Усыновление в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 12:34, дипломная работа

Описание работы

Целью данной дипломной работы является рассмотрение особенностей правового регулирования усыновления (удочерения) детей по семейному законодательству Российской Федерации.
Для достижения названной цели были поставлены следующие задачи:
- исследовать общую характеристику института усыновления (удочерения) в системе российского семейного права;
- изучить и проанализировать правовое положение субъектов участвующих в усыновлении (удочерении);
- проанализировать правовой механизм усыновления (удочерения) по семейному праву России;
- исследовать основания, порядок и правовые последствия отмены усыновления (удочерения).

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..……3
ГЛАВА I. Общая характеристика института усыновления (удочерения) в системе российского семейного права……………………………………………………….9
1.1. История становления института усыновления (удочерения) в системе российского семейного права……………………………………………………….9
1.2. Понятие усыновления (удочерения) детей и его значение…………………..18
ГЛАВА II. Правовое положение субъектов участвующих в усыновлении (удочерении)…………………………………………………………………………31
2.1. Субъекты усыновления (удочерения)…………………………………………31
2.2. Права и обязанности усыновленных и усыновителей………………………..41
2.3. Оформление полномочий усыновителей…………………………………….. 48
ГЛАВА III. Правовой механизм усыновления (удочерения) по семейному праву России………………………………………………………………………………...51
3.1. Основания и условия усыновления (удочерения) детей……………………..51
3.2. Порядок и правовые последствия усыновления (удочерения) детей………..60
3.3. Правовые средства обеспечения тайны усыновления………………………..70
3.4. Особенности усыновления (удочерения) российских детей иностранными гражданами: актуальные проблемы………………………………………………...73
ГЛАВА IV. Основания, порядок и правовые последствия отмены усыновления (удочерения)………………………………………………………………………….84
4.1. Основания и порядок отмены усыновления (удочерения)………………….. 84
4.2. Правовые последствия отмены усыновления (удочерения)………………….93
Заключение …………………………………………………………………………..95
Список использованных источников……………………………………………....102

Файлы: 1 файл

усыновление по семейному праву России.doc

— 526.50 Кб (Скачать файл)

Свидетельство представляется в Минобразования и науки РФ и  в орган исполнительной власти субъекта РФ, на территории которого будет осуществляться деятельность представительства по усыновлению.60

Российские дети могут  передаваться на усыновление гражданам  РФ, постоянно проживающим за ее пределами, иностранным гражданам  или лицам без гражданства, не являющимся родственниками детей, только по истечении шести месяцев со дня поступления сведений о таких детях в государственный банк сведений о детях, оставшихся без попечения родителей (п. 4 ч. 2 ст. 124 СК).

Граждане Российской Федерации, постоянно проживающие за пределами территории Российской Федерации, иностранные граждане или лица без гражданства, желающие усыновить ребенка, являющегося гражданином Российской Федерации, подают заявление об усыновлении соответственно в верховный суд республики, краевой, областной суд, суд города федерального значения, суд автономной области и суд автономного округа по месту жительства или месту нахождения усыновляемого ребенка (ст. 269 ГПК РФ).

Эти лица при обращении  с заявлением об установлении усыновления  помимо общего перечня необходимых документов обязаны представить дополнительно: заключение компетентного органа государства, гражданами которого они являются, или для апатридов - государства, в котором они имеют постоянное место жительства, об условиях их жизни и о возможности быть усыновителями; разрешение компетентного органа соответствующего государства на въезд усыновляемого ребенка и его постоянное жительство на территории этого государства (ст. 271 ГПК РФ).

Кроме того, в числе  необходимых для усыновления  документов, без которых не могут быть выданы сведения о конкретном ребенке, подлежащем усыновлению, и направление для его посещения по месту жительства (нахождения), пп. «е» п. 27 Правил передачи детей на усыновление называет «письменные обязательства иностранной организации государства проживания кандидатов в усыновители по осуществлению контроля за условиями жизни и воспитания усыновляемого ребенка и постановкой его на учет в консульском учреждении Российской Федерации в установленном порядке».

Защита прав и интересов детей, являющихся гражданами РФ и усыновленных иностранцами (апатридами), вне территории Российской Федерации осуществляется в пределах, допускаемых нормами международного права, если иное не предусмотрено международным договором РФ. Такая защита осуществляется консульскими учреждениями РФ, в которых усыновленные дети состоят на учете до достижения ими совершеннолетия (п. 3 ч. 1 ст. 165 СК).

Порядок постановки на учет определен в постановлении Правительства  РФ от 29 марта 2000 г.

Постановка на учет усыновленных детей - граждан РФ осуществляется консульским учреждением РФ, находящимся в пределах консульского округа на территории государства проживания усыновителей, а при отсутствии такого учреждения - дипломатическим представительством РФ в течение трех месяцев со дня въезда их в государство места проживания усыновителей на основании представленных усыновителями документов. По желанию усыновителей постановка на учет может осуществляться до выезда из России через Департамент консульской службы МИД РФ. Сведения о постановленном на учет ребенке вносятся в учетную карточку, а в паспорте усыновленного делается соответствующая отметка.

