Специфика государственной собственности на современном этапе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Декабря 2013 в 13:07, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования предопределила постановку следующих задач:
определение правовой природы института права государственной собственности и его места в системе российского права;
изучение литературных источников, в которых уделялось внимание проблемам института государственной собственности;
анализ законодательства, регулирующего отношения государственной собственности в советский и современный период;
анализ практики применения законодательства, регулирующего отношения государственной собственности;

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Понятие права государственной собственности: правовая природа, нормативное регулирование 6
1.1. Теоретические подходы к выявлению сущности юридической категории формы государственной собственности 6
1.2. Нормативно-правовое регулирование права государственной собственности 10
Глава 2. Специфика государственной собственности на современном этапе 13
2.1. Объекты и субъекты государственной собственности 13
2.2. Дуализм права управления государственной собственностью 17
Заключение 28
Список использованной литературы 31

Файлы: 1 файл

Понятие о государственной собственности.doc

— 435.00 Кб (Скачать файл)

Во-первых, всеобъемлющий характер права государственной собственности  выражается в том, что государству как собственнику никто не устанавливает пределы осуществления полномочий. Государство выступает одновременно и как политический суверен, и как собственник. Оно само, исходя из воли и интересов всего народа, своей властью определяет, каким содержанием будут наполнены его правомочия и в каком порядке, в каких правовых формах они будут осуществляться.

Помимо этого, всеобъемлющий характер права государственной собственности  проявляется в том, что в собственности  государства может находиться любое имущество, в то время как другие субъекты права не могут быть собственниками некоторых видов имущества. И наконец, государственная собственность пользуется повышенной, преимущественной охраной.

Во-вторых, институт публичной собственности  в современной России еще не получил надлежащего теоретического осмысления, законотворчество и правоприменение складываются во многом противоречиво и зачастую бессистемно. Принцип следования объектов публичной собственности за юридической судьбой полномочий государственных и муниципальных органов получил весьма неопределенное правовое регулирование и, как следствие, неоднозначно воспринимается в судебной практике.

В-третьих, государственная собственность  как публичная форма собственности  имеет следующие признаки, позволяющие характеризовать ее как самостоятельный правовой институт:

- цели и функции публичного  имущества;

- взаимосвязь предметов ведения  Российской Федерации, субъектов  РФ и муниципальных образований  с режимом публичного имущества;

- полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления по владению, пользованию, распоряжению и управлению публичным имуществом от имени Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований;

- механизм разгосударствления  и, напротив, национализации собственности, приоритеты политики государства в имущественной сфере;

- основы гражданско-правового регулирования  права публичной собственности.

Конституционный принцип равного  признания и равной защиты всех форм собственности в значительной мере нарушается в действующем законодательстве и в практике его применения, в связи с чем мы предлагаем внести изменения в некоторые законодательные акты и ориентировать судебную практику на неукоснительное соблюдение указанного принципа.

В частности предлагаем:

принять федеральный закон об управлении государственной собственностью;

уточнить предмет правового  регулирования Бюджетного кодекса, исключив из него все положения, которые  регулируют отношения, являющиеся предметом  гражданского права.

 

Список использованной литературы

 

Нормативно-правовые акты:

