Сроки в гражданском праве

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Ноября 2014 в 11:53, дипломная работа

Описание работы

Право на защиту своих интересов, в судебном порядке, имеет каждый гражданин Российской Федерации. Чтобы воспользоваться данным правом, очень важно не пропустить срок. Гражданские правоотношения существуют во времени, которое во многих случаях оказывает важное влияние на их развитие. Особое значение это имеет для существования гражданских прав, которые ограничены во времени, например сроком действия заключенного договора, поскольку реализовать их можно лишь в течение данного времени. Во многих случаях и защита нарушенного права ограничена временными рамками. Поэтому осуществление и защита гражданских прав нередко напрямую зависят от фактора времени. Но юридическое значение имеет не сам по себе процесс течения времени, а его отдельные этапы, отрезки, называемые сроками. Наступление или истечение установленного срока влечет за собой правовые последствия в виде возникновения, изменения или прекращения правоотношений, т.е. является юридическим фактом.

Файлы: 1 файл

Диплом сроки.doc

— 420.50 Кб (Скачать файл)

В случае если потребителем заявляется претензия в связи с ненадлежащим качеством товара, то сроки ее предъявления зависят от следующих обстоятельств.

Если гарантийный срок на товар установлен изготовителем, требования потребителю, связанные с ненадлежащим качеством товара, могут быть предъявлены по выбору потребителя или продавцу или изготовителю в течение гарантийного срока либо по его окончании.

Если изготовителем установлен более длительный гарантийный срок на товар, чем продавцом, потребитель вправе предъявить претензию по своему выбору изготовителю или продавцу в течение гарантийного срока, установленного изготовителем. Действия продавца по установлению гарантийного срока меньшей продолжительности по сравнению с изготовителем неправомерны и, следовательно, не подлежат применению.

Если продавцом установлен гарантийный срок на товар более продолжительный, чем изготовителем, в этом случае потребитель может предъявить претензию к изготовителю или продавцу по своему выбору в течение гарантийного срока, установленного изготовителем, а по его истечении до истечения гарантийного срока, установленного продавцом, - только продавцу. По истечении гарантийного срока действуют общие правила, установленные Законом о защите прав потребителей.

Если приобретен сезонный товар, при подаче претензии необходимо учитывать, что гарантийный срок таких товаров начинает исчисляться в зависимости от наступления соответствующего сезона.

Если на товар не установлен гарантийный срок, потребитель имеет право в соответствии с п. 1 ст. 19 Закона "О защите прав потребителей"22 предъявить претензию о возврате, обмене товара, если недостатки товара обнаружены в разумный срок, но в пределах двух лет со дня передачи их потребителю, если более длительные сроки не установлены законом или договором.

Как уже говорилось, если предусмотренный договором гарантийный срок составляет менее двух лет и недостатки товара обнаружены потребителем по истечении гарантийного срока, но в пределах двух лет, потребитель имеет право предъявить продавцу (изготовителю) претензию, только если докажет, что недостатки товара возникли до передачи ему товара или по причинам, возникшим до этого момента.

В случае выявления существенных недостатков товара потребитель вправе предъявить изготовителю (уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) претензию, содержащую требование о безвозмездном устранении таких недостатков, если докажет, что такие недостатки возникли до передачи ему товара или по причинам, возникшим до этого момента. Указанная претензия может быть предъявлена, если недостатки товара обнаружены по истечении двух лет со дня передачи товара потребителю, в течение установленного на товар срока службы или в течение 10 лет со дня передачи потребителю товара в случае неустановления срока службы. Если указанное требование не удовлетворено в течение 20 дней со дня его предъявления или обнаруженный потребителем недостаток товара является неустранимым, потребитель вправе по своему выбору предъявить изготовителю (уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) претензию, содержащую предусмотренные п. 3 ст. 18 Закона "О защите прав потребителей" требования, или возвратить товар изготовителю (уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) и потребовать возврата уплаченной денежной суммы.

После того как претензия потребителя предъявлена продавцу (изготовителю или уполномоченной ими организации, индивидуальному предпринимателю), в определенные законом сроки требования потребителя, заявленные в претензии, должны быть удовлетворены. Если требования потребителя не удовлетворены в указанные сроки и потребителем не получено какой-либо информации от продавца (изготовителя), считается, что в удовлетворении претензии потребителя продавец (изготовитель) отказал, а следовательно, потребитель вправе защищать свои права в судебном порядке.

