Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 11:22, реферат
Гражданское право регулирует отношения экономического оборота и повседневной жизни граждан, которые разнообразны и подвержены периодическим изменениям. Поэтому гражданские права и обязанности чаще всего возникают в результате целенаправленных и правомерных действий организаций и граждан, эти действия отражают их потребности и возможности и учитывают реально существующие условия рынка (его конъюнктуру).
1. Понятие и значение сделок.
2. Виды сделок в гражданском праве.
3. Условия действительности сделок.
4. Форма сделок.
5. Понятие и виды недействительных сделок.
6. Ничтожные и оспоримые сделки.
7. Последствия недействительности сделок.
Часть вторая ст. 2
Уголовного кодекса устанавливает,
что задачи, стоящие перед уголовным
законодательством, решаются на основе
его принципов, в соответствии с
которыми, строится не только система,
но и осуществляется реализации уголовного
права. Принципы уголовного закона представляет
собой основные, исходные начала, идеи,
обязательные для законодателя, правоприменительных
органов и граждан. Непосредственно
в УК (статьи 3-7) выделены пять основных
принципов: законности, равенства граждан
перед законом, виновной ответственности,
справедливости, гуманизма.
Принцип законности (ст. 3 УК РФ) выражается
в том, что преступность деяния, его наказуемость
и иные уголовно-правовые последствия
определяются только уголовным законом.
Данный принцип отражает положения Конституции
Российской Федерации, закрепленные в
ст. 54: «Никто не может нести ответственность
за деяние, которое в момент его совершения
не признавалось правонарушением», и означает,
что только уголовный закон определяет,
какие деяния являются преступлениями,
и какие уголовно-правовые последствия
наступают за их совершение. Поэтому правоприменительные
органы, решай вопрос о привлечении лиц
к уголовной ответственности, назначении
и исполнении наказания, обязаны руководствоваться
только законом.
Применение уголовного закона по аналогии
не допускается. Это означает, что если
деяние лица хотя и повлекло за собой наступление
вреда, но оно не было предусмотрено законом
как преступление, то это исключает привлечение
его к уголовной ответственности. Введение
этого запрета преследует цель устранить
произвол в противодействии преступности.
При этом согласно ст. 15 Конституции РФ
соблюдение требований уголовного закона
является обязанностью не только органов
государственной власти и местного самоуправления,
должностных лиц, но и всех граждан и их
объединений. Привлечение к уголовной
ответственности конкретного лица, совершившего
преступление, и применение к нему уголовного
наказания допустимо только в рамках уголовного
закона и в полном с ним соответствии.
Принцип равенства граждан перед законом
(ст. 4 УК РФ) означает, что лица, совершившие
преступление, равны перед законом и подлежат
уголовной ответственности независимо
от пола, расы, национальности, имущественного
и служебного положения, отношения к религии,
убеждений, принадлежности к общественным
объединениям, а также других обстоятельств.
Данный принцип отражает положения ст.
19 Конституции Российской Федерации, подчеркивая
тем самым его значение для решения задач
по охране общественных отношений от преступных
посягательств. Любое лицо, совершившее
преступление, не зависимо от других каких-либо
обстоятельств, должно быть привлечено
к ответственности за содеянное, либо
к нему должны быть приняты иные меры уголовно-правового
характера. Данный принцип устанавливает
юридическое равенство вне зависимости
от равенства социального, закрепляет
одинаковые основания и пределы уголовной
ответственности, одинаковых условий
применения наказания.
Принцип равенства перед уголовным законом
означает, что при наличии в действиях
лица состава преступления, социальные
данные о его личности не могут служить
препятствием для привлечения этого лица
к ответственности.
Принцип вины (ст. 5 УК РФ) предполагает,
что лицо подлежит уголовной ответственности
только за те действия (бездействие), действие
и наступившие общественно опасные последствия,
в отношении которых установлена его вина.
Таким образом, уголовное законодательство
исходит из субъективного вменения, то
есть привлечения к ответственности только
за то деяние и те последствия, в отношении
которых проявляется определенная воля
лица, что находит свое отражение в умышленной
или неосторожной вине. Невиновное причинение
вреда, сколь бы тяжким оно ни было, исключает
уголовную ответственность.
