Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Мая 2013 в 12:34, дипломная работа
Целью данной дипломной работы является рассмотрение особенностей правового регулирования усыновления (удочерения) детей по семейному законодательству Российской Федерации.
Для достижения названной цели были поставлены следующие задачи:
- исследовать общую характеристику института усыновления (удочерения) в системе российского семейного права;
- изучить и проанализировать правовое положение субъектов участвующих в усыновлении (удочерении);
- проанализировать правовой механизм усыновления (удочерения) по семейному праву России;
- исследовать основания, порядок и правовые последствия отмены усыновления (удочерения).
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………..……3
ГЛАВА I. Общая характеристика института усыновления (удочерения) в системе российского семейного права……………………………………………………….9
1.1. История становления института усыновления (удочерения) в системе российского семейного права……………………………………………………….9
1.2. Понятие усыновления (удочерения) детей и его значение…………………..18
ГЛАВА II. Правовое положение субъектов участвующих в усыновлении (удочерении)…………………………………………………………………………31
2.1. Субъекты усыновления (удочерения)…………………………………………31
2.2. Права и обязанности усыновленных и усыновителей………………………..41
2.3. Оформление полномочий усыновителей…………………………………….. 48
ГЛАВА III. Правовой механизм усыновления (удочерения) по семейному праву России………………………………………………………………………………...51
3.1. Основания и условия усыновления (удочерения) детей……………………..51
3.2. Порядок и правовые последствия усыновления (удочерения) детей………..60
3.3. Правовые средства обеспечения тайны усыновления………………………..70
3.4. Особенности усыновления (удочерения) российских детей иностранными гражданами: актуальные проблемы………………………………………………...73
ГЛАВА IV. Основания, порядок и правовые последствия отмены усыновления (удочерения)………………………………………………………………………….84
4.1. Основания и порядок отмены усыновления (удочерения)………………….. 84
4.2. Правовые последствия отмены усыновления (удочерения)………………….93
Заключение …………………………………………………………………………..95
Список использованных источников……………………………………………....102
Летова Н.В. отмечает, что законодатель ввел новые понятия, обозначенные терминами «формы воспитания» детей, оставшихся без попечения родителей (раздел 6 СК РФ), и «формы устройства» детей, оставшихся без попечения родителей (ст.121, 123, 124 СК РФ). Кроме того, вопрос о соотношении понятий формы воспитания и формы устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в семейно – правовой литературе не рассматривается37.
Толкование норм СК РФ не оставляет сомнений в том, что законодатель рассматривает форму воспитания как родовое понятие по отношению к форме устройства, т.е. форма устройства - есть элемент формы воспитания.
Очевидно, что усыновление,
будучи приоритетной формой
Основной социальной целью усыновления (удочерения) является создание детям, лишившимся попечения родителей, наиболее благоприятных условий для жизни и воспитания в условиях семьи. Воспитание ребенка в семье предпочтительнее с учетом как материально-бытовых условий жизни, так и иных самых разнообразных интересов ребенка, дети оказываются в условиях, наиболее близких к тем, которые складываются в семье, основанной на родстве. Именно семейное воспитание, дает возможность осуществлять индивидуальный подход к каждому ребенку с учетом его личностных, психических, физических, национальных и иных особенностей. Право жить и воспитываться в семье для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, наиболее эффективно реализуется при усыновлении.
Институт усыновления (удочерения) призван обеспечить нормальную семейную жизнь и воспитание для детей, не имеющих родителей или лишившихся родительского попечения по другим причинам.
Усыновление позволяет также лицам, не имеющим детей, удовлетворить естественную потребность в отцовстве и материнстве. Соответственно, ребенок в лице усыновителей обретает людей, которые во всех отношениях должны заменить ему родителей.
При усыновлении
на первое место должны быть
поставлены интересы ребенка.
Под интересами детей при усыно
По – мнению Ильиной О.Ю. определение интересов ребенка отличается альтернативностью, которая обусловлена воздействием на процесс формирования интересов факторов объективного и субъективного характера.
К объективным факторам относятся: социально-экономические условия, в которых воспитывается ребенок; направления государственной политики в отношении воспитания детей и т.д.
