Теоретические и практические аспекты создания юридического лица

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Ноября 2013 в 08:20, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной темы заключается в том, что жизнь современного общества немыслима без объединения людей в группы, союзы разных видов, без соединения их личных усилий и капиталов для достижения тех или иных целей. Основной правовой формой такого коллективного участия лиц в гражданском обороте и является конструкция юридического лица. На определенном этапе общественного развития правовое регулирование отношений с участием одних лишь физических лиц, как единственных субъектов частного права, оказалось недостаточным для развивающегося экономического оборота. Сейчас законодательство позволяет находить оптимальные формы опосредованного выражения интересов самых различных субъектов предпринимательской деятельности.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Понятие и правовое регулирование создания юридического лица…………5
1.1 Понятие, признаки и виды юридических лиц……………………………….5
1.2 Нормативно-правовая основа создания юридического лица……………..12
2. Создание юридического лица……………………………………………..….18
2.1 Теоретические и практические аспекты создания юридического лица….18
2.2 Основные этапы создания юридического лица……………………………26
2.3 Регистрация юридических лиц: проблемы и пути их разрешения…….…35
Заключение……………………………………………………………………….41
Литература……………………………………………………………………….45

Файлы: 1 файл

Гр Право Мизерий.docx

— 73.48 Кб (Скачать файл)

Представляется  очевидным, что именно отсутствие единой системы ведения реестра и  одинаковых для всех регионов Российской Федерации правил государственной  регистрации юридических лиц  не позволяло проверить организации, зарегистрированные в других регионах страны.

Говоря  о государственной регистрации  юридических лиц, необходимо, прежде всего, обозначить правовую природу  самого акта государственной регистрации.

Нам представляется наиболее убедительным мнение К. Овсянникова. Анализируя признаки ненормативного акта, акта применения права (к которым  зачастую приравнивают акт о государственной  регистрации юридических лиц), положения  российского законодательства и  судебной практики по рассматриваемому вопросу, он приходит к выводу, что  акт государственной регистрации  юридического лица представляет собой  самостоятельное правовое явление  и понятие, существующие наряду с  такими понятиями и явлениями, как  нормативно-правовой акт и ненормативный  акт.

Такой же точки зрения придерживаются и другие специалисты.

Одним из недостатков нового порядка государственной  регистрации юридических лиц, по мнению Д.В. Ломакина, является отсутствие необходимости предоставления в  регистрирующий орган документов, подтверждающих местонахождение юридического лица.

Этот  факт позволяет указывать практически  любое местонахождение. Требование об указании местонахождения становится чисто формальным, и те данные, которые  предоставляет заявитель при  регистрации нового юридического лица, не облегчат поиск организации кредиторам и государственным органам.

Ранее в  большинстве налоговых инспекций  города Москвы при постановке на налоговый  учет юридического лица можно предоставить сведения по двум адресам – юридическому и фактическому. При этом на "несовпадение" данных адресов налоговые инспекции, как правило, не обращали внимания, если при этом организация соблюдала все требования налогового законодательства и своевременно предоставляла всю необходимую отчетность.

Аналогичный подход в настоящее время используют государственные органы, осуществляющие лицензирование отдельных видов  деятельности. При этом на лицензиата возложена обязанность информировать  лицензирующий орган об изменении  фактического адреса места нахождения в течение 15 дней.

Следующий этап процедуры регистрации –  это проверка персональных данных тех  лиц, которые указаны в предоставленных  на регистрацию документах.

В первую очередь проверяются паспортные данные. Чиновники проверяют реквизиты  всех документов, удостоверяющих личность учредителя компании, заявителя и  руководителей. Если окажется, что какой-либо из указанных документов занесен  в базу недействительных паспортов  МВД России, налоговый орган откажет  в регистрации. Попытку зарегистрировать юридическое лицо по утерянному или  по каким-то другим причинам недействительному  паспорту занесут в базу данных юридических  лиц, подлежащих контролю в первую очередь. Аналогичные проблемы возникнут, если обнаружится, что ИНН кого-либо из вышеуказанных лиц тоже недействителен. Чтобы не было недоразумения при  регистрации, рекомендуем всем сдающим  документы для регистрации юридического лица с особой тщательностью проверять  паспортные данные и ИНН, которые  указываются в заявлении. Наиболее актуальна эта щепетильность  для заявителя, так как, попав  в базу в связи с выявившейся  недействительностью документов, он рискует привлечь к себе дополнительное внимание налоговых органов.

