Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 12:34, дипломная работа
Целью данной дипломной работы является рассмотрение особенностей правового регулирования усыновления (удочерения) детей по семейному законодательству Российской Федерации.
Для достижения названной цели были поставлены следующие задачи:
- исследовать общую характеристику института усыновления (удочерения) в системе российского семейного права;
- изучить и проанализировать правовое положение субъектов участвующих в усыновлении (удочерении);
- проанализировать правовой механизм усыновления (удочерения) по семейному праву России;
- исследовать основания, порядок и правовые последствия отмены усыновления (удочерения).
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..……3
ГЛАВА I. Общая характеристика института усыновления (удочерения) в системе российского семейного права……………………………………………………….9
1.1. История становления института усыновления (удочерения) в системе российского семейного права……………………………………………………….9
1.2. Понятие усыновления (удочерения) детей и его значение…………………..18
ГЛАВА II. Правовое положение субъектов участвующих в усыновлении (удочерении)…………………………………………………………………………31
2.1. Субъекты усыновления (удочерения)…………………………………………31
2.2. Права и обязанности усыновленных и усыновителей………………………..41
2.3. Оформление полномочий усыновителей…………………………………….. 48
ГЛАВА III. Правовой механизм усыновления (удочерения) по семейному праву России………………………………………………………………………………...51
3.1. Основания и условия усыновления (удочерения) детей……………………..51
3.2. Порядок и правовые последствия усыновления (удочерения) детей………..60
3.3. Правовые средства обеспечения тайны усыновления………………………..70
3.4. Особенности усыновления (удочерения) российских детей иностранными гражданами: актуальные проблемы………………………………………………...73
ГЛАВА IV. Основания, порядок и правовые последствия отмены усыновления (удочерения)………………………………………………………………………….84
4.1. Основания и порядок отмены усыновления (удочерения)………………….. 84
4.2. Правовые последствия отмены усыновления (удочерения)………………….93
Заключение …………………………………………………………………………..95
Список использованных источников……………………………………………....102
В соответствии с международным и российским правом и законодательством, обеспечение интересов детей – основополагающая задача семейного права. Дети рассматриваются как самостоятельные личности, имеющие с момента рождения определенные права. Одно из самых важных из них – право жить и воспитываться в семье.
Государство предусмотрело следующие приоритетные формы устройства детей в семьи - это усыновление, опека и попечительство.
Из двух форм семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей — усыновления и опеки — усыновление является наиболее оптимальной, поскольку при этом между усыновителями и усыновляемым не только складываются близкие родственные отношения, но и происходит юридическое закрепление этих отношений, когда усыновленный ребёнок в своих правах и обязанностях полностью приравнивается к кровному, а усыновители принимают на себя все родительские права и обязанности. Усыновление (удочерение) является одним из самых старейших правовых институтов и существует во всех современных правовых системах как наиболее оптимальная и предпочтительная форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей.
Защищая право детей жить и воспитываться в родной стране, создавая условия для реализации гражданами России возможности взять на воспитание в семью ребенка, Семейный кодекс Российской Федерации и другие законодательные и нормативно - правовые акты закрепили преимущественное право российских граждан на проведение процедуры усыновления.
Усыновление допускается в отношении несовершеннолетних детей и только в их интересах. При устройстве ребенка в семью должны учитываться его этническое происхождение, принадлежность к определенной религии, и культуре, родной язык, возможность обеспечения преемственности в образовании и воспитании, а также возможность обеспечить детям полноценное физическое, психическое, духовное и нравственное развитие.
Усыновление позволяет
ребёнку почувствовать себя полноценным
членом семьи. Только при усыновлении
ребёнок приобретает права
Подводя краткие итоги рассмотрению темы, можно с уверенностью сказать, что проблемы и сложности, связанные с усыновлением детей существовали на всех исторических этапах становления этого института и были присущи практически всем правовым системам. Это связано как со сложностью самого института усыновления, так и с внутренней политикой каждого конкретного государства на определенном этапе его развития. Существующим уровнем развития законодательной техники, накопленном и обобщенном опыте решения практических задач в области усыновления. Меняющейся геополитической обстановкой в мире.
