Современные проблемы науки и производства

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 10:40, контрольная работа

Описание работы

Правовая культура занимает обособленное место в социокультурном пространстве. Полностью она не совпадает ни с одним видом культуры (материальной, духовной, политической и т. д.), создавая своеобразное, уникальное сочетание как материальных, так и идеальных, духовных компонентов. Понятие правовой культуры многогранно.

Файлы: 1 файл

контрольная МАГИСИТ.doc

— 250.50 Кб (Скачать файл)


 

 МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ  И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ

ТЮМЕНСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Институт государства и права

Направление магистерской подготовки «Юриспруденция»

Магистерская программа «Гражданское право. Семейное право. Международное частное право»

заочное отделение

 

 

 

 

 

 

 

 

    ПРЕДМЕТ «Современные проблемы науки и производства»

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА № 1              ВАРИАНТ ІІ

№ ЗАЧЕТНОЙ КНИЖКИ ___________ № ГРУППЫ _____

ФАМИЛИЯ, ИМЯ, ОТЧЕСТВО

Домашний адрес:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тюмень – 2010 г.

1. Проблема  правовой культуры населения  и власти в современной России.

         

 Правовая культура занимает  обособленное место в социокультурном пространстве. Полностью она не совпадает ни с одним видом культуры (материальной, духовной, политической и т. д.), создавая своеобразное, уникальное сочетание как материальных, так и идеальных, духовных компонентов. Понятие правовой культуры многогранно. Наряду с такими элементами как состояние правосознания в обществе, состояния законности, состояние практической работы суда, прокуратуры и других правоохранительных органов, в ее содержание входит и состояние законодательства, совершенство его содержания формы.

Правовая культура характеризует  уровень правосознания, включает степень  сознания права, на которую опираются  исполнительная власть, должностные  лица, характеризуется она и интенсивностью убеждений в ценности права. Можно  указать несколько важнейших требований, которым должна удовлетворять современная правовая культура населения и которые в нашей стране сейчас выступают как задачи, пока еще не разрешенные.

1. Уважение к закону. В правовом  государстве, которым Россия провозгласила  себя, жизнеспособность юридических норм зависит больше от уважения к закону, чем от страха перед санкциями за их нарушение.

2. Знание законов. Несмотря на  имеющийся скепсис, большинство  граждан ощущает потребность  в знании законов. Наибольшая  потребность ощущается в знании гражданского права, трудового права, жилищного права и закона о социальной защите населения. Далее следуют знания пенсионного и налогового законодательства; знание уголовного законодательства и семейного права.

3. Обращение к закону. Решать  конфликты следует в рамках права, а не за его пределами, не путем применения силы или устройства скандалов. По мнению населения, суд является далеко не самым эффективным средством решения своих правовых проблем. Наиболее эффективным способом считается обращение к сильным и влиятельным людям, к своему непосредственному начальству. Далее по значимости идет обращение в профсоюзы, в органы исполнительной власти и только потом суд. Отсутствие доверия к суду, вероятно, характеризует не только невысокий уровень правовой культуры населения, но и низкую эффективность работы самого российского суда.

Необходимо выделить особенности  правовой культуры в жизни современного российского общества:

Во-первых, можно сделать вывод, что большая часть населения  современной России, склонна к соблюдению закона - это солидная социальная база для построения правового государства, и проблема не в том, что граждане не хотят соблюдать законы, а в том, что те, кто призван действовать от имени власти в соответствии с законами и формировать благоприятное правовое поле, создают негативную правовую ситуацию, вызывая тем самым скепсис у граждан в отношении целесообразности соблюдения законов.

Во-вторых, неблагоприятная правовая ситуация в стране накладывает свой отпечаток на формирование правовой культуры населения и на его установки в отношении права. Эти установки у большинства сегодня обусловлены принципом: если представители власти будут соблюдать законы, то этому примеру последуют и граждане. Такая ситуация парадоксальна для правового государства, но реальна для сегодняшней России.

На лицо серьезное противоречие между правовой культурой граждан  и состоянием правового поля России. Правовая культура граждан выше, чем  правовые гарантии государства.

