Социальный статус государственного гражданского служащего

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Октября 2014 в 21:47, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы – рассмотрение профессии государственного гражданского служащего, его социального статуса и конкурентоспособности.
Задачи работы: 1) Дать характеристику профессии государственного служащего; 2) Определить социальный статус государственного гражданского служащего; 3) Выявить направления повышения конкурентоспособности государственных гражданских служащих.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

ГЛАВА 1. ПРОФЕССИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО СЛУЖАЩЕГО И ЕЕ ХАРАКТЕРИСТИКА……………………………………………………………….5
1.1. Сущность профессии государственного служащего………………………5
1.2. Особенности профессии государственного гражданского служащего…...8

ГЛАВА 2. СОЦИАЛЬНЫЙ СТАТУС ГОСУДАРСТВЕННОГО ГРАЖДАНСКОГО СЛУЖАЩЕГО…………………………………………………………11
2.1. Права государственного гражданского служащего………………………11
2.2. Основные обязанности гражданского служащего………………………..18

ГЛАВА 3. ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ ПРОФЕССИИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ…….......................23
3.1. Государственные гарантии государственных служащих в современной России………………………………………………………………………….....23 3.2. Повышение мотивации труда государственных служащих……………...27

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….30

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..32

Файлы: 1 файл

Государственная служба (профессия гос. служащего)курсовая работа.doc

— 223.00 Кб (Скачать файл)

 

2.2. Основные обязанности гражданского служащего

 

В соответствии со ст. 15 Конституции РФ органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию РФ и законы. Неукоснительное соблюдение Конституции РФ и законодательства РФ является прямой обязанностью каждого государственного служащего как элемента органа государственной власти, как должностного лица и как гражданина.

Следует особо подчеркнуть, что требование соблюдения норм права в связи со специальным административно-правовым статусом гражданского служащего существенно усиливается в связи с особым правовым режимом функционирования служащего как представителя государства. Данное положение обусловлено и такой общегосударственной целью (а следовательно, и основной целью системы органов государственной власти), как обеспечение законности.12

Существенная особенность реализации положений статьи 15 Закона №79-ФЗ состоит в определении параметров содержания и объема обязанностей по соблюдению законодательства для гражданского служащего. Так, во-первых, для гражданских служащих обязательны все предусмотренные нормами права общегражданские обременения (например, платить законно установленные налоги и сборы); во-вторых, в силу неразрывной связи служащих и государства на них налагаются общегосударственные обязанности, которые должны быть приоритетны в деятельности служащих (например, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, признание человека высшей ценностью); в-третьих, должны быть исполнены специфические обязанности, предусмотренные отдельными нормативными актами, регулирующими осуществление служебных полномочий в определенной сфере (например, обязательность государственной дактилоскопической регистрации определенных гражданских служащих); в-четвертых, должны быть реализованы обязанности, связанные с ограничениями (например, ограничение свободы слова, выражающееся в обязанности воздерживаться (не допускать) от публичных высказываний, суждений и оценок, в том числе в средствах массовой информации, в отношении деятельности государственных органов, их руководителей); в-пятых, правовыми нормами (актами) предусматриваются и должностные обязанности, которые также должны быть исполнены гражданским служащим в соответствии с заключенным служебным контрактом; в-шестых, на гражданских служащих возлагаются и этические обязанности, установленные различными правовыми актами (например, не совершать поступки, порочащие его честь и достоинство).

Самостоятельное и приоритетное значение имеет закрепляемая п. 1 ч. 1 статьи 15 Закона №79-ФЗ обязанность гражданского служащего соблюдать Конституцию РФ, поскольку в случаях несоответствия ей иных правовых актов служащий обязан руководствоваться именно конституционными положениями. Можно констатировать обязанность глубокого познания правовой базы и определенной оценочной работы правоприменителя.

Обязанность гражданского служащего исполнять должностные обязанности в соответствии с должностным регламентом - одна из основных, в значительной мере выражающих сущность его правового положения, обусловленную публично-правовым характером гражданской службы. По содержанию п. 2 ч. 1 статьи 15 Закона №79-ФЗ данная обязанность относится к существу служебной деятельности, к непосредственному исполнению должностных обязанностей по конкретной должности.

Согласно п. 3 ч. 1 статьи 15 Закона №79-ФЗ гражданский служащий обязан исполнять поручения соответствующих руководителей, данные в пределах их полномочий, установленных законодательством РФ. Данная обязанность является одним из примеров конкретизации таких принципов государственной службы, как законность и подчиненность.

Пункт 4 ч. 1 статьи 15 Закона №79-ФЗ содержит требование к гражданскому служащему соблюдать при исполнении должностных обязанностей права и законные интересы граждан и организаций.