В представленной работе,
сделана попытка
Наиболее значимыми событиями за всю историю существования института усыновления (удочерения) в России стали: законодательное закрепление приоритета устройства детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью; в отношении усыновления детей – российских граждан иностранными гражданами и лицами без гражданства – признание и законодательное закрепление приоритета устройства их в семьи российских граждан; возобновление судебного порядка рассмотрения и разрешения дел об установлении усыновления в РФ.
Анализ основных проблем, связанных существованием и функционированием института усыновления (удочерения) в России, позволило определить первоочередные задачи, стоящие перед российским обществом на пути совершенствования данного правового института, выявить наиболее общие тенденции, наметившиеся в области международного усыновления.
В первую очередь, это сближение сотрудничества государств, в сфере международного усыновления. За сравнительно небольшой промежуток времени было принято множество международно-правовых актов, подписано договоров и соглашений по оказанию правовой помощи при рассмотрении дел об усыновлении. Россия присоединилась ко многим из них.
Заслуживает внимания тот факт, что в настоящее время в России продолжает сохраняться устойчивая тенденция к снижению количества случаев усыновления детей как гражданами Российской Федерации, так и иностранными гражданами, несмотря на статью 124 СК РФ, в которой закреплены условия наибольшего благоприятствования для российских усыновителей, чем для иностранных.
Если проследить динамику усыновления в Алтайском крае с 2007г. по 2011г., то можно сделать вывод, что в последние годы происходит рост усыновлений наших детей иностранными гражданами, в то время как, усыновление российскими гражданами снижается.
По данным статистики: - за 2007 год в Российской Федерации усыновлено гражданами России 9530 детей, в том числе в Алтайском крае 117 детей, иностранными гражданами 4536 детей, в том числе 31 ребенок в Алтайском крае;
- за 2008 год усыновлено 9048 детей гражданами России в том числе, в Алтайском крае 121 ребенок, 4125 детей усыновлено иностранными гражданами, в том числе 19 детей в Алтайском крае;
- за 2009 год усыновлено
8938 детей гражданами России, из
них 201 ребенок усыновлен в
Алтайском крае, 3815 детей
усыновлено иностранными
- за 2010 год 7802 детей усыновлено российскими гражданами из них 91 ребенок усыновлен в Алтайском крае, 3355 детей усыновлено иностранными гражданами 38 из них в Алтайском крае;
- в 2011 году российскими гражданами усыновлено 7416 детей, в том числе 115 детей усыновлено в Алтайском крае, а иностранными гражданами усыновлено 3400 детей, из них 50 в Алтайском крае.69
Несмотря на провозглашение социально ориентированной экономики в Российской Федерации отмечается снижение финансирования детских образовательных программ, программ реабилитации инвалидов и детей с отклонениями в умственном и психическом развитии. Остро стоит жилищная проблема. Снижение эффективности детского здравоохранения, неуклонная коммерциализация медицинских услуг также оставляют все меньше надежд для родителей, в том числе и усыновителей, вылечить больного ребенка. Очевидно, этим отчасти и объясняются крайне низкие показатели количества усыновленных детей гражданами РФ в российских регионах.
Наряду с этим, по данным статистики, результаты социологических опросов общественного мнения, проводимых за последние годы в России, свидетельствуют о росте негативного отношения российских граждан к практике усыновления детей из России иностранцами.
С принятием законодательства об уголовной ответственности за торговлю детьми, за незаконные действия по усыновлению стало вскрываться все больше случаев нарушения законодательства в области охраны прав усыновленных детей, криминализации этой сферы. Частыми становятся случаи негуманного, а порой бесчеловечного обращения иностранных граждан с усыновленными ими российскими детьми.
Обозначив в данной работе
аспекты судебного
Обеспечение безопасности личности тесно связано с решением проблемы возрождения и государственной поддержки семьи, выходом из кризисной для России демографической ситуации и созданием условий для эффективной защиты прав и законных интересов детей. Поэтому, важное значение имеет рассмотрение юридической безопасности несовершеннолетних как состояния их защищенности семейно-правовыми средствами, от которой во многом зависит состояние безопасности общества в целом. Не случайно различные аспекты защиты прав ребенка в последнее время являются предметом достаточно частого исследования в юридической литературе, что дало возможность подготовить настоящую работу.
