Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 13:07, курсовая работа
Цель исследования предопределила постановку следующих задач:
определение правовой природы института права государственной собственности и его места в системе российского права;
изучение литературных источников, в которых уделялось внимание проблемам института государственной собственности;
анализ законодательства, регулирующего отношения государственной собственности в советский и современный период;
анализ практики применения законодательства, регулирующего отношения государственной собственности;
Введение 3
Глава 1. Понятие права государственной собственности: правовая природа, нормативное регулирование 6
1.1. Теоретические подходы к выявлению сущности юридической категории формы государственной собственности 6
1.2. Нормативно-правовое регулирование права государственной собственности 10
Глава 2. Специфика государственной собственности на современном этапе 13
2.1. Объекты и субъекты государственной собственности 13
2.2. Дуализм права управления государственной собственностью 17
Заключение 28
Список использованной литературы 31
Во-первых, всеобъемлющий характер
права государственной
Помимо этого, всеобъемлющий характер
права государственной
Во-вторых, институт публичной собственности в современной России еще не получил надлежащего теоретического осмысления, законотворчество и правоприменение складываются во многом противоречиво и зачастую бессистемно. Принцип следования объектов публичной собственности за юридической судьбой полномочий государственных и муниципальных органов получил весьма неопределенное правовое регулирование и, как следствие, неоднозначно воспринимается в судебной практике.
В-третьих, государственная собственность
как публичная форма
- цели и функции публичного имущества;
- взаимосвязь предметов ведения
Российской Федерации,
- полномочия органов государстве
- механизм разгосударствления и, напротив, национализации собственности, приоритеты политики государства в имущественной сфере;
- основы гражданско-правового
Конституционный принцип равного признания и равной защиты всех форм собственности в значительной мере нарушается в действующем законодательстве и в практике его применения, в связи с чем мы предлагаем внести изменения в некоторые законодательные акты и ориентировать судебную практику на неукоснительное соблюдение указанного принципа.
В частности предлагаем:
принять федеральный закон об управлении государственной собственностью;
уточнить предмет правового регулирования Бюджетного кодекса, исключив из него все положения, которые регулируют отношения, являющиеся предметом гражданского права.
Нормативно-правовые акты:
Научные публикации:
Учебники, учебные пособия:
Схема 1 - Процесс управления государственной собственностью
Приложение Б
Схема 2 – Органы управления государственной собственностью
Приложение В
Рисунок 1 - Динамика приватизации в 2002-2010 гг.
Приложение Г
Таблица 1 - Управление государственной собственностью и приватизация Основные меры Правительства Российской Федерации
Мероприятие |
Срок реализации | |
Задача №1. Ограничение рисков «разрастания» государственного сектора в экономике и повышения его «веса» в отдельных секторах, расширения круга субъектов государственной собственности | ||
А. Ограничения по формированию новых субъектов государственного сектора, новых компаний с государственным участием | ||
Введение моратория на создание новых государственных корпораций, государственных компаний, а также запрет на формирование паллиативных (замещающих) организационно-правовых форм |
2012 год | |
Введение запрета на создание новых унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения (за исключением реорганизационных процедур) |
2012 год | |
Введение ограничений на создание госкомпаниями хозяйственных обществ в секторах, где аналогичные товары/работы/услуги могут быть произведены частными компаниями, в том числе определение необходимости согласования таких действий с ФАС (но за исключением случаев создания таких обществ с четкими ближнесрочными планами по продаже частным инвесторам) |
2013 год | |
Б . Ограничения по консолидации государственной собственности, формированию новых интегрированных структур |
||
Установление по ранее запущенным и согласованным схемам формирования интегрированных структур жесткой персональной ответственности для менеджеров и руководителей соответствующих профильных ФОИВ по выполнению сроков завершения соответствующих процедур |
2012 год | |
Введение моратория на какие-либо новые проекты формирования интегрированных структур с государственным участием (с использованием государственной собственности) |
