Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 13:07, курсовая работа
Цель исследования предопределила постановку следующих задач:
определение правовой природы института права государственной собственности и его места в системе российского права;
изучение литературных источников, в которых уделялось внимание проблемам института государственной собственности;
анализ законодательства, регулирующего отношения государственной собственности в советский и современный период;
анализ практики применения законодательства, регулирующего отношения государственной собственности;
Введение 3
Глава 1. Понятие права государственной собственности: правовая природа, нормативное регулирование 6
1.1. Теоретические подходы к выявлению сущности юридической категории формы государственной собственности 6
1.2. Нормативно-правовое регулирование права государственной собственности 10
Глава 2. Специфика государственной собственности на современном этапе 13
2.1. Объекты и субъекты государственной собственности 13
2.2. Дуализм права управления государственной собственностью 17
Заключение 28
Список использованной литературы 31
Приложения Д
Таблица 2 - Новые акценты в государственной политике по управлению государственной собственностью и приватизации
Направление |
Существующий подход |
Предлагаемый подход |
Определение состава объектов государственной собственности для приватизации |
Формирование приватизационных планов по предложениям ФОИВ. Внесение предложений гражданами допускается законом, однако не востребовано на практике. |
«Заявительный принцип» – приоритетное формирование приватизационных планов по предложениям бизнеса (бизнес-ассоцаций), потенциальных инвесторов в сочетании с принципом «приватизируй или публично объясняй» для ФОИВ, имеющих в ведомственном подчинении предприятия |
Ограничения на приватизацию |
Система нормативных ограничений |
Пересмотр ограничений в сторону снижения. Замещение части ограничений на законодательно установленные обременения для собственников |
Определение конкретных социально-экономических целей для «стратегического ядра» госсобственности |
Общая констатация «органичности» госсектора в российской экономике |
Строго по-субъектный подход к активам, сохраняющимся в собственности государства: обоснование необходимости сохранения актива в собственности государства, решаемые с его помощью общенациональные задачи, вменяемые цели и функции, разработка и публикация долгосрочной стратегии развития |
Приватизация унитарных предприятий |
Две отдельных процедуры: акционирование, продажа акций |
Возможность единой процедуры (акционирование с последующей приватизацией части акций). Активизация множественной трансформации унитарных предприятий в иные ОПФ. |
Привлечение инвестиций в компании в ходе приватизации |
Для сверхкрупных компаний, приватизируемых по индивидуальным схемам |
Определение «инвестиционных механизмов» в рамках закона о приватизации для всех крупных предприятий (например, с чистыми активами более 3 млн. МРОТ) |
Приватизация с условиями (в рамках закона о приватизации) |
Инвестиционный конкурс; продажа по результатам доверительного управления |
Комбинация инвестиционного конкурса с доверительным управлением |
Приватизация низколиквидных активов |
Невозможность продажи за «1 рубль» в силу рисков ответственности санкционирующих такое решение ФОИВ |
Разработка прозрачных критериев и регламента допустимости таких продаж Определение комплекса механизмов ускоренной реализации «неликвидов» государственной собственности (миноритарных пакетов, мелких долей, единичных акций) |
Окончание Приложения Г
Окончание табл. 1
Интересы в развитии компаний с государственным участием |
Модель максимизации государственного интереса (как краткосрочного, так и долгосрочного), издержки мажоритарной модели корпоративного управления |
Переход к модели «позитивного конфликта» (долгосрочные стратегические интересы государства – краткосрочные коммерческие интересы миноритариев) с наделением председателя и членов совета директоров фактическими правами в системе координат «влияние – независимость – информированность» |
Эффективное обеспечение долгосрочных стратегических интересов государства после отказа |
Практически отсутствует |
Разработка и законодательное закрепление допустимых способов контроля: право вето правительства, индивидуальные ФЗ, |
от прямого участия |
предприватизационные долгосрочные частно-государственные соглашения, новые виды акций (условий голосования) | |
Механизм представления интересов государства |
Институт директив |
Сохранение института директив для 50-60 крупнейших компаний и банков как переходная мера. Для прочих (до приватизации) - институт рекомендаций в сочетании с повышением ответственности членов советов директоров и расширением прав независимых директоров |
Механизм обязательной публичной оценки эффективности деятельности совета директоров |
Отсутствует |
Введение обязательного порядка оценки эффективности деятельности совета директоров независимыми экспертами (не реже 1 раза в 3 года) |
Институт независимых директоров |
Не являются представителями ФОИВ |
Ограничение «перекрестного представительства» между компаниями с государственным участием |
Масштабы применения института независимых директоров |
Требование о наличии независим |
Разумный круг компаний,
где наличие независимых |
Назначение топ-менеджеров в компании с государственным участием |
Политические решения, непрозрачный отбор, ограниченная роль советов директоров |
Открытый конкурс, публичные рекомендации советов директоров общим собраниям акционеров |
Прозрачность компаний с госучастием |
Отсутствие единых требований к публичной отчетности и массивам размещаемой публично информации Формальные (псевдо) конкурсы позволяют в течение многих лет привлекать одного аудитора |
Унификация требований (исправление диспропорций) в размещении публичной информации компаний с государственным участием Введение принципа обязательной ротации аудиторских компаний (не более 3 лет подряд для одной аудиторской компании, ее дочерних, зависимых и/или головных структур, иных аффилированных структур) |
Оценка параметров госсектора и приватизации |
Управленческий подход – оценка численности субъектов государственной собственности, приватизируемых субъектов (по организационно-правовым формам, по доле государственного участия, по отраслям) |
Экономический подход – оценка социально-экономической роли госсектора и влияния приватизации на развитие (вклад в ВВП, ВРП, экспорт, концентрация на рынках, привлечение инвестиций и т.п.) |
1 Земельное право: учебник / под ред. Г.Е. Быстрова, Р.К. Гусева, А.В. Бабанова. М., 2012. С. 91.
