Участие гражданского общества в разработке и принятии решений органов исполнительной власти Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 23 Апреля 2013 в 21:07, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – проанализировать участие гражданского общества в разработке и принятии решений органов государственной власти в российской Федерации. При этом необходимо решить следующие задачи:
-определить механизмы взаимодействия органов исполнительной власти со структурами гражданского общества
-охарактеризовать формы участия гражданского общества в разработке и принятии решений органов исполнительной власти и практика их реализации
- рассмотреть общественную палату Российской Федерации как новый субъект гражданского общества, ее роль и значение.

Содержание работы

Введение
1.Взаимодействие органов исполнительной власти со структурами гражданского общества.
1.1Механизмы взаимодействия органов исполнительной власти со структурами гражданского общества.
1.2 Модели взаимодействия в современной истории России
2.Формы участия гражданского общества в разработке и принятии решений органов исполнительной власти и практика их реализации.
2.1 Проведение общественной экспертизы социально значимых решений органов исполнительной власти.
2.2 Создание и деятельность при органах исполнительной власти общественных советов с участием представителей гражданского общества.
3.Общественная палата РФ как новый субъект гражданского общества
3.1 Роль и значение общественных палат.
Заключение
Список использованных источников

Файлы: 1 файл

курсовая 3 курс.docx

— 89.56 Кб (Скачать файл)

Одной из основных областей деятельности общественных советов  является осуществление взаимодействия институтов гражданского общества, основной деятельностью которых является реализация общественного контроля, и структур гражданского общества - НКО, СРО, профессиональных объединений, общественных организаций и объединений. Основная задача состоит в том, чтобы  обеспечить максимальное участие структур гражданского общества в системе  общественного контроля, используя  потенциал их гражданской активности и квалификации. В то же время  участие в общественном контроле структур гражданского общества и отдельных  граждан, не отвечающих требованиям  гражданственности и квалификации, дискредитирует принципы гражданского контроля, подрывает доверие ко всей его системе.13

Необходимое условие дееспособности общественного контроля – доступ к необходимой информации. В регламенте должны быть зафиксированы нормы открытости информации о деятельности органов государственной власти, а также порядок запроса и предоставления информации институтам и структурам гражданского общества, в рамках осуществления ими легальных процедур общественного контроля. Принципиально важно, чтобы были установлены нормы, устанавливающие возможность отказа в предоставлении такой информации лишь по закрытому перечню оснований, включая сюда требования сохранения государственной тайны, обеспечение равных условий конкуренции, при проведении аукционов и тендеров и т.п.

Важной проблемой эффективности  системы общественного контроля, является действенность решений общественных советов. Должна быть предусмотрена обязанность органов государственной власти, муниципальных органов, рассматривать и выполнять, принимать решение по каждому конкретному предложению, принятому в рамках проведения процедур общественного  контроля, соответствующие решения, принятые в рамках легальных процедур, либо представлять по ним содержательные обоснования причин их отклонения.

В этом аспекте необходимо законодательно уравнять статус и полномочия председателей и членов общественных советов, со статусом председателя и членов Общественной палаты России.

Для  осуществления практических результатов, по особо важным проблемам, являвшимся предметом общественного контроля, ввести специальную процедуру – общественно-парламентского взаимодействия между общественными советами при органах власти и экспертными советами профильных Комитетов Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания РФ. 14

При выявлении общественными  советами отсутствия со стороны органов  государственной власти, надлежащей реакции на предложения общественных советов, направленные на устранение нарушений по особо важным проблемам, обнаруженным в ходе процедур общественного контроля, общественные советы вправе возбудить совместные процедуры общественно-парламентского контроля. В рамках этой процедуры, на паритетных началах, создается совместная комиссия соответствующей общественной палаты и соответствующего экспертного совета профильных Комитетов Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания РФ. Основной задачей, такой совместной комиссии, является выявление причин бездействия органов государственной власти, на предложения общественных советов, а также   проверку мотивированности, доказанности фактов, выявленных в ходе проведения процедур общественного контроля, и, при наличии выявленных нарушений, принятие решений, обязывающих органы государственной власти, устранить выявленные нарушения, и привлечь к ответственности виновников в соответствии с нормами действующего законодательства.

Юридическая процедура такого взаимодействия, может быть реализована на основе заключения соглашений между соответствующими общественными советами и экспертными советами профильных Комитетов Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания РФ. В деятельности совместной комиссии могут участвовать представители Генеральной прокуратуры и (или) прокуратуры соответствующего федерального округа.