2013 год | |
Жесткое ограничение практики внесения активов в уставные капиталы компаний с государственным участием (как в рамках процедур приватизации, так и на основе распоряжения имуществом, активами компаний с государственным участием, имуществом унитарных предприятий) |
2014 год | |
В. Ограничения по расширению активов компаний с государственным участием, в том числе за счет приобретения приватизируемого имущества | ||
Введение ограничения на участие в приватизации (приобретении приватизируемых активов) для любых компаний (банков) – реципиентов государственной финансовой поддержки в период кризиса 2008-2009 годов при наличии еще неисполненных обязательств по возврату полученных средств |
2012 год | |
Введение ограничений по совершению сделок об отступном и сохранению находившихся в залоге активов в собственности компаний (банков) с государственным участием, внесение необходимых поправок в законодательство о залоге и банковской деятельности |
2012 год | |
Введение запрета для компаний с государственным участием более 50% на приобретение непрофильных активов |
2012 год | |
Введение требования к компаниям с государственным участием более 50% о выставлении на торги и продаже непрофильных активов |
2012 год | |
Введение единообразных регламентов отчуждения имущества крупных компаний с государственным участием, в том числе (многоступенчатой) передачи активов между субъектами, находящимися под государственным контролем |
2012 год | |
Р азвитие и усиление инструментальных (помимо директив) механизмов корпоративного контроля за сделками по приобретению и продаже активов крупных компаний с государственным участием Анализ возможностей введения право вето (отсрочки принятия решения) для независимых директоров, если условия сделки по отчуждению имущества – неконкурсные, а сделка по приобретению связана с расширением непрофильных активов. |
2012 год | |
Р азработка предложений по ограничению практики (возможностей) «отстойников» активов – временной передачи активов компаниям (банкам) с государственным участием; |
2013 год | |
Введение запрета на участие в приватизации (в качестве покупателей) дочерних, внучатых и зависимых обществ и организаций компаний (банков) с госучастием более 25% |
2014 год | |
Введение запрета для компаний с государственным участием более 50%, государственных корпораций (а также их дочерних и зависимых компаниям) на покупку акций (долей) частных компаний |
2015 год | |
Задача №2. Обеспечение устойчивости и планомерности сокращения прямого участия государства в экономике | ||
А. Формирование условий для расширения приватизации и развития частной инициативы | ||
Оценка возможности дальнейшего сокращения перечня стратегических предприятий и организаций |
2012 год | |
Определение исчерпывающего, «узкого» перечня компаний, «закрытых» для приватизации. Все компании, не попавшие в данный перечень, могут рассматриваться в качестве потенциальной базы для включения в прогнозные планы приватизации. Подобный перечень целесообразно представить в виде трех, последовательно сужающихся, групп - на ближнесрочный, среднесрочный и долгосрочный период. В данном перечне могут быть также установлены предельно допустимые уровни государственного участия в капитале данных компаний. По всем компаниям, включаемым в такой перечень, должны быть подготовлены развернутые обоснования необходимости сохранения государственного участия, которые должны носить публичный характер и представлять значимые для социально-экономического развития Российской Федерации цели и задачи (а также инструменты их реализации через участие государства), которые не могут быть решены иными способами (улучшением регулирования, развитием частного бизнеса и т.п.). |
2012 год | |
Усложнение условий для сохранения компаний в госсекторе: решения по сохранению любых компаний в госсекторе должны приниматься на уровне Президента РФ и (или) Правительства РФ, а по приватизации - на различных уровнях иерархии системы исполнительной власти в зависимости от масштабов компаний, значимости, в том числе социальной, соответствующих активов, их роли в выполнении основных функций госсектора. |
2012 год | |
Р азработка предложений по развитию регулирования в отдельных секторах (инфраструктурный, банковский, оборонный) для обеспечения выполнения общественно-значимых задач при сокращении прямого государственного участия |
2012 год | |
Определение планов по частичной приватизации всех компаний, деятельность которых носит коммерческий характер, до уровня госучастия в капитале 75% акций и ниже |
2013 год | |
