Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 19:33, реферат
Сравнение правовых систем, сосуществующих на географической карте, — дело такое же давнее, как и сама правовая наука. Например, изучение 153 конституций греческих и варварских городов лежит в основе трактата Аристотеля о политике (IV век).
В современном мире каждое государство имеет свое право, а бывает и так, что в одном и том же государстве действуют несколько конкурирующих правовых систем. Свое право имеют и негосударственные общности; каноническое право, мусульманское право, индусское право, иудейское право. Существует также международное право, призванное регулировать во всемирном или региональном масштабе межгосударственные и внешнеторговые отношения. Право разных стран сформулировано на разных языках, использует различную технику и создано для обществ с весьма различными структурами, нравами, верованиями.
Исследователи мусульманского права отличают две его характерные и взаимообусловленные особенности - религиозное происхождение ("божественную природу") и тесную связь юридических предписаний с мусульманским богословием, нравственными нормами, правилами культа. Основополагающими нормами являются юридические предписания Корана и сунны ( собрания имеющих правовое значение преданий). Они имеют казуальное происхождение (частичные случаи при решении пророком конкретных конфликтов, а при отсутствии такого - формулирование новых правил поведения на основе расширительного толкования этих источников). Предписания Корана и сунны, а также казуально-нормативные решения сподвижников Пророка и их первых последователей теоретически рассматриваются в качестве основы мусульманского права в целом и любой из его отраслей.
В начале XX в. в мусульманских странах были приняты первые кодифицированные акты и в сфере "личного статуса". В настоящее время в большинстве из них (Египет, Алжир, Сирия, Ирак, Ливан, Тунис, Сомали и др.) мусульманское право сохраняет за собой роль регулятора именно этой отрасли, в которой действуют изданные государством нормативно-правовые акты, закрепляющие соответствующие принципы и нормы орикха (мусульманского права).
В других странах (Саудовская Аравия, Ливия, Пакистан, Судан и др.) сфера действия мусульманского права более значительна и не редко охватывает не только "личный статус", но и уголовное право и процесс, некоторые виды финансово-экономических отношений и даже отдельные институты государственного права. Мусульманская юриспруденция определяет норму мусульманского права как правило поведения, установленное Аллахом - законодателем по какому-либо вопросу для верующих прямо - путем откровения, или косвенно - в форме вывода, сделанного крупнейшими знатоками шариата на основе толкования воли Аллаха. Считается, что любая норма должна формально основываться на одном из "источников".
По содержанию все нормы мусульманского права его доктрина подразделяет на две основные группы. Первая включает предписания, содержащие оценку того или иного поступка человека. В этом отношении все поступки принято делить на пять категорий - обязательные, рекомендуемые, порицаемые, разрешаемые и запрещенные. Ко второй группе относятся нормы, формирующие правила поведения в определенных ситуациях, а также определяющие условия и последствия деяний.
Мусульманское право в целом - это в значительной мере частное право, исторически возникшее из отношений собственности, обмена, личных неимущественных связей. Главное место в нем занимают правила поведения, ориентирующиеся на религиозные принципы и религиозно-нравственные критерии.
К началу XX в. лишь в странах Аравийского полуострова и Персидского залива мусульманское право сохранило свои позиции и действовало универсально в своем традиционном виде. Остальные страны к середине XX в. отказались от орикха как основной правовой формы, и, например, правовые системы наиболее развитых арабских стран с некоторыми отступлениями стали строиться по двум основным образцам: романо-германскому (французскому) - Египет, Сирия, Ливан и англо-саксонскому - Ирак, Судан.
В настоящее время ни в одной из рассматриваемых стран мусульманское право не является единственным действующим правом. Но в тоже время ни в одной мусульманской стране оно не потеряло полностью своих позиций в качестве системы действующих правовых норм. В конечном счете направление и глубина воздействия мусульманского права на современное правовое развитие той или иной стороны обусловлены достигнутым его уровнем экономического и культурного развития.
Взяв за основу масштабы применения норм мусульманского права и степень его влияния на действующее законодательство, можно предположить следующую классификацию современных правовых систем зарубежного Востока.