Если  один из учредителей или руководитель, избранный учредителями, имеет действующую  дисквалификацию, фирму не зарегистрируют, а факт обращения такими лицами за регистрацией занесут в базу налогового ведомства, обяжут руководителей брать  справки из МВД об отсутствии дисквалификации  и прикладывать их к заявлению.

Так же ФНС  проявляет повышенный интерес к  иностранным гражданам и лицам  без гражданства, у которых срок регистрации истек. Так же пристально проверяются документы, поданные гражданами, проживающими в одном регионе  России, а подающие документы о  регистрации юридического лица в  другом.

В процессе подготовки учредительных документов к регистрации особое внимание следует  уделить подготовке заявления о  государственной регистрации (форма 11001). Подпись заявителя на этом документе  подлежит обязательному нотариальному  заверению. Своей подписью учредитель подтверждает, что представленные учредительные  документы соответствуют установленным  требованиям законодательства, что  содержащиеся в документах сведения достоверны, что при создании юридического лица соблюден установленный порядок  учреждения юридического лица, что  в установленных законом случаях  вопросы создания юридического лица согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления.

Из этого  можно сделать вывод, что законодатель исключает из процедуры государственной  регистрации проведение правовой экспертизы документов на предмет их соответствия требованиям законодательства Российской Федерации (ранее данное положение  было необходимым условием). Об этом более подробно мы поговорить ниже, в п.2.4. настоящего исследования.

С 1 июля 2002 г. за нарушение правил регистрации, а равно за предоставление в орган, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, документов, содержащих заведомо ложную информацию, предусмотрена уголовная ответственность (ст. 171 УК РФ).

В Законе о регистрации явно прослеживается тенденция к почти полному  отказу органов государственной  власти от координации управления экономической  сферой жизни общества.

С 2002 г. регистрирующим органом стало Министерство РФ по налогам и сборам (теперь – Федеральная налоговая служба). Скорее всего, возложение обязанностей по регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на это ведомство было вполне оправданным решением. Во-первых, Федеральная налоговая служба представлена во всех регионах Российской Федерации и имеет корпоративную связь, что позволяет иметь ей единую базу данных по всем зарегистрированным предприятиям. Во-вторых, теперь налоговые инспекции имеют возможность проследить всю историю развития юридического лица с самого начала, с момента его "рождения".

За государственную  регистрацию взимается государственная  пошлина в размере 2000 руб. Документы  на государственную регистрацию  юридического лица заявитель может  сдать лично или направить  по почте. С января 2006 г. Федеральная налоговая служба перестала принимать документы на регистрацию от уполномоченных лиц по доверенности, чем практически "парализовала" работу многочисленных юридических фирм, оказывающих услуги по регистрации юридических лиц. Причем действовала ФНС в нарушение Федерального закона "О регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", Гражданского кодекса РФ и некоторых других нормативных правовых актов. Сегодня это требование отменено решением Верховного Суда РФ как незаконное.

Все изложенное указывает на необходимость более  жесткого контроля государства за созданием  и деятельностью юридических  лиц. Причем контролировать более внимательно  надо не только сами юридические лица, но и органы, отвечающие за их регистрацию  во избежание произвольного толкования требований законодательства в каждом отдельном регионе страны. Кардинальные изменения законодательства, имевшие  место в последнее время, не отвечают условиям, необходимым для нормального  функционирования гражданских правоотношений.

Заключение.

Юриди́ческое  лицо́ — созданная и зарегистрированная в установленном законом порядке организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести ответственность, исполнять обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс и (или) смету.

Любая организация, имеющая статус юридического лица, должна обладать определенными признаками. Признаки юридического лица – это такие внутренне присущие ему свойства, каждое из которых необходимо, а все вместе – достаточны для того, чтобы организация могла признаваться субъектом гражданского права(1 - организационное единство, 2 – наличие обособленного имущества, 3- самостоятельная имущественная ответственность, 4- выступление в гражданском обороте от своего имени.)