Введение заявительного (со стороны бизнеса) принципа приватизации любого предприятия, не входящего в узкий перечень компаний как приоритета для формирования ежегодного плана продаж ) |
2012 год | |
Р азработка механизмов (соответствующих регламентов) реализации в отношении государственной собственности принципа «продавай или объясни» для ФОИВ, , в чьем ведении находятся ФГУП и доли в АО |
2012 год | |
Определение финансовых инструментов бюджетного финансирования (субсидирования) государством деятельности частных агентов, обеспечивающих публичные услуги |
2016 год | |
Б . Расширение «горизонтов» в приватизации и обеспечение планомерности | ||
Определение планов разгосударствления по секторам и их имплементация в стратегии развития данных секторов; разработка планов по проведению полной приватизации компаний с государственным участием в тех секторах, где есть достаточная частная инициатива, конкуренция с частным бизнесом |
2013 год | |
Определение планов по «углублению» приватизации крупнейших компаний (отказ от контрольных пакетов акций) |
2013 год | |
Определение круга новых крупнейших компаний для акционирования и приватизации (с разгосударствлением не менее, чем на величину блокирующего пакета акций) |
2014 год | |
Определение плана-графика приватизации по крупным и крупнейшим компаниям (с сохранением не более, чем блокирующего пакета акций) на среднесрочную перспективу – 5-7 лет), законодательное закрепление обязательности их продажи за определенный срок |
2014 год | |
Нормативное определение исчерпывающего («узкого») перечня компаний, приватизация которых до 2025 года не планируется |
2014 год | |
В. Формирование целостной системы экономических мотиваций для всех участников процесса приватизации (покупатели, регионы, акционеры, менеджмент) | ||
Определение схем выделения части средств приватизируемым предприятиям |
2013 год | |
Ф ормирование экономических стимулов для регионов по реализации приватизационной политики, в частности отчисление регионам части доходов от приватизации |
2014 год | |
Определение возможностей формирования на основе части доходов от приватизации специализированных фондов для решения проблем долгосрочного развития |
2015 год | |
Г
. Повышение прозрачности экономической
структуры государственной | ||
Введение
раздельного учета |
2012 год | |
Введение норм и механизмов обеспечения публичности данных (отчетов) об исполнении программы приватизации на всех уровнях – от федерального до муниципального |
2012 год | |
Уточнение норм, определяющих
«рамки» возможных |
2012 год | |
Обеспечение полной публичности любых косвенных и временных мер государственной поддержки компаний (в частности по приобретению активов в рамках антикризисных действий), определение условий и процедур «обратного» выхода из капитала компаний |
2012 год | |
Введение учета активов дочерних и зависимых обществ компаний с госучастием |
2013 год | |
Ф ормирование
единого информационного |
2012 год | |
Задача №3. Обеспечение структурного эффекта от приватизации для экономики | ||
А. Улучшение условий для участия в приватизации иностранных инвесторов и обеспечение конкурсности в приобретении государственных активов | ||
Ограничение
рисков опосредованного использования
бюджетных средств при |
2012 год | |
Определение
возможности существенного « |
2014 год | |
За конодательное определение долгосрочных ограничений по участию иностранных инвесторов в отдельных секторах, крупнейших компаниях |
2015 год | |
Б . Расширение частных инвестиций в развитие компаний, привлечение эффективных собственников и развитие конкуренции | ||
Р аспространение
на крупные прибыльные предприятия,
ведущие коммерческую деятельность, «инвестиционно- |
2013 год | |
Проработка в качестве возможного способа приватизации схемы совмещения инвестиционного конкурса с доверительным управлением и правом выкупа по достижении определенной стоимости бизнеса |
2013 год | |
Определение механизмов прямой продажи проблемных компаний «за 1 рубль» с инвестиционными обязательствами покупателя (и обязательной публичной экспертной оценкой) |
2014 год | |
В. Развитие конкурентной среды |
||
Оценки наличия в рамках налоговых режимов, закупок для государственных нужд, лицензирования видов деятельности, предоставления различных статусов каких-либо правоприменительных условий, связанных с уровнем государственного участия (принадлежностью компаний к государственному сектору экономики), определение последовательности действий по отмене таких ограничений |
2014 год | |
Оценка системы
преференций для крупных компан |
2015 год | |
Задача №4. Институциональная оптимизация госсектора, сокращение численности его субъектов | ||
А.