В-третьих, правовая культура современной  России переживает период массовой криминализации, этот процесс находит свое отражение, как в нормах коммуникативных актов отдельных индивидов, так и на уровне государства. Правовая культура несет в себе «генетический код» юридических явлений, служит как средством их обогащения в процессе право-культурного обмена, так и особым способом отражения чуждого инокультурного влияния, разрушающего исходные предпосылки национальной правовой идентичности.

При достаточно очевидном отсутствии в истории нашей страны стойких  правовых традиций, правовых ценностей в России в конце XIX — начале XX веков происходило последовательное формирование права и правосознания. Однако процесс становления российского правосознания был прерван в 1917 году, когда отношение к праву стало полностью определяться политическими взглядами. Существенный урон зарождавшемуся российскому правосознанию нанесла марксистско— ленинская мысль об отмирании права. Не способствовала развитию правосознания и правовая жизнь советского общества.

И, хотя с развалом тоталитарной системы отношение к правовым ценностям и институтам изменилось в России в лучшую сторону, законности пока не удалось занять подобающее место в жизни общества. Российское общество в его сегодняшнем состоянии завершает XX век в условиях глубокого дефицита правопонимания, правосознания и правовой культуры. И вряд ли огромная страна может быстро сбросить с себя ярмо многовековой авторитарной традиции и устремиться навстречу рыночной и политической свободе. Еще большее сомнение вызывает возможность скорого формирования новой личности, девизами которой являются “свобода”, “частная собственность”, “предприимчивость”.

Исторически сложилось, что законодательство, создающее юридические основы рынка, демократические формы государственного устройства, остается чуждым правосознанию значительной части населения. Большинство населения с сомнением относится к частной собственности, особенно к частной собственности на землю (введение последней зачастую отождествляется с распродажей России), отрицательно оценивает инициативу, предприимчивость, предпринимательство, склонно к уравнительности. Имущественное и социальное расслоение, связанное с инициативой и предприимчивостью, воспринимается массовым правосознанием как несправедливость. Сохраняющиеся и воспроизводящиеся элементы прошлого никак не вписываются в рыночные структуры с их формальным, юридическим равенством. В политическом отношении рыночному хозяйству в наибольшей мере соответствует демократия, которая также плохо совмещается с массовым сознанием.

Массовое сознание (особенно в условиях всякого рода кризисов, социальных катаклизмов) тяготеет к введению власти “сильной руки”, которая только и может навести в стране твердый порядок и которая отнюдь не обязательно должна опираться на закон. Такая власть может все. Она накормит, напоит, оденет, скажет, как надо жить. Российской общественности приходилось быть свидетелем, когда действующий закон отставлялся в сторону и применялись "целесообразные", а то и силовые средства.

Понятно, что в обществе, где  правовой нигилизм воспроизводится самим государством в соответствующих масштабах, очень трудно, почти невозможно воспитать сколько— нибудь позитивное отношение к праву среди населения, поскольку под правом неверно понимаются тот порядок, те предписания, которые устанавливаются законами и ведомственными нормативными актами. В результате этого в современном российском обществе сложился широко распространенный среди населения обыденный массовый правовой инфантилизм и нигилизм.

Особую остроту приобретает  угроза повсеместного проявления крайних степеней деформации правосознания, выражающаяся в криминализации общественных отношений, складывающихся в процессе реформирования социально-политического устройства и экономической деятельности российского общества.

Значительно выросло количество социальных девиаций, особенно среди несовершеннолетних и молодежи. Одним из источников различных деформаций правосознания являются неблагополучные семьи. Зачастую в неблагоприятных семьях отсутствует сама возможность социально-позитивного, правового воспитания, а дети "с молоком матери" усваивают противоправные формы поведения и образцы криминальной субкультуры.

 Рост преступности, особенно  ее организованных форм, вызывает  растущее недовольство населения  и представляет реальную угрозу  национальной безопасности и процессу реформ, а также используется определенными политическими силами для нагнетания страха и недоверия к законным органам власти и правопорядка. Рост преступности становится существенным фактором усиления социальной напряженности, препятствует оздоровлению финансово-экономического положения, упорядочению потребительского рынка, способствует деформации новых форм экономических отношений, а также нравственно-психологической деградации отдельных слоев населения.

