Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2014 в 21:54, курсовая работа
Описание работы
Конституция Российской Федерации — основной закон Российской Федерации, нормативный правовой акт, обладающий высшей юридической силой, закрепляющий основы конституционного строя, государственное устройство, образование представительных, исполнительных, судебных органов власти и систему местного самоуправления, права и свободы человека и гражданина. Конституция РФ характеризуется стабильностью, устойчивостью содержания. Это позволяет поддерживать устойчивость правовой системы и государственного механизма. Вместе с тем стабильность конституции не означает ее неизменность.
Содержание работы
Введение2 ГЛАВА 1.Основные особенности Конституции РФ6 1.1 Конституция РФ-основной закон государства6 1.2 Конституция РФ-база текущего законодательства9 1.3 Особый порядок принятия и изменения Конституции РФ11 ГЛАВА 2.Функции Конституции Российской Федерации16 2.1.Учредительная и организаторская функции Конституции16 2.2.Юридическая функция Конституции18 2.3 Внешнеполитическая и идеологическая функции Конституции РФ 24 ГЛАВА 3.Проблемы реализации Конституции Российской Федерации27 3.1 Проблемы реализации 28 ГЛАВА 4. Сущность Конституции Российской Федерации…………….………..35 Заключение 39 Список используемой литературы 41
Наряду с этим, Конституция
РФ часто предусматривает необходимость
принятия нормативных актов, развивающих
и реализующих ее положения.
Поскольку Конституция РФ 1993
г. официально предусмотрела категорию
федеральных конституционных законов
(ФКЗ), возникают вопросы: что представляют
собой эти законы, можно ли их считать
частью Конституции РФ?
Конституция РФ не дает свободы
в принятии ФКЗ. Она предусматривает ограниченный
круг вопросов, по которым должны появиться
эти акты. Поскольку перечень не является
открытым, это означает, что по иным вопросам
ФКЗ принимать нельзя. Конституцией РФ
предусмотрены следующие ФКЗ:
о порядке разрешения вопросов,
связанных с принятием в РФ нового субъекта
РФ, образованием в ее составе нового субъекта,
изменением конституционно-правового
статуса субъекта РФ (ч. 2 ст. 65, ч. 5 ст. 66,
ч. 1 ст. 137 Конституции);
о принятии в состав РФ нового
субъекта РФ (ч. 2 ст. 65; ч. 1 ст. 137);
об образовании в составе РФ
нового субъекта РФ (ч. 2 ст. 65; ч. 1 ст. 137);
об изменении конституционно-правового
статуса субъекта РФ (ч. 5 ст. 66; ч. 1 ст. 137);
о государственных флаге, гербе
и гимне РФ, их описании и порядке официального
использования (ч. 1 ст. 70);
о референдуме РФ (п. "в"
ст. 84);
о режиме военного положения
(ч. 3 ст. 87);
о чрезвычайном положении (ст.
88; ч. 2 ст. 56). В ч. 1 ст. 56 Конституции говорится
о том, что в условиях чрезвычайного положения
для обеспечения безопасности граждан
и защиты конституционного строя в соответствии
с федеральным конституционным
законом могут устанавливаться отдельные
ограничения прав и свобод с указанием
пределов и срока их действия. Поскольку
здесь нет прямых указаний, можно предположить,
что это может быть отрегулировано как
специальным ФКЗ, так и ФКЗ о чрезвычайном
положении;
об Уполномоченном по правам
человека (п. "д" ч. 1 ст. 103);
о порядке деятельности Правительства
РФ (ч. 2 ст. 114);
о судебной системе РФ (ч. 3 ст.
118);
о Конституционном Суде РФ (ч.
3 ст. 128);
о Верховном Суде РФ (ч. 3 ст.
128);
о Высшем Арбитражном Суде РФ
(ч. 3 ст. 128);
об отдельных частях судебной
системы - об общих судах, арбитражных
судах, о военных судах и др. (ч. 3 ст. 128);
о Конституционном Собрании
(ч. 2 ст. 135).
Добавим, что Конституция РФ
конкретно предусматривает принятие многих
федеральных законов, например, федеральные
законы «О гражданстве», «О военной службе»,
«Об альтернативной гражданской службе»,
«О статусе столицы РФ», «О порядке выборов
Президента РФ» и другие.
Использует указание на то,
что определенные отношения регулируются
федеральным законом, не называя конкретный
по наименованию или содержанию акт. Так,
согласно ч. 3 ст. 36 Конституции РФ, закрепляющей
право частной собственности на землю,
«условия и порядок пользования землей
определяются на основе федерального
закона». В принципе данный вариант применяется
весьма широко в действующей Конституции
РФ - гораздо больше, чем предшествующими
основными законами, подчеркивая, что
регулированию общественных отношений
посредством формы «закона» отдается
предпочтение перед иными видами нормативных
актов.
