Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июня 2012 в 10:40, дипломная работа
Юридические лица в настоящее время являются главными участниками гражданского оборота: именно они производят большую часть товаров и услуг, являются основными налогоплательщиками. Для экономического роста общества необходимо поддержка и содействие возникновению юридических лиц. По этой причине, в условиях развития рынка в нашей стране и все возрастающего желания субъектов гражданских правоотношений обезопасить себя и свои материальные средства правовыми способами, наибольшую актуальность приобретают вопросы регулирования создания юридических лиц.
Введение 3
Глава 1 Теоретико -правовые основы создания 6
юридических лиц 6
1.1. Юридические лица как субъекты гражданских правоотношений 6
1.2. Сущность и способы создания юридических лиц 13
Глава 2 Актуальные вопросы применения норм российского гражданского права при создании юридических лиц 23
2.1. Особенности подготовительного этапа создания юридических лиц 23
2.2. Развитие института государственной регистрации, как гражданско – правового механизма возникновения правосубъектности юридических лиц 43
2.3. Пострегистрационный этап создания юридических лиц 59
Заключение 63
Список использованной литературы
-
руководитель постоянно
- учредитель (учредители) юридического лица при его создании;
-
руководитель юридического
-
конкурсный управляющий или
-
иное лицо, действующее на основании
полномочия, предусмотренного федеральным
законом или актом специально
уполномоченного на то
Датой
представления документов при осуществлении
государственной регистрации
Заявителю выдается расписка в получении документов с указанием перечня и даты их получения регистрирующим органом в случае, если документы представляются в регистрирующий орган непосредственно заявителем. Расписка должна быть выдана в день получения документов регистрирующим органом. В ином случае, в том числе при поступлении в регистрирующий орган документов, направленных по почте, расписка высылается в течение рабочего дня, следующего за днем получения документов регистрирующим органом, по указанному заявителем почтовому адресу с уведомлением о вручении.
Регистрирующий орган обеспечивает учет и хранение всех представленных при государственной регистрации документов. Регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов, кроме документов, установленных Законом № 129-ФЗ.
В соответствии со ст. 11 Закона № 129-ФЗ решение о государственной регистрации, принятое регистрирующим органом, является основанием внесения соответствующей записи в Единый государственный реестр юридических лиц.
Моментом
государственной регистрации
Регистрирующий орган в срок не более чем пять рабочих дней с момента государственной регистрации представляет в порядке, установленном Правительством РФ, сведения, содержащиеся в Едином государственном реестре юридических лиц, в государственные внебюджетные фонды для регистрации юридических лиц в качестве страхователей.
По правилам, установленным в ст. 23 Закона № 129-ФЗ, отказ в государственной регистрации юридического лица допускается в случае:
-
непредставления определенных
-
представления документов в
-
если в соответствии с п. 2 ст.
20 указанного Федерального
Обратим внимание, что Закон № 129-ФЗ не содержит указания на возможность отказа в государственной регистрации по мотиву несоответствия содержания представленных при регистрации документов требованиям законодательства. Вопрос об ответственности за соответствие содержания представляемых при регистрации документов требованиям законодательства в данном Федеральном законе решен принципиально иначе, чем прежде. Теперь ответственность за соответствие законодательству сведений, содержащихся в указанных документах, возложена на заявителя и (или) соответствующее юридическое лицо.
Документы, представляемые при государственной регистрации вновь создаваемого юридического лица, исчерпывающим образом перечислены в ст. 12 Закона № 129-ФЗ. В таком случае в регистрирующий орган представляются:
-
подписанное заявителем
-
решение о создании
-
подлинники или
- выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица - учредителя;
-
документ об уплате
Порядок
государственной регистрации
В таком случае государственная регистрация осуществляется регистрирующими органами по месту нахождения постоянно действующего исполнительного органа, в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - по месту нахождения иного органа или лица, имеющих право действовать от имени юридического лица без доверенности.
Представление документов для государственной регистрации юридических лиц при их создании осуществляется в порядке и сроки, предусмотренные соответственно ст. ст. 9 и 8 указанного Федерального закона.
