Сравнение правовых систем

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 19:33, реферат

Описание работы

Сравнение правовых систем, сосуществующих на географической карте, — дело такое же давнее, как и сама правовая наука. Например, изучение 153 конституций греческих и варварских городов лежит в основе трактата Аристотеля о политике (IV век).
В современном мире каждое государство имеет свое право, а бывает и так, что в одном и том же государстве действуют несколько конкурирующих правовых систем. Свое право имеют и негосударственные общности; каноническое право, мусульманское право, индусское право, иудейское право. Существует также международное право, призванное регулировать во всемирном или региональном масштабе межгосударственные и внешнеторговые отношения. Право разных стран сформулировано на разных языках, использует различную технику и создано для обществ с весьма различными структурами, нравами, верованиями.

Файлы: 1 файл

Правовые семьи.DOC

— 89.00 Кб (Скачать файл)

В США, как и в Англии, существует общее понятие юридической профессии; всякая деятельность, связанная с этой профессией, осуществляется под контролем судов и не пользуется той свободой, которая допускается в отношении торговли  и иных занятий. За исключением этого, в США и в Англии все различно: и способ обучения, и профессиональная организация юристов.

Законы США — это, с одной стороны, федеральные законы, а с другой — законы штатов.

Среди профессиональных законов особое место занимает основной закон , то есть Конституция США. Существование писаной Конституции, содержащей Декларацию прав, — один из элементов, глубоко отличающий право США от английского права. Отличие и в том, что в США принят принцип, неизвестный в Англии, — принцип судебного контроля над конституционностью законов.

Страны романо-германского права и страны общего права неоднократно соприкасались на протяжении веков. И там, и здесь право испытывало влияние христианской морали, а господствовавшие начиная с эпохи Возрождения философские течения выдвинули на первый план идеи индивидуализма, либерализма, понятия субъективных прав. Общее право и сегодня сохраняет структуру, весьма отличающуюся от права романо-германской семьи, но при этом возросла роль закона и методы, используемые каждой из этих семей, сблизились. Норма права все более и более понимается в странах общего права так же как и в странах романо-германской семьи, ну из этого следует, что по существу, и там, и здесь по ряду вопросов принимаются очень сходные решения, основанные на одной и той же идеи справедливости.

Стремление говорить о единой семье западного права тем более сильно, что в некоторых странах существуют такие правовые системы, которые трудно отнести с определенностью к этой или другой правовой семье, так  как они много заимствовали и там, и тут. В числе таких смешанных правовых систем можно назвать шотландское право, право Израиля, Южно-Африканской республики, провинции Квебек, Филиппин. Семьи романо-германского и общего права юристами стран бывшего социалистического лагеря часто объединялись под общим термином “буржуазное право”.

Социалистические правовые системы составляли третью правовую семью, отличающуюся от двух первых. Правовые системы стран, входящих ранее в социалистический лагерь, принадлежали когда-то к романо-германской правовой семье. Они сохраняли ряд черт этой семьи. Норма права рассматривалась как общая норма поведения: сохранялась в значительной степени и система права, и терминология юридической науки, основанной трудом европейских университетов и восходящей к римскому праву.

Однако наряду с некоторым сходством правовые системы бывших социалистических стран имели такого рода отличия по сравнению с правом романо-германской семьи, на основании которых закономерно считались самостоятельной правовой семьей. Руководители социалистических стран видели цель в создании общества нового типа, в котором не должно быть ни государства, ни права. По этой причине единственным источником социалистического права6 являлось революционное творчество законодателя, которое должно было выражать волю народа, руководимого коммунистической партией. В соответствии с доктриной марксизма-ленинизма, являющейся официальной, законодатель стремился прежде всего создать новый экономический строй. Средства производства обобществлены. Сфера отношений между гражданами в этих условиях становится меньше, чем она была ранее. Частное право уступает господствующее место праву публичному.

Правовая семья социалистических стран родилась в СССР, где после революции 1917 года стало развиваться новое, оригинальное право.

Развитие советского права включает два главных этапа. Первый ( от 1917 года до принятия Конституции СССР 1936 года) — построение социализма. Второй ( начиная с 1936 года до 1991 года — развала СССР) — дальнейшее развитие социалистического государства к коммунизму.

Итоги двадцатилетних усилий первого этапа были подведены в 1936 году, когда была принята новая Конституция: эксплуатация человека человеком ликвидирована, производительные силы отданы в распоряжение общества и эксплуатируются в интересах всех, многонациональное государство разрешило конфликты между народами, впервые в мире построено социалистическое государство, создана социалистическая правовая система и таким образом открыт путь к дальнейшему прогрессу и построению коммунизма.