Рассмотрим также случай предъявления претензии по поводу товара надлежащего качества.

Если потребитель заявил в претензии требование о замене товара на аналогичный товар другого размера, фасона, расцветки и т.п., то при наличии такого товара в магазине продавец обязан немедленно рассмотреть претензию потребителя и принять по ней решение. По соглашению потребителя с продавцом обмен товара может быть произведен при поступлении аналогичного товара в продажу, причем продавец обязан незамедлительно сообщить потребителю о том, что необходимый товар поступил в продажу.

Если аналогичного товара, который бы подошел потребителю взамен приобретенного, в магазине в момент обращения нет и потребитель не хочет ждать поступления такого товара, то требование потребителя о возврате уплаченной за указанный товар денежной суммы подлежит удовлетворению в течение трех дней со дня возврата указанного товара.

Если заявлена претензия в связи с ненадлежащим качеством товара, срок рассмотрения и принятия решения по заявленной потребителем претензии будет зависеть от конкретного требования потребителя.

Если потребитель заявляет требование о безвозмездном устранении недостатков товара, принятие решения по указанной претензии должно быть незамедлительным, если иной срок не определен в письменной форме соглашением сторон.

Возмещение расходов на исправление недостатков потребителем или третьим лицом подлежит удовлетворению продавцом (изготовителем) в течение 10 дней со дня предъявления соответствующего требования.

Требование о соразмерном уменьшении покупной цены должно быть удовлетворено в течение 10 дней со дня его предъявления.

Требование о замене товара ненадлежащего качества на товар аналогичной марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены продавец (изготовитель) обязан удовлетворить в течение семи дней со дня предъявления указанного требования потребителем, а при необходимости дополнительной проверки качества такого товара продавцом (изготовителем) - в течение 20 дней со дня предъявления указанного требования. Если у продавца (изготовителя) в момент предъявления требования отсутствует необходимый для замены товар, замена должна быть проведена в течение месяца со дня предъявления такого требования.

В районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях требование потребителя о замене товара подлежит удовлетворению по его заявлению в срок, необходимый для очередной доставки соответствующего товара в эти районы, в случае отсутствия у продавца (изготовителя) необходимого для замены товара - на день предъявления указанного требования.

Претензия, содержащая отказ от исполнения договора купли-продажи и требование возвратить уплаченную за товар денежную сумму, должна быть удовлетворена в течение 10 дней со дня ее предъявления.

Требование о предоставлении потребителю на период ремонта аналогичного товара подлежит удовлетворению в трехдневный срок с момента его предъявления.

В случае, если потребитель получил в установленный срок на заявленную им претензию ответ продавца (изготовителя), который не устраивает потребителя, или не получил никакого ответа, единственным выходом из сложившейся ситуации будет обращение в судебные органы за защитой своих прав с возложением всех понесенных убытков на продавца (изготовителя).

Из выше сказанного можно сделать вывод  о том, что сначала необходимо соблюсти претензионный порядок - предъявить письменную претензию. Лишь при отклонении претензии (полностью или частично) либо при неполучении в течение установленного срока ответа можно предъявить иск. В п.1 ст.135 ГПК РФ установлено: «Если истцом не соблюден установленный законом для данной категории споров или предусмотренный договором сторон досудебный порядок урегулирования спора либо истец не представил документы, подтверждающие соблюдение досудебного порядка урегулирования спора с ответчиком, спор передается на разрешение суда после соблюдения такого порядка». Иск, предъявленный с нарушением этого требования, является основанием для оставления его без рассмотрения. Не должны также приниматься к рассмотрению судами исковые заявления, поданные до окончания срока для ответа на претензию, когда ответ на нее не получен.

По мнению Е.А. Суханова, угроза утраты права на предъявление иска из-за несоблюдения претензионного порядка, по сути, делает претензионные сроки пресекательными и противоречит принципу свободного, самостоятельного осуществления гражданских прав23.

Претензионный порядок чаще всего предусмотрен для дел, как правило, несложных, где нет спора и вопрос может быть решен в добровольном порядке, а также он установлен с целью сокращения судебных дел и для более быстрого восстановления нарушенного права.

Соблюдение претензионного порядка разрешения споров обязательно только для определенных категорий, указанных в законе, а по другим категориям – если только об этом специально сказано в договоре. В этом случае предъявление иска без предварительного обращения с претензией к другой стороне запрещается.

