Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 19:33, реферат
Сравнение правовых систем, сосуществующих на географической карте, — дело такое же давнее, как и сама правовая наука. Например, изучение 153 конституций греческих и варварских городов лежит в основе трактата Аристотеля о политике (IV век).
В современном мире каждое государство имеет свое право, а бывает и так, что в одном и том же государстве действуют несколько конкурирующих правовых систем. Свое право имеют и негосударственные общности; каноническое право, мусульманское право, индусское право, иудейское право. Существует также международное право, призванное регулировать во всемирном или региональном масштабе межгосударственные и внешнеторговые отношения. Право разных стран сформулировано на разных языках, использует различную технику и создано для обществ с весьма различными структурами, нравами, верованиями.
Во-вторых, гармония необходима в отношениях людей друг с другом. В общественных отношениях на первом плане должны находиться идея согласия, поиски консенсуса. Следует избегать осуждений, санкций, решений большинства. Несогласия должны как бы "растворяться", а не решаться. На переднем плане должны находиться воспитание и убеждение, а не власть и принуждение.
Вследствие таких взглядов китайцы отрицательно относятся к идее права, с его строгостью и абстрактностью. Человек не должен настаивать на своих правах, поскольку долг каждого - стремиться к согласию и забывать о себе в интересах всех. К юристам китайцы относятся с недоверием, т. к. они создают препятствия к достижению компромиссов.
Законы не являются нормальным средством решения конфликтов между людьми.
Традиционная китайская концепция не отрицает права, но полагает при этом, что оно хорошо для тех, кто не заботится о морали, для неисправимых преступников, наконец, для иностранцев, которым чужда китайская цивилизация. Китайский же народ прекрасно обходится и без права. Он не интересуется тем, какие нормы содержат законы, не обращается в суд и регулирует межличностные отношения так, как ему подсказывает смысл, следуя праву, а соглашению и гармонии. В атмосфере, где каждый готов признать свои ошибки, людей нетрудно заставить пойти на уступки и согласиться на вмешательство посредника; страх перед общественным мнением может придать этому согласию принудительных характер.
Народная поговорка гласит: "Выигранный процесс - потерянные деньги", что характеризует плохую организацию правосудия.
Тип общества, который существовал в Китае и всячески поддерживался в течении веков, соответствует тому, что предположило конфуцианство. Ячейка общества - это семья с иерархической организацией и почти абсолютной властью главы семьи. Община и само государство должны соответствовать этой модели семьи избегать сколько-нибудь значительного вмешательства в отведенный широкий круг дел. Жителю общины полагалось строго следовать ритам, соответствующим статусу, который житель имеет в общине. Соблюдение ритов, предписываемых обычаем, заменяло в Китае законопослушание.
В качестве основных принципов выступали: сыновняя любовь, подчинение высшим в иерархии, запрещение любых экцесов и возмущений. Да и власти остерегались править по произволу, так как сами были воспитаны в уважении к ритам.
Китай в течении веков жил, не знал организованных юридических профессий.
Конфуцианская мысль господствовала вплоть до нашего века, и право не интересовало китайцев. Общественный строй основывался на ритах и закон играл лишь второстепенную роль. Идея "общества без права" была поставлена под сомнение революцией 1911 года. После провозглашения республики велась редакционная работа по созданию кодексов (Гражданский, Земельный). Кодексы и законы применялись в Китае только в той мере, в какой они отвечали народному чувству справедливости и приличиям. Практика игнорировала законы, как только они нарушали традицию. В суды не обращались потому, что люди не знали своих прав, или потому, что они не хотели заслужить неодобрение общества. Возврат к конфуцианству казался желательным даже самым передовым умам.
В результате победы коммунистической партии, Китай в 1949 году стал Народной Республикой. Как и Советский Союз, он руководствовался идеологией марксизма-ленинизма. После 1957 года, когда, обнаружились первые трения с Советским Союзом, китайская революция взяла другой курс.
В годы начала "культурной революции" (1966 - 1969 гг.) принцип законности, который и так не был прочен ни в общественном сознании, ни в практике, оказался вновь отброшен. Были прекращены кодификационные работы. Партийные директивы заменили законы. Ограничена деятельность судов, поставленных под контроль исполнительных органов.
Фундаментальные различия между старым и сегодняшним Китаем в том, что исчезла идея о всеобщем порядке, присущем всей природе, исключая как естественные явления, так и поведение людей. А также в замене органов, на которые возлагалась в прошлом задача примирения, новыми. Было создано свыше 200 тысяч полуофициальных "народных посреднических комитетов", которые решали миллионы споров. Теперь важными стало не столько привести к соглашению противников, сколько обеспечить политический успех.
В Китае после 1949 года было издано не много законов. Причина в традиционной аллергии китайцев на право. Однако после смерти Мао в 1976 году наступило время перемен. После принятия Конституции в 1978 году активизировалось законодательство.
В странах Дальнего Востока и особенно в Китае, под сомнение поставлена сама ценность права. В глазах китайцев право не просто далеко от того, чтобы быть фактором порядка и символом справедливости; оно - орудие произвола, фактор, нарушающий нормальный порядок вещей. В своем поведении человек должен руководствоваться не юридическими мотивами, а стремлением к гармонии и миру.
