Специфика государственной собственности на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 13:07, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования предопределила постановку следующих задач:
определение правовой природы института права государственной собственности и его места в системе российского права;
изучение литературных источников, в которых уделялось внимание проблемам института государственной собственности;
анализ законодательства, регулирующего отношения государственной собственности в советский и современный период;
анализ практики применения законодательства, регулирующего отношения государственной собственности;

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Понятие права государственной собственности: правовая природа, нормативное регулирование 6
1.1. Теоретические подходы к выявлению сущности юридической категории формы государственной собственности 6
1.2. Нормативно-правовое регулирование права государственной собственности 10
Глава 2. Специфика государственной собственности на современном этапе 13
2.1. Объекты и субъекты государственной собственности 13
2.2. Дуализм права управления государственной собственностью 17
Заключение 28
Список использованной литературы 31

Файлы: 1 файл

Понятие о государственной собственности.doc

— 435.00 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

 

Введение

 

Социально-экономические преобразования в СССР, а позднее в РФ, результаты которых нашли свое закрепление в основополагающих нормативных правовых актах, столь значительно изменили институт права государственной собственности, что применение к нему теоретических конструкций, выработанных советской наукой гражданского права, представляется затруднительным, а иногда даже неприемлемым.

Так, с закреплением принципа равного  признания и равной защиты всех форм собственности (ст. 8 Конституции РФ), утратил свою актуальность основополагающий тезис теории государственной социалистической собственности о том, что государственная собственность является ведущей формой собственности. Принцип равной защиты и равного признания всех форм собственности означает, что все они обладают одинаковым содержанием, в связи с чем невыясненным остается вопрос о самой необходимости в настоящее время выделения различных форм собственности, то есть о том является ли категория формы собственности исключительно социально-экономической категорией, либо ей присуще также и юридическое содержание.

В то же время, несмотря на утрату государственной  формой собственности качества ведущей  формы собственности, нельзя утверждать, что государственный сектор экономики  должен уйти в небытие, поскольку  выполнение государством всех присущих ему функций возможно в основном за счет имущества, находящегося в его собственности. Из этого следует, что государство, располагая определенным имуществом на праве собственности, должно наиболее эффективно использовать его и предпринимать меры по его сохранению и приумножению. И если решение вопроса об оптимальном удельном весе государственной собственности в экономике и направлениях использования государственного имущества - прерогатива экономической науки, то непосредственной задачей юридической науки является выработка адекватного правового режима функционирования института государственной собственности.

При решении данной задачи основной проблемой является то, что с одной  стороны публично-правовое образование  осуществляет принадлежащее ему  право собственности на равных началах с другими собственниками. С другой стороны, оно обладает исключительной прерогативой установления тех правил, по которым действуют все участники гражданского оборота, в том числе и оно само. В этой связи велика опасность злоупотребления со стороны публично-правового образования своими прерогативами с целью установления для себя наиболее благоприятных правил поведения при осуществлении права собственности.

Объект исследования - это общественные отношения, складывающиеся в процессе правового регулирования государственной собственности Российской Федерации.

Предмет курсовой работы - это гражданско-правовые нормы, регулирующие государственную собственность в Российской Федерации.

Учитывая изложенное, целью  курсовой работы является выявление общих закономерностей правового регулирования общественных отношений государственной собственности и оценка современного состояния их правового регулирования на основе комплексного анализа категории государственной собственности и института права государственной собственности.

Цель исследования предопределила постановку следующих задач:

определение правовой природы института  права государственной собственности  и его места в системе российского  права;

изучение литературных источников, в которых уделялось внимание проблемам института государственной собственности;

анализ законодательства, регулирующего  отношения государственной собственности  в советский и современный  период;

анализ практики применения законодательства, регулирующего отношения государственной собственности;

выработка практических рекомендаций по совершенствованию правового  регулирования указанных отношений  и правоприменительной деятельности.

Общенаучными методами познания, с  помощью которых было проведено  исследование, являются диалектический метод, методы системного и сравнительного анализа. Из частно-научных методов применялись формально-юридический, историко-догматический, сравнительно-правовой, системно-структурный и иные.

