Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2014 в 17:58, дипломная работа
Целью настоящей работы является рассмотрение, на наш взгляд, основного этапа в жизни юридического лица - его образования, иначе можно сказать, рождения. Осуществляемый в нашей стране переход к рынку потребовал признания, формирования и развития новых, соответствующих ему организационно-правовых форм, отсутствовавших в ранее действовавшем законодательстве.
Введение………………………………………………………………………….2
Глава 1. Общая характеристика понятия юридического лица..…………6
1.1. История возникновения и развития института юридического лица……..6
1.2. Понятие и признаки юридического лица…………………………………13
1.3. Создание юридического лица, его государственная регистрация………23
1.4. Правоспособность юридического лица…………………………………...32
1.5. Прекращение юридического лица………………………………………....38
Глава 2. Виды юридических лиц, их классификация. ……………………45
2.1. Коммерческие организации………………………………………………..50
2.1.1. Хозяйственное товарищество……………………………………………50
2.1.2. Акционерное общество…………………………………………………..61
2.1.3. Дочерние организации и зависимое акционерное общество………….63
2.1.4. Производственный кооператив………………………………………….64
2.1.5. Государственное предприятие…………………………………………..67
2.2. Некоммерческие организации…………………………………………….68
2.2.1. Учреждение……………………………………………………………....68
2.2.2. Общественный фонд…………………………………………………….70
2.2.3. Потребительский кооператив…………………………………………...72
2.2.4. Общественное объединение……………………………………….........74
2.2.5. Объединение юридических лиц в форме ассоциаций………………...75
2.2.6. Религиозные объединения………………………………………………76
Глава 3. Проблемы компенсации морального вреда юридическим лицам в гражданском законодательстве Республики Казахстан……………….77
Заключение…………………………………………………………………….83
Список использованной литературы………………………………………89
План
Введение…………………………………………………………
Глава 1. Общая характеристика понятия юридического лица..…………6
1.1. История возникновения и
1.2. Понятие и признаки юридическог
1.3. Создание юридического лица, его государственная регистрация………23
1.4. Правоспособность юридического лица…………………………………...32
1.5. Прекращение юридического лица………………………………………....38
Глава 2. Виды юридических лиц, их классификация. ……………………45
2.1. Коммерческие организации………………
2.1.1. Хозяйственное товарищество……………………………………………
2.1.2. Акционерное общество…………………………
2.1.3. Дочерние организации и зависим
2.1.4. Производственный кооператив………………………………………….64
2.1.5. Государственное предприятие…………………………………………..
2.2. Некоммерческие организации…………………………………………….
2.2.1. Учреждение……………………………………………………
2.2.2. Общественный фонд…………………………………
2.2.3. Потребительский кооператив…………
2.2.4. Общественное объединение………………………………………....
2.2.5. Объединение юридических лиц в форме ассоциаций………………...75
2.2.6. Религиозные объединения…………………
Глава 3. Проблемы компенсации морального вреда юридическим лицам в гражданском законодательстве Республики Казахстан……………….77
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы………………………………………89
Введение.
Важнейшим итогом экономической политики государства является стабильное развитие экономики, которое в настоящее время позволяет усилить социальную направленность реформ.
И сегодня, можно с полной ответственностью сказать, что Казахстан успешно завершил переходный этап и уверенно входит в качественный новый этап своего развития.
Курс нашего государства на формирование современной, конкурентоспособной и открытой экономики, основанной на уважении и защите института частной собственности и контрактных отношений, выдвигает задачу создания соответствующей инфраструктуры, и, в том числе, цивилизованных подходов к пониманию сущности важнейших участников рыночных правоотношений – юридических лиц.
Нынешнюю ситуацию характеризуют:
-повышение эффективности экономических взаимоотношений между государством и частным сектором на основе рыночных принципов;
-реализация широкомасштабной государственной поддержки предпринимательства, расширение и укрепление позиций малого и среднего бизнеса;
- преодоление монополии государственной собственности практически во всех сферах народного хозяйства;
- укрепление института частной собственности;
- многообразие форм собственности;
- становление новых форм хозяйствования, адекватных изменениям в отношении собственности;
- утверждение новых форм
организации экономической
-формирование инфраструктуры рынка и механизмов, обслуживающих новые формы собственности.
