Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Февраля 2015 в 09:24, дипломная работа
Целью настоящей работы является изучение и оценка вступающего в скором времени Федерального закона № 44 (ФЗ-44) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", как основы правового регулирования закупок товаров, работ и услуг в Российской Федерации.
Обеспечение исполнения контракта должно быть предоставлено участником размещения заказа путем внесения денежных средств на счет заказчика, либо предоставления банковской гарантии в размере от 5 до 30 процентов от начальной (максимальной) цены контракта, если начальная (максимальная) цена контракта равна или менее 50 млн руб. и от 10 до 30 процентов от начальной (максимальной) цены контракта, если начальная (максимальная) цена контракта превышает указанную выше сумму.
В соответствии с ч. 8 ст. 45 ФЗ № 44 гарантия, предоставляемая участником закупки в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе или закрытом аукционе либо в качестве обеспечения исполнения контракта, должна быть внесена в реестр банковских гарантий.
По мнению автора настоящей работы, реестр банковских гарантий является необходимым введением и несомненным преимуществом введения нового закона. Ведь информация о выданных гарантиях будет вноситься в указанный реестр в течение одного дня с момента выдачи гарантии банком, в связи с чем заказчик без труда сможет поверить ее на подлинность, проверив данный реестр.
Данное нововведение облегчит закупочную деятельность заказчиков, помогая избежать предоставление ложных сведений об обеспечении заявки или контракта поставщиком.
В настоящее время органом, уполномеченным на осуществление контроля в сфере размещения государственного заказа является Федеральная антимонопольная служба и ее территориальные органы, причем вопросы контроля за расходованием бюджетных средств не входят в сферу действия ФЗ № 94.
С принятием Закона о федеральной контрактной системе ФЗ № 44 полномочия по осуществлению контроля будут разделены между:
- федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок, контрольными органами в сфере государственного оборонного заказа, органами исполнительной власти субъекта РФ, органами местного самоуправления муниципального района, органами местного самоуправления городского округа, уполномоченными на осуществление контроля в сфере закупок;
и
- федеральным органом
Таким образом, ФЗ № 44 значительно расширяет сферу контроля государственного заказа, включая, помимо самой процедуры размещения заказа, этапы финансово-хозяйственной деятельности при планировании закупок, а также исполнение контрактов.
Так, в соответствии с ч 5 ст. 99 ФЗ № 44 Казначейство России и иные органы, компетентные в кассовом обслуживании исполнения бюджетов и управляющие государственными внебюджетными фондами должны будут ответственны за проведение проверок на предмет:
- «соответствием информации об
объеме финансового
- «соответствием информации об
идентификационных кодах
Счетная палата России и иные органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля будут проверять:
- соблюдение требований к
- нормирование в сфере закупок при планировании закупок;
- определение и обоснование начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), при формировании планов-графиков;
- применение заказчиком мер ответственности и совершения иных действий в случае нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
- соответствие поставленного
- своевременность, полноты и достоверности отражения в документах учета поставленного товара, выполненной работы (ее результата) или оказанной услуги;
- соответствие использования
Порядок осуществления такого контроля устанавливает Правительство Российской Федерации.
Стоит отметить, что в случае вынесения противоречивых решений разными органами по итогам проверки, действующим признается решение вышестоящего органа.
Итак, можно подвести итоги исследования норм Федерального закона № 44 (ФЗ-44) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Прежде всего, резюмируем нововведения, которые вступят в силу с принятием закона.
Во-первых, это размещение на официальном сайте сети Интернет не только открытой подробной информации о проведении процедур, но и планов закупок, результатов исполнения контракта, то есть повышение уровня транспарентности сферы государственного заказа. Во-вторых, введение новых способов определения поставщика. В-третьих, введение антидемпинговых мер, а именно установление обязанности участника размещения заказа при представлении заявки, содержащей предложение о цене контракта на 25 или более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, представить расчет предлагаемой цены контракта и ее обоснование; введение регулирования процедуры изменения и расторжения контракта, в-четвертых, введение качественной экспертизы результатов и этапов исполнения контрактов, наконец, утверждение организационной структуры управления федеральной контрактной системой.
В статье Марины Соколовской «В общем и целом: новый закон о госзакупках больше похож на декларацию о намерении бороться с коррупцией» от 26.03.2013 отмечается, что пока совершенно не ясно, приведет ли на практике закон к снижению коррупционных рисков и коррупционных случаев. В данной статье отмечается мнение главного редактора журнала «Госзакупки.ру» Ирины Скляровой о том, что всем сторонам, задействованным в сфере государственного заказа, придется нелегко привыкать к новому законодательству, новым процедурам и так далее, теряя наработанную за время действия ФЗ № 94 практику. Так, по ее мнению, с контролем в сфере государственного заказа возникнут проблемы «Конечно, закон вводит новые контрольные процедуры в рамках усиления борьбы с коррупцией. Но их реализация на практике может вызвать паралич в судебных и надзорных инстанциях. Все нынешние многолетние судебные и административные наработки по процедурам контроля будут потеряны. Как и на каких основаниях расторгать контракты, как подавать и рассматривать жалобы по торгам, как привлекать независимых экспертов, как прописывать в контракте гарантии поставщика, как правильно использовать новые формы размещения заказа — на все это ни у судов, ни у контролирующих инстанций в рамках нового закона ответа нет и долго не будет, — подчеркивает Ирина Склярова. — Если сейчас на рассмотрение жалобы поставщика у ФАС России уходит 5 дней, то при новом законе есть вероятность, что судебные тяжбы будут растягиваться на годы. И это не сыграет в пользу экономии бюджетных средств при госзакупках»49.