  1. Конституция РФ: принята всенар. голосованием 12 декабря 1993г. // Собрание законодательства РФ. – 2009. - №4. – Ст. 445.
  2. Гражданский Кодекс Российской Федерации (Часть Первая) [Электронный ресурс]: федер. закон от 30.11.1994 № 51-ФЗ // КонсультантПлюс: Высшая школа. – 2012. –  Вып. 18. – Осень.
  3. Гражданский кодекс Российской Федерации, часть вторая [Электронный ресурс]: федер. закон от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ // КонсультантПлюс: Высшая школа. – 2012. –  Вып. 18. – Осень.
  4. Земельный Кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 25 октября 2001 № 136-ФЗ // КонсультантПлюс: Высшая школа. – 2012. –  Вып. 18. – Осень.
  5. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 6 октября 2003 № 131-ФЗ // КонсультантПлюс: Высшая школа. – 2012. –  Вып. 18. – Осень.
  6. Об особенностях управления и распоряжения имуществом железнодорожного транспорта [Электронный ресурс]: федер. закон от 27 февраля 2003 г. № 29-ФЗ // КонсультантПлюс: Высшая школа. – 2012. –  Вып. 18. – Осень.
  7. О Федеральной службе безопасности [Электронный ресурс]: федер. закон от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ // КонсультантПлюс: Высшая школа. – 2012. –  Вып. 18. – Осень.
  8. О гидрометеорологической службе [Электронный ресурс]: федер. закон от 19 июля 1998 г. № 113-ФЗ // КонсультантПлюс: Высшая школа. – 2012. –  Вып. 18. – Осень.
  9. Об особо охраняемых природных территориях [Электронный ресурс]: федер. закон от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ // КонсультантПлюс: Высшая школа. – 2012. –  Вып. 18. – Осень.
  10. О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации [Электронный ресурс]: федер. закон от 6 февраля 1997 г. № 27-ФЗ // КонсультантПлюс: Высшая школа. – 2012. –  Вып. 18. – Осень.
  11. О государственной охране [Электронный ресурс]: федер. закон от 27 мая 1996 г. № 57-ФЗ // КонсультантПлюс: Высшая школа. – 2012. –  Вып. 18. – Осень.
  12. О государственном материальном резерве [Электронный ресурс]: федер. закон от 29 декабря 1994 № 79-ФЗ // КонсультантПлюс: Высшая школа. – 2012. –  Вып. 18. – Осень.
  13. О закрытом административно-территориальном образовании [Электронный ресурс]: федер. закон от 14 июля 1992 г. № 3297-1 // КонсультантПлюс: Высшая школа. – 2012. –  Вып. 18. – Осень.
  14. Об обороне [Электронный ресурс]: федер. закон от 31 мая 1996 г. № 61-ФЗ // КонсультантПлюс: Высшая школа. – 2012. –  Вып. 18. – Осень.
  15. О приватизации государственного и муниципального имущества [Электронный ресурс]: федер. закон от 21 декабря 2001 г. № 178-ФЗ // КонсультантПлюс: Высшая школа. – 2012. – Вып. 18. – Осень.
  16. О разграничении государственной собственности на землю [Электронный ресурс]: федер. закон от 17 июля 2001 г. № 101-ФЗ // КонсультантПлюс: Высшая школа. – 2012. –  Вып. 18. – Осень.
  17. Основы гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик [Электронный ресурс]: Закон СССР от 8 декабря 1961 г. // КонсультантПлюс: Высшая школа. – 2012. –  Вып. 18. – Осень.

 

Научные публикации:

  1. Андреева, Г.Н. Конституционные пределы приватизации имущества, находящегося в собственности государства: анализ зарубежного опыта [Текст] / Г.Н. Андреева // Реформы и право. – 2011. – № 1. – С. 3 – 11.
  2. Бандурина, Н.В. Правовые проблемы участия представителей государства в осуществлении корпоративного управления государственной собственностью [Текст] / Н.В. Бандурина // Административное и муниципальное право. – 2011. – № 10. – С. 14 – 20.
  3. Городецкая, Е.А. К вопросу о дуализме права управления государственной собственностью [Текст] / Е.А. Городецкая // Государственная власть и местное самоуправление. – 2011. – № 4. – С. 19 - 23.
  4. Дойников, П.И. Управление казенной промышленностью в России в XVIII - начале XIX века [Текст] / П.И. Дойников // Предпринимательское право. – 2010. – № 4. – С. 23 – 27.
  5. Дрыга, М.А. Административная правосубъектность государственных унитарных предприятий [Текст]: дис. ... канд. юрид. наук. – М.: РГБ, 2005. – 210с.
  6. Короткова, О.И. Проблемы управления и распоряжения государственной собственностью [Текст] / О.И. Короткова // Современное право. – 2011. – № 3. – С. 66 – 70.
  7. Морозова А.С. Конституционные принципы права государственной собственности на недра [Текст] / А.С. Морозова // Конституционное и муниципальное право. – 2012. – № 2. – С. 49 – 52.
  8. О проекте Концепции развития законодательства о вещном праве // Бюллетень нотариальной практики. – 2009. – № 3. – С. 33 – 40.
  9. Полотовская, Е.Ю. Имущество государственных (муниципальных) учреждений: право оперативного управления или право собственности? [Текст] / Е.Ю. Полотовская // Административное и муниципальное право. – 2011. – № 5. – С. 9 – 11.
  10. Солгалова, Г.С. Правовое регулирование государственной собственности [Текст] / Г.С. Солгалова // Административное и муниципальное право. – 2011. – № 3. – С. 81 – 84.
  11. Соловьев, В.Н. Правовое регулирование использования государственной собственности в целях обеспечения социальных прав отдельных категорий граждан и роль судебной практики в его механизме [Текст] / В.Н. Соловьев // Гражданское право. – 2011. – № 2. – С. 26 – 28.
  12. Федотов, П.В. Особенности управления акциями хозяйственных обществ, находящимися в собственности государства [Текст] / П.В. Федотов // Юридический мир. – 2011. – № 8. – С. 27 – 28.

 

Учебники, учебные пособия:

  1. Венедиктов, А.В. Государственная социалистическая собственность. [Текст] / А.В. Венедиктов – М.; Л.: Издательство АН СССР, 1948. – 210с.
  2. Гражданское право [Текст]: учебник / под ред. А.Г. Калпина, А.И. Масляева. – М.: Проспект, 2011. – 537с.
  3. Дозорцев, В.А. О мерах по развитию рынка интеллектуальных продуктов // Интеллектуальные права: Понятие. Система. Задачи кодификации. [Текст] / В.А. Дозорцев  – М.: Статут, 2010. – 429с.
  4. Дубовик, О.Л. Экологическое право [Текст]: учебник / О.Л. Дубовник – М.: Проспект, 2012. – 301с.
  5. Ершова, И.В. Правовой режим государственного имущества в хозяйственном обороте: теоретические основы и пути совершенствования. [Текст] / И.В. Ершова – М.: Статут, 2011. – 237с.
  6. Земельное право [Текст]: учебник / под ред. Г.Е. Быстрова, Р.К. Гусева, А.В. Бабанова. – М.: Юрист, 2012. – 462с.
  7. Свод законов Российской империи [Текст] / под ред. и с замеч. И.Д. Мордухай-Болтовского. // Классика российского права. – М.: Статут, 2010. – 1309с.
  8. Суханов, Е.А. Проблемы правового регулирования отношений публичной собственности и новый Гражданский кодекс // Гражданский кодекс России: проблемы, теория, практика. [Текст] / Е.А. Суханов – М.: Юрайт, 2010. – 214с.
  9. Шевченко, Л.И. Регулирование отношений поставки: теория и практика. [Текст] / Л.И. Шевченко – СПб.: Питер, 2012. – 236с.

 

Приложение А

 

 

Схема 1 - Процесс управления государственной собственностью

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение Б

 

 

Схема 2 – Органы управления государственной  собственностью


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение В


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1 - Динамика приватизации в 2002-2010 гг.