2 Гражданское право: учебник / под ред. А.Г. Калпина, А.И. Масляева. М., 2011. С. 263.
3 Земельное право: учебник / под ред. Г.Е. Быстрова, Р.К. Гусева, А.В. Бабанова. М., 2012. С. 91.
4 Суханов Е.А. Проблемы правового регулирования отношений публичной собственности и новый Гражданский кодекс // Гражданский кодекс России: проблемы, теория, практика. М., 2010. С. 207
5 Дубовик О.Л. Экологическое право: учебник. М., 2012. С. 183
6 Дубовик О.Л. Экологическое право: учебник. М., 2012. С. 187.
7 Полотовская Е.Ю. Имущество государственных (муниципальных) учреждений: право оперативного управления или право собственности? // Административное и муниципальное право. 2011. № 5. С. 9.
8 Суханов Е.А. Проблемы правового регулирования отношений публичной собственности и новый Гражданский кодекс // Гражданский кодекс России: проблемы, теория, практика. М., 2010. С. 206.
9 Дубовик О.Л. Экологическое право: учебник. М., 2012. С. 184.
10 Дозорцев В.А. О мерах по развитию рынка интеллектуальных продуктов // Интеллектуальные права: Понятие. Система. Задачи кодификации. М., 2010. С.103.
11 Солгалова Г.С. Правовое регулирование государственной собственности // Административное и муниципальное право. 2011. № 3. С. 81 – 84.
12 Солгалова Г.С. Правовое регулирование государственной собственности // Административное и муниципальное право. 2011. № 3. С. 81 – 84.
13 Морозова А.С. Конституционные принципы права государственной собственности на недра // Конституционное и муниципальное право. 2012. № 2. С. 49 - 52.
14 Соловьев В.Н. Правовое регулирование использования государственной собственности в целях обеспечения социальных прав отдельных категорий граждан и роль судебной практики в его механизме // Гражданское право. 2011. № 2. С. 26 – 28.
15 Полотовская Е.Ю. Имущество государственных (муниципальных) учреждений: право оперативного управления или право собственности? // Административное и муниципальное право. 2011. № 5. С. 9 – 11.
16 Короткова О.И. Проблемы управления и распоряжения государственной собственностью // Современное право. 2011. № 3. С. 66 – 70.
17 Городецкая Е.А. К вопросу о дуализме права управления государственной собственностью // Государственная власть и местное самоуправление. 2011. № 4. С. 19 - 23.
18 Дойников П.И. Управление казенной промышленностью в России в XVIII - начале XIX века // Предпринимательское право. 2010. № 4. С. 23 – 27.
19 Свод законов Российской империи / Под ред. и с замеч. И.Д. Мордухай-Болтовского. // Классика российского права. М., 2010. С. 1200.
20 Суханов Е.А. Проблемы правового регулирования отношений публичной собственности и новый Гражданский кодекс // Гражданский кодекс России: проблемы, теория, практика. М., 2010. С. 212.
21 О проекте Концепции развития законодательства о вещном праве // Бюллетень нотариальной практики. 2009. № 3. С. 33 - 40.
22 Венедиктов А.В. Государственная социалистическая собственность. М.; Л., 1948. С. 156.
23 Шевченко Л.И. Регулирование отношений поставки: теория и практика. СПб., 2012. С. 123.
24 Дрыга М.А. Административная правосубъектность государственных унитарных предприятий: Дис. ... канд. юрид. наук. М., 2005. С. 133.
25 Ершова И.В. Правовой режим государственного имущества в хозяйственном обороте: теоретические основы и пути совершенствования. М., 2011. С. 156.
26 О проекте Концепции развития законодательства о вещном праве // Бюллетень нотариальной практики. 2009. № 3. С. 33 - 40.
27 О проекте Концепции развития законодательства о вещном праве // Бюллетень нотариальной практики. 2009. № 3. С. 33 - 40.
28 Городецкая Е.А. К вопросу о дуализме права управления государственной собственностью // Государственная власть и местное самоуправление. 2011. № 4. С. 19 - 23.
Информация о работе Специфика государственной собственности на современном этапе