Первую группу составляют правовые системы Саудовской Аравии и Ирана, где мусульманское право продолжает применяться максимально широко. Прежде всего его нормы и принципы оказывают глубокое влияние на конституционное законодательство и сложившуюся здесь форму правления. Мусульманское право в них играет ведущую роль и в других отраслях действующего права, что находит свое подтверждение и на конституционном уровне. В сфере личного статуса мусульманское право продолжает в целом применяться в своей традиционной форме. Это же относится и к принципам судоустройства, а также правилам судебного процесса. В этих странах функционируют специальные учреждения мусульманского контроля и инспекции (хисба), которые без суда и следствия могут налагать мусульманские наказания за отклонение от правил торговли, общественного порядка или норм морали.
Вторую группу составляют правовые системы Ливии, Пакистана, Судана. Сфера действия мусульманского права здесь является не столь всеобъемлющей как в предыдущей группе, но все же остается весьма существенной. Принципы и нормы мусульманского права оказывают заметное влияние на основные акты конституционного характера, на структуру и деятельность государственного механизма.
В этих странах орикху официально отводится главное место в правовой системе в целом и мусульманское право без каких-либо изъятий продолжает регулировать отношения личного статуса и правовое положение вакфов, сохраняются и мусульманские суды.
В самостоятельную группу могут быть выделены правовые системы ряда стран Персидского залива - ОАЭ, Кувейта, а также Юго-Восточной Азии - Пруссия, отдельных штатов Малайзии. Основные законы этих стран закрепляют государственный характер ислама и провозглашают мусульманское право основным источником законодательства. Правовые системы этих стран испытывают заметное влияние мусульманского права, хотя и не такое глубокое, как в двух предыдущих.
Наиболее многочисленную группу составляют правовые системы большинства арабских стран (Египта, Сирии, Ирака, Ливана, Марокко, Иордании, Алжира), а также ряда стран Африки (Сомали, Мавритании, северных штатов Нигерии) и Азии (Афганистана).
Конституционное право этих стран закрепляет особое положение ислама и мусульманского права. Так, конституции многих из них предусматривают, что главой государства может быть только мусульманин, а мусульманское право является источником законодательства. В целом сфера действия мусульманского права в данной группе стран достаточно ограничена. Нормы мусульманского права о наследовании, завещании, вакорах, опеке, попечительстве и ограничении дееспособности в большинстве из них распространяется на всех граждан, в том числе и не мусульман.
Особую группу составляют правовые системы тех африканских (Танзания, Мали, Чад) и азиатских (Индия, Филиппины) стран, где мусульманское право продолжает регулировать отношения личного статуса среди мусульман, а также правовое положение вакоров, сбора и расходования заката. В них действуют мусульманские суды.
И особое положение занимают правовые системы Туниса и НДРЙ. Их брачно-семейное законодательство испытывает определенное влияние мусульманского права, однако отказывается отряда его основополагающих институтов: например, в Тунисе законодательно запрещена полигамия, а в НДОЙ - женщина имеет равные права с мужчиной в семейных отношениях. В обеих странах ликвидированы мусульманские суды. Сфера действия мусульманского права здесь наименее значительна.
Мусульманское право постепенно теряет самостоятельное значение на уровне системы права в целом.
Мусульманская правовая форма неразрывно связана с религией, оказывающей до сих пор громадное воздействие на народные массы. Из всех современных мировых религий ислам наиболее тесно связан, соприкасается с политикой, государством и правом. Связующим звеном здесь выступает мусульманское право, которое оказывает воздействие на современное правовое развитие стран Востока прежде всего через правовую идеологию и психологию.
Конкретно историческая роль мусульманского права определяется в первую очередь характером господствующих в той или иной стране классовых сил. Оно несет на себе отпечаток феодальной правовой формы с ее неопределенностью и запутанностью, что обуславливает плюрализм и противоречивость содержания как системы в целом, так и многих отдельно взятых норм. Поэтом существуют объективные основания для акцента как на пережиточных, так и на относительно прогрессивных элементах мусульманского права.
Индусское право. Вторую систему традиционного права, которую признает и авторитет которой чтит очень широкое общество; составляет индусское право.
В развитии индусского права с древнейших времен можно проследить две взаимосвязанные закономерности. Первую условно можно назвать процессом секуляризации права, который шел вместе с усилением позиций государства, светской власти, и вторая закономерность - расширение сфер общественных отношений, регулируемых правом, которые ранее регламентировались не правовым обычаем, обыкновением.
Индусское право - оригинальная система права, которая развивалась в древности вне зависимости от других правовых систем, что свидетельствует об относительно высоком уровне правовой культуры в древнеиндийском обществе.