 

Приложение Г

 

 

Таблица 1 - Управление государственной собственностью и приватизация Основные меры Правительства Российской Федерации

 

 

Мероприятие

Срок

реализации

Задача  №1. Ограничение рисков «разрастания»  государственного сектора в экономике  и повышения его «веса» в отдельных секторах, расширения круга субъектов государственной собственности

 

А. Ограничения по формированию новых  субъектов государственного сектора, новых компаний с государственным участием

 

Введение моратория  на создание новых государственных  корпораций, государственных компаний, а также запрет на формирование паллиативных (замещающих) организационно-правовых форм

2012 год

 

Введение  запрета на создание новых унитарных  предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения (за исключением реорганизационных процедур)

2012 год

 

Введение  ограничений на создание госкомпаниями   хозяйственных обществ в секторах, где аналогичные товары/работы/услуги могут быть произведены частными компаниями, в том числе определение необходимости согласования таких действий с ФАС (но за исключением случаев создания таких обществ с четкими ближнесрочными планами по продаже частным инвесторам)

2013 год

 

Б . Ограничения по консолидации государственной  собственности, формированию новых интегрированных структур

 
 

Установление  по ранее запущенным и согласованным  схемам формирования интегрированных структур жесткой персональной ответственности для менеджеров и руководителей соответствующих профильных ФОИВ по выполнению сроков завершения соответствующих процедур

2012 год

 

Введение  моратория на какие-либо новые проекты  формирования интегрированных структур с государственным участием (с использованием государственной собственности)

2013 год

 

Жесткое ограничение  практики внесения активов в уставные капиталы компаний с

государственным участием (как в рамках процедур приватизации, так и на основе распоряжения имуществом, активами компаний с государственным участием, имуществом унитарных предприятий)

2014 год

 

В. Ограничения по расширению активов  компаний с государственным участием, в том числе за счет приобретения приватизируемого имущества

 

Введение ограничения на участие в приватизации (приобретении приватизируемых активов) для любых компаний (банков) – реципиентов государственной финансовой поддержки в период кризиса 2008-2009 годов при наличии еще неисполненных обязательств по возврату полученных средств

2012 год

 

Введение  ограничений по совершению сделок об отступном и сохранению находившихся в залоге активов в собственности компаний (банков) с государственным участием, внесение необходимых поправок в законодательство о залоге и банковской деятельности

2012 год

 

Введение  запрета для компаний с государственным  участием более 50% на приобретение непрофильных активов

2012 год

 

Введение  требования к компаниям с государственным  участием более 50%   о выставлении  на торги и продаже непрофильных активов

2012 год

 

Введение единообразных  регламентов отчуждения имущества  крупных компаний с государственным участием, в том числе     (многоступенчатой)   передачи активов   между субъектами, находящимися под государственным контролем

2012 год

 

Р азвитие и усиление инструментальных   (помимо   директив) механизмов корпоративного контроля за сделками по приобретению и продаже активов крупных компаний с государственным участием

Анализ возможностей введения    право вето (отсрочки принятия решения) для независимых директоров, если условия сделки по отчуждению имущества – неконкурсные, а сделка по приобретению   связана с расширением непрофильных активов.

2012 год

 

Р азработка  предложений по ограничению практики (возможностей) «отстойников» активов  – временной передачи активов компаниям (банкам) с государственным участием;

2013 год

 

Введение  запрета на участие в приватизации (в качестве покупателей) дочерних, внучатых и зависимых обществ и организаций компаний (банков) с госучастием более 25%

2014 год

 

Введение запрета для компаний с государственным участием более 50%, государственных корпораций (а также их дочерних и зависимых компаниям) на покупку акций (долей) частных компаний

2015 год

Задача  №2. Обеспечение устойчивости и планомерности  сокращения прямого участия государства в экономике

 

А. Формирование условий для расширения приватизации и развития частной  инициативы

 

Оценка возможности  дальнейшего сокращения перечня  стратегических предприятий и организаций

2012 год

 

Определение исчерпывающего, «узкого» перечня компаний, «закрытых» для приватизации. Все компании, не попавшие в данный перечень, могут рассматриваться в качестве потенциальной базы для включения в прогнозные планы приватизации.

