Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2014 в 21:54, курсовая работа
Описание работы
Конституция Российской Федерации — основной закон Российской Федерации, нормативный правовой акт, обладающий высшей юридической силой, закрепляющий основы конституционного строя, государственное устройство, образование представительных, исполнительных, судебных органов власти и систему местного самоуправления, права и свободы человека и гражданина. Конституция РФ характеризуется стабильностью, устойчивостью содержания. Это позволяет поддерживать устойчивость правовой системы и государственного механизма. Вместе с тем стабильность конституции не означает ее неизменность.
Содержание работы
Введение2 ГЛАВА 1.Основные особенности Конституции РФ6 1.1 Конституция РФ-основной закон государства6 1.2 Конституция РФ-база текущего законодательства9 1.3 Особый порядок принятия и изменения Конституции РФ11 ГЛАВА 2.Функции Конституции Российской Федерации16 2.1.Учредительная и организаторская функции Конституции16 2.2.Юридическая функция Конституции18 2.3 Внешнеполитическая и идеологическая функции Конституции РФ 24 ГЛАВА 3.Проблемы реализации Конституции Российской Федерации27 3.1 Проблемы реализации 28 ГЛАВА 4. Сущность Конституции Российской Федерации…………….………..35 Заключение 39 Список используемой литературы 41
Суть учредительной функции
состоит в том, что Конституция РФ, появилась
в результате коренных изменений в жизни
общества, становится политико-правовой
основой его развития на следующем историческом
этапе. Слово «учредительная» понимают
в том смысле, что конституция либо закрепляет
то, что уже существует как результат деяний
людей, либо создает предпосылки для совершенно
новых общественных отношений, созревших
в обществе, но не могущих возникать, пока
не будет для них необходимой правой базы,
которая учреждается с принятием конституции.
Таким образом, учредительные
начала конституции могут проявляться
и по отношению к общественной (политической)
системе в целом, так и по отношению к конкретным
государственно-правовым институтам и
учреждениям.
Безусловно, учредительный
характер свойствен и Конституции РФ,
причем в целом и, несмотря на то, что ряд
включенных в нее конституционных институтов
появился ранее, благодаря изменениям
и дополнениям предшествующей Конституции
1978г., неоднократно реформировавшейся.
Учредительная роль данного Основного
Закона состоит в полном и окончательном
оформлении отказа России от социалистического
пути развития и ее перехода на рельсы:
в политике - к общедемократическим институтам
и политическому плюрализму, в экономике
- к многообразию форм собственности, включая
и частную, свободной экономической деятельности
(предпринимательству) и рыночному хозяйству.
Кроме того, учредительная роль Конституции
РФ заключается и в том, что она закрепила
новое соотношение властей на уровне Федерации
(за счет резкого увеличения роли Президента
РФ), разграничение полномочий между РФ
и ее субъектами, а также назначение местного
самоуправления в РФ.
Организаторская
функция конституции заключается в
том, что она не только оформляет достигнутое
и ставит новые задачи перед обществом
и государством, но и стимулирует политическую
активность, нацеливает государственные
органы и общественные объединения, всех
граждан на деятельность в духе нового
конституции. Иначе говоря, после принятия
новой конституции не должно быть такого
положения, что о ней тут же забыли и жили,
действовали в прежнем стиле, словно ее
и не было. Конституцию надо выполнять,
и соответствующие ориентировки, а также
механизмы должны содержаться в самой
конституции.
Кроме того, следует учитывать
то, что конституция является документом
прямого действия - это зачастую подчеркивается
в самом ее тексте. И ее организующее начало
состоит в том, что многие общественные
отношения могут возникать непосредственно
на базе конституции.
Сказанное в полной мере относится
и к российским конституциям, в том числе
и к Конституции 1993г. Ее организаторская
функция проявляется во многих отношениях.
В социально-экономической сфере она нацеливает
на деловую активность каждого человека,
на путь к добросовестной конкуренции
и рыночному хозяйству; в политической
- на свободное создание различных общественных
объединений и политический плюрализм,
в государственной - на реальное разделение
властей, формирование прочных правил
и традиций, применительно к относительно
новым для нас, не так давно функционирующим
конституционным институтам (президентство,
профессиональный парламент, в котором
равенство палат уступило место принципу
верхней и нижней палаты, конституционное
правосудие, разделение компетенции между
РФ и ее субъектами, местное самоуправление
и т.д.).
Таким образом, как и многие
другие конституции, Конституция РФ обладает
учредительной и организаторской функциями,
что позволяет ее учреждать характер развития
всех общественных отношений, а также
организовывать их, определять их структуру
и механизм действия.
2.2 Юридическая
функция Конституции РФ
Юридическая функция заключается
в том, что конституция представляет собой
главный источник национальной правовой
системы, нормативно-юридический акт,
нормы которого обладают высшей юридической
силой и лежат в основе всей системы правового
регулирования.
