Усыновление в Российской Федерации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 12:34, дипломная работа

Описание работы

Целью данной дипломной работы является рассмотрение особенностей правового регулирования усыновления (удочерения) детей по семейному законодательству Российской Федерации.
Для достижения названной цели были поставлены следующие задачи:
- исследовать общую характеристику института усыновления (удочерения) в системе российского семейного права;
- изучить и проанализировать правовое положение субъектов участвующих в усыновлении (удочерении);
- проанализировать правовой механизм усыновления (удочерения) по семейному праву России;
- исследовать основания, порядок и правовые последствия отмены усыновления (удочерения).

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..……3
ГЛАВА I. Общая характеристика института усыновления (удочерения) в системе российского семейного права……………………………………………………….9
1.1. История становления института усыновления (удочерения) в системе российского семейного права……………………………………………………….9
1.2. Понятие усыновления (удочерения) детей и его значение…………………..18
ГЛАВА II. Правовое положение субъектов участвующих в усыновлении (удочерении)…………………………………………………………………………31
2.1. Субъекты усыновления (удочерения)…………………………………………31
2.2. Права и обязанности усыновленных и усыновителей………………………..41
2.3. Оформление полномочий усыновителей…………………………………….. 48
ГЛАВА III. Правовой механизм усыновления (удочерения) по семейному праву России………………………………………………………………………………...51
3.1. Основания и условия усыновления (удочерения) детей……………………..51
3.2. Порядок и правовые последствия усыновления (удочерения) детей………..60
3.3. Правовые средства обеспечения тайны усыновления………………………..70
3.4. Особенности усыновления (удочерения) российских детей иностранными гражданами: актуальные проблемы………………………………………………...73
ГЛАВА IV. Основания, порядок и правовые последствия отмены усыновления (удочерения)………………………………………………………………………….84
4.1. Основания и порядок отмены усыновления (удочерения)………………….. 84
4.2. Правовые последствия отмены усыновления (удочерения)………………….93
Заключение …………………………………………………………………………..95
Список использованных источников……………………………………………....102

Файлы: 1 файл

усыновление по семейному праву России.doc

— 526.50 Кб (Скачать файл)

В соответствии с международным и российским правом и законодательством, обеспечение интересов детей – основополагающая задача семейного права. Дети рассматриваются как самостоятельные личности, имеющие с момента рождения определенные права. Одно из самых важных из них – право жить и воспитываться в семье. 

Государство предусмотрело  следующие приоритетные формы устройства детей в семьи - это усыновление, опека и попечительство.

Из двух форм семейного  устройства детей, оставшихся без попечения  родителей — усыновления и опеки — усыновление является наиболее оптимальной, поскольку при этом между усыновителями и усыновляемым не только складываются близкие родственные отношения, но и происходит юридическое закрепление этих отношений, когда усыновленный ребёнок в своих правах и обязанностях полностью приравнивается к кровному, а усыновители принимают на себя все родительские права и обязанности. Усыновление (удочерение) является одним из самых старейших правовых институтов и существует во всех современных правовых системах как наиболее оптимальная и предпочтительная форма устройства детей, оставшихся без попечения родителей.

Защищая право детей  жить и воспитываться в родной стране, создавая условия для реализации гражданами России возможности взять  на воспитание в семью ребенка, Семейный кодекс Российской Федерации и другие законодательные и нормативно - правовые акты закрепили преимущественное право российских граждан на проведение процедуры усыновления.

Усыновление допускается  в отношении несовершеннолетних детей и только в их интересах. При устройстве ребенка в семью должны учитываться его этническое происхождение, принадлежность к определенной религии, и культуре, родной язык, возможность обеспечения преемственности в образовании и воспитании, а также возможность обеспечить детям полноценное физическое, психическое, духовное и нравственное развитие.

Усыновление позволяет  ребёнку почувствовать себя полноценным  членом семьи. Только при усыновлении  ребёнок приобретает права наследования в отношениях с новыми родителями. Усыновитель может присвоить ребёнку свою фамилию, а также поменять имя и отчество ребёнка.

Подводя краткие итоги  рассмотрению темы, можно с уверенностью сказать, что проблемы и сложности, связанные с усыновлением детей  существовали на всех исторических этапах становления этого института и были присущи практически всем правовым системам. Это связано как со сложностью самого института усыновления, так и с внутренней политикой каждого конкретного государства на определенном этапе его развития. Существующим уровнем развития законодательной техники, накопленном и обобщенном опыте решения практических задач в области усыновления. Меняющейся геополитической обстановкой в мире.

В представленной работе, сделана попытка охарактеризовать историю становления и развития самого института усыновления в России; основные направления развития усыновления, а также усыновления в области международного сотрудничества.

