Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Ноября 2014 в 21:54, курсовая работа
Описание работы
Конституция Российской Федерации — основной закон Российской Федерации, нормативный правовой акт, обладающий высшей юридической силой, закрепляющий основы конституционного строя, государственное устройство, образование представительных, исполнительных, судебных органов власти и систему местного самоуправления, права и свободы человека и гражданина. Конституция РФ характеризуется стабильностью, устойчивостью содержания. Это позволяет поддерживать устойчивость правовой системы и государственного механизма. Вместе с тем стабильность конституции не означает ее неизменность.
Содержание работы
Введение2 ГЛАВА 1.Основные особенности Конституции РФ6 1.1 Конституция РФ-основной закон государства6 1.2 Конституция РФ-база текущего законодательства9 1.3 Особый порядок принятия и изменения Конституции РФ11 ГЛАВА 2.Функции Конституции Российской Федерации16 2.1.Учредительная и организаторская функции Конституции16 2.2.Юридическая функция Конституции18 2.3 Внешнеполитическая и идеологическая функции Конституции РФ 24 ГЛАВА 3.Проблемы реализации Конституции Российской Федерации27 3.1 Проблемы реализации 28 ГЛАВА 4. Сущность Конституции Российской Федерации…………….………..35 Заключение 39 Список используемой литературы 41
2.3 Внешнеполитическая
и идеологическая функции Конституции
РФ
Уместно будет упомянуть политическую
функцию, выделяемую некоторыми авторами.
Политическая функция состоит в том, что
конституция устанавливает основы организации
государственной власти, основы взаимоотношений
государства и личности, определяет принципы
функционирования политической системы
в целом.
Близко к ней примыкает внешнеполитическая
функция конституции, суть которой состоит
в том, что основной закон обращен не только
к внутренней жизни страны, он одновременно
является фундаментом внешнеполитической
деятельности государства. Это может быть
выражено включением в конституцию специальных
глав о внешней политике и обороне (так
делали, например, Конституция СССР 1977г.,
Конституция РСФСР 1978г.). Но в принципе
наличие таких глав совсем не обязательно
- их не было, к примеру, в Конституции РСФСР
1918г., Конституции СССР 1936г. и следовавшей
за ней Конституции РСФСР 1937г. Нет подобной
главы и в Конституции РФ 1993г., в большинстве
зарубежных конституций. Суть в другом,
и это главное: наша Конституция не просто
исходит из миролюбивой внешней политики
государства, стремления к сотрудничеству
и добрососедству, но и провозглашает
общепризнанные принципы и нормы международного
права и международные договоры РФ составной
частью ее правовой системы.
Кроме того, внешнеполитическая
функция Конституции нашей страны состоит
также в том, что за пределами государства
она служит и как важный информационный
источник. Конституция дает представление
людям других стран, а также государствам
и международным организациям о нашем
общественно-политическом строе, структуре
государства, взаимоотношениях центра
и субъектов РФ, конституционных основах
региональной и национальной политики,
статусе личности в РФ и т.д. Познакомившись
с тем, какие параметры социально-экономической
и политической системы заложены в нашей
Конституции, зарубежный мир получает
представление о возможных перспективах
развития страны. Не будем закрывать глаза
на то, что конституционные декларации
и реальные шаги - не всегда одно и то же.
Тем не менее, понять без Конституции сущность
государства невозможно.
Идеология - это система политических,
правовых, религиозных, философских взглядов
на социальную действительность, общество
и отношения людей между собой. Характерная
особенность идеологии состоит в том,
что она непосредственно связана с практической
деятельностью людей и направлена на утверждение,
изменение либо преобразование существующих
в обществе порядков и отношений.12
Идеологическая (мировозренченская)
функция Конституции РФ проявляется в
ее способности оказывать влияние на духовную
жизнь российского общества путем распространения
и утверждения, определенных политических
и правовых идей, представлений и ценностей.
Но есть ли основания для этого
утверждения? Ведь в ст. 13 Конституции
РФ Сказано, что в Российской Федерации
признается идеологическое многообразие,
никакая идеология не может устанавливаться
в качестве государственной или обязательной.
Действительно, идеологическая
функция Конституции может заключаться
в закреплении постулатов какого-то политического
учения в качестве господствующих. За
примерами далеко ходить не надо, такими
были все предшествующие советские конституции.
Они исходили из построения жизни на постулатах
теории и практики социалистического
и коммунистического строительства, а
в преамбуле Конституции СССР 1977г. содержалась
характеристика существовавшей в стране
общественной системы как развитого социализма.
Именно такой вариант идеологического
предназначения конституции исключает
Конституция РФ 1993г.