Суть этой функции конституции
заключается в том, что она:
становится основой новой правовой системы и правопорядка в стране (или нового этапа в их развитии, если они существуют и в принципе сохраняются);
сама регулирует общественные
отношения и как документ прямого действия
может быть исходной почвой для их возникновения;
дает импульс развитию законодательства
и принятию большого массива новых нормативных
юридических актов, воплощающих общие
идеи и отдельные положения конституции.
Сказанное в полной мере относится
к действующей Конституции РФ. Она является
"заглавным" документом создаваемой
в России правовой системы, для детализации
Конституции нужны около 600 нормативных
актов, частично принятых, но в своем большинстве
все-таки пока подготавливаемых. Достаточно
актуальна и задача обеспечения прямого
действия Конституции. Об этом свойстве
«Основного Закона» забывают и нередко
смотрят на нее как на правовую библию,
которой надо молиться на словах, но которой
совсем не требуется следовать в делах,
и в том числе потому, что она содержит
набор благих идей, но не норм непосредственного
юридического действия"9 Во многом именно от юридической
функции Конституции РФ зависит то, насколько
действенной она будет в реальности, поэтому
этой функции следует уделить особое внимание.
На сегодняшний день конституция
Российской Федерации, как было сказано
выше, хотя и юридически имеет прямое действие
на все правоотношения, возникающие на
территории нашего государства (это закреплено
в ст. 15 Конституции РФ), однако на практике
оказывается, что многие должностные лица
и органы государственной власти пытаются
действовать в обход норм и принципов
провозглашенных в Конституции РФ путем
искаженного, косвенного их толкования.
Наиболее действенным решением данной
проблемы, безусловно, является специализированный
профессиональный контроль над особой
охраной Конституции Российской Федерации,
в которой задействована вся система органов
государственной власти, осуществляющих
эту охрану в различных формах.
Критерий конституционности
актов органов законодательной, исполнительной
и судебной власти Российской Федерации
и ее субъектов - соответствие принципам
и нормам федеральной конституции, то
есть Конституции РФ.
Действие Конституции РФ обеспечивается
средствами парламентского и внепарламентского
контроля. Парламентский контроль обеспечивается
палатами Федерального Собрания РФ.
Важную роль в укреплении конституционной
законности играет Президент РФ. Он выступает
гарантом федеральной конституции (Конституции
РФ) и федеральных законов. Обязанность
Президента РФ защищать Конституцию РФ
вытекает из текста торжественной присяги,
которую он приносит при вступлении в
должность на совместном заседании Государственной
Думы и Совета Федерации Российской Федерации
в присутствии Конституционного суда
РФ (ст. 82 Конституции РФ).
Особое значение имеет учреждение
в России института конституционного
контроля. Эти функции возложены на Конституционный
суд России, который вправе рассматривать
вопросы о конституционности федерального,
республиканского и регионального законодательства
России ( ст. 125 Конституции РФ).
Законы Российской Федерации,
акты Правительства РФ, признанные Конституционным
судом РФ не соответствующими Конституции
РФ, утрачивают силу со дня провозглашения
его решения. Правоприменительная практика,
признанная неконституционной, подлежит
прекращению.
Эта функция характеризует
собственно служебную роль конституции
в национальной правовой системе. Как
правовой акт особого свойства конституция
выполняет следующие юридические функции:
а) учредительную, которая
выражается в признании и юридическом
оформлении важнейших институтов
общества, их узаконивании и придании
им государственно-правовой формы
(например, ст. 1—16 Конституции РФ);
б) правонаделительную, связанную
с закреплением в Основном законе конкретного
перечня прав и обязанностей органов государственной
власти и иных субъектов конституционного
права (например, ст. 83—89, 101, 102, 103, 112—114,
125 Конституции РФ);
в) охранительную, характеризующую
направленность конституционных норм
на защиту основ конституционного строя,
прав и свобод человека и гражданина (ст.
2, 3, 4, 9, 13, 15, 69, 133 Конституции РФ);
г) целеполагающую, или
ценностно-ориентационную, которая
заключается в закреплении Основным
законом стратегических целей
и задач развития общества
и государства. Конституция в
этом смысле дает нормативный
прогноз, отражает в своих нормах
опережающее развитие общественных
отношений.
Таким образом, мы видим, что
Конституция Российской Федерации обладает
особой юридической функцией, которая
позволяет нам называть Конституцию РФ
основным источником права, содержащим
исходные начала для всей правовой системы,
имеющим все необходимые гаранты и механизмы
реализации его норм, принципов и концепций.
Проблема обеспечения прямого
действия Конституции РФ при осуществлении
правосудия получила разрешение в Постановлении
Пленума Верховного Суда Российской Федерации
от 31 октября 1995 г. «О некоторых вопросах
применения судами Конституции Российской
Федерации при осуществлении правосудия»,
где говорится о том, что суд, разрешая
дело, применяет непосредственно Конституцию
РФ, в частности:
а) когда закрепленные нормой
Конституции РФ положения, исходя из ее
смысла, не требуют дополнительной регламентации
и не содержат указания на возможность
ее применения при условии принятия федерального
закона, регулирующего права, свободы,
обязанности человека и гражданина и другие
положения;
б) когда суд придет к выводу,
что федеральный закон, действовавший
на территории Российской Федерации до
вступления в силу Конституции РФ, противоречит
ей;
в) когда суд придет к убеждению,
что федеральный закон, принятый после
вступления в силу Конституции РФ, находится
в противоречии с соответствующими положениями
Конституции РФ;
г) когда закон либо иной нормативный
правовой акт, принятый субъектом Российской
Федерации по предметам совместного ведения
Российской Федерации и субъектов Российской
Федерации, противоречит Конституции
РФ, а федеральный закон, который должен
регулировать рассматриваемые судом правоотношения,
отсутствует.