За второй этап коммунистическое общество построено не было. Диктатура пролетариата, сыграв свою роль, перестала быть необходимой в СССР, государство не заменилось самоуправлением. Государство, далекое от отмирания было сильно и мощно как никогда. Советское право также не отмерло; оно было более обширно и императивно, чем когда-либо. Советское государство было государством социалистическим, основанным на экономическом базисе, соответствующим марксисткой доктрин и глубоко отличающемся от структуры буржуазных государств. За время прошедшее после 1936 года, несмотря на трудности и на тяжелую войну, которая причинила бесконечные страдания народу и понесла серьезный ущерб экономике, Советский Союз стал могущественен как никогда в национальном, и в международном плане.

Смысл слова “ социалистическая” в применении к законности заключался в следующем: Советские граждане должны соблюдать законы потому, что эти законы справедливы, а справедливы они потому, что их издает социалистическое государство, которое выражает интересы всех, а не какого-либо привилегированного класса. Советское социалистическое право видело свои первоочередные функции в том, чтобы способствовать должной организации экономических сил общества и выработке новых форм поведения граждан. Несоблюдение права в Советском Союзе — это не только посягательство на интересы тех или иных лиц, это не только вызов морали, это, вместе с тем, угроза успешному осуществлению государственной политики. В.И.Ленин писал: “ Мы ничего “ частного” не признаем, для нас все в области хозяйства есть “ публичноправовое, а не частное”, т.е. все советское право нацелено было на создание нового социального порядка. Нарушение права привлекало поэтому внимание не только того, кто явился непосредственной жертвой этого нарушения, но и государственных органов и самого государства. То есть принцип законности в Советском Союзе был более необходим и соблюдался строже, чем в буржуазных странах.

Как особая гарантия принципа социалистической законности был создан особый Институт — прокуратура. Был возрожден старинный русский институт, созданный Петром Великим в 1722 году, — “ царево око”. Прокуратура — совершенно автономное учреждение, построенное по иерархическому принципу и независимое от всех министерств и местных Советов;  наоборот, контролирующая их деятельность. Подчинена прокуратура единому руководителю — Генеральному прокурору СССР, который избирался Верховным Советом СССР сроком на пять лет. На нее возложено судебное преследование по уголовным делам, без санкции прокурора и прокуратуры никто не мог быть арестован; широкая публичная власть, надзор за юридической и управленческой сторонами деятельности.

Очевидно и неоспоримо, что закон в широком смысле слова представлял собой основной источник Советского права, где первенство закона связано с тем, что в нем видели наиболее естественный способ создания права, которое при этом отождествлялось с волей правящих. Законы и указы были основой Советского правопорядка.

Как и в СССР, во всех европейских социалистических государствах основным источником права являлся закон. Сразу же после прихода к власти коммунистических партий были проведены значительные кодификации, особенно в Польше, Чехословакии и Югославии, где ранее право не было унифицировано в общенациональном плане.

Судебная система в этих странах  построена была на тех же принципах, что и в СССР, но были и отличия в том, чтобы не полностью воспроизводить советскую модель, понимая, что некоторые черты советской системы связаны со специфическими условиями этой страны (например, большинство социалистических стран не являлись федерациями).

В системе советского права семейное право отделилось от гражданского, исчезло торговое право, появилось колхозное и жилищное право. Но тем не менее по внешнему виду она такая же, как и система права романо-германского типа.

Для конституционного права характерна была ведущая роль, отведенная коммунистической партии, и осуществление власти и управления Советами всех уровней. Можно вспомнить к каким последствиям привели в 1968 году в Чехословакии попытки поставить под сомнение руководящую роль коммунистической партии.

Советская доктрина отказалась от основного деления права, принятого в романо-германской правовой семье ( публичное и частное ). Гражданское право, подобно процессу или административному праву, составляло часть публичного права. Частная собственность была переименована в личную, чтобы подчеркнуть, что собственность может быть использована исключительно для удовлетворения потребностей лица в соответствии с назначением объекта собственности, но не для извлечения доходов и спекуляции.

Три рассмотренные правовые семьи являются несомненно основными в современном мире. Нет ни одной правовой системы, которая не позаимствовала бы те или иные элементы у одной их этих семей, и может даже показаться, что все другие системы — это не более чем пережитки, призванные исчезнуть в более или менее далеком будущем по мере прогресса цивилизации.