Подобный перечень целесообразно  представить в виде трех, последовательно сужающихся, групп - на ближнесрочный, среднесрочный и долгосрочный период.   В данном перечне могут быть также установлены предельно допустимые уровни государственного участия в капитале данных компаний.

По всем компаниям, включаемым в такой перечень, должны быть подготовлены развернутые обоснования необходимости сохранения государственного участия, которые должны носить публичный характер и представлять значимые для социально-экономического развития Российской Федерации цели и задачи (а также инструменты их реализации через участие государства), которые не могут быть решены иными способами (улучшением регулирования, развитием частного бизнеса и т.п.).

2012 год

 

Усложнение  условий для сохранения компаний в госсекторе: решения по сохранению любых компаний в госсекторе должны приниматься на уровне Президента РФ и (или) Правительства РФ, а по приватизации -   на различных уровнях иерархии системы исполнительной власти в зависимости от масштабов компаний, значимости, в том числе социальной, соответствующих активов, их роли в выполнении основных функций госсектора.

2012 год

 

Р азработка  предложений по развитию регулирования  в отдельных секторах (инфраструктурный, банковский, оборонный)   для обеспечения выполнения общественно-значимых задач при сокращении прямого государственного участия

2012 год

 

Определение планов по частичной приватизации всех компаний, деятельность которых носит  коммерческий характер,   до уровня госучастия в капитале 75% акций и  ниже

2013 год

 

Введение  заявительного (со стороны бизнеса) принципа приватизации   любого предприятия, не входящего в узкий перечень компаний как приоритета для формирования   ежегодного плана продаж )

2012 год

 

Р азработка  механизмов (соответствующих регламентов) реализации в отношении

государственной собственности принципа «продавай или объясни» для ФОИВ, , в чьем ведении находятся   ФГУП и доли в АО

2012 год

 

Определение финансовых инструментов бюджетного финансирования (субсидирования) государством деятельности частных агентов, обеспечивающих публичные услуги

2016 год

 

Б . Расширение «горизонтов» в приватизации и обеспечение  планомерности

 

Определение планов разгосударствления по секторам и их имплементация в стратегии  развития данных секторов; разработка планов по проведению полной приватизации компаний с государственным участием в тех секторах, где есть достаточная частная инициатива, конкуренция с частным бизнесом

2013 год

 

Определение планов по «углублению» приватизации крупнейших компаний (отказ от контрольных пакетов акций)

2013 год

 

Определение круга новых крупнейших компаний для акционирования и приватизации (с разгосударствлением не менее, чем на величину блокирующего пакета акций)

2014 год

 

Определение плана-графика  приватизации по крупным и крупнейшим компаниям (с сохранением не более, чем блокирующего пакета акций) на среднесрочную перспективу – 5-7 лет), законодательное закрепление обязательности их продажи за определенный срок

2014 год

 

Нормативное определение исчерпывающего («узкого») перечня компаний, приватизация которых до 2025 года не планируется

2014 год

 

В. Формирование целостной системы  экономических мотиваций для  всех участников процесса приватизации (покупатели, регионы, акционеры, менеджмент)

 

Определение схем выделения части средств  приватизируемым предприятиям

2013 год

 

Ф ормирование  экономических стимулов для регионов по реализации приватизационной политики, в частности отчисление регионам части доходов от приватизации

2014 год

 

Определение возможностей формирования на основе части доходов от приватизации специализированных фондов для решения проблем долгосрочного развития

2015 год

 

Г . Повышение прозрачности экономической  структуры государственной собственности  и процессов ее преобразования и приватизации

 

Введение  раздельного учета государственного имущества по категориям с позиций значимости и возможности реализации функций госсектора, представление экономической роли («веса») сегментов госсектора в экономике

2012 год

 

Введение  норм и механизмов обеспечения публичности  данных (отчетов) об исполнении программы приватизации на всех уровнях – от федерального до муниципального

2012 год

 

Уточнение норм, определяющих «рамки» возможных индивидуальных решений по приватизации, определение более четких условий для принятия индивидуальных решений