В п. 5 ч. 1 статьи 15 Закона №79-ФЗ установлена обязанность гражданского служащего соблюдать установленные в государственном органе правила внутреннего служебного распорядка.

Обусловленность установления обязанности поддерживать уровень квалификации, необходимый для надлежащего исполнения должностных обязанностей (п. 6 ч. 1 статьи 15 Закона №79-ФЗ), продиктована тем, что в условиях усложнения социально-экономических процессов в рамках сопутствующих им проводимых в стране реформ и постоянно меняющегося законодательства без систематического повышения квалификации гражданские служащие не смогут решать поставленные перед ними задачи.

Норма, установленная в п. 7 ч. 1 статьи 15 Закона №79-ФЗ, обязывает гражданского служащего не разглашать сведения, составляющие: 1) государственную тайну; 2) иную охраняемую федеральным законом тайну; 3) сведения, ставшие ему известными в связи с исполнением должностных обязанностей, в том числе сведения, касающиеся частной жизни и здоровья граждан или затрагивающие их честь и достоинство.

Как предусмотрено п. 8 ч. 1 статьи 15 Закона №79-ФЗ, одна из основных обязанностей гражданского служащего - беречь имущество, в том числе предоставленное ему для исполнения должностных обязанностей, - конкретизируется как в служебном контракте, так и в служебном распорядке государственного органа.

Сведения, указанные в п. 9 ч. 1 статьи 15 Закона №79-ФЗ, необходимо разделить на две основные части. Первая часть - сведения о гражданском служащем и членах его семьи. Вторая часть - сведения о полученных гражданским служащим доходах и принадлежащем ему на праве собственности имуществе, являющихся объектами налогообложения, об обязательствах имущественного характера.13

В п. 10 ч. 1 статьи 15 Закона №79-ФЗ закреплена обязанность гражданских служащих сообщать о выходе из гражданства Российской Федерации или о приобретении гражданства другого государства в день выхода из гражданства Российской Федерации или в день приобретения гражданства другого государства.

Пункт 11 ч. 1 статьи 15 Закона №79-ФЗ обязывает гражданского служащего соблюдать ограничения, выполнять обязательства и требования к служебному поведению, не нарушать запреты.

В ч. 2 статьи 15 Закона №79-ФЗ установлено, что гражданский служащий не вправе исполнять данное ему неправомерное поручение руководителя. Если существует хоть малейшее сомнение относительно правомерности полученного поручения, гражданский служащий обязан незамедлительно сообщить об этом в письменной форме как своему непосредственному руководителю, так и руководителю, давшему поручение. При этом гражданский служащий обязан обосновать неправомерность полученного поручения и указать положения законодательства РФ, которые могут быть нарушены при исполнении данного поручения, и получить от руководителя подтверждение этого поручения в письменной форме.

В ч. 3  статьи 15 Закона №79-ФЗ определяется, что исполнение неправомерного поручения является правонарушением. В этом случае и гражданский служащий, исполнивший неправомерное поручение, и руководитель, давший это поручение, несут дисциплинарную, гражданско-правовую, административную или уголовную ответственность в соответствии с федеральным законодательством. Часть 4 статьи 15 Закона №79-ФЗ устанавливает ограничение применительно к гражданским служащим, замещающим должность гражданской службы категории "руководители" высшей группы должностей гражданской службы (п. 1 ч. 2 ст. 9 Закона №79-ФЗ). Вопросы, связанные с урегулированием конфликта интересов на гражданской службе, рассмотрены в ст. 19 Закона №79-ФЗ . Вместе с тем, рассматривая совокупность понятий "конфликт интересов" и "личная заинтересованность", содержащихся в данной статье, а также содержание Закона в целом, можно отметить, что использование формулировки "конфликт интересов" зачастую охватывает более широкий круг отношений, нежели те, которые затронуты в ст. 19 Закона №79-ФЗ. Часть 4 статьи 15 Закона №79-ФЗ формулирует ограничение как невозможность представлять интересы гражданских служащих в выборном профсоюзном органе. Данную формулировку можно рассматривать как отсутствие у упомянутой категории гражданских служащих права быть избранными на выборную должность в органе профессионального союза, а также обращаться в данный орган с целью защиты интересов гражданских служащих. В то же время это не означает отсутствия у лиц, замещающих должности гражданской службы категории "руководители" высшей группы должностей, права быть членом профессионального союза.14 Часть 5 статьи 15 Закона №79-ФЗ устанавливает обязательность дактилоскопической регистрации как для федеральных гражданских служащих, так и для гражданских служащих субъекта РФ.