В зависимости от их вида юридические лица создаются по воле либо собственников (например, учреждения и унитарные предприятия), либо их будущих членов (например, хозяйственные  товарищества и общества), либо тех, кто вносит имущественные вклады, не становясь участниками юридического лица (например, фонды). Несмотря на существенное различие отдельных видов юридических  лиц, при их создании государство  всегда осуществляет контроль за этой процедурой. Указанная функция государства  реализуется в ходе государственной  регистрации юридических лиц.

Перечень документов, которые  необходимо представлять для государственной  регистрации составляют: устав, утвержденный учредителями, решение о создании или договор учредителей, подтверждение  оплаты не менее 50 процентов уставного  капитала предприятия, а также перечисляются  требования, предъявляемые к каждому  из таких документов.

Учредительными документами  юридического лица являются учредительный  договор и устав (либо только учредительный  договор). При этом учредительный  договор заключается учредителями, а устав утверждается учредителями (участниками). Если юридическое лицо создается одним учредителем, оно  действует на основе утвержденного  этим учредителем устава. В виде исключения некоммерческие организации  в предусмотренных законом случаях  могут действовать на основе общего положения об организациях данного  вида (например, средние специальные  учебные заведения).

Что касается органов юридического лица, то им является часть юридического лица, которая формирует и выражает вовне его волю. Именно через свои органы юридическое лицо приобретает  гражданские права и принимает  на себя гражданские обязанности. Состав органов и их компетенция определяются законом, иными правовыми актами и учредительными документами, а  порядок назначения (избрания) - законом  и учредительными документами.

Одним из институтов требующих совершенствования, является институт государственной  регистрации юридических лиц. В  связи с этим, важно выявление  наиболее проблемных моментов в порядке  государственной регистрации юридических  лиц при их создании в Российской Федерации, т.е. исследование российской регистрации юридических лиц  с точки зрения ее соответствия указанным  объективным целям. Безусловным  достоинством новой системы являются:

1) принцип «одного окна», сделавший возможным легитимацию юридического лица в значительно упрощенном порядке, что отразилось на снижении административных барьеров в этой сфере;

2) введение в практический оборот единого информационного ресурса – Единого государственного реестра юридических лиц, вобравшего в себя сведения о зарегистрированных на территории Российской Федерации практически всех юридических лицах.

Установленный в Законе порядок  регистрации юридического лица более  чем демократичен, однако нормы этого  закона имеют свои недостатки:

- закон не содержит  норм о соответствии поданных  документов закону и иным правовым  актам: государственный контроль  на этапе государственной регистрации  сводится лишь к формальной  его части, материальная же  часть (правовая экспертиза) на  этом этапе отсутствует.

- законодатель допускает  смешение понятий «создание», «учреждение»  и «образование» юридических  лиц и зачастую в нормативных  правовых актах применяет как  синонимы, не давая определения  ни одному из них, а в других  случаях включает одно понятие  в другое, как составляющую часть.  Отсутствие единообразного использования  указанных понятий на практике  может привести к путанице  при применении норм права  и свидетельствует о невысоком  уровне юридической техники.

- в настоящее время  не предусмотрена проверка наименований  создаваемых коммерческих организаций  на уникальность, в связи с  этим широкое распространение  получила практика создания коммерческих  организаций с дублирующими друг  друга наименованиями. Такая ситуация  влечет нарушение прав различных  групп лиц, так как в данном  случае фирменное наименование  не выполняет свою важнейшую  функцию - функцию индивидуализации  участника делового оборота. Таким  образом, проблема обеспечения  уникальности фирменных наименований  требует разработки и введения  правовых норм, регламентирующих  соответствующие процедуры.

- минимальный уставный  капитал, требуемый при создании  общества с ограниченной ответственностью, в силу закона составляет 10000 рублей. Такая же сумма установлена  и для закрытого акционерного  общества. Однако названная величина  является слишком незначительной  для того, чтобы гарантировать  интересы кредиторов современной  коммерческой организации.

- закон о регистрации  не содержит прямого указания  на отказ вследствие недостоверности  и ложности документов, предоставляемых  в регистрирующий орган. Однако  судебная практика указывает  на недопустимость расширительного  толкования регистрирующим органом  определенного законом случая  отказа в государственной регистрации  по причине непредставления необходимых  документов.

Информация о работе Теоретические и практические аспекты создания юридического лица