2012 год

 

Обеспечение полной публичности любых косвенных и временных мер государственной поддержки компаний (в частности по приобретению активов в рамках антикризисных действий), определение условий и процедур «обратного» выхода из капитала компаний

2012 год

 

Введение  учета активов дочерних и зависимых обществ компаний с госучастием

2013 год

 

Ф ормирование  единого информационного пространства продаж федерального, регионального  и муниципального имущества

2012 год

Задача №3. Обеспечение структурного эффекта  от приватизации для экономики

 

А. Улучшение условий для участия  в приватизации иностранных инвесторов и обеспечение конкурсности в приобретении государственных активов

 

Ограничение рисков опосредованного использования  бюджетных средств при приватизации; повышение прозрачности в отношении источников финансирования осуществляемых приватизационных сделок

2012 год

 

Определение возможности существенного «сокращения» понятия стратегических секторов экономики  в контексте регулирования иностранных  инвестиций и расширение условий  для участия в приватизации российских крупных компаний иностранных инвесторов

2014 год

 

За конодательное  определение долгосрочных ограничений  по участию иностранных инвесторов в отдельных секторах, крупнейших компаниях

2015 год

 

Б . Расширение частных инвестиций в развитие компаний, привлечение эффективных собственников и развитие конкуренции

 

Р аспространение на крупные прибыльные предприятия, ведущие коммерческую деятельность, «инвестиционно-ориентированных» схем приватизации, аналогичных разгосударствлению в отношении сверхкрупных компаний (часть доли, на которую сокращается государственное участие – приватизация, другая часть – за счет дополнительной эмиссии при сокращении государственного участия)

2013 год

 

Проработка  в качестве возможного способа приватизации схемы совмещения инвестиционного конкурса с доверительным управлением и правом выкупа по достижении определенной стоимости бизнеса

2013 год

 

Определение механизмов прямой продажи проблемных компаний «за 1 рубль» с инвестиционными обязательствами покупателя (и обязательной публичной экспертной оценкой)

2014 год

 

В. Развитие конкурентной среды

 
 

Оценки наличия в  рамках налоговых режимов, закупок  для государственных нужд, лицензирования видов деятельности, предоставления различных статусов каких-либо правоприменительных условий, связанных с уровнем государственного участия (принадлежностью компаний к государственному сектору экономики), определение последовательности действий по отмене таких ограничений

2014 год

 

Оценка системы  преференций для крупных компаний (банков) с государственным участием, определение направлений и последовательности действий по выравниванию условий для экономической деятельности на конкурентных рынках

2015 год

Задача  №4. Институциональная оптимизация  госсектора, сокращение численности его субъектов

 

А. «Чистка» государственной собственности  и санация неэффективных предприятий  госсектора

 

Принятие  решений по процедурам ускоренной ликвидации унитарных предприятий, которые  не ведут деятельности (в частности, в рамках процедур по ликвидации отсутствующих должников)

2012 год

 

А нализ возможностей продажи низколиквидных активов  «за 1 рубль» с одновременным регламентированием условий и критериев допустимости таких продаж

Определение комплекса механизмов ускоренной реализации «неликвидов» государственной собственности (миноритарных пакетов, мелких долей, единичных акций):

- развитие практики «голландского аукциона» (продажа без начальной цены при пакете менее 
25% и ограничении по балансовой стоимости);

- для мелких пакетов   (менее 1% и не более некоторого порога по стоимости) акций, отдельных 
акций - группировка нескольких активов разной величины и ликвидности в единые лоты для 
последующей реализации;

- передача по номинальной цене акций акционерным обществам;

- прямая продажа акций частному мажоритарию «за 1 рубль»;

- публичное предложение о продаже акций, принадлежащих государству, акционерам (по 
аналогии с механизмом, предусмотренным ст.84.1 ФЗ «Об акционерных обществах»), возможно 
с рассрочкой оплаты под адекватный процент    в случае низкого платежеспособного спроса. 
Типовые условия такой рассрочки должны быть предусмотрены постановлением правительства 
РФ.

