Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 15:51, курсовая работа
Долг государства, как и финансы в целом, может являться инструментом и объектом управления. В качестве инструмента управления государственный и муниципальный долг обеспечивает возможность органам государственной власти и органам местного самоуправления оказывать влияние на денежное обращение, финансовый рынок, инвестиции, производство, занятость и многие другие экономические процессы.
Введение
Сущность государственного и муниципального долга
Определение государственного и муниципального долга
Этапы управления государственного и муниципального долга
Эффективность и методы управления государственного и муниципального долга
Реструктуризация долга
Основные направления стабилизации и повышения эффективности государственного внутреннего и внешнего долга Российской Федерации
Текущее состояние государственного долга РФ
Управление государственным долгом
Обслуживание государственного долга
Заключение
Список литературы
Департамент образования г. Москвы
ГБОУ СПО Финансовый колледж №35
Специальность: «Налоги и налогообложение»
Допущена к защите
20.04.2012г.
Междисциплинарная курсовая работа по дисциплинам:
«Финансовое право» и «Гражданское право»
На тему:
«Управление государственным и муниципальным долгом»
Выполнила:
студентка группы ДН-39а
Резникова Анна Борисовна
Преподаватель:
Енаева Любовь Константиновна
Москва, 2012 г.
Содержание:
Введение
Заключение
Список литературы
Введение
Долг государства, как
и финансы в целом, может являться
инструментом и объектом управления.
В качестве инструмента управления
государственный и
В процессе управления государственным
и муниципальным долгом решаются
следующие общие задачи:
• привлечение государственных
и муниципальных заимствований в объемах,
дополняющих доходы органов государственной
власти и органов местного самоуправления
до размеров, необходимых и достаточных
для обеспечения исполнения всех финансовых
обязательств;
• удержание величины внутреннего
и внешнего долга на уровне, обеспечивающем
сохранение экономической безопасности
страны;
• минимизация стоимости долга
на основе удлинения срока заимствований
и снижения доходности государственных
и муниципальных ценных бумаг, перехода
на другие рынки и переключения внимания
на другие группы инвесторов;
• сохранение репутации Российской
Федерации как первоклассного заемщика
на основе безупречного выполнения финансовых
обязательств перед инвесторами;
• поддержание стабильности
и предсказуемости рынка долговых обязательств;
• достижение эффективного
и целевого использования средств, заимствованных
органами государственной власти и органами
местного самоуправления, и гарантированных
ими заимствований;
• диверсификация долговых
обязательств по срокам заимствований,
доходности, формам выплаты дохода и другим
параметрам для удовлетворения потребностей
различных групп инвесторов;
• координация действий федеральных
органов государственной власти, органов
власти субъектов Российской Федерации
и органов местного самоуправления на
долговом рынке страны
Актуальность данной темы заключается в том, что нормативно-правовые акты, регулирующие данные отношения ещё имеют недостатки и проблемы, которые следует устранить, т.к. они приводят к спорам между субъектами этих отношений.
Объектами государственного и муниципального долга являются общественные отношения, а предметом – законодательная база, которая регулирует эти отношения.
Целью настоящей курсовой
работы является изучение классификации,
структуры и системы управление
государственным и
Задача данной работы – это рассмотрение её актуальности и объектов.
Источниками, применяемыми для раскрытия темы являются: Конституция РФ, нормативно-правовые акты, учебная литература (Мальцев В. А. «Финансовое право» и др.), монография (Поляк Г. Б. «Государственные и муниципальные финансы» и др.)
Структура состоит из следующих частей: введение, сущность государственного и муниципального долга, основные направления стабилизации и повышения эффективности государственного внутреннего и внешнего долга Российской Федерации, заключение, список литературы.
Новизна темы заключается в том, что в результате исследований источников были выявлены недостатки в нормативно правовых актах и внесены предложения по их изменению и дополнению.