Субъективными факторами могут быть признаны: взгляды родителей и иных лиц, воспитывающих ребенка, на цели, формы и средства воспитания; осознание самим ребенком своих интересов, возраст ребенка и т.д.38
Из двух форм семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей — усыновления и опеки — усыновление является наиболее оптимальной. В том случае, если одного ребёнка хотели бы взять на воспитание несколько семей, предпочтение отдаётся той семье, которая готова усыновить ребёнка, перед семьей, согласной только на опеку. Для усыновления детей, находящихся под опекой (попечительством), необходимо согласие в письменной форме их опекунов. Также, усыновление имеет приоритет над опекой, так как, между усыновителями и усыновляемым не только складываются близкие родственные отношения, но и происходит юридическое закрепление этих отношений, когда усыновленный ребёнок в своих правах и обязанностях полностью приравнивается к кровному, а усыновители принимают на себя все родительские права и обязанности.
Усыновление позволяет ребенку почувствовать себя полноценным членом семьи. Только при усыновлении ребёнок приобретает права наследования в отношениях с новыми родителями. Усыновитель может присвоить ребёнку свою фамилию, а также поменять имя и отчество ребёнка.
Разделение братьев и сестёр при усыновлении не допускается, за исключением тех случаев, когда подобное разделение действительно отвечает интересам детей (например, дети не осведомлены о своем родстве, не проживали и не воспитывались совместно, находятся в разных детских учреждениях, не могут жить и воспитываться вместе по состоянию здоровья).
Не каждый ребёнок,
лишённый родительского
Не оспаривая правильность рассмотренных позиций авторов на правовую природу усыновления, считаю необходимым, сделать ряд выводов, полученных в результате проведенного исследования.
Усыновление (удочерение) – юридический факт, который относится к юридическому правомерному действию. Усыновление является как правообразующим, так и правопрекращающим юридическим фактом.
Для возникновения отношений усыновления (удочерения) необходим сложный юридический состав, состоящий из добровольного волеизъявления лиц, желающих усыновить ребенка, согласие указанных в законе лиц на усыновление и вступившее в законную силу решение суда об установлении усыновления.
Усыновление (удочерение) – это правовой институт семейного права, который представляет собой совокупность норм, регулирующих однородную группу общественных отношений по усыновлению.
Усыновление (удочерение)
– это особое семейное правоотношение,
возникающее между
Усыновление (удочерение) – это комплексный институт законодательства, содержащий нормы семейного, гражданского, трудового, социального, жилищного, гражданско-процессуального, административного и уголовного права, регулирующий правоотношения между усыновителями и усыновленными, усыновителями, усыновленным (удочеренным) и третьими лицами.
Усыновление (удочерение) – это юридический процесс по конкретному делу, состоящий из отдельных взаимосвязанных стадий. Можно выделить несколько стадий в этом процессе: досудебная, возбуждение дела в суде, подготовка дела к судебному разбирательству, судебное разбирательство, обжалование решение суда, исполнение судебного решения.
Таким образом, на основании данных выводов можно дать следующее определение усыновлению в РФ: «Усыновление – это юридический акт, установленный в судебном порядке на основе свободного и добровольного волеизъявления лиц, желающих усыновить несовершеннолетнего ребенка, согласия указанных в законе лиц и зарегистрированный в установленном законом порядке, порождающий особое правоотношение между усыновителями и усыновленным, усыновителями, усыновленным и третьими лицами».
Принять в семью и воспитать чужого ребенка – это благородное, но чрезвычайно трудное и ответственное дело.
Подводя итог вышесказанному, хотелось бы отметить, что по моему мнению, усыновление это - общественное отношение, суть которого сводится к тому, что в семью принимается посторонний ребенок с целью содержания и воспитания его как своего родного сына или дочери.
Не оспаривая обоснованность указанных выше взглядов, думается, что усыновление следует рассматривать и как способ, применяемый судом для защиты прав и интересов ребенка. В основу такого подхода положено назначение усыновления. Представляется, что усыновление предназначено для реализации прав ребенка, оставшегося без родительского попечения и, прежде всего, права жить и воспитываться в семье и права на защиту.
На основании вышеизложенного, считаю целесообразным перейти к рассмотрению субъектов усыновления (удочерения).