Наиболее значимыми  событиями за всю историю существования  института усыновления (удочерения) в России стали: законодательное закрепление приоритета устройства детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью; в отношении усыновления детей – российских граждан иностранными гражданами и лицами без гражданства – признание и законодательное закрепление приоритета устройства их в семьи российских граждан; возобновление судебного порядка рассмотрения и разрешения дел об установлении усыновления в РФ.

Анализ основных проблем, связанных существованием и функционированием института усыновления (удочерения) в России, позволило определить первоочередные задачи, стоящие перед российским обществом на пути совершенствования данного правового института, выявить наиболее общие тенденции, наметившиеся в области международного усыновления.

В первую очередь, это  сближение сотрудничества государств, в сфере международного усыновления. За сравнительно небольшой промежуток времени было принято множество международно-правовых актов, подписано договоров и соглашений по оказанию правовой помощи при рассмотрении дел об усыновлении. Россия присоединилась ко многим из них.   

Заслуживает внимания тот  факт, что в настоящее время  в России продолжает сохраняться  устойчивая тенденция к снижению количества случаев усыновления  детей как гражданами Российской Федерации, так и иностранными гражданами, несмотря на статью 124 СК РФ, в которой закреплены условия наибольшего благоприятствования для российских усыновителей, чем для иностранных.

Если проследить динамику усыновления в Алтайском крае с 2007г. по 2011г., то можно сделать вывод, что в последние годы происходит рост усыновлений наших детей иностранными гражданами, в то время как, усыновление российскими гражданами снижается. 

По данным статистики: - за 2007 год в Российской Федерации  усыновлено гражданами России 9530 детей, в том числе в Алтайском крае 117 детей, иностранными гражданами 4536 детей, в том числе 31 ребенок в Алтайском крае;

- за 2008 год усыновлено 9048 детей гражданами России в  том числе, в Алтайском крае 121 ребенок, 4125 детей усыновлено иностранными  гражданами, в том числе 19 детей в Алтайском крае;

- за 2009 год усыновлено 8938 детей гражданами России, из  них 201 ребенок усыновлен в  Алтайском крае,   3815  детей  усыновлено иностранными гражданами, из них 29 детей в Алтайском  крае;

- за 2010 год 7802 детей  усыновлено российскими гражданами из них 91 ребенок усыновлен в Алтайском крае, 3355 детей усыновлено иностранными гражданами 38 из них в Алтайском крае;

- в 2011 году российскими  гражданами усыновлено 7416 детей,  в том числе 115 детей усыновлено  в Алтайском крае, а иностранными гражданами усыновлено 3400 детей, из них 50 в Алтайском крае.69  

Несмотря на провозглашение социально ориентированной экономики в Российской Федерации отмечается снижение финансирования детских образовательных программ, программ реабилитации инвалидов и детей с отклонениями в умственном и психическом развитии. Остро стоит жилищная проблема. Снижение эффективности детского здравоохранения, неуклонная коммерциализация медицинских услуг также оставляют все меньше надежд для родителей, в том числе и усыновителей, вылечить больного ребенка. Очевидно, этим отчасти и объясняются крайне низкие показатели количества усыновленных детей гражданами РФ в российских регионах.

Наряду с этим, по данным статистики, результаты социологических опросов общественного мнения, проводимых за последние годы в России, свидетельствуют о росте негативного отношения российских граждан к практике усыновления детей из России иностранцами.

С принятием законодательства об уголовной ответственности за торговлю детьми, за незаконные действия по усыновлению стало вскрываться все больше случаев нарушения законодательства в области охраны прав усыновленных детей, криминализации этой сферы. Частыми становятся случаи негуманного, а порой бесчеловечного обращения иностранных граждан с усыновленными ими российскими детьми.

Обозначив в данной работе аспекты судебного регулирования  процесса усыновления, хочу отметить, что защита прав ребенка в предусмотренных  законом случаях осуществляется государственными органами. К ним  относятся не только федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, но и прокуратура, органы внутренних дел, органы загса, воспитательные учреждения.

Обеспечение безопасности личности тесно связано с решением проблемы возрождения и государственной поддержки семьи, выходом из кризисной для России демографической ситуации и созданием условий для эффективной защиты прав и законных интересов детей. Поэтому, важное значение имеет рассмотрение юридической безопасности несовершеннолетних как состояния их защищенности семейно-правовыми средствами, от которой во многом зависит состояние безопасности общества в целом. Не случайно различные аспекты защиты прав ребенка в последнее время являются предметом достаточно частого исследования в юридической литературе, что дало возможность подготовить настоящую работу.

При исследовании данной темы, считаю необходимым - для повышения эффективности работы органов и должностных лиц РФ, располагающих компетенцией в области усыновления, необходимо налаживание контакта с органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления. Сотрудничество с международными организациями и представительствами, находящимися на территории РФ, оказание взаимной помощи в вопросах усыновления (удочерения); было бы справедливым использование положительного опыта других стран по борьбе с коррупцией в органах власти, наделенных компетенцией в области осуществления усыновления. В том числе и в области международного усыновления. 