1. Сущность государственного и муниципального долга
Определение государственного и муниципального долга
Государственный или муниципальный
долг – обязательства, возникающие
из государственных или
«Как экономическая
категория государственный
Различают стратегическое
и оперативное управление
государственным и муниципальным
долгом. Перспективные
вопросы управления
долгом находятся в
компетенции Федерального
Собрания РФ, Президента
РФ и Правительства
РФ, законодательных (представительных)
и исполнительных органов
власти субъектов РФ
и органов местного
самоуправления. Исполнительные
органы власти готовят
проекты законов и решений,
касающихся стратегии
управления долговыми
отношениями. Федеральное
Собрание РФ, законодательные
органы государственной
власти субъектов РФ
и представительные
органы местного самоуправления
их принимают, а Президент
РФ и руководители региональных
органов государственной
власти и органов местного
самоуправления отклоняют
или подписывают их.
В частности, ежегодно
в законе о федеральном бюджете устанавливаются
предельные объемы государственного внутреннего
и внешнего долга; источники внутреннего
финансирования бюджетного дефицита,
включая поступления от эмиссии государственных
ценных бумаг; предельный размер внешних
заимствований; расходы на обслуживание
государственного внутреннего и внешнего
долга; верхние пределы государственных
внутренних и внешних гарантий.
Оперативное управление
государственным и муниципальным долгом
осуществляют Правительство РФ, Министерство
финансов РФ, а также Центральный банк
РФ и Внешэкономбанк как агенты Минфина
РФ. Эти органы определяют генеральные
условия выпуска отдельных займов, порядок
эмиссии и обращения долговых обязательств,
время выпуска очередного займа и условия
его функционирования, организуют первичное
размещение и вторичный рынок государственных
ценных бумаг, организуют и осуществляют
выплату доходов и погашение долговых
обязательств, предоставление государственных
кредитов и государственных гарантий,
контрольные действия и другие мероприятия
по оперативному управлению государственным
долгом.
Аналогичные вопросы
в рамках своей компетенции решают исполнительные
органы государственной власти субъектов
РФ и органов местного самоуправления.
При этом они исходят из норм федерального
законодательства2.
Этапы управления государственного и муниципального долга
В управлении государственным
и муниципальным долгом можно выделить
пять этапов управления, на каждом из которых
решаются специфические задачи.
На первом этапе
идет процесс обоснования предельных
объемов внутреннего и внешнего долга,
предельных объемов внутренних и внешних
заимствований, предельных объемов предоставления
гарантий, а также формируются программы
внутренних и внешних заимствований. Именно
на этом этапе закладывается величина
будущего совокупного долгового бремени,
в том числе раздельно по внутреннему
и внешнему долгу, и виды предстоящих заимствований.
На втором этапе
формируется программа эмиссии государственных
и муниципальных ценных бумаг и определяются
конкретные параметры предстоящих заимствований
по срокам обращения, уровню вероятной
доходности, порядку выплаты доходов,
ограничениям на владельцев, порядок размещения
и другие условия, делающие каждое заимствование
привлекательным для инвесторов — резидентов
и нерезидентов. От качества выполнения
работ на этом этапе зависит, в частности,
наличие или отсутствие в перспективе
«пиков» платежей по долгам, а также своевременное
поступление ресурсов для погашения ранее
произведенных заимствований в порядке
их рефинансирования.
На третьем этапе
проводится размещение облигаций и регулирование
котировок по государственным и муниципальным
долговым обязательствам на вторичном
долговом рынке. Воздействие на котировки
по государственным и муниципальным облигациям
позволяет регулировать бюджетную эффективность
проводимых заимствований и величину
текущего (внутреннего и внешнего) долга.