- приобретение обществом акций, принадлежащих государству, по решению общего собрания 
акционеров об уменьшении уставного капитала (п.1 ст.72 ФЗ «Об акционерных обществах»). 
Возможно – также с механизмом рассрочки платежа.

- заключение акционерных соглашений (ч.1 ст.32.1 ФЗ «Об акционерных обществах»), в 
процессе которых происходит отчуждение государственных акций в частную собственность. 
Условия отчуждения должны быть гибкими, возможно также рассрочка платежа.

- создание портфельного Фонда для управления миноритарными   пакетами акций с

последующей    приватизация этого фонда (целесообразно  рассматривать данный инструмент как стимул для существующих частных акционеров к выкупу акций).

2012 год

 

Определение механизмов санации и реструктуризации приватизируемых  неэффективных предприятий; проработка схем по продаже с аукциона с обязательством реструктуризации (санации), по осуществлению антикризисного управления с правом выкупа

2013 год

 

Б . Преобразование и приватизация унитарных предприятий

 

За конодательное  определение возможности приватизации унитарных предприятий в рамках единой процедуры из двух стадий: акционирование и последующая продажа пакета (части пакета) находящихся в государственной собственности акций

2012 год

 

Проработка возможности  отмены нормативно-правовых ограничений  на приватизацию, установленных Указом 2284, в сочетании с переносом  части из них в Закон о приватизации и обязательным определением механизмов возможных обременений   для частных собственников (общественные услуги, запрет перепрофилирования, сервитуты и др.)

2012 год

 

Активизация   возможных вариантов и условий  преобразования унитарных предприятий  в различные организационно-правовые формы: в ОАО со 100-% пакетами акций в собственности государства, в государственные учреждения, в негосударственные некоммерческие организации

2012 год

 

Стратегический  отказ от использования в госсекторе организационно-правовой формы унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения

2015 год

Задача  №5. Повышение эффективности функционирования «ядра» госсектора, уточнение его  границ и оптимизация уровней необходимого прямого государственного участия

 

А. Определение «ядра» госсектора и его целевых функций (всех субъектов госсектора, предприятий (банков) с государственным участием, по которым планируется сохранить прямое участие государства до 2020 года)

 

Определение четкого  набора задач для каждого их субъектов «ядра» госсектора, которые государство решает через прямое участие в его капитале, внешних эффектов для экономики, которые должны благодаря этому обеспечиваться

2012 год

 

Инициирование разработки для всех субъектов «ядра» госсектора долгосрочных стратегий деятельности и (или) планов повышения качества предоставляемых услуг (стандартов)

2013 год

 

Определение процедур независимой оценки результатов  деятельности субъектов «ядра» госсектора и публичное представление соответствующего регулярного отчета

2014 год

 

Б . Уточнение  границ «ядра» госсектора

 

Определение процедур по регулярному уточнению  границ деятельности субъектов «ядра» по мере развития экономики, расширения предпринимательской инициативы

2014 год

 

Определение плана по снижению прямого государственного участия в финансовых институтах развития, привлечению внебюджетных инвестиций для их деятельности и уточнению законодательных основ их деятельности

2015 год

 

Уточнение плана  по преобразованию государственных  корпораций                                                                                                             2015 год

 

В. Определение  оптимальных уровней государственного прямого участия в компаниях

 

Снижение  предельного порога мажоритарного  контроля по крупным компаниям до уровня 50%+1 акция

2013 год

 

Определение форм и назначения миноритарного  контроля, отказ с 2015 года от использования специального права

2014 год

 

Разработка  и законодательное закрепление  допустимых способов   контроля после  отказа от доминирующего участия государства:

- публичный контроль правительства за мерами, принимаемыми корпоративным руководством;

- право правительства накладывать вето на корпоративные решения отдельных 
приватизированных компаний, определенное в законе);

- определение по небольшому кругу компаний «индивидуальных» законов, определяющих цели, 
направления и принципы их деятельности, особенности управления их деятельностью;

- предприватизационное определение условий (особенностей) деятельности компании, 
долговременные частно-государственные соглашения.