Однако подобное мнение не более чем прошлая гипотеза, не соответствующая реалиям, которые мы видим в современном мире. Конечно, все государства в какой-то мере заимствуют западные идеи, поскольку это представляется им необходимым для сохранения независимости и прогресса в развитии. Наши современники не склонны отказываться от представлений, которые еще недавно были общепринятыми в их странах. Все признают техническое превосходство Запада, но ситуация меняется, когда речь идет о превосходстве западной цивилизации в целом. Мусульманский мир, Индия, Дальний Восток, Африка, далеки от того, чтобы безоговорочно присоединиться к ней. Они в значительной мере остаются верны взглядам, в которых право понимается совсем иначе и не призвано выполнять ту же роль, что и в западных странах. И мимо этого факта не может пройти правовая практика современного мира, если она хочет быть реалистичной. Принципы, которыми руководствуются незападные страны, бывают двух видов. Одни признают большую ценность права, но само право понимают иначе, чем на Западе. Другие отбрасывают саму идею права и считают, что общественные отношения должны регламентироваться иным путем. Первые — это страны мусульманского, индусского и иудейского права; вторые — это страны Дальнего Востока, Африки и Мадагаскара.

В мусульманских странах внимание сконцентрировано на идеальной системе - мусульманском праве, связанном с религией ислама. Местные обычаи рассматриваются при этом как чисто фактические явления, а законы - как управленческие меры временного и местного значения, которые далеко не в полной мере достойны пользоваться правом. Примерно тоже самое можно сказать об иудейском праве. И в Индии тщательно различают драхму - учение о справедливом  - и арту - то, что обеспечивают богатство и власть.

Выделим мусульманское и индусское право среди основных систем современного права.

Мусульманское право. Мусульманское право в отличие от ранее рассматриваемых правовых систем не является самостоятельной отраслью науки. Оно лишь одна из сторон религии ислама. Эта религия, содержит, во-первых, теологию, которая устанавливает догмы и уточняет, во что мусульманин должен верить; во-вторых, шар, то есть предписание верующим, что они должны делать и чего не должны. Шар, или шариат, означает в переводе "путь следования" и составляет то, что называют мусульманским правом. Шариат основан на идее обязательств, возложенных на человека, а не на правах, которые он может иметь. Санкции за невыполнение обязанностей, возлагаемых на верующего, является грех того, кто их нарушает. Применяется мусульманское право только в отношениях между мусульманами; религиозный принцип, на котором это право основывается, отпадает, когда одна из сторон не является мусульманином.

В исламе господствует концепция теократического общества, в котором государство имеет значение лишь как служитель установленной религии. Мусульманские юристы и теологи разработали, исходя из божественных откровений, целую систему очень детализированного права, права идеального общества, которое установится в один прекрасный день во всем мире и будет полностью подчинено религии ислама. Тесно связанное с религией и с цивилизацией ислама, мусульманское право может быть по-настоящему понято только тем, кто имеет хотя бы минимальное общее представление об этой религии и об этой цивилизации. Ни один исламист не может игнорировать мусульманское право. Ислам по своей сущности, как и иудаизм, - это религия закона.

Доктринальное изложение мусульманских законов (орикх), имеет два раздела. по всей структуре, по своим категориям и понятиям мусульманское право весьма оригинально по сравнению с уже рассмотренными правовыми системами.

Мусульманское право имеет четыре источника права. Это прежде всего Коран - священная книга ислама, затем сунна, или традиции, связанные с посланцем бога, в-третьих, иджма, или единое соглашение мусульманского общества, и, наконец в-четвертых, кийас, или суждение по аналогии.

Коран - бесспорно, первый источник мусульманского права, состоящий из высказываний Аллаха последнему из его пророков и посланцев Магомету.

Сунна - это сборник адатов, то есть традиций, касающихся действий и высказываний Магомета, рассказывает о бытии и поведении пророка, примерам которого должны руководствоваться верующие.

Иджма составлена по единодушному согласию докторов ислама, не имеет ничего общего с "обычаем" европейского права. "Ученые - наследники пророков"; единогласное мнение докторов права, защитников ислама, объединяющих традицию, обычай и практику, чтобы установить таким путем норму, принцип или институт права, получает значение и силу юридической истины.

Мусульманское право продолжает быть одной из крупных систем современного мира и регулировать отношения между более чем 500 миллионами мусульман. Наряду с его неизменностью следует отметить и его гибкость. Между двумя этими чертами нет никакого противоречия. Право неизменно, но оно предоставляет такие возможности обычаю, соглашению сторон, административным регламентам, которые позволяют, не изменяя самого права, вводить положения, удовлетворяющие потребности современного общества.

Мусульманское право оказало глубокое влияние на историю развития государства и права целого ряда сторон Востока. Сфера его действия как юридического и идеологического фактора остается весьма широкой, что определяется тесными связями мусульманского права с исламом как религиозной системой. Из всех мировых религий ислам наиболее близко соприкасается с государством и правом. Связующим звеном здесь выступает мусульманское право и исламская правовая идеология. Подчеркивая государственный характер ислама, мусульманское право всегда стояло в центре его учения.

Информация о работе Сравнение правовых систем