Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2015 в 09:24, дипломная работа
Целью настоящей работы является изучение и оценка вступающего в скором времени Федерального закона № 44 (ФЗ-44) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", как основы правового регулирования закупок товаров, работ и услуг в Российской Федерации.
Итак, рассмотрев особенности проведения открытого и закрытого конкурса, перейдем к рассмотрению особенностей следующего способа размещения заказа – открытого аукциона, закрытого аукциона и открытого аукциона в электронной форме.
Итак, под аукционом на право заключить контракт понимаются торги, победителем которых признается лицо, предложившее наиболее низкую цену контракта.
Особенностью размещения заказа путем проведения аукциона являются торги с пошаговым понижением цены исполнения контракта от начальной максимальной цены контракта, рассчитанной и установленной заказчиком.
Стоит отметить, что в соответствии с ч. 5 ст. 37 ФЗ № 94 «"шаг аукциона" устанавливается в размере пяти процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), указанной в извещении о проведении аукциона. В случае, если после троекратного объявления последнего предложения о цене контракта ни один из участников аукциона не заявил о своем намерении предложить более низкую цену контракта, аукционист обязан снизить "шаг аукциона" на 0,5 процента начальной (максимальной) цены контракта (цены лота), но не ниже 0,5 процента начальной (максимальной) цены контракта (цены лота)».18
Сама процедура проведения открытого аукциона заключается в следующем. Аукционист, выбранный из числа членов аукционной комиссии заказчика, объявляет начальную (максимальную) цену, цену контракта, образовавшуюся в результате «пошагового» снижения, после чего участник аукциона поднимает карточки (порядковый номер, выдаваемый участнику размещения заказа при регистрации на участие в аукционе), если он согласен заключить контракт по объявленной цене. Далее аукционист объявляет номер карточки участника аукциона, который первым поднял карточку после объявления аукционистом начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) и цены контракта, сниженной в соответствии с "шагом аукциона", а также новую цену контракта, сниженную в соответствии с "шагом аукциона" в порядке, установленном частью 5 настоящей статьи, и "шаг аукциона", в соответствии с которым снижается цена.
В соответствии с п. 5 ч. 5.2 ст. 37 ФЗ № 94 «аукцион считается оконченным, если после троекратного объявления аукционистом цены контракта ни один участник аукциона не поднял карточку. В этом случае аукционист объявляет об окончании проведения аукциона (лота), последнее и предпоследнее предложения о цене контракта, номер карточки и наименование победителя аукциона и участника аукциона, сделавшего предпоследнее предложение о цене контракта».19
Соответственно победителем аукциона признается лицо, предложившее наиболее низкую цену контракта.
Теперь рассмотрим особенности проведения процедуры размещения заказа в форме открытого аукциона в электронной форме. Основным и главным отличием такого способа размещения заказа от открытого аукциона является электронный документооборот с участием посредника в лице оператора электронной площадки, которым обеспечивается непрерывное ведение процедуры от ее начала и до завершения размещения заказа.
В соответствии с ч. 1 ст. 41.1 Федерального закона от 21.07.2005 № 94-ФЗ, вступившей в силу с 1 июля 2009 г., «под открытым аукционом в электронной форме на право заключить государственный контракт понимается открытый аукцион, проведение которого обеспечивается оператором электронной площадки на сайте в сети Интернет.20
Под электронной площадкой, согласно ч. 2 ст. 41.1 ФЗ № 94, «понимается сайт в сети Интернет, на котором проводятся открытые аукционы в электронной форме». 21
Оператор электронной площадки – это «юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала или физическое лицо в качестве индивидуального предпринимателя, государственная регистрация которых осуществлена в установленном порядке на территории Российской Федерации, которые владеют электронной площадкой, необходимыми для ее функционирования программно-аппаратными средствами и обеспечивают проведение открытых аукционов в электронной форме в соответствии с законодательством Российской Федерации о размещении заказов».22
Следует отметить, что Распоряжением
Правительства Российской
Итак, перейдем к рассмотрению самой процедуры размещения заказа путем проведения открытого аукциона в электронной форме. Нормами ФЗ № 94 установлено требование о недопустимости взимания оператором электронной площадки платы с заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации за проведение процедуры размещения заказа, а также с участника размещения заказа за аккредитацию на участие в торгах. Плата за участие в открытом аукционе в электронной форме взимается с поставщика, с которым заключается государственный контракт по результатам аукциона. При этом Заказчиком в аукционной документации должно быть установлено требование представления участниками размещения заказа обеспечения заявки в размере не менее 0,5 процента и не более 5 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) либо, в случае размещения заказа у субъектов малого предпринимательства, то не более 2 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) (при проведении открытого аукциона у заказчиков имеется такое право, но оно не является их обязанностью).
При проведении открытого аукциона в электронной форме устанавливаются следующие правила документооборота.
1. «Все документы и сведения, связанные с получением аккредитации на электронной площадке, проведением открытых аукционов в электронной форме направляются и размещаются на официальном сайте или электронной площадке в форме электронных документов».23
2. «Все документы и сведения должны быть подписаны электронной цифровой подписью лица, имеющего право действовать от имени соответственно участника размещения заказа, заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере размещения заказов федерального органа исполнительной власти, лица, уполномоченного действовать от имени оператора электронной площадки (документы электронной площадки могут быть также заверены оператором электронной площадки с помощью программных средств)».24 Необходимо пояснить, что электронная цифровая подпись – это реквизит электронного документа, предназначенный для защиты данного электронного документа от подделки, полученный в результате криптографического преобразования информации с использованием закрытого ключа электронной цифровой подписи и позволяющий идентифицировать владельца сертификата ключа подписи, а также установить отсутствие искажения информации в электронном документе.
