4. Осуществления общественного
контроля за деятельностью Правительства
Российской Федерации, федеральных органов
исполнительной власти, органов исполнительной
власти субъектов Российской Федерации
и органов местного самоуправления;
5. Выработки рекомендаций
органам государственной власти
Российской Федерации при определении
приоритетов в области государственной
поддержки общественных объединений
и иных объединений граждан,
деятельность которых направлена
на развитие гражданского общества
в Российской Федерации;
6. Оказания информационной,
методической и иной поддержки
общественным палатам, созданным
в субъектах Российской Федерации.
7. Привлечения граждан,
общественных объединений и представителей
средств массовой информации
к обсуждению вопросов, касающихся
соблюдения свободы слова в
средствах массовой информации,
реализации права граждан на
распространение информации законным
способом, обеспечения гарантий
свободы слова и свободы массовой
информации, и выработки по данным
вопросам рекомендаций. Статья 2 ФЗ
«Об Общественной палате РФ».
В задачи Общественной палаты
входит проведение экспертизы проектов
федеральных законов и проектов законов
субъектов РФ, общественный контроль за
деятельностью правительства РФ, федеральных
органов исполнительной власти, органов
исполнительной власти субъектов РФ и
органов местного самоуправления, а также,
контроль за соблюдением свободы слова
в СМИ и выработка рекомендаций по этим
и другим вопросам.
Таким образом, рассмотрев ФЗ
«Об Общественной палате РФ», можно
констатировать, что созданная структура
- независимый общественный институт,
одной из главных задач которого,
является «аккумулирование и обобщение
общественных предложений, которые будут
направляться на рассмотрение президента».
Также, одной из важных функций палаты,
является работа по укреплению позиций
гражданского общества в целом, в связи
с этим члены Общественной палаты должны
ежегодно предоставлять доклад о состоянии
гражданского общества в РФ.21
Сегодня, когда Общественная
палата уже продемонстрировала более
чем четырёхлетний опыт работы, в
публикациях появляется немало критических
оценок, касающихся как самой идеи
создания этого общественного института
и соответствующего закона, так и
деятельности Общественной палаты. Например,
говоря о месте Общественной палаты
в системе отечественной демократии,
можно выделить две точки зрения.
Первая: Общественная палата - это площадка
для диалога между властью и обществом.
Вторая: диалога не будет, палата окажется
встроенной в «вертикаль» власти. Так,
ученые-конституционалисты В.Н. Руденко
и В.Е. Чиркин считают, что Общественная
палата является не сугубо общественным,
а государственно-общественным органом
и поэтому аппарат палаты, созданный в
форме государственного учреждения, является
составным элементом единого государственного
аппарата.22
Заключение
Осознание Россией своего
уникального положения в мировом
сообществе заставляет говорить о правовом,
«сильном» и «эффективном государстве» , способном оказывать значительное
влияние на выработку решений, имеющих
глобальные мировые последствия. Не случайно,
в контексте стратегической задачи укрепления
российской правовой государственности,
поднимается вопрос об эффективности
системного взаимодействия органов государственной
власти, при выполнении властных функциональных
полномочий. Правовое государство призвано
обеспечивать не просто формальную законность.
Оно должно строиться на принципах, гарантирующих
его демократический, гуманный характер,
основанный на международных стандартах
организации государственной и публичной
власти, соблюдения прав и свобод человека
как высшей конституционной ценности.
Это должно обеспечить эффективное решение
задач поступательного институционального
развития системы и органов государственной
власти, с учетом общенациональных потребностей.