Обязанность усыновителей поставить усыновленного ребенка  на учет сохраняется и при перемене ими места жительства. Контроль за постановкой усыновителями ребенка на учет в консульском учреждении осуществляет специально уполномоченный иностранным государством орган или организация по усыновлению, которые представляли в установленном порядке интересы кандидатов в усыновители на территории России. Для обеспечения своевременной постановки на учет усыновленных детей Министерство образования и науки РФ каждые 6 месяцев обязано направлять консульским учреждениям информацию об усыновленных детях.

Консульские учреждения в конце каждого календарного года направляют в Минобразования РФ списки детей, поставленных на учет, а также информируют о нарушении прав и законных интересов усыновленного ребенка и неблагополучии в семье усыновителей.61

Основным условием международного усыновления, устанавливаемого на территории России, является соблюдение прав и законных интересов усыновляемых несовершеннолетних детей. Если в результате усыновления или удочерения могут быть нарушены права ребенка, установленные законодательством РФ и международными договорами РФ, усыновление не может быть произведено независимо от гражданства усыновителя, а произведенное ранее подлежит отмене в судебном порядке (п. 2 ст. 165 СК).

Усыновление (удочерение) детей - граждан Российской Федерации, проживающих за пределами ее территории, может производиться в компетентных учреждениях иностранных государств с соблюдением установленных ими процедур. В соответствии с п. 4 ст. 165 Семейного кодекса Российской Федерации такое усыновление признается действительным в России при соблюдении следующих условий: если усыновление было произведено компетентным органом иностранного государства, гражданином которого является усыновитель; если на усыновление было предварительно получено разрешение от органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого ребенок или его родители (один из них) проживали до выезда за пределы территории РФ.

Для получения разрешения иностранные граждане и лица без  гражданства представляют через  соответствующее консульское учреждение или дипломатическое представительство РФ либо непосредственно в орган исполнительной власти субъекта РФ необходимые документы (п. 33 Правил передачи детей на усыновление). Если усыновляемый ребенок или его родители никогда не проживали на территории России, предварительное разрешение на усыновление такого ребенка дает Министерство образования и науки РФ.

К любым семейным отношениям, которые в силу указания коллизионной нормы о применимом праве должны регулироваться законодательством  иностранных государств, может быть применена оговорка о публичном порядке. С помощью этой оговорки на легальной основе не допускается применение на российской территории норм иностранного семейного права в случаях, когда такое применение противоречило бы основам правопорядка (публичному порядку) Российской Федерации (ст. 167 СК). Если оговорка о публичном порядке используется, для регулирования семейных отношений применяется не иностранное право, а законодательство РФ. 62

Во всех вышеизложенных вопросах, были рассмотрены понятия, условия, субъекты усыновления, оформление усыновления, следовательно, считаю нужным, перейти к рассмотрению вопросов о возможных основаниях и порядке отмены усыновления.

 

 

 

 

 

ГЛАВА IV. Основания, порядок и правовые последствия  отмены усыновления (удочерения)

4.1. Основания и порядок отмены усыновления (удочерения)

Отмена усыновления — отобрание ребенка у усыновителя, влекущее прекращение на будущее время семейных и других, основанных на факте усыновления ребенка, правоотношений, а также восстановление родительских и других, основанных на факте родства с ребенком, правоотношений в случае, если этого требуют интересы ребенка. 

Статьей 142 СК РФ определены лица, имеющие право требовать отмены усыновления. К ним относятся:

а) родители ребенка;

б) усыновители ребенка;

в) усыновленный ребенок, достигший возраста четырнадцати лет;

г) орган опеки и  попечительства;

д) прокурор.

По сравнению с прежним  законодательством (ст.114, 115 КоБС63) перечень лиц, имеющих право требовать отмены усыновления, уточнен и расширен в результате включения в него усыновителей ребенка и самого усыновленного ребенка, достигшего возраста четырнадцати лет. Как видим, требование об отмене усыновления вправе предъявить только заинтересованные лица. Причем интерес этих лиц может иметь как личный характер (родители ребенка, усыновители ребенка, усыновленный ребенок, достигший возраста четырнадцати лет), так и вытекать из функций государственных и иных органов (прокурор, орган опеки и попечительства).

Предъявление иска об отмене усыновления  ребенка органом опеки и попечительства или прокурором является необходимым в случаях отсутствия у усыновленного ребенка родителей или когда в интересах усыновленного ребенка необходимо безотлагательно принять решение об отмене усыновления, если установлено виновное поведение усыновителей (уклонение от выполнения обязанностей по воспитанию ребенка или злоупотребление родительскими правами, жестокое обращение с ребенком, аморальное или антиобщественное поведение, оказывающее вредное влияние на ребенка, хронический алкоголизм или злоупотребление наркотиками и др.).