При исследовании данной темы, считаю необходимым - для повышения эффективности работы органов и должностных лиц РФ, располагающих компетенцией в области усыновления, необходимо налаживание контакта с органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления. Сотрудничество с международными организациями и представительствами, находящимися на территории РФ, оказание взаимной помощи в вопросах усыновления (удочерения); было бы справедливым использование положительного опыта других стран по борьбе с коррупцией в органах власти, наделенных компетенцией в области осуществления усыновления. В том числе и в области международного усыновления.
Необходима разработка механизма своевременного выявления и принятия мер реагирования на нарушения, допускаемые в этих структурах власти. Повышение эффективности мер воздействия на правонарушителей в целях предотвращения угрозы нанесения ущерба интересам и безопасности государства.
Представляется, что эти предложения имеют реальное значение для обеспечения эффективного функционирования всей социальной сферы общества. Играют немаловажную роль в процессе становления и развития Российской Федерации как правового и социального государства, его интеграции в мировое сообщество.
Усыновление – это счастье непростое, счастье с проблемами и жалобами, со слезами и плохим аппетитом, с капризами и болячками. Но и счастье детского смеха, доверчивых глаз и настоящих человеческих побед. К сожалению, все еще много детишек совсем не знают, что такое тепло домашнего очага, сказка, рассказанная на ночь только ему одному, вкус любимого маминого пирога, встреча с родителями после разлуки.
В завершение сказанного, хотелось бы еще раз подчеркнуть, что именно усыновление дает возможность создать ребенку максимально близкие к семейным условия жизни и воспитания. А реализация на практике положений российского законодательства, направленных на защиту прав и законных интересов детей при усыновлении, позволит избежать злоупотреблений в этой важной социальной сфере государства, а главное — поможет детям под контролем суда с учетом их интересов обрести нормальную полноценную семью.
Список использованных источников:
Нормативно - правовые акты:
4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): ФЗ от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации.- 2012. - № 50. - Ст.6963.
5. Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации: ФЗ от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2012. - № 76. – Ст.3266.
6. Семейный кодекс Российской Федерации: ФЗ от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ // Собрании законодательства Российской Федерации. - 2012. - № 47. - Ст. 6394.
7. Об актах гражданского состояния: Федеральный закон от 15 ноября 1997 г. № 143-ФЗ (в ред. 19.11.2012) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1997. - № 47. - Ст. 534; Собрание законодательства Российской Федерации. – 2012. - № 47. - Ст. 6394.
8. О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей: Федеральный закон от 16 апреля 2001 г. (в ред. 05.12.2011) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2001. - № 17. - Ст. 1643; Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. - № 49 (часть V). - Ст. 7056.
9. Об основах системах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ (05.12.2011) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1999. - № 26. - Ст. 3177; Собрание законодательства Российской Федерации. – 2011. - № 49 (часть V). - Ст. 7056.
10. Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации: Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ (в ред. 05.12.2011) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1998. - № 31. - Ст. 3802; Собрание законодательства Российской Федерации. – 2011. № 49 (часть V). - Ст. 7056.
11. О полиции: Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3 ФЗ (в ред. 25.06.2012) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2011. - № 7. - Ст. 900; Собрание законодательства Российской Федерации. – 2012. - № 26. - Ст. 3441.
12. О прокуратуре Российской Федерации: Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202-1 ФЗ (в ред. 05.12.2011) // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. - 1992. - № 8. - Ст. 366; Собрание законодательства Российской Федерации. – 2011. – № 48. - Ст. 6730.
13. О пособии гражданам, усыновившим детей: Закон Алтайского края от 8 сентября 2003 г. № 39-ЗС (13.09.2012) // Сборник законодательства Алтайского края. – 2003. - № 164. - Ст.108.
14. Об Уполномоченном
при Президенте Российской
15. Об утверждении Основных
направлений государственной