Необходима разработка механизма своевременного выявления и принятия мер реагирования на нарушения, допускаемые в этих структурах власти. Повышение эффективности мер воздействия на правонарушителей в целях предотвращения угрозы нанесения ущерба интересам и безопасности государства.

Представляется, что эти  предложения имеют реальное значение для обеспечения эффективного функционирования всей социальной сферы общества. Играют немаловажную роль в процессе становления  и развития Российской Федерации  как правового и социального  государства, его интеграции в мировое сообщество. 

Усыновление – это  счастье непростое, счастье с  проблемами и жалобами, со слезами  и плохим аппетитом, с капризами  и болячками. Но и счастье детского смеха, доверчивых глаз и настоящих  человеческих побед. К сожалению, все еще много детишек совсем не знают, что такое тепло домашнего очага, сказка, рассказанная на ночь только ему одному, вкус любимого маминого пирога, встреча с родителями после разлуки.

В завершение сказанного, хотелось бы еще раз подчеркнуть, что именно усыновление дает возможность создать ребенку максимально близкие к семейным условия жизни и воспитания. А реализация на практике положений российского законодательства, направленных на защиту прав и законных интересов детей при усыновлении, позволит избежать злоупотреблений в этой важной социальной сфере государства, а главное — поможет детям под контролем суда с учетом их интересов обрести нормальную полноценную семью.

 

 

 

Список использованных источников:

Нормативно - правовые акты:

  1. Конституция Российской Федерации: принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 года: по состоянию на 30 декабря 2008 г. // Собрание законодательства Российской Федерации.- 2009.- № 4.- Ст. 445.
  2. Конвенция о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта от 14 мая 1954 г. // Действующее международное право. Т. 2. – М.: Московский независимый институт международного права, 1997. – 830 с.
  3.  Конвенция о правах ребенка от 20 ноября 1989 принята Резолюцией 44/25 Генеральной Ассамблеей ООН // Ведомости СНД и ВС СССР. 1990. №45. - Ст.955.

4.  Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): ФЗ от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации.- 2012. - № 50. - Ст.6963.

5.  Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации: ФЗ от 14 ноября 2002 г. № 138-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2012. - № 76. – Ст.3266.

6.  Семейный кодекс Российской Федерации: ФЗ от 29 декабря 1995 г.         № 223-ФЗ // Собрании законодательства Российской Федерации. - 2012. - № 47. - Ст. 6394.

7. Об актах гражданского  состояния: Федеральный закон  от 15 ноября           1997 г. № 143-ФЗ (в ред. 19.11.2012) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 1997. - № 47. - Ст. 534; Собрание законодательства Российской Федерации. – 2012. - № 47. - Ст. 6394.

8.  О государственном банке данных о детях, оставшихся без попечения родителей: Федеральный закон от 16 апреля 2001 г. (в ред. 05.12.2011) // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2001. - № 17. -                 Ст. 1643; Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. - № 49 (часть V). - Ст. 7056.

9.  Об основах системах профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних: Федеральный закон от 24 июня 1999 г. № 120-ФЗ (05.12.2011) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1999. - № 26. - Ст. 3177; Собрание законодательства Российской Федерации. – 2011. - № 49 (часть V). - Ст. 7056.

10. Об основных гарантиях  прав ребенка в Российской  Федерации: Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 124-ФЗ (в ред. 05.12.2011) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1998. - № 31. - Ст. 3802; Собрание законодательства Российской Федерации. – 2011. № 49 (часть V). - Ст. 7056.

11. О полиции: Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. № 3 ФЗ (в ред. 25.06.2012) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2011. -  № 7. - Ст. 900; Собрание законодательства Российской Федерации. – 2012. - № 26. - Ст. 3441.

12. О прокуратуре Российской  Федерации: Федеральный закон от 17 января 1992 г. № 2202-1 ФЗ (в ред. 05.12.2011) //  Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. - 1992. - № 8. - Ст. 366; Собрание законодательства Российской Федерации. – 2011. – № 48. - Ст. 6730.

13. О пособии гражданам,  усыновившим детей: Закон Алтайского края от 8 сентября 2003 г. № 39-ЗС (13.09.2012) // Сборник законодательства Алтайского края. – 2003. - № 164. - Ст.108.

14. Об Уполномоченном  при Президенте Российской Федерации  по правам ребенка: Указ Президента  РФ от 1 сентября 2009 г. № 986 (ред. от 07.09.2009) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 2009. -    № 36. - Ст. 4312.

15. Об утверждении Основных  направлений государственной социальной  политики по улучшению положения  детей в Российской Федерации  до 2000 года (Национального плана действий в интересах детей): Указ Президента РФ от 14 сентября 1995 г. № 942 (ред. от 18.09.1995) // Собрание законодательства Российской Федерации. - 1995. - № 38. - Ст. 3669.

Информация о работе Усыновление в Российской Федерации