«Чистка» государственной собственности
и санация неэффективных | ||
Принятие решений по процедурам ускоренной ликвидации унитарных предприятий, которые не ведут деятельности (в частности, в рамках процедур по ликвидации отсутствующих должников) |
2012 год | |
А нализ возможностей
продажи низколиквидных активов
«за 1 рубль» с одновременным регламентирова Определение комплекса механизмов ускоренной реализации «неликвидов» государственной собственности (миноритарных пакетов, мелких долей, единичных акций): - развитие практики «голландского
аукциона» (продажа без начальной цены
при пакете менее - для мелких пакетов
(менее 1% и не более некоторого порога
по стоимости) акций, отдельных - передача по номинальной цене акций акционерным обществам; - прямая продажа акций частному мажоритарию «за 1 рубль»; - публичное предложение
о продаже акций, принадлежащих государству,
акционерам (по - приобретение обществом акций,
принадлежащих государству, по решению
общего собрания - заключение акционерных
соглашений (ч.1 ст.32.1 ФЗ «Об акционерных
обществах»), в - создание портфельного Фонда для управления миноритарными пакетами акций с последующей приватизация этого фонда (целесообразно рассматривать данный инструмент как стимул для существующих частных акционеров к выкупу акций). |
2012 год | |
Определение механизмов санации и реструктуризации приватизируемых неэффективных предприятий; проработка схем по продаже с аукциона с обязательством реструктуризации (санации), по осуществлению антикризисного управления с правом выкупа |
2013 год | |
Б . Преобразование и приватизация унитарных предприятий | ||
За конодательное
определение возможности |
2012 год | |
Проработка возможности отмены нормативно-правовых ограничений на приватизацию, установленных Указом 2284, в сочетании с переносом части из них в Закон о приватизации и обязательным определением механизмов возможных обременений для частных собственников (общественные услуги, запрет перепрофилирования, сервитуты и др.) |
2012 год | |
Активизация возможных вариантов и условий преобразования унитарных предприятий в различные организационно-правовые формы: в ОАО со 100-% пакетами акций в собственности государства, в государственные учреждения, в негосударственные некоммерческие организации |
2012 год | |
Стратегический отказ от использования в госсекторе организационно-правовой формы унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения |
2015 год | |
Задача
№5. Повышение эффективности | ||
А. Определение «ядра» госсектора и его целевых функций (всех субъектов госсектора, предприятий (банков) с государственным участием, по которым планируется сохранить прямое участие государства до 2020 года) | ||
Определение четкого набора задач для каждого их субъектов «ядра» госсектора, которые государство решает через прямое участие в его капитале, внешних эффектов для экономики, которые должны благодаря этому обеспечиваться |
2012 год | |
Инициирование разработки для всех субъектов «ядра» госсектора долгосрочных стратегий деятельности и (или) планов повышения качества предоставляемых услуг (стандартов) |
2013 год | |
Определение процедур независимой оценки результатов деятельности субъектов «ядра» госсектора и публичное представление соответствующего регулярного отчета |
2014 год | |
Б . Уточнение границ «ядра» госсектора | ||
Определение процедур по регулярному уточнению границ деятельности субъектов «ядра» по мере развития экономики, расширения предпринимательской инициативы |
2014 год | |
Определение плана по снижению прямого государственного участия в финансовых институтах развития, привлечению внебюджетных инвестиций для их деятельности и уточнению законодательных основ их деятельности |
2015 год | |
Уточнение плана
по преобразованию государственных
корпораций | ||
В. Определение
оптимальных уровней | ||
Снижение предельного порога мажоритарного контроля по крупным компаниям до уровня 50%+1 акция |
2013 год | |
Определение форм и назначения миноритарного контроля, отказ с 2015 года от использования специального права |