Однако в ином плане любая конституция
просто не может быть идеологическим -
в смысле мировоззренческим - документом.
Ведь практически каждое ее слово, все
закрепленные в конституции институты
выражают видение желаемой социально-политической
системы страны. Разве не очевидны одна
идеология в категорическом отрицании
частной собственности (это делали все
советские конституции), и совершенно
противоположная в конституционном закреплении
частной собственности и вообще многообразия
форм собственности в стране (в Конституции
РФ 1993г.).
Прямо различные воззрения
воплощены в принципе верховенства представительных
органов в системе государственной власти,
подотчетности им всех других государственных
органов (прежние конституции) и в принципе
разделения властей, возможностях их взаимного
влияния друг на друга (Конституция РФ
1993г.).
Перечень примеров можно было
бы продолжить, но вывод очевиден: каждая
конституция закрепляет свою систему
общественных ценностей (в какой мере
они отражают общественные идеалы - это
другой вопрос) и нацелена на то, чтобы
на ее основе формировались соответствующие
воззрения каждого члена общества.
Таким образом, Конституция
РФ обладает внешнеполитической и идеологической
функциями, за счет которых Конституция
РФ определяет основные концепции и принципы
политического и социально-экономического
развития российского общества.
Реализация права – процесс воплощения правовых
предписаний в поведении субъектов права.
Процесс воплощения Конституции
уникален вследствие ее неповторимости,
придающей специфические черты и механизму
ее действия.
Реализация Конституции – процесс воплощения конституционных
норм во всех сферах жизни общества, при
этом участниками этого процесса выступают
практически все социальные субъекты.
Достижение содержащихся в ней целей рассчитано
на длительный исторический период, требует
консолидации (объединения) общественных
сил.
Исполнение (через него реализуются обязывающие нормы). По характеру оно противоположно соблюдению – это активное действие, направленное на претворение в жизнь обязывающих предписаний юридических норм.
Использование (через него реализуются уполномочивающие нормы) представляет собой такую форму реализации, когда соответствующие субъекты совершают дозволенные Конституцией действия и осуществляют предоставленные им права.
Применение права – властная деятельность компетентных органов по реализации правовых норм относительно конкретных жизненных случаев и индивидуально-определенных лиц.
Специфика применения конституционных
норм проявляется в том, что оно производится
по субъективному усмотрению правоприменителей.
3.1. Проблемы реализации
Одной из острых проблем, стоящих
на пути развития и становления российского
законодательства, является не качественность
принимаемых нормативно-правовых актов,
что непосредственно сказывается на их
престиже в обществе. Наиболее негативной
характеристикой «некачественного» нормативно-правового
акта представляется его не конституционность.
При этом речь идет обо всех уровнях правотворчества
(федеральном, региональном, муниципальном).
К сожалению, одна треть законов субъектов
Российской Федерации, принятых за последние
два года (их зарегистрировано Министерством
юстиции РФ около 50 тысяч), являлась до
последнего времени не соответствующей
Конституции РФ.
Другая проблема состоит в том,
что повышение уровня конституционного
правосознания должно стимулировать правотворческую
деятельность государства, направленную
на разработку и юридическое закрепление
новых политико-правовых институтов, совершенствование
демократических механизмов осуществления
государственной власти, усиление гарантий
прав человека. Эти процессы развиваются
в России непоследовательно, противоречиво.
Многие действительно полезные демократические
правовые установления нередко остаются
нереализованными в силу того, что они
неадекватно воспринимаются общественным
сознанием, а порой и средствами массовой
информации.
Конституционное правосознание,
являющееся опосредующим звеном между
конституционно-правовой нормой и ее реализацией
на практике, выполняет в рамках регулятивного
воздействия на поведение (деятельность)
людей важную реализаторскую функцию.
При этом не следует рассматривать
конституционное правосознание в качестве
условия эффективной реализации лишь
норм конституционного права. Специфика
конституционного правосознания как высшей
формы правового сознания позволяет говорить
о его значительной роли в механизме реализации
права в целом. Человек не должен и не в
силах знать весь объем правовых установлений,
однако даже при отсутствии необходимых
знаний о конкретных правовых нормах он
совершает правомерные поступки или воздерживается
от совершения неправомерных. Это связано
с тем, что уровень правового сознания
человека определяется не только знанием
конкретных норм права, но и знанием его
принципов, основополагающих исходных
положений. Последние же в большей степени
сконцентрированы в конституционном законодательстве
и, в первую очередь, в Конституции РФ.
Следовательно, от уровня конституционного
правосознания, характеризующегося, в
том числе и степенью информированности
о конституционно-правовых ценностях,
зависит поведение человека в юридически
значимых ситуациях и эффективное действие
механизма реализации права.