Структура курсовой работы. Курсовая работа состоит из введения, основной части, включающей в себя две главы и четыре параграфа, заключения, списка использованной литературы.

 

Глава 1. Понятие права государственной  собственности: правовая природа, нормативное  регулирование

1.1. Теоретические подходы  к выявлению сущности юридической категории формы государственной собственности

Право государственной собственности  целесообразно рассматривать в  объективном и субъективном смыслах. Право собственности в целом  на природные ресурсы в объективном  смысле, то есть как правовой институт, представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих сферу имущественных отношений по использованию природных ресурсов1.

В объективном смысле право государственной  собственности представляет собой  определенную совокупность правовых норм, регулирующих имущественные отношения принадлежности материальных благ государству и обеспечивающих его возможность по своему усмотрению владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом2. Данное определение дополняется авторами учебника «Земельное право» еще и как совокупность норм, «...также регулирующих порядок разграничения, приобретения, использования и отчуждения государственных земель (объектов права государственной собственности)»3.

Право государственной собственности  в объективном смысле как совокупность определенных правовых норм, установленных государством, и право государственной собственности в субъективном смысле как правомочия государства неразрывно связаны между собой. Эта связь прежде всего состоит в том, что государство одновременно и выступает как законодатель, творец объективного права собственности, и осуществляет свои правомочия (субъективное право государственной собственности) распоряжения, владения, управления и пользования имуществом.

При этом такой институт является комплексным, включающим нормы нескольких отраслей права, в том числе гражданского, земельного, трудового, административного и др.

В субъективном смысле под правом государственной собственности  рассматривается право собственности  государства, выступающего в качестве субъекта права4. Под этим понимается обеспеченная законом (т.е. признанная и охраняемая государством) возможность для данного субъекта поступать определенным образом и требовать определенного поведения от другого лица или лиц. Субъективное право собственности является элементом правоотношения собственности.

Профессор О.Л. Дубовик отмечает особое содержание и значение права собственности  на природные ресурсы5. Специфическое содержание конституционного права собственности на землю и иные природные ресурсы, по ее мнению, состоит в:

- определении публично-правового  режима этих объектов, что означает  регулирование вопросов природных  ресурсов, земли, статику и динамику  их правового режима в рамках  и на основе Конституции РФ;

- установлении принадлежности  земли и природных ресурсов, что осуществляется в первую очередь путем разграничения компетенции, т.е. ведения РФ (ст. 71 Конституции РФ), совместного ведения (ст. 72), ведения субъектов РФ (ст. 73);

- установлении обязанностей и  правомочий государства в отношении  земли и природных ресурсов, т.е. определении конституционного содержания права собственности и его публично-правового выражения.

Важнейшим ограничением права собственности  на землю и другие природные ресурсы, по мнению О.Л. Дубовик, следует считать  экологическую связанность этого права как установление экологически обоснованной с учетом состояния науки и техники, юридически оформленной в законодательных и иных нормативно-правовых актах системы условий и процедур реализации права собственности на природные ресурсы, которые обеспечивают предупреждение экологических рисков, запреты заведомо негативного воздействия на окружающую среду. Другое ограничение - социальное. Осуществление права собственности на землю и иные природные ресурсы не может препятствовать праву граждан на благоприятную окружающую среду и иным правам, предусмотренным как в ст. 42 Конституции РФ, так и в рамках других законов6.

С понятием «форма собственности» были связаны особый правовой статус субъекта права собственности, объекта этого права и особое содержание самого права собственности. Например, Е.Ю. Полотовская утверждает: «Неравенство «форм» собственности считалось настолько значительным, что постепенно сформировалась и утвердилась адекватная система понятий, отражавших это неравенство. Поскольку не существовало единого для всех права собственности, то различия в правовом статусе имущества, связанные с субъектами права собственности, были перенесены на понятие права собственности, как бы включены в это понятие. Таким образом, вместо понятий... «право собственности гражданина», «право собственности государства» и т.д. появились другие - «право государственной собственности», «право кооперативной (колхозной) собственности», «право личной собственности»7.