Четвертый этап
связан с проведением мероприятий, необходимость
которых определяется наличием проблемных
долгов или кризисных долговых ситуаций,
характерных для периода развития Российской
Федерации после распада СССР. Если правительство
не в состоянии обслуживать и погашать
свои долги, то оно вступает в переговоры
с кредиторами о пересмотре графиков платежей
и сроков погашения долгов. В результате
переговоров стороны могут прийти к3 соглашению об отсрочке
платежей, реструктуризации долга, частичном
или полном списании задолженности, досрочном
выкупе обязательств, проведении секьюритизации
и т.п.
Пятый этап предполагает
исполнение первоначальных или скорректированных
графиков платежей по обслуживанию и погашению
государственных и муниципальных внутренних
и внешних долгов.
Таким образом, под
управлением государственным и муниципальным
долгом следует понимать совокупность
мер по регулированию его объема и структуры,
определению условий и осуществлению
новых заимствований, регулированию рынка
заимствований, реализации мер управления
проблемными долгами, обслуживанию и погашению
долга, предоставлению государственных
и муниципальных гарантий, контролю за
эффективным использованием заимствованных
средств3.
Эффективность и методы управления государственного и муниципального долга
Остро стоит вопрос
об эффективности управления государственным
и муниципальным долгом, под которой
понимается степень достижения основных
параметров долга (его величина, структура,
стоимость обслуживания и другие)
и способность органов власти
удерживать их на уровне, максимально
благоприятном для формирования
макроэкономических условий, стимулирующих
ускорение развития страны и рост
благосостояния ее граждан.
Нет и, видимо, не
может быть единого показателя, измеряющего
эффективность управления государственным
и муниципальным долгом, поскольку, осуществляя
эту деятельность, органы власти оказывает
прямое воздействие на самые разнообразные
области общественной жизни. Не существует,
например, методик оценки влияния долга
на бюджет и денежное обращение страны,
инвестиционный процесс, степень доверия
населения к финансовой деятельности
государства и т.п.
Однако отдельные
стороны результативности управления
долгом можно измерить. В частности, о
масштабах мобилизации ресурсов для финансирования
бюджетного дефицита говорят ежегодные
поступления средств от осуществления
государственных и муниципальных заимствований.
Более полное представление об эффективности
долговой деятельности дает отношение
суммы превышения поступлений над расходами
по привлечению государственных и муниципальных
заимствований к сумме расходов, выраженное
в процентах.
Наиболее общим
показателем долговой нагрузки является
отношение государственного долга к объему
ВВП, выраженное в процентах. Этот же показатель
при необходимости более углубленного
анализа рассчитывается
отдельно для
внутреннего и внешнего долга.
Важным для характеристики
долговой нагрузки является также отношение
платежей по погашению и обслуживанию
государственного долга к объему ВВП,
к доходам или расходам федерального бюджета,
выраженное в процентах. Эти показатели
при необходимости рассчитываются раздельно
для внутреннего и внешнего долга.
По внешнему государственному
долгу определяется коэффициент его обслуживания.
Он представляет собой отношение всех
платежей по внешней задолженности к валютным
поступлениям страны от экспорта товаров
и нефакторных услуг, выраженное в процентах.
Критическим уровнем обслуживания внешнего
долга принято считать достижение коэффициента25%.
Методы управления государственным
и муниципальным долгом можно условно
разделить на административные и рыночные.
К методам, характерным преимущественно
для административных подходов регулирования
долга, относятся, в частности, конверсия,
консолидация, унификация, отсрочка погашения,
списание долга, аннулирование долга и
др. К методам управления, характерным
для рыночной модели регулирования долга,
относятся в первую очередь реструктуризация,
доразмещение облигаций, выкуп долга,
секьюритизация, обмен долга и др.
Характерным моментом
для административного подхода к управлению
долгом является одностороннее принятие
эмитентом управленческого решения (без
получения предварительного согласия
кредиторов), а для рыночной модели управления
долгом — переговорный процесс, который
предшествует принятию управленческого
решения и в процессе которого согласовываются
позиции должника и кредиторов; либо эмитент
в одностороннем порядке воздействует
на рынок долговых обязательств государства,
а кредиторы добровольно (руководствуясь
собственными интересами) решают, принимать
ли новые условия, предложенные эмитентом.
