Специфика государственной собственности на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 13:07, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования предопределила постановку следующих задач:
определение правовой природы института права государственной собственности и его места в системе российского права;
изучение литературных источников, в которых уделялось внимание проблемам института государственной собственности;
анализ законодательства, регулирующего отношения государственной собственности в советский и современный период;
анализ практики применения законодательства, регулирующего отношения государственной собственности;

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Понятие права государственной собственности: правовая природа, нормативное регулирование 6
1.1. Теоретические подходы к выявлению сущности юридической категории формы государственной собственности 6
1.2. Нормативно-правовое регулирование права государственной собственности 10
Глава 2. Специфика государственной собственности на современном этапе 13
2.1. Объекты и субъекты государственной собственности 13
2.2. Дуализм права управления государственной собственностью 17
Заключение 28
Список использованной литературы 31

Файлы: 1 файл

Понятие о государственной собственности.doc

— 435.00 Кб (Скачать файл)

Ряд действующих федеральных законов  объявили федеральной собственностью конкретные земли и земельные  участки. Эти федеральные законы были направлены на обеспечение конкретных государственных нужд. В частности, это п. 4 ст. 87 Земельного кодекса РФ, ст. ст. 35, 36 Водного кодекса РФ, п. 10 ст. 1 Федерального закона от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ «Об обороне», п. 2 ст. 6 Федерального закона от 14 июля 1992 г. № 3297-1 «О закрытом административно-территориальном образовании», п. 3 ст. 4 Федерального закона от 29.12.1994 № 79-ФЗ «О государственном материальном резерве», п. 2 ст. 29 Федерального закона от 27 мая 1996 г. № 57-ФЗ «О государственной охране», ст. 5 Федерального закона от 6 февраля 1997 г. № 27-ФЗ «О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации», п. 6 ст. 2 Федерального закона от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ «Об особо охраняемых природных территориях», п. 1 ст. 13 Федерального закона от 19 июля 1998 г. № 113-ФЗ «О гидрометеорологической службе», ст. 7.1 Федерального закона от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ «О Федеральной службе безопасности», п. 3 ст. 4 Федерального закона от 27 февраля 2003 г. № 29-ФЗ «Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта».

Таким образом, государственная собственность  обладает рядом отличительных черт от частной собственности:

- во-первых, государственная собственность  может иметь объектом любое  имущество; 

- во-вторых, государственное имущество может приобретаться способами, характерными только государству (конфискация, денационализация, реквизиция);

— в-третьих, государство непосредственно  устанавливает объем полномочий в отношении своей собственности.

 

Глава 2. Специфика государственной собственности на современном этапе

2.1. Объекты и субъекты государственной собственности

Государственный сектор экономики  в той или иной степени присутствует в каждой стране мира. Это соответствует  модели смешанной экономики, различные  варианты которой (англо-американская, японская, шведская и др.) являются признанными во всем мире. В экономической науке выделяются следующие компоненты смешанной экономики: многообразие форм собственности, в которой системообразующие функции выполняют государственная собственность и ее субъект — государство; смешанный экономический механизм, в котором органически сочетаются рыночный механизм самоорганизации и государственное регулирование экономики; многообразие форм распределения предметов потребления и доходов; многообразие форм предпринимательской деятельности, в системе которых органически сочетается частное и государственное предпринимательство.

С принятием ГК РФ Россия пережила процесс перемещения категории  «государственная собственность» в  цивилистическую среду. А это означает, что по содержанию право государственной собственности не отличается от содержания права собственности вообще, а конструкция права частной собственности и права государственной собственности создаются законодателем по единой модели.

Применительно к праву государственной  собственности ст.214 ГК РФ развивает  правила, установленные ранее действовавшим  Законом о собственности. Прежде всего, сохраняется правило о  множественности субъектов государственной  собственности, в роли которых выступают Российская Федерация в целом (в отношении имущества, составляющего федеральную собственность) и ее субъекты республики, края, области и т. д. (в отношении имущества, составляющего собственность субъекта Российской Федерации). В соответствии с п.5 ст.214 ГК РФ закон должен определить порядок отнесения государственного имущества к собственности Федерации и ее субъектов.