Принцип вины в уголовном праве означает,
что лицо, виновно совершившее общественно
опасное деяние (действие или бездействие)
отвечает лишь за то, что было совершено
им лично. Никто не может нести уголовную
ответственность, если не установлена
его персональная вина в отношении преступного
деяния и его последствий. Объективное
вменение, то есть уголовная ответственность
за невиновное причинение вреда, в уголовном
праве не допускается (в отличие от гражданского
права).
Принцип справедливости (ст. 6 УК РФ) воплощается
в том, что наказание и иные меры уголовно-правового
характера, применяемые к лицу, совершившему
преступление, должны быть справедливыми,
то есть соответствовать характеру и степени
общественной опасности преступления,
обстоятельствам его совершения и личности
виновного.
Определяя меры уголовно-правового воздействия,
в том числе и наказания лица, виновного
в совершении преступления, следует исходить
из того, что как чрезмерно суровая, так
и чрезмерно мягкая мера ответственности
будет несправедливой не только по отношению
к виновному, но и в целом к обществу. Любое
воздействие должно быть применено в той
мере, в какой способно исправить лицо,
чтобы оно воспринимало наказание за содеянное,
как необходимую реакцию на его противоправное
поведение. И это воздействие должно способствовать
его исправлению. Принцип справедливости
сочетается с понятием достаточности,
когда за совершенное преступление лицо
получает то наказание, которое заслуживает.
Однако данный принцип ни в коей мере не
противоречит принципу равенства всех
граждан перед законом. Если последний
возлагает обязанность любого лица, виновного
в совершении преступления, нести ответственность
за содеянное, то принцип справедливости
обязывает исходить из учета индивидуальных
особенностей личности, совершившей преступление,
а также конкретных обстоятельств его
совершения.
Принцип справедливости закрепляет также
положение, что никто не может нести уголовную
ответственность дважды за одно и то же
преступление.
Принцип гуманизма (ст. 7 УК РФ) устанавливает,
что уголовное законодательство РФ обеспечивает
безопасность человека. Обеспечение безопасности
человека уголовно-правовыми средствами
имеет двустороннюю направленность. Конституция
РФ провозглашает приоритет личности
в системе ценностей российского общества:
«Человек, его права и свободы являются
высшей ценностью. Признание, соблюдение
и защита прав и свобод человека и гражданина
– обязанность государства» (ст. 2 Конституции
РФ). Обеспечение безопасности человека
означает охрану его жизни, здоровья, достоинства,
собственности от преступных посягательств
путем установления уголовной ответственности
и применения норм уголовного права.
Принцип гуманизма предполагает, что наказание
и иные меры уголовно-правового характера,
применяемые к лицу, совершившему преступление,
не могут иметь своей целью причинение
физических страданий или унижение человеческого
достоинства. Данный принцип уголовного
законодательства отражает положения
Конституции Российской Федерации, которая
в ст. 21 провозглашает: «Никто не должен
подвергаться пыткам, насилию, другому
жестокому или унижающему человеческое
достоинство обращению или наказанию».
Воплощается принцип гуманизма в том,
что правовое воздействие на лиц, совершивших
преступление, не преследует цель возмездия.
Напротив, устанавливая наказание виновному,
уголовный закон требует, чтобы каждое
из них преследовало цель исправления
осужденного, а тем самым оказывало предупредительное
воздействие на других лиц. При этом более
строгий вид наказания из числа предусмотренных
за содеянное, применяется только в случае,
если менее строгий вид не может обеспечить
общие цели наказания. Даже лишение или
ограничение прав и свобод лица, составляющие
содержание наказания, не носят характера
причинения физических страданий либо
унижения человеческого достоинства.
Укрепление законности
и правопорядка, защита прав граждан,
интересов общества и государства
требуют точного и правильного
применения норм уголовного закона, что
невозможно без понимания социально-
Сущность толкования уголовного закона
состоит в уяснении содержания закона
в целях его применения в точном соответствии
с волей законодателя. Под толкованием
уголовного закона понимается определение
его содержания, выявление его смысла,
объяснение терминов, употребленных законодателем.
Такая трактовка наиболее полно отражает
смысл толкования уголовного закона.
Толкование обеспечивает единообразное
применение уголовно-правовых норм, способствует
устранению недостатков в уголовном законе.
Толкование уголовного закона подразделяется
на виды в зависимости от субъекта толкования,
от способов и объема толкования.