В современных условиях государственного
строительства в Российской Федерации
, активно продолжается процесс укрепления
«вертикали власти», с одной стороны, а
с другой - идет активный поиск путей достижения
желаемой эффективности и устойчивого
развития федеративной модели государства,
как через распределение властных полномочий,
по уровням и между органами власти, так
и через структурно-функциональную оптимизацию
взаимосвязей. Решение проблем совершенствования
системы органов государственной власти
в России - это дело не только государства,
но и граждан, их политических и общественных
объединений, прежде всего, в определении
целей, задач и способов осуществления
власти. Это предопределяет развитие институциональных
форм взаимодействия, обеспечивающих
консенсус между государством и гражданским
обществом в сфере правоотношений, охватывающих
все многообразие связей между личностью
и государством. Как отметил Президент
РФ Д.А. Медведев: «Только наш собственный
опыт демократического строительства
даст нам право утверждать: мы свободны,
мы ответственны, мы успешны» . Общественная палата России
является эффективным институтом, содействующим
взаимодействию между органами государственной
власти и институтами гражданского общества,
и с учетом накопленного опыта, нуждается
в дальнейшем правовом совершенствовании
своего функционирования, в связи с чем
предлагается: а) увеличить срок полномочий
Общественной палаты до трех лет;б) предоставить
Общественной палате Российской Федерации
полномочия по координации деятельности
общественных палат (советов), действующих
в субъектах Российской Федерации; в) передать
Общественной палате Российской Федерации
от некоммерческих организаций-операторов
право по распределению грантов Президента
Российской Федерации, направляемых на
поддержку институтов гражданского общества;
г) расширить круг полномочий Общественной
палаты Российской Федерации, наделив
ее правом законодательной инициативы;
д) наделить Общественную палату Российской
Федерации правом проведения мониторинга
правоприменительной практики, результаты
которого будут обнародоваться в специальных
докладах Палаты; е) передать полномочия
по избранию представителей общественности,
в состав Высшей квалификационной коллегии
судей и квалификационных коллегий судей
субъектов Российской Федерации, от Совета
Федерации Федерального Собрания Российской
Федерации и представительных органов
власти субъектов Российской Федерации,
Общественной палате Российской Федерации;
ж) наделить Общественную палату Российской
Федерации полномочиями в утверждении
персональных составов общественных советов,
при федеральных органах исполнительной
власти, с целью повышения их независимости
и во избежание ведомственного подхода
при их формировании. Механизм деятельности
Общественной палаты, представляет собой
независимую систему действий, решений
и исследований граждан и негосударственных
организаций, Общественной палаты Российской
Федерации и общественных палат субъектов
Российской Федерации, иных консультативных
органов, направленных на изучение нормативно-правовых
актов органов государственной власти
и местного самоуправления с целью установления
общественного мнения и на этой основе
защиты интересов граждан при реализации
государственной политики. Привлечение
институтов гражданского общества к реализации
приоритетных национальных проектов,
является непременным условием их реализации
в 2008-2012 гг. Участие институтов гражданского
общества призвано обеспечить повышение
прозрачности их реализации, повышение
эффективности расходования государственных
финансовых ресурсов, доступность и понятность
для населения основных задач и этапов
реализации приоритетных национальных
проектов. Основными задачами социального
партнерства в данной сфере являются:
привлечение институтов гражданского
общества к проведению мониторинга
реализации приоритетных национальных
проектов;
создание механизмов общественного
контроля за расходованием денежных средств,
выделяемых государством на реализацию
приоритетных национальных проектов;
поддержка средств массовой
информации и повышение открытости
информации о ходе реализации приоритетных
национальных проектов, включая финансовую,
техническую и прочую документацию.
Список используемых источников
- Абакумов С.А. От Гражданского форума до создания Общественной палаты РФ (2001-2005). - М., 2009, с.121
- Атаманчук Г.В. Система государственного и муниципального управления. М., 2010.
- Бойков В.Э. Государство и гражданское общество в тисках взаимного отчуждения / В.Э. Бойков. - //Социология власти.-2011. N 5,6-С.90-102
- Васильева Т. А. Социальная доминанта межсекторного взаимодействия негосударственных некоммерческих организаций политический аспект // Ученые записки Российского государственного социального университета М Изд РГСУ- 2010 - №2 - С 11 (0 5 п л )
- Васильева Т. А. Гражданское общество и власть конфликт или консенсус // Социальная политика и социология Междисциплинарный научно-практический журнал - М Изд РГСУ - 2009 -№ 4- С 26 (0 6 п л)
- Васильева Т. А. Власть и гражданское общество шаг навстречу // Власть М Изд ЦПАиГУП при ООН РАН - 2009 - №8 С 9 (0,5 п л )
- Васильева Т. А. Государство, НКО и бизнес партнерство и социальная ответственность // Ученые записки Российского государственного социального университета - М Изд РГСУ - 2011 - №4 - С 11 (0,5 п л )
- Васильева Т.А. Возникновение и развитие государственной и гражданской деятельности в России Исторический обзор // Брошюра - М Изд Информ-Знание - 1997 -49с (3,1 п л )
- Гражданское общество современной России. Социологические зарисовки с натуры /Отв. ред. Е.С. Петренко. Москва. Институт Фонда «Общественное мнение». 2011.
- Гнусарева Ю.А. Общественная палата России в системе гражданского общества/ Ю. Гнусарева // Власть. - 2009. - № 10. - C. 28-29
- Заец Е. Н. Роль государства и общества. Вестник Московского университета. Сер.18, Социология и политология.-2009.-№4-С.215-217.
- Зырянов С.Г. Формирование гражданского общества и гражданской культуры в современной России: региональный аспект. Социум и власть. -2009. -№2. -С.4-13.