Преобразование и совершенствование  отношений собственности предполагает в качестве необходимого условия  упорядочение ее структуры. Это относится ко всем формам собственности и прежде всего к государственной в силу ее многомерности и масштабности13.

При трансформации современных  экономических отношений государство  концентрирует в своей собственности  многообразные объекты, составляющие в целом единую структуру. Однако, оптимизация этой структуры государственной собственности затруднена из-за неоднозначной трактовки самого понятия государственной собственности. В ряде нормативных документов учитывается только малая часть видов государственной собственности.

Классификация государственной собственности  строится по основному признаку: принадлежности собственности к конкретной ее форме  и, соответственно, определенному собственнику. Право собственности на конкретный объект закрепляются в ее наименовании или формулируется при характеристике ее функционирования в конкретной области применения, использования или расходования.

Субъектами права государственной  собственности являются: Российская Федерация, субъекты РФ. В этой связи  можно выделить:

федеральную собственность (собственник  — РФ); республиканскую государственную  собственность (собственники — республики, входящие в состав РФ);

государственную собственность краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, иными словами административно-территориальных образований (собственники — края, области, города Москва и Санкт-Петербург);

государственную собственность автономной области, автономных округов или  национально-территориальных образований (собственники — автономная область  и автономные округа)14.

Поэтому в настоящее время можно  вести речь о многоуровневом характере  государственной собственности.

Причиной выделения государственной  формы собственности, как и в  советский период, является то, что  субъект права государственной  собственности, в отличие от субъектов права частной собственности, вынужден действовать в публичных (общественных) интересах.

В этой связи общественные отношения  государственной собственности, в  отличие от общественных отношений  частной собственности, включают в  себя также и те отношения, где общество ставит государство перед необходимостью удовлетворения общественных интересов при осуществлении права государственной собственности.

Усложненность социального содержания правоотношений государственной собственности  обусловливает необходимость регулирования отношений государственной собственности нормами как частного, так и публичного права. Сочетание этих двух методов при правовом регулировании отношений государственной собственности предопределяет межотраслевой характер института государственной собственности, что следует считать правовым последствием выделения государственной формы собственности в настоящее время.

В государственной собственности  может находиться любое имущество, с учетом, безусловно, вида субъекта. К объектам, относимым исключительно к федеральной собственности, причислены:

1) объекты, составляющие основу  национального богатства страны (ресурсы континентального шельфа, территориальных вод и морской  экономической зоны РФ, сохраняемые  или особым образом используемые природные объекты, объекты историко-культурного и природного наследия и художественные ценности);

2) объекты, необходимые для обеспечения  функционирования федеральных органов  власти и управления и решения  общероссийских задач; 

3) объекты оборонного производства;

4) объекты отраслей, обеспечивающие  жизнедеятельность народного хозяйства  в целом и развитие его отраслей15.

В Конституции Российской Федерации  не раскрывается экономическое содержание государственной собственности, а  предусматривается лишь норма ведения и управления ею в связи с разграничением функций Российской Федерации и ее субъектов.

Государственная собственность характеризуется  разнородностью способов экономической  реализации ее функции, хотя в целом  она реализует государственный  интерес. Собственность федеральная и государственная собственность субъектов Федерации в то же время качественно отличаются по источникам образования и воспроизводства, методам управления, экономическому содержанию, формам и конечным целям использования.

Способы экономического функционирования объектов государственной собственности в хозяйственном обороте различны, отличаются разнообразием назначений, организацией исполнения, качеством и результатами.

Можно выделить в виде основных объекты  собственности, которые играют определяющую роль в формировании институциональных основ государственной собственности. Они представляют собой также часть национального богатства, на которую в целом или ее часть право собственности закреплено за государством.

Объекты государственной собственности можно классифицировать в виде их следующих институциональных наименований: земля; природные ресурсы; имущество; имущественные и неимущественные права по отношению к объектам собственности; денежные средства, образуемые в установленном порядке; имущественный бюджет; информационные ресурсы; другие объекты и ресурсы собственности на территории Российской Федерации.

2.2. Дуализм права управления государственной собственностью

Государственная собственность, обеспечивая  ощущение стабильности и безопасности, является одной из базовых ценностей, формирующих отношение граждан к государству.