В зависимости от того, какой орган осуществляет
толкование закона, оно различается по
субъекту, что определяет и степень его
обязательности. По субъектам толкование
различается:
Аутентическое толкование - это разъяснение
смысла закона, исходящее от органа, принявшего
его. Таким правом обладает только Федеральное
Собрание РФ. Даваемое им толкование имеет
общеобязательную силу для всех органов
государства и граждан.
Легальное толкование характеризуется
тем, что разъяснение закона дается органом
государственной власти, уполномоченным
на то законом. В настоящее время таким
органов является Государственная Дума
РФ. В случае толкования уголовного закона
Государственной Думой легальное толкование
совпадает по существу с аутентичным толкованием,
которое является одной из форм легального
толкования. Принимаемые Государственной
Думой решения по толкованию норм уголовного
закона по существу означает принятие
равного по силе с уголовным законом нового
закона.
Легальное толкование является обязательным
для всех органов и лиц, применяющих уголовный
закон, в отношении которого было дано
соответствующее разъяснение.
Судебное толкование дастся любым судебным
органом при применении уголовного закона
в процессе рассмотрения конкретных уголовных
дел. К данному виду толкования относятся
и руководящие постановления Пленума
Верховного Суда Российской Федерации.
Толкование закона, даваемое вышестоящими
судебными органами, является обязательным
для нижестоящих судов. Что же касается
руководящих разъяснений Пленума Верховного
Суда Российской Федерации, то они являются
обязательными для всех судов России при
применении того закона, в отношении которого
дается соответствующее разъяснение.
Толкование уголовно-правовых норм при
рассмотрении конкретного уголовного
дела и для конкретного случая судебным
органом называется казуальным толкованием.
Все вышеперечисленные виды толкований
относятся к так называемому официальному
толкованию.
К неофициальным видам толкования относятся:
научное (доктринальное), профессиональное,
обыденное.
Научным (доктринальным) является толкование,
которое осуществляется научными работниками,
высококвалифицированными юристами в
учебниках по уголовному праву, комментариях
к закону, научных статьях и монографиях.
Такое толкование хотя и не имеет обязательной
силы, но оно способствует правильному
пониманию закона, а также его применению.
Профессиональное толкование – это толкование,
даваемое юристами по различным вопросам
применения уголовно-правовых норм. Такое
толкование не только не имеет обязательной
силы, но и не влечет ни каких юридических
последствий. Такое толкование по существу
помогает уяснить смысл, вложенный в уголовно-правовую
норму.
Обыденное толкование – это толкование,
осуществляемое на бытовом уровне любым
непрофессиональным участником правоотношений.
По способам (приемам) толкование бывает
грамматическим, систематическим и историческим.
Грамматическое толкование заключается
в уяснении содержания закона, путем правильного
понимания терминов и понятий с грамматической,
синтаксической и этимологической (значения
и смысла отдельных терминов, слов и понятий,
употребляемых в норме закона) сторон.
Систематическое толкование состоит в
уяснении смысла той или иной правовой
нормы путем сопоставления ее с другими
уголовно-правовыми нормами, а также в
установлении ее места в общей системе
действующего уголовного законодательства,
отграничения от других, близких по содержанию
законов.
Историческим является толкование, которое
сводится к выяснению обстоятельств и
причин, обусловивших принятие уголовного
закона, а также задач, стоящих перед ним
в процессе его применения, сопоставление
действующих уголовно-правовых норм с
их предшествовавшими аналогами.
По объему, который зависит от круга деяний,
на которые распространяется действие
уголовного закона, толкование делится
на: ограничительное, распространительное
и буквальное.
Ограничительным является толкование,
при котором содержанию закона придается
более узкий смысл, чем это охватывается
буквальным текстом этого закона.
Распространительным (расширительным)
признается толкование, вследствие которого,
закону придается более широкий смысл,
нежели это буквально определено непосредственно
в его тексте.
Буквальным толкованием является истолкование
и уяснение смысла содержания закона в
точном соответствии его с текстом. Данный
вид толкования является наиболее распространенным
на практике.
Таким образом, необходимость толкования
уголовного закона вызвана, во-первых,
общим характером норм уголовного права
(превентивная роль уголовно-правовых
норм и заключается в том, насколько они
понятны широкому кругу лиц), во-вторых,
использование специальной юридической
техники для построения уголовно-правовых
норм (бланкетных и ссылочных диспозиций,
оценочных терминов и т.д.), в-третьих, системностью
уголовно-правовых норм, их взаимосвязью
и взаимозависимостью с нормами права
других отраслей.
