное приращение знаний и профессионального опыта специалиста и рационально им распорядиться в интересах развития общества и эффективной организации государства.

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

При формировании кадрового корпуса государственной службы, т.е. профессионалов государственного управления, изначально значимо то, каковы побудительные мотивы человека, приходящего на работу в орган государственной власти. Большинство тех, кто избирает своей профессиональной деятельностью госслужбу, ориентировано на добросовестное исполнение должностных обязанностей, они хотят использовать свой интеллектуально-творческий потенциал в интересах общества. Их предпочтения вполне очевидны: перспективы служебного и профессионального роста, стремление занять достойное место в обществе, реализовать себя в качестве управленца в определенной сфере государственной деятельности, иметь постоянную работу с гарантированным уровнем оплаты социальных льгот. Такая установка содержит немалый заряд оптимизма, способствует благоприятному социально-психологическому климату в государственном аппарате. Другое дело, что не всякий, кто стремится стать госчиновником, готов признать при необходимости свою неспособность компетентно исполнять служебные функции, соответствовать занимаемой должности.

Ведь роль госслужащего не сводится только к механическому выполнению бюрократических задач. Выступая в статусе должностного лица, управленца от имени государства, ему нельзя забывать о том, что в каком бы чине он ни состоял, он всегда служит не конкретному начальнику (президенту, министру, губернатору, мэру), а призван выражать и защищать своими действиями интересы граждан. Однако же проза жизни свидетельствует о том, что синдром власти, корысть и амбиции нередко берут верх над представлениями об идеалах долга перед отечеством. В этой связи не следует игнорировать и обратную (или “теневую”) мотивацию поступления на госслужбу.

Недекларируемое, а потому скрытое побуждение руководствуется не общественно значимыми, целями, а весьма обыденными вещами: кто-то не смог найти себя в бизнесе; у кого-то есть влиятельные покровители; кому-то нужны возможности для налаживания личных контактов, обретения связей; некоторые не прочь потешить свое самолюбие в строительстве карьеры, пользуясь рычагами власти; а иные видят в определенной должности доходное место. Нельзя отрицать, что такое, к сожалению, возможно.

Для современных российских политических условий характерно выдвижение системы новых требований к профессионализму госслужащих, вытекающих из новых политических и экономических реалий, что впрямую связано с изменением функций государства и государственного управления. Эти изменения предопределены прежде всего коренной перестройкой отношений собственности и власти, состоявшимся переходом к новой общественной системе, основы конституционного строя и государственного устройства которой установлены Конституцией Российской Федерации 1993 г.

Государственный служащий призван, с одной стороны, на охрану и обеспечение государственных интересов и общества в целом, а с другой, - он должен с уважением относиться к разнообразным формам собственности и видам деятельности, защищать интересы, права и свободы граждан. И тот и другой интересы взаимосвязаны, здесь нет политических приоритетов для государственных служащих.

Создание государственной службы нового типа неразрывно связано с совершенствованием ее кадрового состава. Поэтому первоочередной задачей является обеспечение для государственных служащих таких условий для трудовой мотивации (административных, организационно-экономических, социально-психологических), которые будут дисциплинировать, стимулировать, способствовать профессиональной и творческой реализации, воспитывать нравственные ценности и этические принципы служебной деятельности, что, соответственно, позволит повысить ответственность и результативность российской государственной службы.