Наличие у индивида
знаний о своих конституционных правах
и свободах существенно влияет на формирование
конституционно-правовой психологии личности. Однако, для реализации конституционных
прав и свобод, их восстановления в случае
нарушения определяющее значение имеет
наличие рациональных компонентов в системе
конституционного правосознания: знаний,
представлений о конкретных юридических
предписаниях, способах защиты прав и
свобод.
Близкими формами реализации
правовых норм, по характеру воздействия
на них конституционного правосознания,
являются их соблюдение и исполнение.
Однако тесная связь исполнения и соблюдения
правовых предписаний не означает их тождественности.
Ограничить их можно, в частности, по особенностям
форм и способов проявления конституционного
правосознания, его отдельных структурных
компонентов.
Существенное влияние на формирование
в сознании личности необходимого для
добросовестного и эффективного соблюдения
и исполнения юридических норм положительного
социально-психологического климата,
по мнению автора, оказывает практическая
деятельность государственных органов,
их должностных лиц, органов местного
самоуправления, общественных объединений.
Конституционность их деятельности должна
обеспечивать преодоление отчуждения
граждан от государства, формирование
у граждан чувства конституционной законности.
Без достаточно высокого уровня
конституционного правосознания немыслима
и деятельность субъектов, осуществляющих
применение права. Особая роль конституционного
правосознания в процессе применения
не только конституционно-правовых предписаний,
но и права в целом обусловлена, прежде
всего, ведущей ролью Конституции РФ в
системе источников права России и приоритетом
конституционного права перед всеми остальными
отраслями российского права. К тому же,
применение самих конституционных норм
может быть осуществлено несколькими
способами: во-первых, конституционные
предписания могут быть применены самостоятельно;
во-вторых, совместно с отраслевыми нормами,
и, что важно, в случае необходимости вместо
них; в-третьих, конституционные нормы
могут быть применены для официального
толкования норм отраслевого законодательства.
Особенностью многих конституционных
норм является то, что их реализация возможна
лишь в результате правоприменительной
деятельности государственных органов
и других уполномоченных на то субъектов.
Им, так же как и многим другим правовым
нормам, может быть свойственно альтернативное
начало, то есть установление двух или
более вариантов выполнения предписания
и оставление выбора одного из них на усмотрение
субъекта правореализации. В этих случаях
идеологические и психологические компоненты
конституционного правосознания в своем
единстве позволяют субъектам правоприменения
выработать оптимальные варианты правореализации
в соответствии с требованиями конституционной
законности.
Отмечая позитивные изменения
в сфере прав человека, в связи с новой
Конституцией, к сожалению, следует констатировать
что, существенного прогресса в обеспечении
и защите прав, свобод и законных интересов
жителей не усматривается. Это, прежде
всего, связано с состоянием экономики;
несоответствием ряда нормативных актов,
приказов, распоряжений, затрагивающих
права граждан, федеральному и региональному
законодательству; укоренившимся в сознании
граждан неуважением к закону; попыткой
некоторых граждан реализовать свои права
в ущерб правам и интересам других лиц;
пренебрежительным отношением ряда должностных
лиц к правам граждан; ослаблением контроля
со стороны государства за соблюдением
их прав и свобод, недостаточного уровня
понимания Конституционных положений.
Наличие жалоб свидетельствует о том,
что конкретные права граждан, гарантированные
им Конституцией Российской Федерации,
в должной мере не реализуются.
Например, Имело место нарушение фундаментального
права граждан на жизнь, предусмотренное
статьей 20 Конституции РФ. Обращает на
себя внимание число граждан, погибших
насильственной смертью.
Не все благополучно обстояло
в области с реализацией гражданами права
на охрану здоровья, на медицинскую помощь,
закрепленного в статье 41 Конституции
РФ. Имели место жалобы на недоступность
бесплатных медицинских услуг в государственных
и муниципальных учреждениях здравоохранения,
высокую стоимость лекарственных средств,
дефицит необходимой современной медицинской
техники и другое.
Далеко не всегда, граждане
в соответствии со ст. 12 Конституции РФ
могли получить достоверную и своевременную
информацию о факторах, способствующих
сохранению здоровья или оказывающих
на него вредное влияние, включая информацию
о санитарно-эпидемиологическом благополучии
района проживания, других факторах.
Не на должном уровне в области
реализовывалось конституционное право
граждан на государственную защиту материнства,
детства, семьи.
Юридическое закрепление прав
детей в России Конституцией Российской
Федерации в соответствии с Всеобщей декларацией
прав человека, Конвенцией ООН о правах
ребенка не всегда ведет к их фактическому
соблюдению и реализации.