- Ковалёва Н.В., Мерсиянова И.В., Якобсон Л.И. Мониторинг состояния гражданского общества в России // Личность. Культура. Общество. -2008. -Т.10. -№5-6. -С.224-230.
- Орлова И.В. Гражданское общество в России: возможность и действительность / И.В.Орлова // Социальная политика и социология. -2010. -№3. -С.38-49.
- Петров Н. Общественная палата для власти или для общества? // Pro et contra. 2010. №1. с.51-52.
- Розин М.В. Развитие права в России как условие становления гражданского общества и эффективной власти. - М.: Московский психолого-социальный институт, 2009 г. - 352 с.
- Холопов В.А. Взаимодействие органов государственной власти и местного самоуправления в обеспечении общественной безопасности: актуальные проблемы, механизмы решения // Человек: преступление и наказание. Научн. журн./ Академия ВСИН России. 2007. №. 1.
- Хоконов А.А. Развитие гражданского общества в России (проблемы и противоречия) / А. А. Хоконов. - Власть. - 2009. - N10. - С.32-3.
1 Васильева Т. А. Гражданское
общество и власть конфликт или консенсус
// Социальная политика и социология Междисциплинарный
научно-практический журнал - М Изд РГСУ
- 2009 -№ 4- С 26 (0 6 п л)
2 Ковалёва Н.В., Мерсиянова И.В.,
Якобсон Л.И. Мониторинг состояния гражданского
общества в России // Личность. Культура.
Общество. -2008. -Т.10. -№5-6. -С.224-230.
3 Розин М.В. Развитие права в
России как условие становления гражданского
общества и эффективной власти. - М.: Московский
психолого-социальный институт, 2009 г. -
352 с.
4 Хоконов А.А. Развитие гражданского
общества в России (проблемы и противоречия)
/ А. А. Хоконов. - Власть. - 2009. - N10. - С.32-3.
5 Васильева Т.А. Возникновение
и развитие государственной и гражданской
деятельности в России Исторический обзор
// Брошюра - М Изд Информ-Знание - 1997 -49с
(3,1 п л )
6 Васильева Т.А. Возникновение
и развитие государственной и гражданской
деятельности в России Исторический обзор
// Брошюра - М Изд Информ-Знание - 1997 -112с
(3,1 п л )
7 Хоконов А.А. Развитие гражданского
общества в России (проблемы и противоречия)
/ А. А. Хоконов. - Власть. - 2009. - N10. - С.32-3.
8 Розин М.В. Развитие права в
России как условие становления гражданского
общества и эффективной власти. - М.: Московский
психолого-социальный институт, 2009 г. -
352 с.
9 Бойков В.Э. Государство и гражданское
общество в тисках взаимного отчуждения
/ В.Э. Бойков. - //Социология власти.-2011.
N 5,6-С.90-102
10 Орлова И.В. Гражданское общество
в России: возможность и действительность
/ И.В.Орлова // Социальная политика и социология.
-2010. -№3. -С.38-49.
11 Хоконов А.А. Развитие гражданского
общества в России (проблемы и противоречия)
/ А. А. Хоконов. - Власть. - 2009. - N10. - С.32-3.
12 Абакумов С.А. От Гражданского
форума до создания Общественной палаты
РФ (2001-2005). - М., 2009, с.121
13 Абакумов С.А. От Гражданского
форума до создания Общественной палаты
РФ (2001-2005). - М., 2009, с.65
14 Абакумов С.А. От Гражданского
форума до создания Общественной палаты
РФ (2001-2005). - М., 2009, с.99
15 Гнусарева Ю.А. Общественная
палата России в системе гражданского
общества/ Ю. Гнусарева // Власть. - 2009. -
№ 10. - C. 28-29
16 Гнусарева Ю.А. Общественная
палата России в системе гражданского
общества/ Ю. Гнусарева // Власть. - 2009. -
№ 10. - C. 39-41
17 Выступление Президента В.В. Путина на
расширенном заседании Правительства
РФ 13 сентября 2004 // Российская газета,
14 сентября 2005 г.
18 Статья 1 ФЗ «Об Общественной палате РФ».
19 Гнусарева Ю.А. Общественная
палата России в системе гражданского
общества/ Ю. Гнусарева // Власть. - 2009. -
№ 10. с. 16-17
20 Петров Н. Общественная палата
для власти или для общества? // Pro et contra.
2006. №1. с.51-52.
21 Гнусарева Ю.А. Общественная
палата России в системе гражданского
общества/ Ю. Гнусарева // Власть. - 2009. -
№ 10. - C. 30
22 Руденко В.Н. Консультативные общественные
советы: особенности организации и деятельности
// Политическая экспертиза, 2006, № 3, стр.
45; Чиркин В.Е. Публичное управление. - М.,
2004, стр. 100-108.