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

  1. Федеральный закон РФ от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2004. №31.
  2. Указ Президента РФ от 01.02.2005 N 112 "О конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы РФ" // Российская газета. - 2005. - №20.
  3. Указ Президента РФ от 27.09.2005 N 1131 "О квалификационных требованиях к стажу государственной гражданской службы (государственной службы иных видов) или стажу работы по специальности для федеральных государственных гражданских служащих" (ред. от 26.07.2008) // Собрание законодательства РФ. 2005.  N 40.
  4. Указ Президента РФ от 30.05.2005 N 609 "Об утверждении Положения о персональных данных государственного гражданского служащего Российской Федерации и ведении его личного дела" (ред. от 23.10.2008) // "Российская газета. 2005. №120.
  5. Атаманчук Г.В. Сущность государственной службы. -М.: Норма, 2006.
  6. Иванова  В.А. Государственная служба: теория и организация. - Ростов-на-Дону: Феникс, 2008.
  7. Петров П.Р. Государственный служащий как человек и профессионал. - М.: Проспект, 2009.
  8. Калачева Т.Г. Профессионализм государственных служащих Российской Федерации: методологический и методический подходы к анализу проблемы. - Н. Новгород, 2008.
  9. Козбаненко В.А. Основы государственной гражданской службы и кадровой политики Российской Федерации. - М.: Юстицинформ, 2008.
  10. Комментарий к Федеральному закону «О государственной гражданской службе РФ (постатейный)/Под ред. В.А. Козбаненко.-СПб.: Питер Пресс, 2008.
  11. Лазарев В.В. Применение советского права.- Казань, 1972.
  12. Охотский Е.В. Правовой статус государственного служащего Российской Федерации // Государство и право. 2008. № 9.
  13. Пирогов  В.Р. Мотивация труда государственных служащих// Кадровик. 2009 N 3.
  14. Рогов В.А. Профессионализм в системе государственной гражданской службы//Кадровик. 2009. №5.
  15. Старилов Ю.Н. Служебное право. -М.: Инфра-М, 2006.
  16. Шпаковский Ю.Г. Социальная защита государственных служащих в современной России// Право и безопасность. 2008. №3.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.

3. Охотский Е.В. Указ. соч.

4. Сборник законодательства  Российской Федерации. 1995. № 31. Ст. 2990.

5. Там же. 2002. № 1 (ч. I). Ст. 3.

6. Там же. 2004. № 31. Ст. 3215.

7. Иванов С.А., Иванкина  Т.В., Куренной А.М. и др. Правовое  регулирование отношений в сфере госслужбы // ЭЖ-юрист. 2004. № 6.

8. Сборник законодательства  Российской Федерации. 1998. № 22. Ст. 2331.

9. Там же. 2001. № 51. Ст. 4832.

10. Там же. 1998. № 31. Ст. 3803.

11. Охотский Е.В. Указ. соч.

12. Малько А.В. Стимулы  и ограничения в праве. М., 2003. С. 110.

13. Сборник законодательства  Российской Федерации. 2003. № 22. Ст. 2063.

14. Атаманчук Г.В. Указ  соч. С. 154.

15. Гегель Г.В.Ф. Философия  права. С. 335.

16..

17. Васильева Ю.В. Пенсии  работникам творческих профессий  в России: Дис. ... канд. юрид. наук. Пермь, 1998. С. 41.

18. МОТ: Конвенции и рекомендации. Женева, 1991. Т.Н.С.1531.

19. Шаманаева И.И. Вопросы  соотношения российского законодательства о социальной защите государственных служащих с международными актами о правах человека // Правовое регулирование труда государственных служащих в России и Франции. Екатеринбург, 1998. С. 107-108.

20. Сборник законодательства  Российской Федерации. 1995. № 17. Ст. 1455.

21. Бельский К.С. Феноменология  административного права. Смоленск, 1995. С. 26.

22. Государственная служба / Отв. ред. А.В.Оболонский. М., 2000. С. 209.

23. Гурней Б. Введение в  науку управления. М., 1969. С. 61-62.

 

Практика показывает, что повышение квалификации и профессиональное переобучение достигает наибольшего эффекта при соблюдении следующих условий: ориентация на практические нужды обучающихся и учет специфических психологических особенностей обучения взрослых, все это приводит к позитивным изменениям когнитивных свойств личности, повышению ее профессиональной и интеллектуальной активности. Необходимой инновацией повышения квалификации является создание в каждом органе власти "корпоративного университета", функционирующего путем взаимодействия образовательных учреждений и кадровых служб министерств и ведомств.

Деятельность "корпоративного университета" государственного органа в обязательном порядке должна основываться на следующих принципах:

- диагностика служащих на соответствие профессиональной модели компетенций с целью выявления потребности знаний и навыков;

Информация о работе Социальный статус государственного гражданского служащего