2014 год

Задача  №6. Совершенствование корпоративного управления в компаниях с государственным  участием

 

А. Определение особенностей модели корпоративного управления и совершенствование  функционирования советов директоров в компаниях с государственным участием

 

Введение  обязательного порядка оценки эффективности  деятельности совета директоров независимыми экспертами (не реже 1 раза в 3 года)

2012 год

 

Разработка  норм, устанавливающих обязательность   утверждения и соблюдения годового плана заседаний совета директоров; введение ограничений по проведению заочных заседаний

2012 год

 

Р азработка  требований и регламентов регулярной оценки деятельности совета директоров силами профессиональных консультантов

2012 год

 

Внесение  уточнений в законодательство о страховании ответственности директоров (страховые выплаты не должны   облагаться подоходным налогом)

2012 год

 

Р азработка  модельного кодекса (использование  Кодекса корпоративного управления) для советов директоров и его применение по принципу «выполняй-или-объясняй»

2013 год

 

Р азработка  механизмов и процедур назначения топ-менеджеров в компаниях с государственным участием на основе открытого конкурса и отбора на основе публичных рекомендаций советов директоров общим собраниям акционеров

2014 год

 

Введение  принципа обязательной ротации аудиторских  компаний   (не более 3 лет подряд для одной аудиторской компании, ее дочерних, зависимых и/или головных структур, иных аффилированных структур)

2012 год

 

У нификация  требований (исправление диспропорций) в размещении публичной информации компаний с государственным участием;

2012 год


 

 

Окончание Приложения Г

Окончание табл. 1

 

Б . Совершенствование  механизмов представления интересов  государства

 

А нализ целесообразности требования об использовании института  независимых директоров для всех компаний с участием государства    без исключения и разработка критериев   обязательного использования института независимых директоров

2012 год

 

Р азработка  системы мотиваций и ответственности  для представителей ФОИВ в советах директоров компаний с государственным участием

2013 год

 

Проработка возможности замены института директив на институт рекомендаций для большинства компаний с участием государства    (представители государства как акционера готовят для совета директоров рекомендации по предстоящим решениям, члены совета директоров следуют рекомендациям исходя из интересов компании в целом и с учетом индивидуальной   ответственности)

2014 год

 

В. Развитие института  независимых директоров

 

Введение  запрета для «перекрестного представительства» между компаниями с государственным участием (представители исполнительных органов одних компаний (банков) с государственным участием избираются в качестве «независимых» директоров других компаний (банков) с государственным участием)

2012 год

 

Р азвитие  процедур и критериев подбора  независимых директоров, в том числе с участием саморегулируемых организаций

2013 год

 

Повышение роли и статуса независимых директоров в компаниях с государственным  участием в сочетании с усилением ответственности, в том числе:

определение права вето (права требовать   отсрочки принятия решения)   независимого директора по перечню вопросов;

введение  правила «ограничение снизу» для  определения периода пребывания независимого директора в этой должности (не менее 2-4 лет для крупных компаний;

ограничение числа сроков пребывания в должности независимого директора одной компании;

определение права для независимого директора  представить годовому собранию акционеров альтернативный отчет о деятельности компании;

определение   возможности проведения заседаний  независимых директоров отдельно от менеджеров;

обязательность  руководства комитетами (по стратегии, по вознаграждениям, по аудиту) со стороны независимых директоров;

мониторинг (анализ) деятельности независимых директоров, выдвинутых общественными организациями (принцип разделения репутационной ответственности).

2013 год

Информация о работе Специфика государственной собственности на современном этапе