Реструктуризация долга
Краткосрочность
российских долгов и высокая стоимость
заимствований в последние годы
вынуждали государство
В отличие от реструктуризации
долга, осуществляемой органами власти
на рыночной и добровольной основе, в период
административно-командной системы управления
экономикой увеличение сроков и удешевление
государственного долга достигалось путем
проведения конверсии и консолидации.
Для кредиторов они имели принудительный
характер. Под конверсией понималось изменение
доходности, а под консолидацией — увеличение
сроков функционирования выпущенных займов.
По решению государственных органов власти
конверсия и консолидация долга могли
сочетаться с унификацией займов, под
которой понималось объединение нескольких
ранее выпущенных займов в одном новом.
В этом случае на вновь выпускаемые облигации
обменивались облигации унифицированных
займов, а доходность и сроки погашения
нового займа изменялись в нужном для
государства направлении.
В сфере внешних
заимствований реструктуризация долга
также проводится на договорной основе.
Здесь под реструктуризацией понимается
изменение графика погашения основного
долга и уплаты процентов по нему.
Реструктуризация
внешнего и внутреннего долга может быть
проведена с частичным списанием (сокращением)
суммы основного долга.
В условиях ограниченности
средств бюджетов всех уровней по-прежнему
острыми являются вопросы изыскания источников
для проведения текущих и будущих платежей
по обслуживанию и погашению внутреннего
и внешнего долгов. Основным приемом получения
средств для погашения займов выступает
рефинансирование долга, под которым понимается
погашение накопившейся задолженности
путем размещения новых займов. При невозможности
рефинансирования долга на его погашение
направляются доходы бюджета.
Погашение займов
осуществляется путем выкупа (возможен
досрочный выкуп) облигаций у инвесторов,
проведения тиражей выигрышей по выигрышным
займам, проведения тиражей погашения
по выигрышным и процентным займам, амортизации
долга (погашение долга частями).
Выплата доходов
производится при выкупе у инвесторов
дисконтных облигаций в виде разницы между
ценой выкупа и ценой размещения займа,
путем ежеквартальной (полугодовой или
годовой) оплаты купонов или оплаты выигрышей
по облигациям, попавшим в тираж.
Кроме указанных
методов управления государственным и
муниципальным долгом возможны обмен
облигаций по регрессивному соотношению
(несколько ранее выпущенных облигаций
займа приравниваются к одной новой), отсрочка
погашения займа, ан-нулирование государственного
долга.
Страны с рыночной
экономикой в обычных условиях не используют
названные методы управления задолженностью,
поскольку их применение ведет к нанесению
непоправимого ущерба репутации государства
как заемщика. В истории государственного
долга их осуществление наблюдалось только
в условиях войны, послевоенного восстановления
экономики или тяжелых бюджетно-финансовых
кризисов.
Трудности многих
стран с погашением внешнего долга породили
новые методы покрытия обязательств перед
странами-кредиторами. Среди них — погашение
долга товарными поставками, обмен долговых
обязательств на акции и облигации компаний
страны-должника, оплата долга в местной
валюте с последующим обращением ее в
инвестиции или собственность, обмен на
долговые обязательства третьих стран
и другие. Эти методы управления государственным
внешним долгом обычно объединяют в понятие
конверсия внешнего долга, под которой
в данном случае понимают реализацию всех
механизмов, обеспечивающих замещение
внешнего долга другими видами обязательств,
менее обременительными для экономики
страны-должника.
Большое значение
для повышения эффективности государственной
долговой деятельности будет иметь создание
единой системы управления государственным
долгом РФ. Она обеспечит проведение централизованной
и долгосрочной политики управления обязательствами
и государственными заимствованиями,
предупреждение возможных долговых кризисов
и принятие оперативных мер по их преодолению.
Информация о работе Управление государственным и муниципальным долгом