Сроки в гражданском праве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2014 в 11:53, дипломная работа

Описание работы

Право на защиту своих интересов, в судебном порядке, имеет каждый гражданин Российской Федерации. Чтобы воспользоваться данным правом, очень важно не пропустить срок. Гражданские правоотношения существуют во времени, которое во многих случаях оказывает важное влияние на их развитие. Особое значение это имеет для существования гражданских прав, которые ограничены во времени, например сроком действия заключенного договора, поскольку реализовать их можно лишь в течение данного времени. Во многих случаях и защита нарушенного права ограничена временными рамками. Поэтому осуществление и защита гражданских прав нередко напрямую зависят от фактора времени. Но юридическое значение имеет не сам по себе процесс течения времени, а его отдельные этапы, отрезки, называемые сроками. Наступление или истечение установленного срока влечет за собой правовые последствия в виде возникновения, изменения или прекращения правоотношений, т.е. является юридическим фактом.

Файлы: 1 файл

Диплом сроки.doc

— 420.50 Кб (Скачать файл)

2) Срок реализации сособственником права преимущественной покупки доли в праве общей долевой собственности (п. 2 ст. 250 ГК РФ). Продавец доли обязан известить в письменной форме остальных участников долевой собственности о намерении продать свою долю постороннему лицу с указанием цены и других условий, на которых продает ее. Если остальные участники долевой собственности откажутся от покупки или не приобретут продаваемую долю в праве собственности на недвижимое имущество в течение месяца, а в праве собственности на движимое имущество в течение десяти дней со дня извещения, продавец вправе продать свою долю любому лицу.

3) Льготный срок для возврата суммы кредита в ломбард (п. 5 ст. 358 ГК РФ). В случае не возвращения в установленный срок суммы займа, обеспеченного залогом вещей в ломбарде, ломбард по истечении льготного срока равного одному месяцу, вправе продать это имущество в порядке, установленном законом о ломбардах. После этого требования ломбарда к залогодателю погашаются, даже если сумма, вырученная при реализации заложенного имущества, недостаточна для их полного удовлетворения.

4) Сроки предъявления исков к поручителю (п. 4 ст. 367 ГК РФ). ГК РФ устанавливает срок, при котором поручительство прекращается. Так, поручительство прекращается с истечением срока, указанного договором поручительства. В случае если такой срок не установлен, оно прекращается, если кредитор в течение года со дня наступления срока исполнения не предъявил иска к поручителю. В случае если срок исполнения основного обязательства не указан или определен моментом востребования, поручительство прекращается, если кредитор не предъявил иск поручителю в течение 2 лет со дня заключения договора поручительства.

5) Сроки извещения порта о намерении собственника поднять затонувшее имущество19. Собственник затонувшего имущества, если он намерен поднять затонувшее имущество, должен известить об этом капитана ближайшего морского торгового порта или капитана ближайшего морского рыбного порта в течение одного года со дня, когда имущество затонуло. Капитан морского торгового порта или капитан морского рыбного порта в течение трех месяцев со дня получения заявления собственника затонувшего имущества устанавливает для собственника порядок подъема, а также срок, достаточный для подъема затонувшего имущества, но не менее чем один год со дня получения собственником уведомления капитана морского торгового порта или капитана морского рыбного порта о порядке и сроке подъема затонувшего имущества.

При рассмотрении конкретных споров, связанных с пропуском сроков, суды должны проанализировать правовую природу пресекательных сроков, обращая внимание на особенности последних в сравнении с претензионными, и иными сроками20.

 

§ 2. Претензионные сроки

 

Нормы действующего законодательства не предусматривают понятия претензионного срока. Законодательство придает претензионному порядку регулирования споров исключительный характер. Под претензионным обычно принято понимать срок, в течение которого управомоченное лицо до обращения в суд предъявляет претензию к обязанному лицу о добровольном восстановлении нарушенного права. Также понятием «претензионные сроки» охватываются как сроки для заявления претензий, так и сроки для ответа на претензии. Длительность претензионных сроков зависит от требований и характера споров.

Рассмотрим основные правила оформления претензии.

Прежде всего, в претензии должно быть точно указано, кому она адресована. В случае если подача претензии обусловлена необходимостью обмена (возврата) товара надлежащего качества, то в соответствии со ст. 25 Закона "О защите прав потребителей" покупатель может обратиться с таким требованием (а следовательно, и с претензией) только к продавцу, у которого был приобретен этот товар.

По данной позиции сложилась следующая судебная практика.

Дело №2-4969/10 от 09 декабря 2010 года.