Индусское право - это право общины, которое в Индии и других странах Юго-Восточной Азии исповедует индуизм. Так же как ислам, индуизм обязывает своих последователей, помимо принятия на веру определенных догм, и к определенному пониманию мира. Это понимание предлагает особую общественную структуру и особый образ жизни, то есть религиозные предписания в огромной степени играют ту же роль, которая в других типах обществ принадлежит праву.
Цивилизация Индии отлична от христианской или исламской цивилизации. Для мусульман и евреев основным является принцип Священного писания, согласно которому все люди равны перед богам, по образу и подобию которого они созданы. Индуизм не знает этой фундаментальной западной концепции.
Для него "человек" - простая абстракция: имеются лишь "люди", разделенные с момента рождения на социальные иерархические категории, каждая из которых имеет свою систему прав и обязанностей и даже мораль.
Нормы, говорящие о поведении людей, изложены в книгах, именуемых шастры. Имеются шастры трех видов, ибо мир покоится на трех основах и поведение людей можно определить тремя движущими силами: добродетелью, интересом и удовольствием. Шастры учат людей как они должны вести себя, чтобы быть угодными богу, и это наука драхма. Другие шастры учат, как разбогатеть и специально искусству руководить (артха - наука пользы и политики). Шастры развивают также науку удовольствий (кама). Все три шастры - легитимны. Каждый должен вести себя так, как это предписано социальной касте, к которой он принадлежит: брахман в соответствии с драхмой, правители и торговцы - с артхой, а женщины, у которых нет собственной посмертной судьбы - с камой.
В драхме правовые нормы сформированы и сгруппированы иначе, чем в западном или мусульманском праве. Религиозные и правовые предписания перемешаны друг с другом.
Мусульманское господство в Индии (в XVI веке) затормозило развитие индусского права. Суды применяли только мусульманское право. Поэтому право оставалось только сферой религии, приличий и нравов.
Установление английского господства (XVII и XVIII века) оказало также значительное влияние на развитие индусского права.
Индусское право в наши дни остается правом, применяемым только к индусской части населения Индии. Оно регламентирует их личный статус, который понимается весьма широко. Он включает не только неимущественные отношения, но распространяется и на важные имущественные права, каковыми считают право наследования или статус общности семейного имущества. Индусское право проникает через этот канал в предпринимательское право.
Индусское право - это право сообщества, объединяемого брахманизмом. Сейчас наблюдается стремление заменить это право правом национальным, применение которого не зависит от религиозной принадлежности граждан. Современная тенденция Индии - заменить традиционные концепции религиозного права ( индусского, мусульманского) западной концепцией светского права, не связанного с религией. Это национальное право Индии называют индийским правом в отличие от индусского права.
Правовые системы Дальнего Востока. Страны Дальнего Востока весьма различны как по их истории, так и взятые в современном состоянии. В отличие от Запада народы этих стран не склонны верить в право как средство обеспечения социального порядка и справедливости и оно играет незначительную роль.
В суды здесь обращаются, и право находит применение лишь тогда, когда исчерпаны все другие способы разрешить конфликт и восстановить порядок. Строго очерченные решения, которые дает право, связанное с ним принуждение - все это встречает крайнее неодобрение. Здесь исходят из того, что социальный порядок должен охраняться по преимуществу методами убеждения, техникой посредничества, самокритичными оценками поведения, духом умеренности и согласия.
Рассмотрим право двух главных стран Дальнего Востока - Китая и Японии.
Китайское право. Традиционная для Китая концепция общественного строя, развивавшаяся до XIX века вне какого-либо иностранного влияния, полностью отличается от западной концепции, Ее фундаментальная идея, далекая от религиозной догмы, - постулат о существовании строя, в котором взаимодействуют земля, небо и люди - хозяева своих поступков, поэтому от того, как они ведут себя, зависит, будет в мире порядок или, наоборот, беспорядок.
Гармония, от которой зависит равновесие в мире и счастье людей, предстает в двух аспектах. Во-первых, как гармония между человеком и природой. Поведение людей должно соответствовать естественному порядку. Чтобы избежать эпидемии, неурожая, наводнения и т. д. следует учитывать расположение планет, время года и т. п. Правители должны подавать пример жизни в соответствии с естественным порядком: это их основная задача. Добродетель и мораль - более важные качества правителей, чем их практические познания.