Наблюдается рост числа экономических преступлений в различных сферах экономической деятельности российского общества. Набирают силу опасные процессы сращивания экономической и общеуголовной преступности, главарей преступных групп с коррумпированными должностными лицами органов власти и управления. Отсутствие эффективной системы социальной профилактики правонарушений, недостаточная правовая и материально-техническая обеспеченность деятельности по предупреждению терроризма и организованной преступности, отток из органов обеспечения правопорядка квалифицированных кадров увеличивают степень воздействия этой угрозы на личность, общество и государство.

В обществе сложился ведомственный  правовой нигилизм, который исходит  не только от лиц, в той или иной мере заинтересованных в обходе закона, но и от представителей управленческого персонала, обязанных быть проводниками требований закона. Вертикаль исполнительной власти до сих пор не может выполнить свое главное назначение - обеспечить надлежащее исполнение законов.

В стране существует проблема правового нигилизма, связанного с несовершенством законодательства, традиционно отождествляемого с правом. В настоящее время для российского общества наиболее актуальна проблема реализации положений Конституции, принятия действенных мер по ее неукоснительному соблюдению всеми государственными органами, должностными лицами и гражданами. Ведь именно с Конституцией, провозгласившей высшей ценностью человека, его права и свободы, сверяет гражданин содержание и воздействие на его жизнь конкретных законов, в частности равным образом защищающих разные формы собственности, обеспечивающих свободу экономической деятельности, направленных на борьбу с коррупцией и организованной преступностью, устанавливающих минимальные размеры пенсий и заработной платы и любых других законов. Будут ли изданы такие законы, во многом зависит от умения и желания политиков в центре и в регионах достичь взаимопонимания, нормальных деловых отношений.

Оценка законов при их принятии и применении на предмет соответствия праву направлена на повышение качества законодательной базы, что будет способствовать формированию уважительного отношения к праву и преодолению правового нигилизма. Основным и непосредственным критерием оценки законов должны выступать конституционные положения, и федеральный закон будет правовым, если он соответствует Конституции РФ, Федеральному конституционному закону. Для законов субъектов Федерации дополнительным критерием могут выступать федеральные законы, а также конституции (уставы) этих субъектов, не противоречащие Конституции РФ и федеральным законам.

Осуществляемые в стране реформы  в политической, экономической, социальной и правовой сферах требуют от государственного аппарата и правоохранительных органов  дальнейшего улучшения организации, совершенствования форм и методов работы, строгого соблюдения демократических принципов деятельности, обеспечения достоверности и повышения доступности выходящей информации. Особое значение приобретают вопросы последовательного развития гласности в их деятельности, расширения и углубления деловых контрактов со средствами массовой информации и общественностью.

Однако в целом эта работа еще не приняла системного характера. В ряде мест по прежнему недооценивают  возможности печати, радио, телевидения  для показа сложной, многогранной деятельности правоохранительных органов по защите интересов человека и государства, преодолению правового нигилизма, воспитанию уважительного отношения к закону и праву. Не налажены необходимые контакты и с творческими союзами, культурными центрами и другими общественными организациями. Плохо информируется население о наиболее значимых событиях, имеющих отношение к деятельности правоохранительных органов, о результатах прокурорских проверок и расследованиях тяжких преступлений.

Нужно подчеркнуть необходимость  повышения авторитета суда, укрепления гарантий его независимости. От того, насколько быстро и полно исполняются судебные решения, зависит очень многое от непосредственного соблюдения прав и интересов юридических и физических лиц до отношения общества к судебной процедуре как действенной форме защиты нарушенных прав и интересов. Судебная защита это не только решение суда, изложенное на бумаге, это деятельность судебной власти в целом по охране прав и законных интересов людей.

Качество деятельности государственного аппарата и в целом надлежащее осуществление государственных функций во многом зависит от уровня развитости профессионального (юридического) правосознания, от содержания и характера присущих ему юридических ценностных установок и ориентаций.

Информация о работе Современные проблемы науки и производства