Приволжский районный суд города Казани Республики Татарстан, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Л.Е.Н., Л.Ж.Н. к ООО «Юджине П» о защите прав потребителей и возмещении морального вреда. Истцы обратились в суд с иском к ответчику о защите прав потребителей и возмещении морального вреда, мотивируя свои требования тем, что 20.02.2010 года они приобрели в магазине «Jeans» ООО «Юджине П» в Моле «Парк Хаус» джинсы мужские в подарок супругу Л.Е.Н. При приобретении продавцы были уведомлены, что, поскольку джинсы приобретаются в подарок, размер может не подойти. Продавцы магазина уверили, что без проблем произведут обмен на товар из имеющегося ассортимента. Оплата была произведена Л.Ж.Н. своевременно в момент покупки в сумме 1759,00 рублей по безналичному расчету. Денежные средства с банковской карты были списаны, о чем пришло СМС уведомление. 23.02.2010 года джинсы были вручены в подарок, но оказались малы. Истцы указывают, что Л.Е.Н., потребитель по закону, 23.02.2010 года приехала в магазин с джинсами, чеком на покупку и паспортом, предложила продавцам магазина обменять товар на аналогичный, но только большего размера. В магазине нашлись такие джинсы, по цене 1569,00 рублей. Продавцы магазина в связи с тем, что товар был куплен по безналичному расчету попросили приехать Л.Ж.Н., так как именно она вносила оплату. Джинсы были отложены до вечера. В тот же день, 23.02.2010 года, около 19.00 часов, приехав в магазин, Л.Е.Н. и Л.Ж.Н. от продавцов узнали, что обмен производится через возврат. После произведенной процедуры возврата денег на банковскую карту Л.Ж.Н., продавцы заявили, что деньги она увидит только через три дня и попросили за выбранный на обмен товар заплатить вновь. Вместе с тем, как указывают истцы, на Интернет - сайте «Jeans» в разделе «вопрос- ответ» выставлена информация о порядке обмена или возврата, где четко сформулировано, что в магазине действует или обмен, или возврат. По мнению истцов, данная информация вводила потребителей в заблуждение, что привело к нарушению, ущемлению прав потребителей, так как не получив деньги за сданный товар, потребитель был поставлен в условия повторного приобретения товара. Как следует из ответа, предоставленного Л.Ж.Н., возврат денег производится в соответствии с договором между кредитной организацией и предприятием торговли. Потребитель поставлен в условия, о которых ему заведомо не было предоставлена информация. Суд, выслушав участников процесса, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему. Согласно ст. 56 ГПК РФ каждая сторона должна доказывать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Организацией либо индивидуальным предпринимателем, производящими товары для реализации потребителям, реализующими товары потребителям по договору купли-продажи, выполняющими работы и оказывающими услуги потребителям по возмездному договору, - с другой стороны.

Исходя из изложенного, рассмотрев требования Л.Е.Н. о компенсации морального вреда, суд полагает, что она, не являясь стороной по договору купли - продажи, не является потребителем, на ее отношения с ответчиком не распространяется закон о защите прав потребителей, в связи с чем, исковые требования Л.Е.Н. подлежат отклонению.

Принимая во внимание вышеизложенное, рассмотрев дело по представленным доказательствам, суд приходит к выводу, что исковые требования подлежат удовлетворению частично.

Руководствуясь ст.ст. 12, 56, 67, 194-199, 338 ГПК РФ, суд решил. Исковые требования удовлетворить частично. Признать действия общества с ограниченной ответственностью «Юджине П» по отказу в обмене товара незаконными. Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Юджине П» в пользу Л.Ж.Н. в счет возмещения морального вреда 1000,00 рублей, в остальной части отказать. В удовлетворении исковых требований Л.Е.Н. отказать. Взыскать с ООО «Юджине П» в соответствующий бюджет государственную пошлину в размере 400,00 рублей.

В случае приобретения товара ненадлежащего качества в соответствии со ст. 18 Закона "О защите прав потребителей" требования потребителя могут быть предъявлены продавцу, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру или изготовителю, организации, выполняющей функции изготовителя на основании договора с ним. Право выбора предоставлено потребителю. Но, как правило, претензии предъявляются продавцу. Однако в случае приобретения товара в одном из магазинов торговой сети покупатель вправе обратиться с претензией в любой из магазинов данной торговой сети при условии, что они действуют от одного и того же юридического лица или индивидуального предпринимателя.

В соответствии с преамбулой Закона о защите прав потребителей продавцом является организация независимо от ее организационно-правовой формы, а также индивидуальный предприниматель, реализующие товары потребителям по договору купли-продажи. Следовательно, претензия предъявляется не конкретной торговой точке, в которой был приобретен товар, а юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю. Торговая точка в данном случае может служить лишь местом предъявления претензии.

В претензии необходимо также указать статус адресата (продавец, изготовитель, импортер и т.д.), его наименование (если это юридическое лицо) или инициалы и фамилию (если это индивидуальный предприниматель), а также место его нахождения.