1. Головко Л.В.
Принципы неотвратимости
2. Игнатов А.Н. Уголовное право России.
М., 1998.
3. Келина С.Г., Кудрявцев Б.Н. Принципы советского
уголовного права. М., 1988.
4. Курс Российского уголовного права.
Общая часть. / Под ред. В.Н.Кудрявцева,
А.В.Наумова. М.: Спарк, 2001.
5. Мальцев В.В. Принципы уголовного законодательства
и общественно опасное поведение.// Государство
и право. 1997.№ 2.
6. Медведев А.М. Пределы действия Уголовного
кодекса Российской Федерации. М.: Юрид.
лит., 1998.
7. Наумов А.В. Российское уголовное право.
Общая часть. М., 1996.
8. Незнамова З.А. Коллизии в уголовном
праве. – Екатеринбург, 1995.
9. Севостьянов Н.В., Иванов В.Д. Уголовное
право Российской Федерации. Конспект
лекций. Ростов-на-Дону: Феникс, 1999.
10. Современные тенденции развития уголовной
политики и уголовного законодательства.
– М., 1994.
11. Уголовное право. Общая часть: Учебник
под ред. А.И.Рарога. – М., 1996.
12. Уголовное право России. Общая часть:
Учебник. / Под ред. Б.В.Здравомыслова.-М.:
Юристъ, 1996.
13. Уголовное право России. Общая и Особенная
части: Учебник для вузов. / Н.Г.Иванов.
– М.: Экзамен, 2003.
14. Флетчер Дж. Наумов А.В. Основные концепции
современного уголовного права. М., 1998.
15. Шаргородский М.Д. Уголовный закон. М.,
1948.
16. Шляпочников А.С. Толкование уголовного
закона. М., 1960.
В каждом случае применения
УК РФ возникает необходимость
Проблема действия уголовного закона
во времени имеет несколько аспектов:
время принятия закона; вступление закона
в силу; срок действия закона; утрата законом
своей юридической силы; типы действия
закона во времени; обратная сила уголовного
закона; время совершения преступления.
Закон считается действующим с момента
его вступления в силу после принятия,
и его действие распространяется на все
время, пока он не будет отменен или заменен
новым законом, либо на время, указанное
непосредственно в законе при его принятии.
Согласно Закону «О порядке опубликования
и вступления в силу федеральных конституционных
законов, актов палат Федерального Собрания»
от 14 июня 1994 г. датой принятия федерального
закона считается день его принятия Государственной
Думой в окончательной редакции. Применению
подлежат только те законы, которые были
опубликованы. Для официального опубликования
федеральный закон направляется Президентом
Российской Федерации. Официальным опубликованием
уголовного закона считается его первая
публикация полного текста в «Российской
газете» или «Собрании законодательства
Российской Федерации». Так, Уголовный
кодекс РФ впервые был полностью опубликован
17 июня 1996 г. в «Собрании законодательства
РФ».
Уголовный кодекс РФ представляет собой
объемный документ, содержащий ряд принципиально
важных положений. Поэтому он не мог быть
введен в действие немедленно. Для изучения
его правоприменителями требуется определенный
период времени, поэтому вступление его
в силу законодатель отсрочил более чем
на пол года.
Согласно Федеральному закону Российской
Федерации «О введении в действие Уголовного
кодекса Российской Федерации» от 24 мая
1996 г. новый УК РФ был введен в действие
с 1 января 1997 г.
Уголовный закон теряет свою силу в случае
его отмены или замены другим законом,
а также по истечении срока его действия,
непосредственно указанного в нем. Уголовный
кодекс РФ содержит нормы, действие которых
бессрочно.
Содержание уголовно-правовых норм не
однозначно, поэтому и порядок вступления
их в силу не одинаков. В зависимости от
содержания уголовно-правовой нормы различают
три типа действия уголовного закона во
времени:
- уголовно-правовые нормы, устраняющие
преступность деяния, смягчающие наказание
или ином образом улучшающие положение
лица, совершившего преступление, имеют
обратную силу, то есть распространяются
и на события произошедшие до вступления
в юридическую силу уголовного закона;
- уголовно-правовые нормы, устанавливающие
преступность деяния, усиливающие наказание
или иным образом ухудшающие положение
лица, совершившего преступление, обратной
силы не имеют, и их действие распространяется
только на те события, которые произошли
после вступления уголовного закона в
юридическую силу;
- уголовно-правовые нормы, не изменяющие
правовой статус лица совершившего преступление
(не ухудшают и не улучшают его положение)
вступают в действие с момента вступления
уголовного закона в юридическую силу
и распространяются на любые события,
не зависимо от времени их совершения.