Соблюдение претензионного порядка является условием возникновения права на защиту субъективного материального гражданского права в принудительном порядке, поскольку с реализацией права на обращение непосредственно к обязанному лицу закон либо договор связывает возникновение права на иск.

Таким образом, данный вид срока создает возможность сократить количество судебных дел и уменьшить процессуальные расходы, а также ускорить восстановление нарушенных прав граждан, когда обстоятельства дела очевидны, между ними, как правило, нет спора и вопрос решается в добровольном порядке.

 

§ 3. Гарантийные сроки

Среди сроков осуществления гражданских прав значительное место занимают гарантийные сроки. Они характерны только для отдельных обязательственных правоотношений. Гарантийные сроки более длительны, чем предусмотренные законом обычные сроки для обнаружения скрытых недостатков. Эти сроки в течение которого, в случае обнаружения в товаре (работе) недостатка изготовитель (исполнитель, продавец) обязан удовлетворить требования потребителя п. 6 ст. 5 Закона "О защите прав потребителей"24. Так, в частности, покупатель, которому продан товар ненадлежащего качества, если его недостатки не были оговорены продавцом, вправе по своему выбору потребовать замены недоброкачественного товара товаром надлежащего качества, соразмерного уменьшения покупной цены, незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара, возмещения расходов по устранению недостатков товара (ст. 503 ГК РФ). Так называемые основные гарантийные сроки устанавливаются, как правило, изготовителем (исполнителем). Как правило, гарантийный срок устанавливается в договоре купли-продажи или же гарантийном листе (талоне). Условия гарантии определяются продавцом (изготовителем), и гарантийный срок в этих договорах соответственно устанавливается продавцом товара. На практике зачастую бывает так.

Например, вы приходите в магазин, скажем, приобрести принтер. Гарантия, указанная продавцом в гарантийном талоне составляет 18 месяцев. Вы совершаете покупку, приходите домой и обнаруживаете в технической документации на принтер, информацию от производителя о том, что срок гарантии составляет 24 месяца. Так на какой срок ориентироваться? Если Вы обратитесь с этим вопросом к продавцу, он, конечно же, будет Вас убеждать, что действителен только в срок 18 месяцев, а 24 месяца – это «внутренний срок» для продавца. Между тем, Законом "О защите прав потребителей" установлено, что потребитель вправе предъявить к продавцу требования, связанные с выявлением в товаре недостатков, в случае, когда эти недостатки обнаружены в течение гарантийных сроков, установленных изготовителем (п.1 ст. 19 Закона "О защите прав потребителей"). Таким образом, Вы должны ориентироваться на срок гарантии установленный производителем. Как было сказано выше, продавец всячески старается его занизить, и тем самым избавить себя от «хлопот по обслуживанию». Если гарантийный срок на товар установлен изготовителем, то в договоре купли-продажи с учетом п. 7 ст. 5 Закона "О защите прав потребителей" продавец вправе установить гарантийный срок на товар только большей продолжительности, чем установленный изготовителем товара. В тех случаях, когда невозможно выяснить срок гарантии установленный изготовителем – можно связаться с ним через Интернет, по телефону, службы представительства и, тем самым, узнать действительный срок гарантии. Возможны ситуации, когда производитель не указывает гарантийный срок. В таком случае в договоре купли-продажи может быть установлен гарантийный срок любой продолжительности. Однако в случае установления продавцом гарантийного срока меньшей продолжительности, чем шесть месяцев (двух лет - по недвижимости), с учетом правила, установленного п. 5 ст. 477 ГК РФ, продавец будет нести ответственность, если недостатки товара обнаружены покупателем по истечении гарантийного срока, но в пределах шести месяцев (двух лет - по недвижимости) со дня передачи товара покупателю и, если покупатель докажет, что эти недостатки возникли до передачи товара покупателю или по причинам, возникшим до этого момента.    

Если на товар гарантийный срок не установлен ни продавцом, ни изготовителем, то, учитывая положения пп. 1, 2 ст. 477 ГК РФ и ст. 19 Закона "О защите прав потребителей", требования, связанные с недостатками товара, могут быть предъявлены покупателем к продавцу или организации, выполняющей функции продавца, при условии, что недостатки были обнаружены в разумный срок, но в пределах двух лет со дня передачи товара либо в пределах более длительного срока, когда такой срок установлен законом или договором купли-продажи. При определении разумности сроков рекомендуется исходить из гарантийных сроков, установленных государственными стандартами, а если они не установлены - из показателей долговечности товара, установленных нормативными документами по стандартизации.

