Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 12:34, дипломная работа
Целью данной дипломной работы является рассмотрение особенностей правового регулирования усыновления (удочерения) детей по семейному законодательству Российской Федерации.
Для достижения названной цели были поставлены следующие задачи:
- исследовать общую характеристику института усыновления (удочерения) в системе российского семейного права;
- изучить и проанализировать правовое положение субъектов участвующих в усыновлении (удочерении);
- проанализировать правовой механизм усыновления (удочерения) по семейному праву России;
- исследовать основания, порядок и правовые последствия отмены усыновления (удочерения).
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..……3
ГЛАВА I. Общая характеристика института усыновления (удочерения) в системе российского семейного права……………………………………………………….9
1.1. История становления института усыновления (удочерения) в системе российского семейного права……………………………………………………….9
1.2. Понятие усыновления (удочерения) детей и его значение…………………..18
ГЛАВА II. Правовое положение субъектов участвующих в усыновлении (удочерении)…………………………………………………………………………31
2.1. Субъекты усыновления (удочерения)…………………………………………31
2.2. Права и обязанности усыновленных и усыновителей………………………..41
2.3. Оформление полномочий усыновителей…………………………………….. 48
ГЛАВА III. Правовой механизм усыновления (удочерения) по семейному праву России………………………………………………………………………………...51
3.1. Основания и условия усыновления (удочерения) детей……………………..51
3.2. Порядок и правовые последствия усыновления (удочерения) детей………..60
3.3. Правовые средства обеспечения тайны усыновления………………………..70
3.4. Особенности усыновления (удочерения) российских детей иностранными гражданами: актуальные проблемы………………………………………………...73
ГЛАВА IV. Основания, порядок и правовые последствия отмены усыновления (удочерения)………………………………………………………………………….84
4.1. Основания и порядок отмены усыновления (удочерения)………………….. 84
4.2. Правовые последствия отмены усыновления (удочерения)………………….93
Заключение …………………………………………………………………………..95
Список использованных источников……………………………………………....102
1.2. Понятие усыновления (удочерения) детей и его значение
Более полное законодательное оформление в России усыновление получило в 19 веке. В конце 19 в. начале 20 в. в России право свободно усыновлять имели все сословия. С 1902 г. было разрешено усыновлять своих внебрачных детей независимо от ограничений, указанных в законодательстве14.
В дореволюционном русском праве понятие усыновления рассматривалось исходя из действовавших норм как договор между усыновителем и приемным ребенком (или его законными представителями), действительный в силу судебного утверждения. Дореволюционные цивилисты определяли сущность усыновления. Так, В. Сергеевич отмечал, что «усыновление – это способ установления союза родителей и детей», А. И. Загоровский полагал, что усыновление – есть способ заменить семью, лишенным её, а лицам, имеющим собственных законных или узаконенных детей, усыновление воспрещается»15.
Отрицательное отношение
к институту усыновления, как отмечает
В. А. Рясенцев объяснялось необходимостью
борьбы с эксплуатацией беспризорных
детей в кулацких семьях, часто маскировавшейся
принятием ребенка в семью на воспитание.
Вследствие преодоления
причин, вызвавших в своё время отрицательное
отношение к усыновлению, с одной стороны,
и острой потребности в этом институте
ввиду наличия большого числа беспризорных
детей, лишившихся семьи, - с другой, Декретом
ВЦИК и СНК РСФСР от 1 марта 1926г. институт
усыновления был восстановлен. Работа
по ликвидации детской безнадзорности
и беспризорности, работа детских домов
– показали необходимость использования
всех способов попечения о детях, в том
числе и воспитание в чужих семьях, отмечает
в своей монографии М. М. Клячко16.
Большую роль институт усыновления (удочерения) играл в годы Великой Отечественной войны, когда многие дети, потерявшие родителей, были взяты на воспитание в семьи. В целях максимального обеспечения их интересов в этот период был принят ряд нормативных актов по вопросам усыновления.
Впоследствии институт
усыновления регулировался
Анализ кодифицированных
актов показывает, что ни в одном Кодексе
РФ не содержалось понятия усыновления.
В настоящее время в законодательстве
также не закреплено содержание понятия
усыновления. В словаре русского языка
отсутствует понятие усыновления, но разъясняется,
что усыновить, значит принять в семью
(мальчика, девочку) на правах родного
сына, дочери17.
В юридической литературе
существуют различные подходы к определению
понятия усыновления (удочерения). Некоторые
ученые, такие как В.А. Рясенцев,18 Л.М. Пчелинцева19 рассматривают усыновление (удочерение)
как юридический акт, в результате которого
между усыновителем (усыновителями) и
его родственниками, с одной стороны, и
усыновленным ребенком, с другой, возникают
такие же права и обязанности, как между
родителями и детьми, а также их родственниками
по происхождению.