Информацию о наименовании продавца, изготовителя и т.д. можно получить прежде всего из кассового и товарного чека (если они сохранились), а также из документации, прилагаемой к товару, в том числе на его упаковке. В этом случае у потребителя останутся доказательства, где именно он нашел соответствующую информацию.

Уточнить адрес, по которому необходимо направлять претензию, можно на специальном стенде для потребителей, который должен быть оформлен в каждом магазине (торговой точке).

Подчеркнем, что продавцом, изготовителем в любом случае является не торговая точка, а конкретное юридическое лицо или индивидуальный предприниматель, поэтому в соответствии с действующим законодательством потребитель обязан уведомить надлежащим образом именно его. Однако выслать претензию на адрес магазина (торговой точки), в котором приобретался товар, тоже можно, и это будет абсолютно законно. При этом лучше претензию выслать почтой, поскольку почтовая квитанция будет служить доказательством того, что потребитель должным образом уведомил юридическое лицо или индивидуального предпринимателя, к которому он предъявляет требования.

В крайнем случае, если выяснить адрес продавца или изготовителя не представляется возможным, так же как и отправить почтовое отправление (например, в случае, когда товар приобретен в торговой точке на улице), можно обратиться в налоговый орган с заявлением о предоставлении сведений об интересующем потребителя юридическом лице или индивидуальном предпринимателе из Единого реестра юридических лиц или индивидуальных предпринимателей (далее - ЕГРЮЛ или ЕГРИП). Для этого необходимо знать лишь наименование юридического лица или инициалы и фамилию индивидуального предпринимателя. Выдача такой информации является платной, и для получения необходимых сведений будет необходимо уплатить госпошлину. Впоследствии потребитель может взыскать с продавца или изготовителя уплаченную потребителем госпошлину, так как ему пришлось ее платить по вине продавца или изготовителя.

В претензии необходимо также указать сведения о потребителе, от имени которого составляется документ: инициалы и фамилию, фактический адрес, а также контактный телефон.

В тексте самой претензии должна содержаться информация, когда и где приобретался товар, точные характеристики товара, его наименование, артикул, размер, модель, серийный номер и т.п. Затем необходимо указать сведения о наличии либо отсутствии гарантийного срока на товар. После этого подробно описывается недостаток товара (если речь идет о ненадлежащем качестве товара) или указывается, что именно не устраивает в товаре потребителя (если он хочет обменять товар надлежащего качества).

Самая важная часть претензии - требование потребителя. Оно должно быть сформулировано предельно четко и в соответствии с действующим законодательством.

В соответствии со ст. 18 Закона "О защите прав потребителей" потребитель вправе предъявить следующие требования, связанные с ненадлежащим качеством товара:

- безвозмездное устранение  недостатков товара или возмещение  расходов на их исправление  потребителем или третьим лицом;

- соразмерное уменьшение  покупной цены;

- замена на товар аналогичной  марки (модели, артикула);

- замена на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;

- отказ от исполнения  договора купли-продажи и требование  возврата уплаченной за товар  денежной суммы.

В случае если потребителем приобретен товар надлежащего качества, он вправе в соответствии со ст. 25 Закона "О защите прав потребителей" в 14-дневный срок обратиться к продавцу со следующими требованиями:

- обменять непродовольственный  товар надлежащего качества на  аналогичный товар, если указанный  товар не подошел по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации;

- отказаться от исполнения  договора купли-продажи и потребовать  возврата уплаченной за указанный  товар денежной суммы в случае, если аналогичный товар отсутствует  в продаже на день обращения потребителя к продавцу.

На претензии также следует указать дату составления документа и поставить подпись.

Правильно составленная претензия - это больше половины успеха в борьбе за нарушенные права потребителя, поэтому не стоит писать претензию, находясь прямо в магазине, среди толпы покупателей21.

После того как претензия составлена, к ней рекомендуется приложить копии документов, подтверждающих изложенные в претензии факты. Это могут быть кассовые или товарные чеки, акты осмотров технической (сервисной) службой, гарантийный талон и т.п. В Законе о защите прав потребителей нет положений о необходимости приложения копий указанных документов, но их наличие упрощает возможность продавца, изготовителя установить факт покупки товара, наличия существенного недостатка и других важных обстоятельств и экономит время.

Важный момент предъявления претензии - это сроки. Условно их можно разделить на две группы:

- срок предъявления претензии (обязанность соблюдения такого  срока возлагается на потребителя);

- срок рассмотрения претензии и доведение до потребителя результата такого рассмотрения (соблюдение таких сроков - прямая обязанность продавца (изготовителя, уполномоченной организации или уполномоченного индивидуального предпринимателя)).

Как указывалось ранее, в случае если приобретен товар надлежащего качества и потребитель хочет его обменять (возвратить) в соответствии со ст.25 Закона "О защите прав потребителей", то обратиться с таким требованием к продавцу потребитель может лишь в 14-дневный срок с момента приобретения товара.

Информация о работе Сроки в гражданском праве