Чтобы принимать участие в открытом аукционе в электронной форме, участникам размещения заказа необходимо получить аккредитацию которую осуществляет оператор электронной площадки сроком на три года, в результате чего участнику размещения заказа должен быть открыт доступ к участию в любых открытых аукционах в электронной форме, а также открыт счет для проведения операций по обеспечению участия в открытых аукционах в электронной форме, а также.
Процедура проведения открытого аукциона в электронной форме состоит из следующих этапов.
Опубликование извещения о проведении открытого аукциона в электронной форме, документации об открытом аукционе в электронной форме, в которой должен содержаться исчерпывающий перечень сведений, установленный ФЗ № 94;
Подача заявок на участие в открытом аукционе в электронной форме лицами, желающими участвовать в торгах. Причем заявка должна состоять из двух частей. В первой части заявки поставщиком дается согласие на выполнение обязательств по предмету контракта на поставку товара, выполнение работ, оказание услуг, а также конкретные характеристики предлагаемого к поставке товара, выполняемых работ, оказания услуг, которые должны соответствовать параметрам, установленным заказчиком в документации. Во второй части заявки указываются всевозможные сведения о поставщике, например, наименование поставщика, сведения о его организационно-правовой форме, о месте нахождения, почтовый адрес и так далее.
Аукционной комиссией рассматриваются первые части заявок, по результатам чего составляется протокол о соответствии/несоответствии тех или иных заявок на участие в аукционе, в котором, в случае отказа поставщику в допуске к аукциону, указываются конкретные пункты, которым не соответствует заявка. Если по окончании срока подачи заявок не подано ни одной заявки или только одна заявки или все заявки признаны несоответствующими требованиям, то аукцион объявляется несостоявшимся.
Проводится открытый аукцион в электронной форме, участники размещения заказа подают предложения о цене контракта, предусматривающие снижение текущего минимального предложения о цене контракта на величину в пределах "шага аукциона". Размер шага аукциона при проведении открытого аукциона составляет от 0,5 процента до 5 процентов начальной (максимальной) цены контракта (цены лота). По итогам аукциона составляется протокол проведения открытого аукциона в электронной форме, где указываются все минимальные предложения по цене контракта, поданные участниками размещения заказа.
Аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в аукционе на соответствие/несоответствие заявок, по итогам чего объявляется победитель, предложивший наиболее низкую цену контракта, а также соответствующий требованиям аукционной документации и составляется протокол подведения итогов открытого аукциона в электронной форме.
По итогам открытого аукциона в электронной форме с победителем заключается контракт.
Что касается процедуры проведения закрытого аукциона, то он проводится по согласованию с уполномоченным на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральным органом исполнительной власти.
Основной чертой такого типа аукциона является то, что документы,
сформированные при проведении закрытого
аукциона не публикуются в средствах массовой
информации и не размещаются в информационно-
В соответствии с ч. 3 ст. 39 ФЗ № 94 «заказчик, уполномоченный орган направляют в письменной форме приглашения принять участие в закрытом аукционе лицам, которые удовлетворяют требованиям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, и способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом аукциона, а также имеют доступ к сведениям, составляющим государственную тайну, в случае проведения закрытого аукциона при размещении заказа на поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, сведения о которых составляют государственную тайну».25
Заявки на участие в таком аукционе не должны быть в электронной форме. Протокол рассмотрения заявок на участие в закрытом аукционе составляется в двух экземплярах. Один экземпляр направляется заказчиком в уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральный орган исполнительной власти, копии - участникам размещения заказа, подавшим заявки на участие в аукционе.
А в соответствии с ч. 4.2 ст. 39 ФЗ № 94 «протокол аукциона составляется в трех экземплярах. Заказчик, уполномоченный орган не позднее дня, следующего после дня подписания указанного протокола, направляют в уполномоченный на осуществление контроля в сфере размещения заказов федеральный орган исполнительной власти один экземпляр протокола»26.
Еще одним способом размещения заказа является запрос котировок.
В соответствии с ч. 1 ст. 42 ФЗ № 94 под запросом котировок понимается «способ размещения заказа, при котором информация о потребностях в товарах, работах, услугах для нужд заказчиков сообщается неограниченному кругу лиц путем размещения на официальном сайте извещения о проведении запроса котировок и победителем в проведении запроса котировок признается участник размещения заказа, предложивший наиболее низкую цену контракта».27 При этом, запрос котировок проводится в случае, когда цена контракта не превышает пятьсот тысяч рублей.
Согласно ч. 3 ст. 45 ФЗ № 94 «заказчик, уполномоченный орган одновременно с размещением извещения о проведении запроса котировок вправе направить запрос котировок лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, предусмотренных извещением о проведении запроса котировок».28
Основными этапами проведения процедуры запроса котировок являются:
1. Заказчиком опубликовывается
извещение о проведении
2. Заказчик проводит процедуру
рассмотрения и оценки
3. С победителем запроса
Наконец, рассмотрим основные аспекты такого способа размещения заказа, как размещение заказа у единственного поставщика.
Под размещением заказа у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) понимается способ размещения заказа, при котором заказчик предлагает заключить контракт, а в случае, предусмотренном пунктом 14 части 2 настоящей статьи, контракт либо иной гражданско-правовой договор только одному поставщику (исполнителю, подрядчику).29