Специфика государственной собственности на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 13:07, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования предопределила постановку следующих задач:
определение правовой природы института права государственной собственности и его места в системе российского права;
изучение литературных источников, в которых уделялось внимание проблемам института государственной собственности;
анализ законодательства, регулирующего отношения государственной собственности в советский и современный период;
анализ практики применения законодательства, регулирующего отношения государственной собственности;

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Понятие права государственной собственности: правовая природа, нормативное регулирование 6
1.1. Теоретические подходы к выявлению сущности юридической категории формы государственной собственности 6
1.2. Нормативно-правовое регулирование права государственной собственности 10
Глава 2. Специфика государственной собственности на современном этапе 13
2.1. Объекты и субъекты государственной собственности 13
2.2. Дуализм права управления государственной собственностью 17
Заключение 28
Список использованной литературы 31

Файлы: 1 файл

Понятие о государственной собственности.doc

— 435.00 Кб (Скачать файл)

 

Приложения Д

 

 

Таблица 2 - Новые акценты в государственной политике по управлению государственной собственностью и приватизации

 

Направление

Существующий  подход

Предлагаемый  подход

Определение состава  объектов государственной собственности для приватизации

Формирование  приватизационных планов по предложениям ФОИВ. Внесение предложений гражданами допускается законом, однако не востребовано на практике.

«Заявительный принцип» – приоритетное формирование приватизационных планов по предложениям бизнеса (бизнес-ассоцаций), потенциальных инвесторов в сочетании с принципом «приватизируй или публично объясняй» для ФОИВ, имеющих в ведомственном подчинении предприятия

Ограничения на приватизацию

Система нормативных  ограничений

Пересмотр ограничений в сторону снижения.

Замещение части  ограничений на законодательно установленные обременения для собственников

Определение конкретных социально-экономических целей для «стратегического ядра» госсобственности

Общая констатация «органичности» госсектора в российской экономике

Строго по-субъектный подход к активам, сохраняющимся  в собственности государства: обоснование необходимости сохранения актива в собственности государства, решаемые с его помощью общенациональные задачи, вменяемые цели и функции, разработка и публикация долгосрочной стратегии развития

Приватизация унитарных  предприятий

Две отдельных процедуры: акционирование, продажа акций

Возможность единой процедуры (акционирование с последующей приватизацией  части акций).

Активизация множественной

трансформации   унитарных предприятий в иные ОПФ.

Привлечение инвестиций в компании в ходе приватизации

Для сверхкрупных компаний, приватизируемых по индивидуальным схемам

Определение «инвестиционных  механизмов» в рамках закона о  приватизации для всех крупных предприятий (например, с чистыми активами более 3 млн. МРОТ)

Приватизация  с условиями (в рамках закона о приватизации)

Инвестиционный конкурс;

продажа по результатам доверительного управления

Комбинация  инвестиционного конкурса с доверительным управлением

Приватизация  низколиквидных активов

Невозможность продажи за «1 рубль» в силу рисков ответственности

санкционирующих такое решение ФОИВ

Разработка прозрачных критериев и регламента допустимости таких продаж

Определение комплекса  механизмов ускоренной реализации «неликвидов» государственной собственности (миноритарных пакетов, мелких долей, единичных акций)


 

 

Окончание Приложения Г

Окончание табл. 1

Интересы  в развитии компаний с государственным участием

Модель максимизации государственного интереса (как краткосрочного, так и долгосрочного), издержки мажоритарной модели корпоративного управления

Переход к модели «позитивного конфликта» (долгосрочные

стратегические  интересы государства – краткосрочные  коммерческие интересы миноритариев)    с наделением

председателя  и членов совета директоров фактическими правами в системе координат «влияние – независимость – информированность»

Эффективное обеспечение  долгосрочных стратегических интересов государства после отказа

Практически отсутствует

Разработка и законодательное закрепление допустимых способов   контроля: право вето правительства, индивидуальные ФЗ,

от прямого участия

 

предприватизационные  долгосрочные частно-государственные  соглашения, новые виды акций (условий голосования)

Механизм представления интересов государства

Институт директив

Сохранение  института директив для 50-60 крупнейших компаний и банков как переходная мера. Для прочих (до приватизации) - институт рекомендаций в сочетании с повышением ответственности членов советов директоров и расширением прав независимых директоров

Механизм обязательной публичной оценки эффективности деятельности совета директоров

Отсутствует

Введение обязательного  порядка оценки эффективности деятельности совета директоров независимыми экспертами (не реже 1 раза в 3 года)

Институт  независимых директоров

Не являются представителями ФОИВ

Ограничение «перекрестного

представительства»  между компаниями с государственным участием

Масштабы  применения института независимых директоров

Требование о наличии независимых директоров во всех АО с участием государства   без исключения

Разумный круг компаний, где наличие независимых директоров является обязательным. Разработка критериев обязательного использования института независимых директоров.