Действующее законодательство сохраняет  название «форма собственности». Статья 212 ГК РФ, закрепляя признание в Российской Федерации предусмотренных Конституцией форм собственности, четко связывает понятие «форма собственности» с субъектом права собственности.

Провозглашенный современным законодательством лозунг равенства форм собственности, по мнению Е.А. Суханова8, в действительности заслонил собой то ставшее теперь очевидным положение, что право собственности должно предоставлять одинаковые возможности всем своим субъектам. «Как содержание, так и осуществление правомочий собственника в гражданском праве в принципе не имеет различий в зависимости от субъектной принадлежности права собственности, то есть от того, идет ли речь о частном или публичном собственнике»9.

Такая позиция поддерживается и  В.А. Дозорцевым: «Основная задача гражданско-правовой регламентации права собственности заключается в том, чтобы поставить участников рыночных отношений в одинаковое, равное положение. Для этого важно создание единого института прав собственности, отказ от деления права собственности на виды или формы, каждый из которых имеет разное содержание»10.

Право государственной собственности  в объективном смысле как совокупность определенных правовых норм, установленных  государством, и право государственной  собственности в субъективном смысле как правомочия государства неразрывно связаны между собой. Эта связь прежде всего состоит в том, что государство одновременно и выступает как законодатель, творец объективного права собственности, и осуществляет свои правомочия (субъективное право государственной собственности) распоряжения, владения, управления и пользования имуществом. Право собственности в объективном смысле как совокупность норм предопределяет содержание субъективного права, но не раскрывает его. А субъективное право как право конкретного собственника раскрывает содержание норм права, но взятое в отрыве от объективного права теряет свою основу - законодательство, которым оно было порождено; ведь собственнику принадлежит вещь на основании действующих законов11.

Право государственной собственности в объективном смысле, закрепляя за государством его природные богатства, определяет содержание правомочий (субъективное право) и порядок их осуществления со стороны государства как собственника, устанавливает способы и методы охраны имущества, принадлежащего государству как собственнику.

1.2. Нормативно-правовое регулирование права государственной собственности

Давая общую характеристику развитию законодательства о праве государственной  собственности, необходимо определить временные рамки рассматриваемого вопроса. Для этого целесообразно выделить несколько периодов развития законодательства о праве государственной собственности:

- дореволюционный (до октября  1917 г.), характеризующийся многообразием  субъектов права собственности;

- с октября 1917 г. до декабря  1935 г.

- период ликвидации права собственности  различных субъектов и становления  единой монопольной государственной  собственности в лице Союза  Советских Социалистических Республик,  период формирования единого  объекта права государства на землю и иные природные объекты;

- с декабря 1935 г. по февраль  1990 г.

- период развития права государственной  собственности как права на  всенародное достояние;

- с февраля 1990 г. по январь 1995 г.

- период законодательства, характеризующийся разрушением монополии государства, законодательным закреплением многообразия форм собственности и их равенства, первыми попытками разграничения государственной собственности на недвижимое имущество;

- с января 1995 г. по октябрь  2001 г.

- период развития права государственной собственности на основе разграничения компетенции между Российской Федерацией и субъектами РФ, утверждения необходимости разграничения права государственной собственности12. В этот период был принят важный для своего времени и действовавший в течение пяти лет Федеральный закон от 17 июля 2001 г. № 101-ФЗ «О разграничении государственной собственности на землю» (утратил силу с 1 июля 2006 г. в связи с принятием Федерального закона от 17 апреля 2006 г. № 53-ФЗ);

- с октября 2001 г. по настоящее время - период развития законодательства, основанный на разграничении государственной собственности на собственность РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления (Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества»), определения и закрепления прав публичных собственников на имущество как основы для самостоятельного управления и распоряжения им.

В основе указанной периодизации лежат  развитие социально-экономического уклада общества и государственное развитие, оказавшие основополагающее влияние на развитие института государственной собственности.

Информация о работе Специфика государственной собственности на современном этапе