Реальность Конституции означает
соответствие конституционных предписаний
(юридической конституции) складывающимся
в действительности общественным отношениям
(конституции фактической). Другими словами,
конституция должна отражать достигнутую
ступень развития общественных отношений
в политической, экономической, социальной
сферах, в противном случае она будет фиктивной.
О реальности конституции свидетельствует
исполнимость и гарантированность ее
предписаний. Например, возможность граждан,
руководствуясь Конституцией, ссылаясь
на нее, обращаться за судебной защитой
своих прав и свобод является показателем
реальности конституционных норм, посвященных
правовому статусу личности
Программность Конституции
проявляется в том, что сформулированные
в ней нормы-принципы, нормы-цели определяют
основные направления, цели и задачи дальнейшего
развития общества и государства. Так,
характеристика Российского государства
в качестве правового, содержащаяся в
ч. 1 ст. 1 Конституции РФ, не может служить
основанием для признания его таковым,
но это идеал, к которому Российская Федерация
должна стремиться.
• Фундамент системы права10 .
Другие авторы к таким наиболее
значимым юридическим свойствам Конституции
Российской Федерации относит её верховенство
и стабильность11.
Верховенство Конституции в
системе законодательных актов обусловлено,
прежде всего, её содержанием, ибо это
единственный в государстве нормативный
правовой акт, который охватывает своим
регулированием всю систему государственно-политической
организации общества. В ч.2 ст.4 Конституции
РФ сказано: "Конституция Российской
Федерации и федеральные законы имеют
верховенство на всей территории Российской
Федерации". Этим подчеркивается, что
Конституция Российской Федерации, вместе
с федеральными законами, возглавляет
и скрепляет всю правовую систему государства.
Верховенство Конституции РФ
означает, что:
Во-первых, нормы Конституции
являются основополагающими источниками
не только государственного права, но
и других отраслей права в Российской
Федерации;
Во-вторых, в ч.1 ст.15 Конституции
сказано, что законы и иные правовые акты,
принимаемые в Российской Федерации, не
должны противоречить Конституции Российской
Федерации;
В-третьих, для системы законодательства
в Российской Федерации обязателен приоритет
общефедеральных конституционных и иных
нормативных правовых предписаний, изданных
в пределах прав Федерации, перед соответствующими
актами субъектов Российской Федерации
(п.5 ст.76 Конституции РФ);
В-четвертых, как основной закон
государства, Конституция является юридической
базой всего текущего законодательства.
Это означает, что основной закон играет
определяющую роль в осуществлении текущей
законодательной деятельности, указывая
главные направления и устанавливая конституционные
принципы законодательства. Иначе говоря,
Конституция является ядром правовой
системы государства;
В-пятых, в ч.2 ст.15 Конституции
установлено положение, в соответствии
с которым органы государственной власти,
органы местного самоуправления, должностные
лица, граждане и их общественные объединения
обязаны соблюдать Конституцию и законы
Российской Федерации. Что касается иностранных
граждан и лиц без гражданства, то они
обязаны уважать Конституцию Российской
Федерации и исполнять законы (ч.3 ст.62
Конституции РФ);
В-шестых, Конституции Российской
Федерации не могут противоречить заключаемые
государством международные договоры,
они должны полностью соответствовать
ей (ст.60 Конституции РФ).
Стабильность Конституции Российской
Федерации, т.е. незыблемость её конституционных
предписаний, обусловлена демократической
природой государственного строя, устойчивостью
общественных отношений. В свою очередь,
стабильность Конституции обеспечивает
важнейшие условия дальнейшего развития
государственного и общественного строя,
упорядоченности механизма осуществления
властных функций.
Стабильность Конституции и
в том, что её нормы, являясь юридически
первичными, содержат исходный правовой
материал, который затем используется
при формировании предметов правового
регулирования других отраслей права,
сохраняя их устойчивость в течение длительного
времени.
Стабильность Конституции -
это также важнейшее условие легитимности
власти, правопорядка и режима законности,
устойчивости всей правовой системы.
Гарантиями стабильности являются
особый порядок внесения в неё изменений
и дополнений, особый порядок принятия
новой конституции введения её в действие.
Стабильность Конституции не
означает её неизменности. Стабильность
сочетается с подвижностью, динамизмом.
Это может быть обусловлено высокими темпами
социально-экономического и общественно-политического
развития государства и общества. Именно
поэтому конституции периодически приводятся
в соответствие с новыми условиями жизни
государства и общества, социальной действительности