Летова Н.В. отмечает,
что усыновление – юридический
факт, устанавливаемый в судебном
порядке и порождающий
В юридической литературе
советского периода усыновление
чаще всего именовали как
Так как правомерные действия подразделяются на юридические акты и юридические поступки, то правильнее говорить об усыновлении, как, о юридическом акте.
Таким образом, по моему мнению, усыновление – это такой юридический факт, который относится к юридическому правомерному действию. Усыновление как правомерное действие относится к юридическим актам, т.е. действиям, которые совершаются с целью добиться конкретного правового результата.
Усыновление одновременно является как правообразующим, так и правопрекращающим юридическим фактом. Так, Рязанцев В.В. считает, что усыновление – это сложный юридический акт. В нем находят отражение как воля лиц, выразивших желание усыновить ребенка, родителей, давших согласие на усыновление своего ребенка, самого ребенка, достигшего 10-летнего возраста и других лиц, установленных законом, так и воли государства, выраженной в решении суда.
Таким образом, государственная воля оказывает определенное влияние на возникновение порождаемых усыновлением отношений. Государство посредством судебных органов власти непосредственно выражает свою волю и участвует в формировании самого акта усыновления. Без прямо выраженной его воли на усыновление соответствующие этому акту отношения возникнуть не могут.
На этом основании можно сделать вывод, что решение суда входит в содержание акта усыновления в качестве его неотъемлемой части, а не просто действия, которым регулируется усыновление21.
Для возникновения отношений усыновления необходим целый юридический состав, который состоит из добровольного волеизъявления лиц, желающих усыновить ребенка, согласие указанных в законе лиц на усыновление и решение суда об установлении усыновления. Все юридические факты направлены на возникновение правоотношений между усыновителем и усыновленным. Условия усыновления все вместе представляют сложный состав юридических фактов.
Под усыновлением понимают также юридический факт, устанавливаемый в судебном порядке и являющийся основанием возникновения комплекса правоотношений, аналогичных по содержанию родительским22.
Как в советский период, так и в настоящее время ученые рассматривают усыновление, как правовой институт, призванный создать между усыновителем и усыновленным отношения наиболее близкие к тем, которые возникают между родителями и родными детьми23.
Термин «усыновление» используется для обозначения
одного из институтов семейного права,
который представляет собой, совокупность
норм, предназначенных для регулирования
отношений по усыновлению, и определяет
порядок установления и прекращения усыновления24.
Кабышев О.А. отмечает,
что усыновление – сложный правовой институт.
От правильного выбора усыновителя, семьи,
в которую передается ребенок, зависит
его судьба. Ошибки при усыновлении могут
нарушить также права и интересы как родителей
ребенка, так и лиц, желающих его усыновить
(усыновителей)25.
Следует согласиться
с мнением Летовой Н. В., что институт усыновления
это комплексный институт, содержащий
нормы различной отраслевой принадлежности,
направленный на регулирование отношений
по усыновлению, а также отношений между
усыновителями, усыновленным и третьими
лицами. Данный институт регулируется
семейным, гражданским, трудовым, социальным,
жилищным, гражданско-процессуальным,
административным и уголовным правом26.
Беспалов Ю.Ф. рассматривает
усыновление как способ, применяемый судом
для защиты прав и интересов ребенка. Под
усыновлением, как способом защиты (мерой
принудительной реализации) следует иметь
ввиду применяемую судом в целях реализации
прав ребенка меру, заключающую в передаче
ребенка на воспитание и содержание в
семью, в результате которой усыновленный
ребенок и его потомство по отношению
к усыновителю и его родственникам, а усыновитель
и его родственники по отношению к усыновленному
ребенку и его потомству - приравниваются
в личных неимущественных и имущественных
правах, и обязанностях к родственникам
по происхождению27.
Дела об установлении
усыновления (удочерения) рассматриваются
в судебном порядке, которому предшествует
достаточно большая работа органов опеки
и попечительства. Следовательно, под
усыновлением (удочерением) следует понимать
юридический процесс по конкретному делу,
который состоит из взаимосвязанных между
собой стадий.
Усыновление рассматривают
и как определенное правоотношение, возникающее
между усыновителем и усыновленным.
В науке семейного
права в настоящее время остается спорным
вопрос о том, являются ли правоотношения
между усыновителем и усыновленным аналогичными
родительским правоотношениям. В разное
время ученые высказывали различные мнения
по вопросу отношений, возникающих между
усыновителем и усыновленным.