 

 

ГЛАВА 3. ПОВЫШЕНИЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ     ГОСУДАРСТВЕННЫХ ГРАЖДАНСКИХ СЛУЖАЩИХ

 

3.1. Государственные гарантии государственных служащих в      современной России

 

Конституцией РФ (ч. 1 ст. 39) каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом. Не являются исключением и государственные гражданские служащие. 15

Базовым принципом социального обеспечения является его всеобщность. Этот принцип основан на конституционном положении, которое обязывает государство создать правовые, финансово-экономические и организационные условия для реализации конституционного права каждого на социальное обеспечение. Принципы многообразия оснований и видов социального обеспечения, а также его дифференциации в зависимости от социально значимых обстоятельств позволяют сформировать систему социального обеспечения применительно к каждому конкретному человеку, обладающему некоторой совокупностью статусных признаков, являющихся основанием для распространения на него тех или иных видов социального обеспечения в определенном объеме.

Социальный статус - комплексная характеристика правового положения государственного служащего как субъекта права. Он характеризуется наличием многочисленных параметров и показателей, связанных с тем, что государственный служащий является лицом, органически интегрированным в систему государственно-служебных отношений, урегулированных публичным правом, нормами конституционного, административного, трудового и иных отраслей права.

Статья 52 Закона №79-ФЗ. содержит ряд основных государственных гарантий гражданских служащих, которые предоставляются им в целях обеспечения их правовой и социальной защищенности, повышения мотивации эффективного исполнения ими своих должностных обязанностей, укрепления стабильности профессионального состава кадров гражданской службы и в порядке компенсации установленных ограничений.

Гарантия равных условий оплаты труда гражданскому служащему и сопоставимой оценки эффективности результатов профессиональной служебной деятельности при замещении соответствующих должностей гражданской службы, закрепленная п. 1 ч. 1  статьи 52 Закона №79-ФЗ, предполагает отсутствие какой-либо дискриминации в сфере оплаты труда, а также наличие объективных оценочных критериев, по которым можно делать выводы об итогах выполнения обязанностей.

Другая важная гарантия - право гражданского служащего на своевременное и в полном объеме получение денежного содержания (п. 2 ч. 1 статьи 52 Закона №79-ФЗ). Право на оплату труда и другие выплаты в соответствии с данным Законом и иными нормативными правовыми актами РФ относится к числу основных прав гражданского служащего, предусмотренных ст. 14 Закона №79-ФЗ.16

Гражданскому служащему п. 3 ч. 1 статьи 52 Закона №79-ФЗ гарантируется предоставление условий прохождения гражданской службы, обеспечивающих исполнение должностных обязанностей в соответствии с должностным регламентом. Создание условий, обеспечивающих надлежащее исполнение гражданским служащим своих должностных обязанностей, означает, по нашему мнению, обязанность представителя нанимателя обеспечить не только безопасные условия прохождения гражданской службы (безопасные условия труда), но и соответствующие организационно-технические условия для исполнения гражданским служащим своих должностных обязанностей (наличие помещения, оборудованного соответствующей мебелью, предоставление оргтехники, обеспечение канцелярскими принадлежностями и т.п.).

Следующая важная государственная гарантия, содержащаяся в п. 4 ч. 1 статьи 52 Закона №79-ФЗ, позволяет реализовать право на отдых, обеспечиваемый установлением гражданскому служащему нормальной продолжительности служебного времени, предоставлением выходных дней и нерабочих праздничных дней, а также ежегодных оплачиваемых основного и дополнительных отпусков.

Пунктом 5 ч. 1  статьи 52 Закона №79-ФЗ предусматривается медицинское страхование гражданского служащего и членов его семьи, в том числе после выхода гражданского служащего на пенсию за выслугу лет, в соответствии с Законом N 79-ФЗ и федеральным законом о медицинском страховании государственных служащих РФ.

Пункты 6 и 7 ч. 1 статьи 52 Закона №79-ФЗ гарантируют гражданскому служащему право на обязательное государственное социальное страхование на случай заболевания или утраты трудоспособности в период прохождения гражданской службы либо сохранение денежного содержания при временной нетрудоспособности, а также на время прохождения медицинского обследования в специализированном учреждении здравоохранения в соответствии с федеральным законом, а также на выплаты по обязательному государственному страхованию в случаях, порядке и размерах, установленных соответственно федеральными законами и законами субъектов РФ.

Пункт 8 ч. 1 статьи 52 Закона №79-ФЗ предусматривает возмещение расходов, связанных со служебными командировками гражданского служащего.

Гражданскому служащему гарантируется возмещение расходов, связанных с переездом гражданского служащего и членов его семьи в другую местность при переводе гражданского служащего в другой государственный орган (п. 9 ч. 1 статьи 52 Закона №79-ФЗ).

Согласно п. 10 ч. 1 статьи52 Закона №79-ФЗ гражданскому служащему и членам его семьи гарантируется защита от насилия, угроз и других неправомерных действий в связи с исполнением им должностных обязанностей в случаях, в порядке и на условиях, которые установлены федеральным законом.

Информация о работе Социальный статус государственного гражданского служащего