«Обратная сила уголовного закона» позволяет
избегать злоупотреблений в применении
уголовно-правовых норм. Такой порядок
принят в международной практике и впервые
закреплен в новом уголовном законе Российской
Федерации в ст. 10 УК РФ.
Временем совершения преступления признается
время совершения общественно опасного
действия (бездействия) независимо от
времени наступления последствий (ч. 2
ст. 9 УК РФ). Это связано с различными факторами
применения уголовного законодательства.
Так как, преступность и наказуемость
деяния определяется законом, действовавшим
на время совершения преступления. Однако
большое количество преступлений имеют
временную протяженность, исчисляемую
иногда не только месяцами, но и годами.
К таким видам преступлений относятся
длящиеся и продолжаемые преступления.
Существуют различные точки зрения о том,
как в таких случаях определять время
совершения преступления, что, конечно
же, усложняет применение уголовно-правовых
норм.
Уголовное законодательство не содержит
указаний, каким образом определять время
совершения длящихся или продолжаемых
преступлений (уголовно-правовые нормы
вообще не содержат понятий «продолжаемое»
и «длящееся» преступление). В теории и
на практике эта проблема разрешается
следующим образом: время совершения длящегося
преступления определяется на момент
начала исполнения общественно-опасного
деяния не зависимо от того, когда оно
будет прекращено; время совершения продолжаемого
преступления связано с выполнением последнего
из числа нескольких тождественных деяний,
объединенных общим умыслом.
Уголовный кодекс
Российской Федерации действует
на всей территории России, закрепляя
тем самым ее государственный
суверенитет.
Пределы действия Уголовного закона в
пространстве определяются следующими
принципами: территориальным, гражданства,
реальным и универсальным.
Территориальный принцип действия уголовного
закона является основополагающим. Так,
согласно ч. 1 ст. 11 УК РФ: «Лицо, совершившие
преступления на территории Российской
Федерации, привлекаются к ответственности
по настоящему Кодексу».
Территорией России охватываются в пределах
государственной границы суша, включая
острова; водное и воздушное пространство;
недра. В тех случаях, когда территория
суши соприкасается с водами внешних морей
и океанов, то к границам России относятся
прибрежные воды и воздушное пространство
над ними в пределах 12-мильной зоны, отсчитываемых
от линии наибольшего отлива, как на материке,
так и на островах, принадлежащих к России.
Граница на пограничных судоходных реках
проходит по средине главного фарватера,
на пограничных озерах - по средине озера
или по прямой линии, соединяющей выходы
сухопутной границы к берегам озера.
Нормы Уголовного кодекса РФ распространяют
свое действие на преступления совершенные
в пространстве континентального шельфа
России, под которым понимается примыкающая
к территориальному морю до определенной
глубины поверхность и недра морского
дна. Внешняя граница континентального
шельфа находится на расстоянии 200 морских
миль от исходных линий, от которых отмеряется
ширина территориального моря. Уголовно-правовая
юрисдикция РФ над континентальным шельфом
распространяется лишь на некоторые категории
преступлений, связанные с разведкой и
использованием ресурсов континентального
шельфа, а также защитой окружающей среды.
Кроме того, уголовно-правовая юрисдикция
государства распространяется на все
искусственные сооружения на континентальном
шельфе – острова, установки, сооружения,
подводные кабели и т. п.
Под уголовно-правовой юрисдикцией России
находится пространство исключительной
экономической зоны, под которой понимается
район, находящийся за пределами территориального
моря и прилегающий к нему, который подпадает
под особый правовой режим. Ширина экономической
зоны не должна превышать 200 морских миль,
отсчитываемых от линии наибольшего отлива,
как на материке, так и на островах, принадлежащих
РФ. В пределах экономической зоны уголовно-правовая
юрисдикция РФ распространяется лишь
на преступления, которые связаны с суверенными
правами государства.
К территориальной, уголовно-правовой
юрисдикции РФ, на основании положений
норм международного права, относятся
также территории гражданских морских,
речных и воздушных судов, приписанных
к портам Российской Федерации и находящихся
в нейтральных водах и воздушном пространстве.