Говорить о необходимости
дополнительного регулирования общественных
отношений либо закрепления гарантий
для их участников в акте текущего законодательства,
оставляя на последующее разрешение вопроса
о виде акта и принимающем его органе.
Например, согласно ст. 43 Конституции РФ,
посвященной праву граждан на образование,
Российская Федерация «устанавливает
федеральные государственные образовательные
стандарты», ясно, что для этого необходим
соответствующий нормативный акт.
Конституция РФ зачастую содержит
такие формулировки статей, что из текста
очевидна обязательность последующего
текущего нормативного регулирования,
обеспечивающего применение конституционной
нормы. Так, согласно ст. 46 Конституции
РФ, «решения и действия(бездействия) органов
государственной власти, органов местного
самоуправления, общественных объединений
и должностных лиц могут быть обжалованы
в суде», очевидно, что применение нормы
без специального закона попросту невозможно.
Завершая рассмотрение данного
аспекта, следует добавить, что Конституция
РФ во многих случаях говорит о том, что
права и интересы граждан гарантируются
либо охраняются законом, а соответствующие
действия органов и должностных лиц регулируются
законом, подразумевая не акт в форме закона,
а всю гамму правовых норм, необходимых
для соответствующего случая. Например,
ч. 1 ст. 35 Конституции РФ гласит: «Право
частной собственности охраняется законом».
Очевидно, что здесь имеется в виду не
просто отдельный акт в виде закона, а
любые правовые средства, лишь бы они служили
защите данного права.
Таким образом, проблема соотношения
Конституции РФ и текущего законодательства
многогранна, и она решается с учетом роли
конституционных идей и формально-правовой
зависимости от Конституции Российской
Федерации многих правовых актов нашей
страны.
1.3 Особый порядок
принятия и изменение Конституции РФ
Конституцию характеризует
и такое юридическое свойство, как особый
порядок ее принятия и изменения.
Относительно принятия прежде
всего важно то, что проходит оно в обстановке
гласности и повышенного интереса общества:
принятие конституции - это историческое
событие. Если об обычном законе многие
люди зачастую знают очень мало, то и текстом
проекта, и дискуссиями о содержании конституции,
и раскладом сил в обществе "за" и
"против" нового основного закона,
как правило, интересуется все-таки гораздо
большее число граждан. К тому же проекты
обычных законов, даже федеральных конституционных
законов, публикуются далеко не всегда;
проекты же конституций появляются и на
страницах газет с большим тиражом, и издаются
отдельными брошюрами.
Особый порядок принятия конституций
может состоять и в специальной организации
массового (всенародного) обсуждения ее
проекта. В отечественной конституционной
истории такие мероприятия проводились.
Так же особый порядок принятия
может выражаться о вынесении проекта
конституции на всенародное голосование
(референдум), что и имело место в связи
с действующей Конституцией РФ. Результаты
референдума являются обязательными и
означают принятие либо непринятие конституции
народом. В случае принятия она приобретает
государственно-обязательную силу, хотя
это и не исключает официального провозглашения
парламентом или президентом страны, центральной
избирательной комиссией принятия конституции
и вступления ее в силу.
Особый порядок изменения конституции
- это специально усложненные процедуры
представления проектов, обсуждения и
принятия законов о внесении изменений
в нее.
Особый вариант специальных
требований - сделать так, чтобы, как говорится,
отпало само желание изменять конституцию
и, тем самым, обеспечивалась бы ее стабильность.
Пример этому - процедура изменения действующей
Конституции РФ 1993г., предусмотренная
в главе 9 Конституции РФ "Конституционные
поправки и пересмотр Конституции",
т.е., как пишет С.А. Авакъян, "создатели
действующей Конституции Российской Федерации
пошли по пути намеренно усложненного
варианта ее реформирования".6
Согласно ст. 134 Конституции
РФ предложения о поправках и пересмотре
положений Конституции РФ могут вносить
Президент РФ, Совет Федерации, Государственная
Дума, Правительство РФ, законодательные
(представительные) органы субъектов РФ,
а также группа численностью не менее
одной пятой членов Совета Федерации (далее
СФ) или депутатов Государственной Думы
(далее ГД).
В указанной главе 9 ее положения
с точки зрения порядка изменения Конституции
поделены на четыре части.
Первая
часть - это положения глав 1 "Основы
конституционного строя", 2 "Права
и свободы человека и гражданина" и
самой главы 9. Эти положения не могут быть
пересмотрены самим Федеральным Собранием
- парламентом РФ. Федеральное Собрание
вправе лишь дать изначальную оценку соответствующих
предложений. Статья 135 (ч. 2) гласит: если
предложение о пересмотре положений глав
1, 2 и 9 Конституции РФ будет поддержано
тремя пятыми голосов от общего числа
членов Совета Федерации и депутатов Государственной
Думы (т.е. не одной, а обеих палат), то в
соответствии с федеральным конституционным
законом созывается Конституционное Собрание.