Право прокурора (или его заместителя) на обращение в суд с заявлением в защиту прав и законных интересов  других лиц непосредственно предусмотрено  законом и вытекает из его полномочий по осуществлению надзора за соблюдением законодательства о правах и свободах человека. Более того, к обязанности работников прокуратуры прямо отнесено предъявление и поддержание иска в суде в тех случаях, когда нарушены права лиц, которые по состоянию здоровья или возрасту (например, несовершеннолетние) не могут лично их отстаивать (ст.26, 27, 36 Закона о прокуратуре).64

Усыновленный ребенок, не достигший  возраста четырнадцати лет, не может  самостоятельно обратиться в суд  с требованием об отмене усыновления. Однако о своем желании отменить усыновление усыновленный ребенок вправе сообщить органу опеки и попечительства или прокурору (речь идет о ситуации, когда факт усыновления не является для ребенка тайной). Таким же образом могут поступить государственные и общественные организации, а также граждане (супруг усыновителя, родственники усыновленного ребенка), считающие, что усыновление не соответствует интересам ребенка, так как самостоятельно они не вправе предъявить иск об отмене усыновления. В подобных случаях вопрос о необходимости предъявления в суд иска об отмене усыновления решается органом опеки и попечительства или прокурором.

В СК РФ не определены лица и органы, к которым должно быть предъявлено  требование об отмене усыновления ребенка. Как правило, ответчиками по делам  данной категории являются усыновители (усыновитель), иск к которым предъявляется в суд по месту их жительства.

Однако в тех случаях, когда  иск об отмене усыновления предъявлен родителями усыновленного ребенка, а данные об усыновителях им неизвестны, то требование об отмене усыновления предъявляется к органу опеки и попечительства по месту нахождения этого органа. Последний извещает об этом усыновителя (усыновителей), которого суд вправе привлечь к участию в деле в качестве соответчика (п.4 ч.1 ст.150 ГПК РФ). Если иск об отмене усыновления предъявляется самим усыновителем, то надлежащим ответчиком по делу будет усыновленный ребенок, права и интересы которого будут представлять и защищать лица, указанные в п.1 ст. 56 СК РФ, прежде всего орган опеки и попечительства и прокурор.

Основанием прекращения усыновления  является его отмена в судебном порядке.

Порядок предъявления и рассмотрения иска об отмене усыновления ребенка  регулируется гражданским процессуальным законодательством с учетом норм, предусмотренных ст. 140 - 142 СК РФ (об основаниях отмены усыновления ребенка и лицах, имеющих право предъявить требование об отмене усыновления ребенка). Отмена усыновления допускается, по общему правилу, до достижения усыновленным ребенком возраста совершеннолетия (ст. 144 СК РФ).

Дела об отмене усыновления рассматриваются  судом в порядке искового производства (ст. 275 ГПК РФ).

Семейный кодекс Российской Федерации предусматривает обязательное участие органа опеки и попечительства в рассмотрении таких дел, так как они относятся к категории споров, связанных с воспитанием детей. Орган опеки и попечительства обязан провести обследование условий жизни усыновленного ребенка и представить суду заключение о соответствии отмены усыновления интересам ребенка.

Такое же заключение по существу дела после судебных прений лиц, участвующих в деле, дает и прокурор, который также обязан участвовать в рассмотрении дела об отмене усыновления (в любом случае со стадии судебного разбирательства - ч.3 ст. 45 ГПК РФ).

Решение суда об отмене усыновления ребенка вступает в законную силу согласно ст. 209 ГПК РФ по истечении срока на апелляционное обжалование.

Со дня вступления в законную силу решения суда об отмене усыновления  ребенка усыновление считается  прекращенным. Это означает, что  именно с указанного момента прекращаются на будущее время взаимные личные неимущественные и имущественные права и обязанности усыновленного ребенка и усыновителей (родственников усыновителей), а соответствующие права и обязанности родителей (родственников родителей) и ребенка восстанавливаются (ст.143 СК).

Согласно ст.140 СК РФ выписка  из вступившего в законную силу решения  суда об отмене усыновления ребенка  должна быть выслана судом в трехдневный  срок в орган загса по месту  государственной регистрации усыновления. На основании судебного решения орган загса делает в актовой записи об усыновлении ребенка отметку об отмене усыновления и восстанавливает в записи о рождении усыновленного ребенка первоначальные сведения, которые были до его усыновления (кроме имени, отчества и фамилии ребенка, если по решению суда за ребенком сохранены присвоенные ему в связи с усыновлением имя, отчество и фамилия - п. 3 ст. 143 СК РФ).

В актовой записи об усыновлении  ребенка в этих случаях производится запись, в которой указывается - каким  именно судом, где и когда принято решение об отмене усыновления ребенка. Эта запись заверяется подписью должностного лица и печатью органа загса (ст. 46 Закона об актах гражданского состояния65).

Информация о работе Усыновление в Российской Федерации