Очень важно, чтобы в основе деятельности общественных советов  лежал принцип финансовой независимости  при проведении процедур общественного  контроля.

 

 

3. Общественная палата  Российской Федерации как новый  субъект гражданского общества.

3.1 Роль и значение общественных  палат.

 

 Развитие гражданского общества в России является сегодня одной из приоритетных задач. В связи с этим появление Общественной палаты РФ как специального механизма, обеспечивающего «обратную связь», можно рассматривать как один из этапов реализации политической стратегии российской власти. Создание Общественной палаты стало закономерным шагом в развитии партнёрских отношений между властью и обществом.

Проблема формирования и  перспективы развития гражданского общества в России, является одной из актуальных на сегодняшний день. Развитие гражданского общества в России, несомненно, связано с наступлением постельцинской эпохи и началом «правления» В.В. Путина.           Впервые о путях становления и развития гражданского общества президент В.В. Путин заговорил на встрече с представителями неправительственных объединений и НКО в июне 2001 г. в канун проведения первого Гражданского форума. На открытии президент заявил, что «власть не собирается подчинять себе гражданское общество и делать его управляемым: наоборот, она заинтересована в диалоге с ним и налаживании партнёрства». Таким образом, на Гражданском форуме появились серьёзные предпосылки для усиления влияния и роли институтов гражданского общества в государственной и политической жизни страны.15

Сейчас, в нашей стране, перед властью стоит задача создания благоприятных условий, для развития гармоничных отношений с гражданским обществом. Вопрос государственного управления становится вопросом партнёрских отношений власти и граждан. На современном этапе необходима разработка механизмов диалога и равноправного партнёрства, между обществом и властью на федеральном, региональном уровнях, включая участие гражданских объединений в выработке решений, гражданский контроль над деятельностью властных структур, и гражданскую экспертизу законодательных актов. Для этого необходимо обнаружить канал влияния граждан на власть. Одним из таких каналов сегодня является новый институт гражданского общества - Общественная палата РФ. 16

Многие исследователи  оценивают современное состояние  гражданского общества в России, весьма критически. Некоторые исследователи пишут о том, что в России есть всего лишь начала гражданского общества, но до тех пор, пока человек не почувствует себя силой, влияющей на решение проблем, о гражданском обществе как состоявшемся, говорить проблематично. История становления данного института в России тесно связана с ключевым политическим фактором - главой государства. Как таковая идея общения власти с народом - создание Общественной палаты как института гражданского общества - не является новой. После трагических событий октября 1993 г. президент РФ Б.Н. Ельцин инициировал процесс формирования Общественной палаты, которая должна была способствовать умиротворению российского общества, и стабилизации новой политической системы. Такая организация была создана и сыграла заметную роль в деле достижения общественного согласия и предотвращения гражданской войны в России.

В современном состоянии  Общественная палата - новое явление  в политической культуре России. Она  стала одной из идей, которую отечественным  законодателям удалось реализовать  с нуля в самые кратчайшие сроки. Впервые В.В. Путин заговорил об этом на расширенном заседании правительства РФ в сентябре 2004 г. после теракта в Беслане. Президент тогда заявил: «Считаю продуманной идею образования Общественной палаты, как площадки для широкого диалога, где могли бы быть представлены и подробно обсуждены гражданские инициативы, и, что не менее важно, такая палата, должна стать местом проведения общественной экспертизы, тех ключевых государственных решений и, прежде всего, законопроектов, которые касаются перспектив развития всей страны, которые имеют общенациональное значение».17 Инициатива главы государства была поддержана парламентом и реализована путём принятия Федерального закона от 4 апреля 2005 г. «Об Общественной палате Российской Федерации».

Закон не определяет статус этого органа, но устанавливает, что палата обеспечивает взаимодействие граждан Российской Федерации с федеральными органами государственной власти, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления в целях учёта потребностей и интересов граждан Российской Федерации, защиты прав и свобод граждан Российской Федерации и прав общественных объединений при формировании и реализации государственной политики, а также в целях осуществления общественного контроля, за деятельностью федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.18 Таким образом, появление Общественной палаты - это появление нового канала взаимодействия граждан РФ и их объединений с органами публичной власти, в том числе, сформированными самими гражданами, который усиливает общественный (гражданский) контроль за институтами политической власти и обратную связь между гражданами и государством.