Согласительные процедуры ценнее правосудия, и конфликт следует гасить путем посредничества, а не решать правовым путем. Конечно, могут существовать законы как средство устрашения или как какая-то модель. Но они создаются не для того, чтобы применяться. Весь Дальний Восток традиционно придерживается именно такого взгляда, выразив его в формуле "право хорошо для варваров".
Японское право. До 1853 года Япония не имела никакого контакта с Западом, в то время как отношения с Китаем занимало важное место в ее истории. Традиционный образ мысли в Японии, очень далекий от европейского, в самые различные эпохи подвергался влиянию Китая. Однако этот образ масли отличается от китайского: он сохранил свою ярко выраженную оригинальность, связанную с национальным характером японцев.
Первые наместники японского права появились в эпоху Тайка, начавшуюся в 646 году. Обязанности каждого класса уточнялись в юридических сборниках, именуемых рицу-рё.
Система распределения земель в VII веке, введенная рицу-рё, плохо функционировала в Японии. В IX и X веках стала развиваться система сеньории (сё) - неприкосновенного владения, освобожденного от налогов. Она превращается в крупное земельное владение с суверенной судебной властью.
Высшая каста (букэ, самураи) жила согласно собственному обычному праву (буке-хо), составлявшему ее личный статус. Действующий внутри касты "кодекс рыцарства" был основан на идее абсалютной преданности вассала своему сюзерену. Считалось оскорбительной даже сама мысль о том, что вассал может иметь права против своего сюзерена. Отношения вассала и сюзерена рассматривались подобно отношениям сына и отца.
В течении нескольких веков этика букэ существовала наряду с более детальной регламентацией, содержавшейся в рицу-рё, так как именно рицу-рё применялись к лицам, невходившим в военную касту.
В эпоху сёгунов Токугава (1603 - 1868 годы) Япония стала на путь политики изоляционизма. как реакция на европейское влияние конфуцианство стало официальной доктриной. В 1597 году была введена политика строгого надзора и доносов. Вест образ жизни японцев определялся тем, к какому классу они принадлежат; от этого зависел тип их дома, материал и цвет их одежды, их питание. Не могло быть и речи о правах лиц низшего класса в отношении вышестоящего класса. Сёгун, обладавший реальной властью, не считал, что рассмотрение споров входит в его функции. Он делал это лишь в исключительных случаях; вершил правосудие по своей дурной прихоти. В Японии не было правовых школ, профессиональных судей, адвокатов и нотариусов.
Если в эту эпоху и существовало право, в том числе даже писанные нормы, то речь может идет лишь о предписаниях, дававшихся высшими низшим. Низший мог только подчиняться. Идея права отсутствовала и в отношениях между членами одного класса. Нормы поведения (гири) были для отца и сына, мужа и жены, дяди и племянника, братьев между собой, а вне семьи - гири собственника и фермера, заимодавца м должника и т. д. Гири заменяли право, а по мнению некоторых японцев, и мораль. Кодекс чести, носящий характер обычая, определял поведение.
Быстрый подъем сделал Японию одной из главных наций нашей эпохи в области мировой торговли. Теперь там есть современное законодательство, которое роднит Японию с правовыми системами капиталистической Европы. Современное японское право ориентируется исключительно на законное право. Японский специалист по частному праву Харада построил на основе западных правовых систем или на базе римского права все без исключения статьи японского Гражданского кодекса.
Очень важные изменения внесены в японское право после 1245 года. Реформы, осуществленные с целью демократизации страны, дали Японии новую Конституцию (1946 г.), реорганизовали систему управления. Была перестроена судебная система, внесены изменения в действующие кодексы. Применение современного права наталкивается на мистический сентиментализм японцев, больше любящих поэзию, чем логику, и довольно равнодушных в силу самой их истории к идеям свободы и человеческого достоинства. Идея права не проникла в повседневную жизнь японцев. Большую часть деятельности судов Японии в области отношений между частными лицами составляет их примирение, а не решение дел по существу. Наилучший вариант - это не судебное решение, удовлетворяющее обе стороны, а отказ от иска и полюбовное соглашение. Вмешательство судьи - это признак социального неблагополучия, и в Японии всячески стремятся избежать такого вмешательства.
1 Кодификация — это техника, которая позволяла осуществить замыслы школы естественного права; завершит многовековую эволюцию правовой науки, четко изложив в отличие от хаоса компиляций Юстиниана право, соответствующее интересам общества. Это право и должно применяться судами.
2
3 “Иск о принятии на себя”, которым защищались договора, был действительно иском, деликтным по происхождению. Он мог привести только к присуждению убытков. Во многих случаях этого было недостаточно и сторона была заинтересована в реальном полученным того, что ей было обещано по договору. Ни один из исков, принимаемых королевским судом общего права, не позволял добиться такого результата.
4
5 Институционные факторы — воздействие федерального права ( различные поправки к Конституции, которые сделали федеральные суды защитниками гражданских прав и свобод от федеральных властей, с одной стороны, и от властей штатов, с другой).
6 Социалистическое право — право Советского Союза и наряду с ним и тех европейских стран, которые также приверженны коммунистическому идеалу. Между правом каждой из этих стран и советским правом не мало было различий, что вполне могло поставить под сомнение единство социалистической правовой семьи.