Научные труды в данной сфере  и практика свидетельствуют, что  благосостояние народа любой страны зависит от системного подхода к  управлению и распоряжению государственной собственностью, связанного с этим системного эффекта и от повышения эффективности управления.

Организация управления государственной  собственностью представляет собой  совокупность действий государства, а  именно: определение государственной  политики в области государственной собственности; образование институциональной основы управления (учреждение органов исполнительной власти и наделение их определенной компетенцией); учреждение субъектов, осуществляющих непосредственное владение государственной собственностью; учет объектов государственной собственности (инвентаризация, классификация объектов, учет в реестрах объектов и сделок с ними); распределение объектов государственной собственности между субъектами; непосредственное управление в различных формах (приватизация, разграничение государственной собственности, национализация, гражданско-правовые сделки, управление пакетами акций, банкротство и пр.)16.

В настоящее время и в РФ, и  в ПМР управление государственной  собственностью осуществляется на основе двух видов ограниченных вещных прав: права хозяйственного ведения и права оперативного управления. Право хозяйственного ведения принадлежит государственным и муниципальным унитарным предприятиям, за исключением казенных предприятий. Право оперативного управления принадлежит государственным, муниципальным и частным учреждениям, а также казенным предприятиям. Какова же цена вопроса, о каком количестве субъектов такого права идет речь? По состоянию на 1 мая 2009 г. в Российской Федерации зарегистрировано 14 с половиной тысяч унитарных предприятий. Общее количество учреждений по состоянию на 1 января 2009 г. составило 327 947 (без закрытых учреждений). В ПМР в настоящее время насчитывается 298 унитарных предприятий и 642 учреждения17.

В настоящее время одним из полей для острых дискуссий является проблема правовой обоснованности и целесообразности существования таких двух самостоятельных видов прав на чужие вещи, как право хозяйственного ведения и право оперативного управления, - искусственно созданных и не известных ни иным правопорядком, ни типичным цивилистическим воззрениям правовых конструкций.

Обращаясь к истории, отметим, что  правовые конструкции, предусматривающие  разделение между несколькими субъектами правомочий собственника, встречались  еще в Древнем Риме, в котором существовала верховная и подчиненная собственность. В Средневековье, когда сюзерен, наделяя вассала поместьем, не утрачивал при этом права собственности на это имущество, сформировалась концепция разделенной собственности, которая стала исчезать из национальных законодательств с развитием буржуазных отношений и утверждением концепции равноправного собственника. Дальнейшее развитие гражданского оборота, по словам Д.В. Петрова, принесло замену верховной собственности на институты публичного права.

В России в Своде законов Российской империи был определен статус неполных прав собственности, а в  Уставе о промышленности была осуществлена регламентация деятельности казенных предприятий. Далее, в 1808 г. в результате министерской реформы были18 определены, выражаясь современным языком, учредители казенных предприятий и их целевая правоспособность: «...казенные заводы, фабрики и мануфактуры учреждаются и содержатся правительством, когда оно считает их необходимыми для потребностей государственных или полезными для народной промышленности»19.

В тот же период германскими пандектистами  была разработана теория ограниченных вещных прав. В настоящее время  в европейских странах, Великобритании и США существует практически  единообразный закрытый перечень вещных прав, не содержащий в себе аналогов права хозяйственного ведения и права оперативного управления и не подвергающийся сколь-нибудь существенным изменениям на протяжении многих лет.

Сегодня в мире используются различные  модели управления государственной  собственностью. Так, в англосаксонских странах существует правовая конструкция расщепленного права собственности в виде доверительной собственности, в Китае - в виде права хозяйственного управления, в Индии - в виде департаментного предприятия. Во Франции, где доля государственного сектора в ВВП составляет около 18%, действуют публичные учреждения, в Швеции - коммерческое агентство, в Дании - публичная корпорация. В Великобритании казенные предприятия не имеют ни юридической, ни хозяйственной, ни финансовой самостоятельности, не платят налогов. Такие предприятия входят в систему государственного управления и в хозяйственном обороте выступают не от своего имени, а от имени государства.

При этом всем этим странам, в ряде из которых доля государственного сектора экономики в ВВП достигает 25%, неведомы такие специфические разновидности вещных прав, как право оперативного управления и право хозяйственного ведения.

Информация о работе Специфика государственной собственности на современном этапе