Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Октября 2013 в 10:40, контрольная работа
Правовая культура занимает обособленное место в социокультурном пространстве. Полностью она не совпадает ни с одним видом культуры (материальной, духовной, политической и т. д.), создавая своеобразное, уникальное сочетание как материальных, так и идеальных, духовных компонентов. Понятие правовой культуры многогранно.
Любая наука является методологически организованным процессом. Начиная с середины XX века в западной философии и гуманитаристике широко распространились работы, отрицающие методологический характер науки, да и ее саму, как форму познания. Тем не менее, стоит заметить, что в этих работах антинаучный и антиметодологический пафос обусловлен появлением принципиально новых предметов, постановкой нетипичных проблем, а следовательно, критикой не методологии и рациональности как таковых, а сложившихся и принятых классических методов, определением тех границ, в пределах которых они работают, но за чьими пределами уже дают искаженные результаты.
В этих трактатах наука
не в первый раз пересматривает свои
основания и разрабатывает
И как следствие, антиметодологический пафос западной гуманитаристики уже приводит к новым методологическим позициям, разработанным именно в критике традиционной гуманитарной методологии: дисконтинуитет М.Фуко, ризома Ж.Делеза и Ф.Гваттари, симулякр Ж.Бодрияра, деконструкция Ж.Деррида и т.д. В математике и естествознании вследствие этой философско-методологической революции сегодня развивается синергетика.
Наука лишь тогда является наукой, когда она не просто «научает» обыденному опыту и очевидным фактам, но когда она умеет осознать, раскрыть и превратить в умозрительную теорию, скрытую от непосредственного восприятия и осознания сущности вещей и процессов. Метод позволяет представить сущность теоретически, как некоторый невидимый глазу порядок. Но при этом, каждый отдельный метод представляет сущность односторонне, а следовательно, не вполне адекватно.
После начала применения
научной методологии темпы
То обстоятельство, что наука, будучи рациональным познанием, никогда не владеет всей полнотой информации о вещах реальности, а практика имеет дело именно со всем предметом целиком и сразу, влечет за собой неизбежные и непредусмотренные практические последствия. Для социальных и гуманитарных наук это означает принципиальную осторожность в своих практически ориентированных выводах и в их прикладном применении, необходимость соблюдения требований этического агностицизма.
Следует сразу оговорить:
то, что называют словом «метод», не
всегда им является. Известный «метод
тыка» - не метод, и называется так
исключительно в порядке
Метод – рациональный инструмент исследования. Это – его техническая организация, представленная в упорядоченности шагов. Х.-Г.Гадамер писал о методе следующее: «Идеал познания, сформулированный на основе понятия Метода, состоит в том, чтобы мы проходили путь познания настолько осознанно, чтобы всегда можно было повторить его». И.Д.Парфенов использует такое определение: «Метод представляет собой совокупность исследовательских приемов, операций и определенную последовательность действий, ведущих к цели».
У научного метода есть характерные признаки: он всегда осознан, доказан, публичен и повторяем. Осознанность метода представляет собою знание о его устройстве и о том, какие результаты он дает. Доказанность означает, что результативность и эффективность метода проверена и признана. Публичность значит включение метода в контекст научной культуры, когда любой исследователь имеет возможность им овладеть. Повторяемость – способность метода давать ожидаемые результаты при его повторном применении или использовании для однотипных проблем и предметов.
Существуют методы эмпирические, рефлексивные и теоретические. Эмпирические и рефлексивные методы позволяют получить опытное знание о предмете, это – методы сбора, обработки и осмысления первичной информации. В естественных науках для этого применяются эмпирические методы, (наблюдение, эксперимент и т.д.). В гуманитарных науках и философии на передний план выходят рефлексивные методы, обеспечивающие приобретение экзистенциального опыта (например, герменевтика или экзистенциалистские концепции).
В любых науках основой
теоретической методологии
Теоретические методы направлены на обобщение опытного материала, на развитие и критику сложившихся взглядов. В естествознании, это, главным образом, математика. В гуманитарных науках и философии методологически организовать опытный материал позволяет логика. Поэтому естественные науки часто называют точными, а гуманитарные и философские – строгими.
Метод нужен потому, что он делает познание целенаправленным, доказуемым, проверяемым и этим повышает его эффективность. Методологическая организация знания служит необходимым условием его корректности, то есть, правильности с точки зрения соответствия картине мира и принципов логики. Заметим, что традиционной формальной логикой, появившейся еще во времена Аристотеля и изучаемой сегодня в университетах логическая наука не ограничивается, на сегодня существует много логик: формальная, содержательная, неклассическая, диалектическая, дедуктивная, индуктивная, логика парадокса, логика абсурда и т.п.
Каждый метод применим для строго определенной группы проблем и предметов и для решения конкретного круга задач. Перенесение метода из одной предметной области в другую возможно, но для этого требуется заново его переработать, доказать эффективность в новых условиях и опубликовать.
В гуманитарных и философских науках методы являются скорее логически связанной системой задач, чем операциями. Они работают по схеме: каждый методологический шаг – отдельная задача. Задачи таких наук решаются творчески, порою, даже с применением художественных приемов, а доказываются логически и тщательным подбором примеров и ссылок на принятые в науке теории. Поэтому гуманитарная методология является по преимуществу эвристикой, она эвристична в больше мере, чем естественнонаучная.
В естествознании задачи выступают подцелями. В гуманитарной науке они служат не только подцелями, но и границами, канализирующими рациональную интуицию и направляющими к цели ее идеетворческий потенциал. Эффективность таких наук обусловлена числом задач и степенью их организации вокруг цели. Чем больше задач, чем лучше они взаимосвязаны и сгруппированы целью, тем познание эффективнее.