Согласно Конвенции по морскому праву
1982 г. любое гражданское судно имеет национальность
того государства, под флагом которого
оно плавает в водах открытого моря, и
подчиняется власти того государства,
флаг которого несет. Что же касается военных
морских, речных и воздушных судов, то
они признаются территорией России независимо
от места нахождения. Данное правило законодательно
закреплено в ч. 3 ст. 11 УК РФ. Аналогичным
образом решается вопрос и с местонахождением
военных баз и месторасположением военных
частей (гарнизонов) за пределами России,
если иное не предусмотрено международным
договором Российской Федерации. Как правило,
международными договорами устанавливается
следующий порядок:
за должностные преступления и преступления
против порядка несения воинской службы
военнослужащие, находящиеся за границей,
несут ответственность по законодательству
своей страны;
за преступления, совершенные вне территории
расположения воинской части и носящие
общеуголовный характер (убийство, изнасилование,
кража, грабеж, незаконный оборот наркотиков
и т.д.), военнослужащие несут ответственность
по законодательству страны пребывания.
Однако такой порядок действия уголовного
закона не применяется, если войска выполняют
«оккупационные» функции.
На территории посольств и консульств
России в иностранных государствах действует
принцип экстерриториальности. Эта территория,
хотя фактически и не являются территорией
России, однако, на них распространяется
дипломатический иммунитет, а поэтому
там действуют законы Российской Федерации.
Поэтому за преступления, совершенные
на территории посольств и консульств
РФ, лицо будет нести уголовную ответственность
по российскому уголовному законодательству.
Территориальный принцип действия уголовного
закона напрямую зависит от места совершения
преступления. К сожалению, в уголовном
законе отсутствует понятие места совершения
преступления. Правильное установление
места совершения преступления имеет
важное практическое значение, ибо от
этого зависит, по уголовным законам какого
государства надлежит квалифицировать
содеянное. Преступление считается совершенным
на территории России, если именно на этой
территории было совершено общественно
опасное посягательство, повлекшее наступление
вреда, предусмотренного в одной из норм
Особенной части УК.
Более сложно решается вопрос о месте
совершения преступления при длящихся
или продолжаемых преступлениях, если
их совершение связано с территориями
различных государств. На этот счет существует
множество различных мнений. И все же,
проанализировав их можно сделать вывод,
что место совершения преступления, так
или иначе, связывается с местом его юридического
окончания или местом пресечения преступной
деятельности лица.
Территориальный принцип означает, что
любое лицо, совершившее преступление
на территории Российской Федерации, независимо
от его правового статуса должно нести
уголовную ответственность по УК РФ. Этот
принцип, как и любое правило, имеет исключение
и не распространяется на определенные
категории лиц, пользующихся уголовно-правовым
иммунитетом.
Наряду с основным территориальным принципом
действия уголовного закона в пространстве
существует принцип гражданства.
Согласно ч. 1 ст. 12 УК РФ: «Граждане Российской
Федерации и постоянно проживающие в Российской
Федерации лица без гражданства, совершившие
преступление вне пределов Российской
Федерации, подлежат ответственности
по настоящему Кодексу, если совершенное
ими деяние признано преступлением в государстве,
на территории которого оно было совершено,
и если эти лица не были осуждены в иностранном
государстве. При осуждении указанных
лиц наказание не может превышать верхнего
предела санкции, предусмотренной законом
иностранного государства, на территории
которого было совершено преступление».
Таким образом, уголовное законодательство
закрепляет положение ст. 50 Конституции
РФ, что «никто не может быть повторно
осужден за одно и то же преступление».
Встречаются случаи, когда лицо, находясь
на территории иностранного государства,
совершает деяние, которое в этом государстве
не признается преступлением, но считается
таковым в России. В этом случае привлечение
лица к уголовной ответственности было
бы не оправданным. Так же сходя из требований
Уголовного закона, лицо, совершившее
деяние, которое в иностранном государстве
является преступлением, но не является
таковым в России, не может быть привлечено
к уголовной ответственности, так как
отсутствуют ее основания. Следует иметь
в виду, что большая часть общеуголовных
преступлений предусмотрена уголовным
законодательством всех государств.