Общественная палата Российской Федерации была сформирована в соответствии с Федеральным законом РФ «Об  Общественной палате Российской Федерации» от 4 апреля 2005 года № 32. Согласно Закону, Общественная палата избирается каждые два года и осуществляет взаимодействие граждан с органами государственной  власти и местного самоуправления,  в целях учета потребностей и интересов граждан, защиты их прав и свобод, при формировании и реализации государственной политики, а также, в целях осуществления общественного контроля за деятельностью органов власти. 19

Формирование Общественной палаты проходило в три этапа. На первом этапе Президент РФ по результатам консультаций с общественными объединениями и другими организациями обратился к 42-м гражданам России, имеющим особые заслуги перед государством и обществом, с просьбой принять участие в работе Общественной палаты, после письменного подтверждения согласия на эту работу их кандидатуры были утверждены Указом Президента. На втором этапе 42 утвержденные кандидатуры выбрали еще 42 представителя, изъявивших желание включить своих представителей в состав Палаты, от общероссийских общественных организаций. На третьем этапе избранные члены Общественной палаты образовали семь инициативных групп (по числу федеральных округов) для подготовки собраний в субъектах Российской Федерации и конференций в федеральных округах. От каждого федерального округа предварительно было избрано по шесть кандидатов из представленных кандидатур, определенных на конференциях в федеральных округах. После этого 84 ранее избранных члена Палаты выбрали еще 42 представителя от региональных и межрегиональных объединений.

Такой, на первый взгляд, сложный  механизм позволяет сформировать структуру, наиболее полно отражающую «третий  сектор», где на одной «площадке» работают известные общественные деятели, некоммерческие организации, общественные объединения.

Формирование первого  состава Общественной палаты завершилось 23 декабря 2005 года.

Ведущий научный сотрудник  Института географии РАН, член научного совета Московского Центра Карнеги  Н.В.Петров на вопрос значимости Общественной палаты отвечает своей статьей «Общественная  палата для власти или для общества?». При рассмотрении вопроса «Зачем власти Общественная палата?» он пишет:

 «1. Общественная палата  призвана служить своего рода  министерством по чрезвычайным  ситуациям или силами быстрого  реагирования. В этом случае ОП  по мере надобности может выступать  в качестве противовеса по  отношению к любым неподконтрольным  властям правозащитным, экологическим  и прочим организациям.

2. ОП (Общественная палата) может выполнять функцию «министерства по делам ГО (гражданского общества)», которое курирует общественные организации, отслеживает происходящие там изменения и, если надо, вмешивается в их деятельность как на регулярной (кормление «своих» с рук), так и на экстренной основе.

3. Общественная палата  может быть представлена как  новая, хорошо освещенная и  контролируемая площадка для  виртуальной публичной политики  вместо многочисленных свернутых -- Госдумы, СФ или региональных выборов.20 В ОП вроде и выборы есть, но многоступенчатые и, главное, почти с неограниченной возможностью государственного вмешательства».

23 января 2008 года прошло  первое пленарное заседание нового  состава Общественной палаты  РФ, в ходе которого были избраны  Совет Общественной палаты, Секретарь  Палаты, а также утверждены заместители  секретаря Палаты и внесены изменения в Регламент ОП. В Общественную палату РФ нового состава избрано 126 человек, из них 24 женщины и 102 мужчины. Все члены Общественной палаты имеют высшее или неоконченное высшее образование. По своему основному роду занятий члены Палаты являются: общественными деятелями (46 человек), учеными (34 человека), работниками искусства и культуры (9 человек), юристами (4 человека), журналистами, писателями и политологами (12 человек), религиозными деятелями (7 человек), предпринимателями (9 человек), врачами (5 человек).

В соответствии с Федеральным  законом «Об Общественной палате Российской Федерации» и Регламентом, Общественная палата Российской Федерации, не является органом государственной власти. Она призвана обеспечить согласование общественно значимых интересов граждан Российской Федерации, общественных объединений, органов государственной власти и органов местного самоуправления для решения наиболее важных вопросов экономического и социального развития, обеспечения национальной безопасности, защиты прав и свобод граждан, конституционного строя и демократических принципов развития гражданского общества в Российской Федерации путем:

1. Привлечения граждан  и общественных объединений к  реализации государственной политики;

2. Выдвижения и поддержки  гражданских инициатив, имеющих  общероссийское значение и направленных  на реализацию конституционных  прав, свобод и законных интересов  граждан и общественных объединений;

3. Проведения общественной  экспертизы проектов федеральных  законов и проектов законов  субъектов Российской Федерации,  а также проектов нормативных  правовых актов органов исполнительной  власти и проектов правовых  актов органов местного самоуправления;

Информация о работе Участие гражданского общества в разработке и принятии решений органов исполнительной власти Российской Федерации