2014 год | |
Разработка и законодательное закрепление допустимых способов контроля после отказа от доминирующего участия государства: - публичный контроль правительства за мерами, принимаемыми корпоративным руководством; - право правительства накладывать
вето на корпоративные решения отдельных - определение по небольшому
кругу компаний «индивидуальных» законов,
определяющих цели, - предприватизационное определение
условий (особенностей) деятельности компании, |
2014 год | |
Задача
№6. Совершенствование | ||
А. Определение особенностей модели корпоративного управления и совершенствование функционирования советов директоров в компаниях с государственным участием | ||
Введение обязательного порядка оценки эффективности деятельности совета директоров независимыми экспертами (не реже 1 раза в 3 года) |
2012 год | |
Разработка
норм, устанавливающих |
2012 год | |
Р азработка требований и регламентов регулярной оценки деятельности совета директоров силами профессиональных консультантов |
2012 год | |
Внесение уточнений в законодательство о страховании ответственности директоров (страховые выплаты не должны облагаться подоходным налогом) |
2012 год | |
Р азработка модельного кодекса (использование Кодекса корпоративного управления) для советов директоров и его применение по принципу «выполняй-или-объясняй» |
2013 год | |
Р азработка
механизмов и процедур назначения топ-менеджеров
в компаниях с государственным |
2014 год | |
Введение принципа обязательной ротации аудиторских компаний (не более 3 лет подряд для одной аудиторской компании, ее дочерних, зависимых и/или головных структур, иных аффилированных структур) |
2012 год | |
У нификация требований (исправление диспропорций) в размещении публичной информации компаний с государственным участием; |
2012 год |
Окончание Приложения Г
Окончание табл. 1
Б . Совершенствование механизмов представления интересов государства | ||
А нализ целесообразности требования об использовании института независимых директоров для всех компаний с участием государства без исключения и разработка критериев обязательного использования института независимых директоров |
2012 год | |
Р азработка
системы мотиваций и |
2013 год | |
Проработка возможности замены института директив на институт рекомендаций для большинства компаний с участием государства (представители государства как акционера готовят для совета директоров рекомендации по предстоящим решениям, члены совета директоров следуют рекомендациям исходя из интересов компании в целом и с учетом индивидуальной ответственности) |
2014 год | |
В. Развитие института независимых директоров | ||
Введение запрета для «перекрестного представительства» между компаниями с государственным участием (представители исполнительных органов одних компаний (банков) с государственным участием избираются в качестве «независимых» директоров других компаний (банков) с государственным участием) |
2012 год | |
Р азвитие процедур и критериев подбора независимых директоров, в том числе с участием саморегулируемых организаций |
2013 год | |
Повышение роли
и статуса независимых определение права вето (права требовать отсрочки принятия решения) независимого директора по перечню вопросов; введение правила «ограничение снизу» для определения периода пребывания независимого директора в этой должности (не менее 2-4 лет для крупных компаний; ограничение числа сроков пребывания в должности независимого директора одной компании; определение права для независимого директора представить годовому собранию акционеров альтернативный отчет о деятельности компании; определение возможности проведения заседаний независимых директоров отдельно от менеджеров; обязательность руководства комитетами (по стратегии, по вознаграждениям, по аудиту) со стороны независимых директоров; мониторинг (анализ) деятельности независимых директоров, выдвинутых общественными организациями (принцип разделения репутационной ответственности). |
2013 год |
Информация о работе Специфика государственной собственности на современном этапе