Отношения между усыновителем
и усыновленным основываются, преимущественно,
на бессознательной любви, «…чуждой всякого
расчета, нередко незаслуженной со стороны
детей и даже необъяснимой с точки зрения
холодного рассудка…», считает Мейер
Д.И.28
Хаскельберг Б.Л. утверждает, что «правоотношения усыновления не отличаются по своему содержанию от правовых связей, существующих между родственниками».29
Ряд авторов считают
усыновление актом, порождающим
возникновение родительских прав и
обязанностей.30
Другие ученые полагают,
что в результате усыновления между усыновителем
и его родственниками, с одной стороны,
и усыновленными – с другой, возникают
такие же права и обязанности, как между
родителями и детьми, другими родственниками
по происхождению.31
Иоффе О.С. писал, что «усыновление устанавливает правовые связи, полностью совпадающие по своему содержанию с отношениями между родителями и детьми».32
Михеева Л.Ю. отмечает, что специфика усыновления, как формы устройства детей, состоит в бессрочном характере правоотношений и, как следствие, в особой правовой связи усыновителя и усыновленного, напоминающей связь родителя и ребенка33.
Я склонна к позиции тех авторов, которые считают, что между усыновителями и усыновленными складываются правоотношения наиболее близкие к тем - которые возникают между родителями и детьми.
Но в то же время, по ряду причин, данные правоотношения необходимо различать. Родительское правоотношение отличается от отношений усыновления по основаниям и моменту возникновения, по основаниям прекращения, по порядку восстановления в правах. Эти правоотношения оформляются разными документами. Кроме того, при принятии решения об установлении усыновления в качестве одного из условий усыновления предусмотрена разница в возрасте между усыновителем и усыновленным, в законодательстве предусмотрена тайна усыновления.
Также, обоснованной является позиция Антокольской М.В., которая полагает, что в настоящее время правовые основания отношений между родителями и детьми всё более приближаются к правовым основаниям усыновления. Если ранее кровнородственная семья всегда основывалась на биологическом происхождении, то в настоящее время в случаях установленных законом, родителями ребенка считаются лица, не имеющие с ним генетической связи (при применении технологий искусственного оплодотворения, суррогатного материнства, при признании отцовства лицом, знающим, что в действительности он не является отцом ребенка).34
Таким образом, основанием
возникновения родительского
Кроме того, Антокольская
М.В. делает вывод, что «с точки зрения социологии усыновление
– одна из разновидностей социального
отцовства и материнства. Однако если
права и обязанности усыновителей практически
идентичны родительским, то фактические
отношения, возникающие в процессе усыновления,
не всегда напоминают родительские. В
тех случаях, когда ребенок считает усыновителей
своими родителями, их отношения не отличаются
от родственных. Если ребенок знает о том, что усыновители
не его родители, фактические отношения
между ними могут быть несколько иными».
Особое значение имеет
право несовершеннолетнего жить и воспитываться
в семье, насколько это возможно. Именно
семейное воспитание позволяет обеспечить
нормальное физическое, нравственное,
интеллектуальное и социальное развитие
ребенка, стать ему полноценным членом
общества. Общественные формы воспитания
не могут заменить ребенку семью, что подтверждается
практикой.35 На основании сравнительного анализа
следует сделать вывод, что вышеуказанная
форма устройства детей в семью осуществляются
для полноценного воспитания, развития
и защиты детей.
Иные формы устройства
детей, оставшихся без попечения родителей,
могут быть предусмотрены законами субъектов
РФ.
В настоящее время, в ряде субъектов РФ идет поиск таких форм: детские деревни, мини-детский дом, попечительские семьи, воспитательные семьи, замещающая семья, семейная воспитательная группа. Выбор формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей относится исключительно к компетенции органов опеки и попечительства.
Так, к примеру, в Алтайском крае существует Закон Алтайского края «О пособии гражданам, усыновившим детей».
Настоящий Закон устанавливает пособие, которое выплачивается из средств краевого бюджета проживающим на территории Алтайского края гражданам, усыновившим детей.36
Семейный Кодекс РФ в ст.124 определяет, что усыновление или удочерение (далее – усыновление) является приоритетной формой устройства детей, оставшихся без попечения родителей.
Приоритет усыновления проявляется в его сущности, в основе лежит не просто определенное изменение семейных отношений, а восполнение важных пробелов в неполной семье или создание для ребенка новой семьи.
Анализируя СК РФ следует отметить, что правовое положение усыновленных и удочеренных детей одинаково. В дальнейшем в СК РФ и других нормативно – правовых актах используется термин усыновление независимо от того, принимается ли решение о передаче ребенка в семью усыновителей.
По - мнению А.И. Пергамента, усыновление – это форма воспитания детей, при которой ребенок передается на воспитание в семью усыновителя с установлением при этом тех же правовых отношений, которые возникают по закону между кровными родителями и детьми.