Оно, согласно ч. 3, либо подтверждает неизменность
Конституции РФ, либо разрабатывает проект
новой Конституции РФ, который принимается
Конституционным Собранием двумя третями
голосов от общего числа его членов или
выносится на всенародное голосование.
При проведении всенародного голосования
Конституция РФ считается принятой, если
за нее проголосовало более половины избирателей,
принявших участие в голосовании (при
условии, что в нем приняло участие более
половины избирателей).
Вторая
часть - это поправки к главам 3-8 Конституции
(т.е. к ее остальному тексту). В соответствии
со ст. 136 они принимаются в порядке, предусмотренном
для принятия федерального конституционного
закона. (Напомним, что по ст. 108 Конституции
для принятия такого закона требуется
не простое, а квалифицированное большинство
голосов - не менее трех четвертей к Совета
Федерации и двух третей в Государственной
Думы). Однако этого недостаточно: принятые
поправки вступают в силу после их одобрения
органами законодательной власти не менее
чем двух третей субъектов РФ.
В постановлении Конституционного
Суда РФ от 31 октября 1995г. по делу о толковании
ст. 136 (прилож.№1) говорится, что поправки
к главам 3-8 принимаются в форме особого
правового акта - закона РФ о поправке
к Конституции Российской Федерации. В
порядке реализации данного постановления
Конституционного Суда в РФ принят Федеральный
закон от 6 февраля 1998г. "О порядке принятия
и вступления в силу поправок к Конституции
Российской Федерации".
Третья
часть - это изменения ст. 65 Конституции
РФ, касающиеся состава субъектов РФ. Согласно
ч. 1 ст. 137, они вносятся на основании федерального
конституционного закона о принятии в
РФ и образовании в ее составе нового субъекта
РФ, об изменении конституционно-правового
статуса субъекта РФ.
Четвертая
часть - изменения, касающиеся наименования
субъекта РФ. В ч. 2 ст. 137 Конституции указано:
в случае изменения наименования республики,
края, области, города федерального значения,
автономной области, автономного округа
новое наименование субъекта РФ подлежит
включению в ст. 65 Конституции РФ.
Конституционный Суд РФ в постановлении
от 28 ноября 1995г. по делу о толковании ч.
2 ст. 137 ( прилож. №2) Конституции определил,
что изменения наименования субъекта
включаются в текст ст. 65 указом Президента
РФ на основании решения субъекта РФ, принятого
в установленном им (т.е. субъектом) порядке.
В спорных случаях, говорится в постановлении:
Президент использует полномочия, предусмотренные
ч. 1 ст. 85 Конституции РФ, в которой сказано,
что Президент использует согласительные
процедуры для разрешения разногласий
между органами государственной власти
РФ и субъектов РФ, а также между такими
органами субъектов. В случае не достижения
согласованного решения Президент может
передать разрешение спора на рассмотрение
соответствующего суда. Думается, поскольку
речь идет об изменении Конституции РФ,
это будет Конституционный Суд РФ.
Таким образом, порядок принятия
и изменения Конституции РФ намеренно
усложнен ее создателями с целью обеспечения
стабильности российского общества и
гарантированности соблюдения, реализации
и воплощения конституционных норм и принципов.
Вопрос о принятии новой Конституции
Российской Федерации в обязательном
порядке выносится на референдум Российской
Федерации, если Конституционное Собрание
принимает решение о вынесении на всенародное
голосование проекта новой Конституции
Российской Федерации7.
В случае референдума Конституция
считается принятой, если за нее проголосовало
более половины избирателей, принявших
участие в голосовании при условии, что
в нем приняло участие более половины
избирателей (ч.3 ст.135 Конституции). При
этом, в ФКЗ говорится уже не об избирателях,
как в Конституции, а о "гражданах, принявших
участие в голосовании". Тем самым, конституционное
положение свидетельствует о том, что
в Российской Федерации воспринята концепция
возможного принятия Конституции особой
учредительной властью - Конституционным
Собранием, а не обычным органом законодательной
власти, т. е. конституантой.
ГЛАВА 2. ФУНКЦИИ КОНСТИТУЦИИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
2.1 Учредительная
и организаторская функции Конституции
РФ
Сущность конституции состоит
в том, что она выражает социальный компромисс
или согласие, достигаемые в момент ее
принятия различными социально-политическими
силами по конкретному вопросу, который
она решает, - ограничение пределов вмешательства
государства в жизнь общества и индивидов8
Как пишет С.А. Авакъян, «функции
Конституции - различные проявления ее
назначения. Они отражают роль основного
закона в политике, жизни общества и граждан,
осуществлении задач государства».
В науке конституционного права,
как правило, выделяют следующие функции:
учредительную; организаторскую; внешнеполитическую;
идеологическую и юридическую.