Назначение  топ-менеджеров в компании с государственным участием

Политические решения, непрозрачный отбор, ограниченная роль советов директоров

Открытый конкурс, публичные рекомендации советов директоров общим собраниям акционеров

Прозрачность компаний с госучастием

Отсутствие единых требований к публичной отчетности и массивам размещаемой публично информации

Формальные (псевдо) конкурсы позволяют в течение  многих лет привлекать одного аудитора

Унификация требований (исправление диспропорций) в размещении публичной информации компаний с государственным участием

Введение  принципа обязательной ротации аудиторских  компаний   (не более 3 лет подряд для одной аудиторской компании, ее дочерних, зависимых и/или головных структур, иных аффилированных структур)

Оценка параметров госсектора и приватизации

Управленческий подход – оценка численности субъектов  государственной собственности, приватизируемых  субъектов (по организационно-правовым формам, по доле государственного участия, по отраслям)

Экономический подход –  оценка социально-экономической роли госсектора и влияния приватизации на развитие (вклад в ВВП, ВРП, экспорт, концентрация на рынках, привлечение инвестиций и т.п.)


 

1 Земельное право: учебник / под ред. Г.Е. Быстрова, Р.К. Гусева, А.В. Бабанова. М., 2012. С. 91.

2 Гражданское право: учебник / под ред. А.Г. Калпина, А.И. Масляева. М., 2011. С. 263.

3 Земельное право: учебник / под ред. Г.Е. Быстрова, Р.К. Гусева, А.В. Бабанова. М., 2012. С. 91.

4 Суханов Е.А. Проблемы правового регулирования отношений публичной собственности и новый Гражданский кодекс // Гражданский кодекс России: проблемы, теория, практика. М., 2010. С. 207

5 Дубовик О.Л. Экологическое право: учебник. М., 2012. С. 183

6 Дубовик О.Л. Экологическое право: учебник. М., 2012. С. 187.

7 Полотовская Е.Ю. Имущество государственных (муниципальных) учреждений: право оперативного управления или право собственности? // Административное и муниципальное право. 2011. № 5. С. 9.

8 Суханов Е.А. Проблемы правового регулирования отношений публичной собственности и новый Гражданский кодекс // Гражданский кодекс России: проблемы, теория, практика. М., 2010. С. 206.

9 Дубовик О.Л. Экологическое право: учебник. М., 2012. С. 184.

10 Дозорцев В.А. О мерах по развитию рынка интеллектуальных продуктов // Интеллектуальные права: Понятие. Система. Задачи кодификации. М., 2010. С.103.

11 Солгалова Г.С. Правовое регулирование государственной собственности // Административное и муниципальное право. 2011. № 3. С. 81 – 84.

12 Солгалова Г.С. Правовое регулирование государственной собственности // Административное и муниципальное право. 2011. № 3. С. 81 – 84.

13 Морозова А.С. Конституционные принципы права государственной собственности на недра // Конституционное и муниципальное право. 2012. № 2. С. 49 - 52.

14 Соловьев В.Н. Правовое регулирование использования государственной собственности в целях обеспечения социальных прав отдельных категорий граждан и роль судебной практики в его механизме // Гражданское право. 2011. № 2. С. 26 – 28.

15 Полотовская Е.Ю. Имущество государственных (муниципальных) учреждений: право оперативного управления или право собственности? // Административное и муниципальное право. 2011. № 5. С. 9 – 11.

16 Короткова О.И. Проблемы управления и распоряжения государственной собственностью // Современное право. 2011. № 3. С. 66 – 70.

17 Городецкая Е.А. К вопросу о дуализме права управления государственной собственностью // Государственная власть и местное самоуправление. 2011. № 4. С. 19 - 23.

18 Дойников П.И. Управление казенной промышленностью в России в XVIII - начале XIX века // Предпринимательское право. 2010. № 4. С. 23 – 27.

19 Свод законов Российской империи / Под ред. и с замеч. И.Д. Мордухай-Болтовского. // Классика российского права. М., 2010. С. 1200.

20 Суханов Е.А. Проблемы правового регулирования отношений публичной собственности и новый Гражданский кодекс // Гражданский кодекс России: проблемы, теория, практика. М., 2010. С. 212.

21 О проекте Концепции развития законодательства о вещном праве // Бюллетень нотариальной практики. 2009. № 3. С. 33 - 40.

22 Венедиктов А.В. Государственная социалистическая собственность. М.; Л., 1948. С. 156.

23 Шевченко Л.И. Регулирование отношений поставки: теория и практика. СПб., 2012. С. 123.

24 Дрыга М.А. Административная правосубъектность государственных унитарных предприятий: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2005. С. 133.

25 Ершова И.В. Правовой режим государственного имущества в хозяйственном обороте: теоретические основы и пути совершенствования. М., 2011. С. 156.

26 О проекте Концепции развития законодательства о вещном праве // Бюллетень нотариальной практики. 2009. № 3. С. 33 - 40.

27 О проекте Концепции развития законодательства о вещном праве // Бюллетень нотариальной практики. 2009. № 3. С. 33 - 40.

28 Городецкая Е.А. К вопросу о дуализме права управления государственной собственностью // Государственная власть и местное самоуправление. 2011. № 4. С. 19 - 23.


Информация о работе Специфика государственной собственности на современном этапе