С данным мнением, действительно, не сложно согласиться, так как сфера государственного заказа необычайно велика, а резкое введение новых законодательных норм может привести к путанице в рядах, как органов государственной власти, заказчиков, так и поставщиков.
Стоит заметить, что, согласно статье Трансперенси Интренешнл Россия «Достоинства и недостатки законопроекта о ФКС» оговаривается такой недостаток нового законодательства, как не взятие в расчет «предложений ФАС России по формированию библиотеки типовых контрактов и стандартных спецификаций, которые полностью соответствуют зарубежной практике»50. В свою очередь, ФАС России выступил с довольно резкой позицией относительно введения нового закона.
Безусловным плюсом нового законодательства является введение реестра банковских гарантий, что позволит заказчикам и поставщикам без труда определять подлинность той или иной банковской гарантии.
Таким образом, принятие ФЗ № 44 переводит действующую систему государственного заказа на новый этап развития. Причем, что станет итогом введения в практику данного закона, пока сказать сложно. Очевидно, что нормы ФЗ № 44 в процессе практики его применения будут впоследствии дополнены многими подзаконными актами.
В качестве неучтенных недостатков положений ФЗ № 94, которые не исправлены с принятием ФЗ № 44 можно выделить следующие.
Во-первых, меры ответственности должностных лиц за нарушение требований законодательства, в том числе неисполнение предписаний органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере размещения государственного (муниципального) заказа не претерпела изменений, а как уже говорилось ранее подобные меры ответственности не самые дисциплинирующие.
В связи с этим, в качестве стимулирования снижения количества нарушений должностными лицами, можно было бы ввести такие меры ответственности, как увеличение суммы штрафов, в том числе за систематические и значительные нарушения, такие как неисполнение предписания контролирующего органа, заключение государственного контракта вопреки предписанию контролирующего органа.
В настоящее время мерой ответственности за неисполнение предписания контролирующего органа, выданного заказчику, уполномоченному органу на основании установленных нарушений является взыскание с должностного лица денежных средств в размере пятидесяти тысяч рублей. По мнению автора настоящей работы, размер штрафов за подобного рода нарушения необходимо увеличить в многократном размере.
Во-вторых, одним из упомянутых недостатков действующей системы государственных и муниципальных закупок является отсутствие регламентации процедуры рассмотрения органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере размещения государственного заказа факта уклонения участников размещения заказа от заключения государственного контракта, точнее отсутствие выделенных случаев, по которым тот или иной участник признается уклонившимся. В этой связи, предлагается введение в законодательство такого дополнения, как «форс-мажор», иными словами, вложить в данный термин понятие непреодолимой силы, вследствие которой заключение контракта участника размещения не заказа с заказчиком, не представлялось возможным, например кража ключей электронной цифровой подписи, внезапное отключение электроэнергии, факты которых подтверждаются представляемыми участником размещения заказа документами. Данная мера могла бы разграничить случаи включения/невключения контролирующим органом участника размещения заказа в реестр недобросовестных поставщиков.
Кроме того, полезным нововведением в сферу государственных закупок могла бы явиться интеграция реестра «круг проверенных поставщиков», в который могли бы включаться сведения о поставщиках, подрядчиках и исполнителях, которые на протяжении определенного периода времени добросовестно исполняли обязательства по заключенным государственным (муниципальным) контрактам с указанием успешно выполненных поставок товаров, оказанных услуг, выполненных работах.
Результатом введения подобного реестра, размещенного в сети Интернет и находящегося в открытом доступе, по мнению автора, могло бы явиться направление предложений об участии в размещении заказа поставщикам, сведения о которых содержатся в данном реестре, что способно привести к повышению качества исполнения государственных контрактов.
Подводя итоги, можно отметить, что в настоящей работе был рассмотрен вступающий в скором времени Федеральный закон № 44 (ФЗ-44) "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", как основа правового регулирования закупок товаров, работ и услуг в Российской Федерации.
Также в данной работе были выполнены следующие пункты, обозначенные в качестве задач на этапе начала работы:
- рассмотрение действующей
- рассмотрение отличий от действующей системы нормативно-правового регулирования государственных закупок, в том числе планирование, обоснование закупок, нормирование; новые способы выбора поставщиков, подрядчиков, исполнителей; исполнение и изменение государственного (муниципального) контракта; способы финансового обеспечения; контроль в сфере размещения государственного (муниципального) заказа.