2.1. Субъекты усыновления (удочерения)
В отношениях по усыновлению, субъектами являются: усыновитель (как гражданин Российской Федерации, так и иностранный гражданин, лицо без гражданства), его супруг и родственники, усыновляемый и его родственники, суд, родители ребенка, органы опеки и попечительства. Следует помнить, что в соответствии со ст. 126.1 СК РФ посредническая деятельность при осуществлении усыновления запрещена.
По российскому
Не вызывает сомнения, что легче процесс взаимной адаптации усыновленного и усыновителя происходит при усыновлении малолетнего ребенка. Иное дело, когда речь идет об усыновлении подростка, в воспитании и становлении личности которого возможны дополнительные сложности. По этой причине следует особенно внимательно рассматривать просьбы об усыновлении юношей и девушек четырнадцати-семнадцати лет лицами, ранее не участвовавшими в их воспитании или содержании, не проявлявшими о них заботы и внимания, выяснить истинные мотивы усыновления, соответствие его интересам усыновляемого юноши (девушки). Усыновление детей такого возраста не всегда может рассматриваться как «соответствующее интересам усыновляемого», поскольку усыновление налагает обязанности не только на усыновителей, но и в будущем на усыновленных детей, достигших совершеннолетия.
Усыновленные четырнадцати,
семнадцатилетние юноши и
Усыновление подростков такого возраста может производиться в тех случаях, когда усыновлению предшествовало их воспитание и содержание лицами, желающими быть усыновителями, или когда наличие между ними контактов и отношений свидетельствует о проявляемой заботе, взаимной привязанности, желании юридически оформить ранее сложившиеся взаимоотношения.
Тщательное выяснение обстоятельств дела при решении вопроса о допустимости усыновления подростка - залог предотвращения усыновления его недобросовестными лицами в целях возложения на него спустя непродолжительное время обязанностей по собственному содержанию или получения тех или иных льгот, предусмотренных законом40.
Поэтому следует установить, с какой целью производится усыновление подростка: заменить ему родную семью или получить, например, право пользоваться жилым помещением усыновленного, право получить пособие, пенсию, наследство, причитающиеся усыновленному, и т.п.
Семейный Кодекс РФ не содержит ограничений по усыновлению детей, страдающих каким-либо заболеванием. Усыновлены, могут быть как здоровые, так и больные дети. Однако если ребенок болен или имеет какие-либо отклонения в своем развитии, то в таких случаях кандидаты в усыновители должны быть поставлены в известность о состоянии здоровья ребенка и о дополнительных усилиях морального и материального характера, которые потребуются от них в будущем для надлежащего воспитания усыновленного ребенка. Также необходимо выяснить наличие у усыновителей реальных возможностей не только для воспитания, но и для лечения ребенка. Это особенно важно, когда усыновляют ребенка, страдающего недугом, требующим специального ухода, длительного лечения, создания особых условий для воспитания. В этой связи следует иметь в виду, что закон прямо не предусматривает в качестве основания для отмены усыновления состояние здоровья ребенка, если о его болезни кандидаты в усыновители были своевременно предупреждены и, несмотря на это, осознанно выразили желание усыновить больного ребенка.
В том же случае, когда после усыновления были выявлены умственная неполноценность или наследственные отклонения в состоянии здоровья ребенка, существенно затрудняющие либо делающие невозможным процесс воспитания, о наличии которых усыновитель не был предупрежден при усыновлении, суд вправе отменить усыновление исходя из интересов ребенка и с учетом мнения самого ребенка, если он достиг возраста десяти лет (ст.57, 141 СК РФ).
Информация о состоянии
здоровья ребенка должна содержаться
в специальном медицинском закл
По желанию усыновителей может быть проведено независимое медицинское освидетельствование ребенка (п.11 Постановления Правительства РФ от 29 марта 2000 г. № 275 «Об утверждении Правил передачи детей на усыновление (удочерение) и осуществления контроля за условиями их жизни и воспитания в семьях усыновителей на территории Российской Федерации и Правил постановки на учет консульскими учреждениями Российской Федерации детей, являющихся гражданами Российской Федерации и усыновленных иностранными гражданами или лицами без гражданства»). 41