Если изготовителем гарантийный срок не установлен в соответствии с п. 1 ст. 19 Закона "О защите прав потребителей", потребитель вправе предъявить ему (организации, выполняющей функции изготовителя) требования, предусмотренные аб. 2, 4 п. 1, а также п. 3 ст. 18 Закона "О защите прав потребителей", если недостатки товаров обнаружены в разумный срок, но в пределах двух лет со дня передачи их потребителю, если более длительные сроки не установлены законом или договором.

Например. Часто в СМИ, рекламируя свои продукты и товары, компании ссылаются на пожизненную гарантию - где продукт переживет и вас, и будет работать - главное купите его. Далеко не каждый потребитель знает, что абстрактного термина «пожизненная гарантия» действующее российское законодательство не допускает. Приведем полномочное разъяснение: «Некоторые организации разрабатывают стандартные формы договоров купли-продажи (договор присоединения), в которые включают условия, ущемляющие права потребителей. Так, в частности, договор, заключаемый фирмой "ЦЕПТЕР", предусматривает "пожизненную гарантию" на посуду со знаком "ZEPTER Cr/Ni 18/10". Однако такое условие договора не раскрывает содержания понятия "пожизненная гарантия", которое в значительной мере является абстрактным и требует дополнительной конкретизации в тексте договора. Договор устанавливает обязанность фирмы в случае обнаружения изъянов в материале, функциональных или фабричных погрешностей устранить погрешности либо, если это невозможно, заменить товар на аналогичный. Данное положение противоречит Закону Российской Федерации "О защите прав потребителей". В соответствии с п. 1 ст. 18 Закона "О защите прав потребителей" потребитель, которому продан товар ненадлежащего качества, вправе по своему выбору предъявить любое из перечисленных в данном пункте требований (о безвозмездном устранении недостатков товара или возмещении расходов на их исправление потребителем или третьим лицом; о соразмерном уменьшении покупной цены; о замене на товар аналогичной или другой марки; о расторжении договора). Таким образом, рассматриваемый пункт договора ограничивает права потребителей по сравнению с Законом. На основании п. 1 ст. 16 Закона "О защите прав потребителей" условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными. В договоре указано, что фирма не несет ответственности за все интерпретации презентанта, т.е. устные обещания и заявления лица, представляющего фирму, сделанные при заключении договора не порождают прав и обязанностей. Между тем, обещания и заявления презентанта следует считать информацией о фирме, товаре и за ненадлежащую информацию фирма должна нести ответственность в соответствии со ст. 12 Закона РФ "О защите прав потребителей". Надо быть внимательными, обязательно изучать текст договора. И знать, что все условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными законами или иными правовыми актами Российской Федерации в области защиты прав потребителей, признаются недействительными (ст. 16 Закона "О защите прав потребителей"). 
Таким образом, если бумага и стерпит нарушение Ваших прав, 
то уж судебные органы расставят все точки над «и»25. Необходимо иметь в виду, что в соответствии с Законом "О защите прав потребителей" гарантийный срок начинает течь с момента передачи товара покупателю, если иное не предусмотрено договором купли-продажи, но не с момента выпуска товара или поступления его к продавцу. Также необходимо знать, что продавец (сервисный центр) должен продлять гарантию на товар (на время нахождения его в ремонте), а в случае замены товара на новый, и гарантия должна исчисляться заново. В соответствии с ст. 20 Законом "О защите прав потребителей", в случае устранения недостатков товара гарантийный срок на него продлевается на период, в течение которого товар не использовался. Указанный период исчисляется со дня обращения потребителя с требованием об устранении недостатков товара до дня выдачи его по окончании ремонта. При устранении недостатков товара посредством замены комплектующего изделия или составной части основного изделия, на которые установлены гарантийные сроки, на новые комплектующее изделие или составную часть основного изделия устанавливается гарантийный срок той же продолжительности, что и на замененные комплектующее изделие или составную часть основного изделия, если иное не предусмотрено договором, и гарантийный срок исчисляется со дня выдачи потребителю этого товара по окончании ремонта. На практике же бывает так: или продавец (сервисный центр) умолчит о том, что он должен продлить гарантию (попросту этого не будет сделано) или же будет утверждать, что продолжает течь «старая гарантия». Вместе с тем действующее законодательство предусматривает возможность установления дополнительных гарантийных сроков. Установленные ГОСТами, техническими условиями.

Информация о работе Сроки в гражданском праве