На случай признания государственной регистрации юридического лица недействительной Президиумом ВАС РФ выработана правовая позиция в отношении сделок, совершенных таким юридическим лицом. Она состоит в том, что признание судом недействительной регистрации юридического лица само по себе не является основанием для того, чтобы считать ничтожными сделки этого юридического лица, совершенные до признания его регистрации недействительной.21
Подготовительная стадия создания юридического лица является наиболее ответственной и сложной для лиц, решивших создать юридическое лицо. На этом этапе определяется, в какой именно организационно-правовой форме будет создано юридическое лицо, каково будет его название, разрабатываются учредительные документы организации.
На этой стадии, по словам В.А. Захарова, влияние на формирование правоспособности юридического лица оказывают прежде всего следующие моменты: ограничения, предусмотренные в законодательстве; цели деятельности юридического лица; воля самих субъектов (учредителей)22.
Приведенная характеристика первого этапа не отражает полноты его содержания. Более предпочтительной представляется несколько иная схема, а именно: прежде всего, возникает потребность в создании юридического лица у субъектов (учредителей) для осуществления каких-либо целей (производство какой-либо продукции, оказание различного вида услуг и т.д.); затем, с учетом целей создания и в соответствии с нормами российского законодательства, подбирается наиболее подходящая для планируемых целей деятельности конструкция («модель») – организационно-правовая форма, в которой и будет функционировать юридическое лицо.
Подготовительный этап представляет собой формирование и «закрепление» в требуемых законодательством документах пожеланий инициаторов процесса возникновения данного субъекта права (учредителей) относительно необходимых вопросов деятельности будущей организации.
Таким образом, данный этап можно условно разделить на две составные части: «творческую» и как следствие воплощения наработанных решений – «документарную» - оформление результатов в соответствующих документах (решение о создании, учредительные документы).
После выбора наиболее оптимальной организационной модели будущего юридического лица решаются такие вопросы, как выбор названия организации, подбор адреса места нахождения, подготовка учредительных документов и совершение иных действий, предусмотренных законодательством при создании юридических лиц данной организационно-правовой формы.
Говоря о выборе организационно-правовой формы юридического лица, прежде всего, следует отметить, что в законодательстве Российской Федерации отсутствует определение данного понятия, одновременно с этим выбор организационно-правовой формы, характеризует содержание правосубъектности юридического лица – именно ею определяются как права и обязанности самой организации, так и объем прав и обязанностей участников, а также порядок управления юридическим лицом и ряд иных вопросов.
Гражданским законодательством произведена классификация юридических лиц на коммерческие и некоммерческие в зависимости от основной цели деятельности – направлена ли она на извлечение прибыли (для коммерческих) или же нет (некоммерческие)23. Так, некоммерческие организации могут осуществлять предпринимательскую деятельность (т.е. быть субъектом отношений, складывающихся в сфере предпринимательства) лишь в том случае, когда это служит и соответствует целям их создания24. Следовательно, данное разграничение характеризует объем и содержание правоспособности юридического лица.
В
связи с участием в образовании
имущества юридического лица его
учредители могут иметь обязательственные
права в отношении этого
Таким
образом, одним из отличий юридических
лиц различной организационно-
Еще
одна не мало важная отличительная
особенность различных
Также, в зависимости от организационно - правовой формы юридического лица, различно и управление организацией. Например, в полном товариществе управление осуществляется по общему согласию всех участников. Если учредительным договором не установлено иное, каждый участник вправе действовать от имени товарищества25.
Высшим органом управления общества с ограниченной ответственностью является общее собрание участников, а текущее руководство деятельностью общества осуществляет подотчетный ему исполнительный орган, который может быть избран и не из числа участников26.
Управление автономной некоммерческой организацией осуществляет коллегиальный высший орган управления. При этом лица, являющиеся работниками некоммерческой организации, не могут составлять более чем одну треть общего числа членов коллегиального высшего органа управления автономной некоммерческой организацией27.
Изложенный материал позволяет выделить, прежде всего, следующие основания различия юридических лиц в зависимости от организационно-правовой формы:
-
объем и содержание
-
объем и содержание прав и
обязанностей участников