В ч.3 ст. 12 УК РФ впервые в уголовном законодательстве
России закреплен реальный принцип действия
уголовного закона в пространстве. Он
заключается в возможности привлечения
любого лица, в том числе и иностранца
и лица без гражданства, к ответственности
по Уголовному кодексу за преступление,
совершенное за границей, если оно направлено
против интересов России, а также в случаях,
предусмотренных международным договором
Российской Федерации, если они не были
осуждены в иностранном государстве и
привлекаются к уголовной ответственности
на территории Российской Федерации. Под
интересами России в данном случае понимаются
не только государственные интересы, но
и интересы личности – российских граждан.
Применяя реальный принцип, Россия, как
и ряд зарубежных государств, наиболее
полно защищает свои интересы и интересы
своих граждан.
Исключением как из общего территориального
принципа действия уголовного закона
в пространстве, так и из принципа гражданства
является универсальный принцип.
Универсальный принцип действия уголовного
закона в пространстве исходит из общности
интересов всех государств мирового сообщества
в борьбе с международными преступлениями
и преступлениями международного характера
(например, терроризм, захват заложников,
угон воздушных судов и др.). В соответствии
с универсальным принципом государство
обязано применить свой уголовный закон
к преступнику, посягнувшему не только
на интересы данной страны, но и любого
другого государства, вне зависимости
от того, кем и где совершено это преступление.
Россия обязана выполнять международные
конвенции, ею ратифицированные, обязывающие
государства участников вести борьбу
с соответствующими преступлениями.
Уголовное право, в
отличие от других отраслей права, ограничивает
круг участников правоотношений. Уголовную
ответственность могут нести
только физические лица. Это обусловлено
спецификой уголовной ответственности,
которая не может носить коллективный
характер. Уголовная ответственность
сугубо индивидуальна. Кроме того, физическое
лицо должно обладать рядом признаков,
к которым относятся: возраст, вменяемость,
наличие дополнительных особенностей
связанных с должностными, служебными,
семейными и другими
Несмотря на то, что одним из основных
принципов уголовного права провозглашается
принцип равенства, уголовно-правовые
нормы действуют по кругу лиц не совсем
одинаково. Это связано со спецификой
служебной деятельности.
Так, не подлежат уголовной ответственности
иностранные граждане, обладающие дипломатическим
иммунитетом. Как правило, такие лица объявляются
персонами нон грата (нежелательными лицами)
и высылаются за пределы Российской Федерации.
Однако дипломат, совершивший преступление
на территории России, может отвечать
по уголовным законам того государства,
которое он представлял. Кроме того, согласно
ст. 32 Венской конвенции о дипломатических
сношениях аккредитующее государство
вправе отказаться от подобного иммунитета.
В этом случае указанные лица могут быть
привлечены к уголовной ответственности
по Российскому уголовному законодательству.
Определенным иммунитетом к уголовной
ответственности обладают: Президент
РФ, депутаты Федерального собрания, судьи.
Привлечение к уголовной ответственности
таких лиц усложнено и связывается с выполнением
определенных процедур. Для привлечения
Президента РФ от должности необходимо
провести процедуру отрешения его от должности
в соответствии с требованиями ст. 93 Конституции
РФ. Механизм отрешения Президента РФ
от должности очень сложен и громоздок,
к тому же требует строгого соблюдения
процессуального порядка. Для привлечения
к уголовной ответственности депутата
Государственной Думы или депутата Совета
Федерации необходимо, чтобы орган, членами
которого они являются, лишил их депутатской
неприкосновенности. Уголовное дело в
отношении судьи может быть возбуждено
только Генеральным прокурором РФ или
лицом, исполняющим его обязанности, при
наличии на то согласия соответствующей
квалификационной коллегии судей. Судьи
Конституционного суда привлекаются к
уголовной ответственности только с согласия
Конституционного Суда. Особенности действия
уголовно-правовых норм по кругу лиц закреплены
в разделе XVII Уголовно-процессуального
кодекса РФ «Особенности производства
по уголовным делам в отношении отдельных
категорий лиц».
Действие уголовного закона по кругу лиц
очень ярко проявляется и в правилах выдачи
лиц, совершивших преступление, закрепленных
в ст. 13 УК РФ. Эти правила гласят то, что
граждане Российской Федерации, совершившие
преступление на территории иностранного
государства, не подлежат выдаче этому
государству. В этом проявляется забота
государства о своих гражданах. Иностранцы
и лица без гражданства, находящиеся на
территории России, но совершившие преступление
вне ее пределов, могут быть выданы иностранному
государству для привлечения их к ответственности
или отбывания наказания в соответствии
с международным договором.