В конкретном исследовании методы тоже организованы в систему и группируются вокруг цели. При этом в основу кладется один либо несколько взаимосвязанных методологических принципов, которые объединяют частные методы, предназначенные для решения отдельных задач.
Язык, это – знаково-символическая
система, оформляющая межсубъек
В науке язык - понятия, специфические для нее в целом и для каждой ее теории. Современная наука и к языку предъявляет требования: каждое понятие должно быть определенным, однозначным (с учетом диалога и борьбы взглядов) и обязано должно обозначать свойства предмета.
В социальной и гуманитарной науке язык обладает специфичностью, обусловленной субъективным происхождением смысла и тем, что смысл в ней играет более важную роль, чем его знаковое оформление.
В условиях постмодерна в языке этих наук возрастает удельный вес регионально-культурного содержания. Проще говоря, в разных странах одна и та же наука одним и тем же термином обозначает не всегда одно и то же. Различие обнаруживается, прежде всего, в понимании терминов, где для ученого на передний план выходят, в первую очередь, значения своей культуры.
Отсюда, язык социальных и гуманитарных наук привносит в науку собственную проблематику. Это проблемы: образности и метафоричности научного языка; провокационного характера гуманитарного языка; межкультурных коммуникаций и диалога в науке по поводу одних и тех же понятий; понимания смысла терминов, функционирующих в контексте других культур; конструктивной символичности научного языка.
Говоря о проблеме образности и метафоричности необходимо отметить, что в современной философии и гуманитарной науке понятие нередко трактуется как сложный образ, указывающий на неопределенное многообразие значений и смыслов предметной области. При таком использовании понятия, оно само способно выступать теоретическим предметом исследований, логически разрабатываться и служить постулатом концептуальных построений. Понятие гуманитаристики включает в себя и метафорический аспект.
Метафора означает сравнение и перенос значения с одного предмета на другой. Например: «Луна похожа на бревно, если смотреть с торца».
Региональный характер современной гуманитарной науки влечет за собой то, что, как и в первобытности, в основе всех ее метафор находится сравнение предмета субъектом со своими субъективными качествами и собственным экзистенциальным опытом. В этом сравнении своя субъективность используется как эталон, позволяющий привносить в предмет оценку. Поскольку же предметом выступает субъективность и культура другого, далеко не всегда согласного с тем, как его оценивают, и способного к собственной оценке и самооценке, то научная терминология становится языком диалога, в котором оценки сопоставляются, на основе сопоставления складывается представление о должном и делаются конструктивные выводы.
Проблема провокационного характера раскрывается в том, что образная неоднозначность и субъективно обусловленная метафоричность превращают термин научного языка в провокацию для читателя, побуждающую его находить в своей субъективности экзистенциальный опыт, аналогичный опыту автора. Этим понятие обращает читателя к его собственной интуиции, выдвигая на передний план личное понимание во всей его полноте. По этой причине операции с научными понятиями и их усвоение в гуманитаристике нередко характеризуются как «вникание», «внимание», «схватывание» и т.п.
С учетом провокационности, система понятий может быть выстроена как своеобразная методология, исторически восходящая к апофатике эпохи патристики. Такая методология направляет познание не столько на получение позитивной информации, сколько в сторону изменения всего внутреннего мира ученого, обеспечивающего понимание информации. Тогда научный трактат в области гуманитарной науки и философии приобретает некоторые черты поэзии или художественной литературы. Чтобы убедиться в этом, достаточно почитать философские сочинения Ф.Ницше или исторические труды других авторов.
Теория либо использует собственный понятийный аппарат, либо по-своему определяет чужую терминологию. Не следует понятия, разработанные для одной теории, без изменения применять в другой. Если же возникает такая необходимость, то нужно связать понятие с новой предметной областью и дать ему новую интерпретацию и определение. Достаточно сравнить, например, понятие культуры в микробиологии (культура бактерий), в агрономии (сельскохозяйственная культура) и в культурологии.
Философские понятия
всеобщи и наполнены
Проблема конструктивной символичности заключается в том, что социальные и гуманитарные науки имеют дело с культурой, а не с материальной реальностью физической природы. Культура же приобретает окончательную цивилизационную завершенность и оформленность в символике обрядов, ритуалов, институтов, эмблем, мундиров, праздников и т.д., среди которых находится и научная терминология. Гуманитарная наука в своем понятийном аппарате выступает тем инструментом, какой обозначает символы терминами и придает им рациональный смысл в контексте своей региональной культуры.
Французская историческая школа «Анналов» в конце 20-х гг. XX в. выступила с концепцией «тотальной истории». Согласно ей, история слагается из множества человеческих действий, а человек - существо целостное, и ему безразлично, что кто-то считает экономику первичной, политику вторичной, а культуру десятиричной, или наоборот. Он действует в зависимости от того, что для него в данный момент важнее. Из целостности человека и рождается тотальность истории, т.е. ее "сплошность", где всё взаимообусловлено. Можно, конечно, говорить об исторических тенденциях и логике, но это не конструктивно, потому, что даже в советском историческом материализме "логика истории" противоречит конкретным поступкам, а значит, государственное решение, сделанное на основе исторической логики, противоречит людям, делающим историю.
В рамках этой концепции существует преемственность идей, имеющих общее значение для каждой эпохи. Например, законность власти в Средние века обосновывалась ее преемственностью от Рима и выражалась в преемственности государственной символики и ее интерпретации в рамках своей культуры.
Термины научного языка применительно к культуре являются не только обозначениями существующих явлений, но и требованиями к ним, указывающими на то, какими они должны быть, чтобы быть легитимными.
Информация о работе Современные проблемы науки и производства