Закономерно, что в своем Послании народу Казахстана Президент Республики Казахстан отметил: «Чтобы Казахстан стал действительно неотъемлемой и динамичной частью мировых рынков товаров, услуг, трудовых ресурсов, капитала, современных идей и технологий, необходимо, не просто использовать «накопленный» экономический рост, а научиться реально, управлять этим ростом, трансформируя его в экономическое развитие на качественно новом уровне».1 Эти слова подтвердили раннее высказанный им тезис об обязанности государства «помогать, стимулировать и дополнять активность частного сектора и национального капитала, чтобы соответствовать новой мировой экономической парадигме».2
В новом Кодексе, в частности, жестко регламентированы организационно-правовые формы коммерческой деятельности. А это означает, что все без исключения, действующие коммерческие структуры должны быть приведены в соответствие с введенными Гражданским Кодексом нормами. Новые правила, относящиеся к тому или иному виду коммерческой деятельности, сопоставляются со старыми. Это облегчит усвоение новых правил и адаптацию действующих организационно-правовых форм.
Целью же настоящей работы является рассмотрение, на наш взгляд, основного этапа в жизни юридического лица - его образования, иначе можно сказать, рождения. Осуществляемый в нашей стране переход к рынку потребовал признания, формирования и развития новых, соответствующих ему организационно-правовых форм, отсутствовавших в ранее действовавшем законодательстве. На смену традиционной для нас (но не вписывающейся в обычные рыночные рамки) конструкции «предприятия» как самостоятельного юридического лица - субъекта имущественного оборота пришли коммерческие общества и товарищества - добровольные объединения предпринимателей, являющиеся основными участниками нормальных рыночных отношений. Их четкое и эффективное функционирование, как свидетельствует весь мировой опыт хозяйствования, напрямую зависит от столь же четкого и развернутого законодательного оформления. Причем это произошло не только на подзаконном уровне: принят спектр законов, регулирующих отношения по созданию и функционированию юридического лица. Вместе с тем, к содержанию соответствующего правового регулирования можно предъявить немало серьезных претензий.
Юридические лица, на наш взгляд, представляют собой универсальную правовую форму опосредованного вступления в общественные отношения. Степень их насущности значительна. Ряд правовых целей, которые ставят перед собой те или иные лица в связи с осуществлением каких-либо видов деятельности предпринимательского характера могут быть достигнуты зачастую лишь путем создания соответствующих юридических лиц. Например, это касается страховой деятельности, банковской деятельности. Не имея собственных значительных средств, предприниматель может осознать необходимость создания им юридического лица в организационно-правовой форме акционерного общества и т.д.
Многие бытовые, культурные духовные запросы граждан могут быть также удовлетворены, если они создадут соответствующее общественное объединение (например, общество защиты потребителей и предпринимателей; религиозное объединение), потребительский кооператив (сельский потребительский, жилищно-строительный кооператив, кооператив собственников квартир). Основы предпринимательской деятельности и ее правовое регулирование уже знакомы многим. Известно, что государство различными способами развивает и поддерживает частное предпринимательство, особая ставка делается на малое предпринимательство, гарантии которому значительно выше, чем остальным видам предпринимательства.
Не подвергается сомнению и конституционно закрепленное право на свободу объединений.
Однако требуется, чтобы доступным большинству стали и правовые способы, с помощью которых субъект может проявить себя в различных сферах. Каждый должен осознавать те правила, которым он должен себя подчинить, осуществляя ту или иную деятельность. Субъект должен, осознавать с кем потенциально он может вступить в гражданско-правовые и иные отношения, и каков правовой статус тех, с кем ему предстоит сотрудничать.
Как бы то не было, в нашу хозяйственную практику уже прочно вошли многие основные категории, понятия и институты того, что за рубежом обычно называет "правом компаний", а у нас составляет законодательство, регулирующее правовое положение коммерческих организаций, - важную ветвь гражданского законодательства. К их числу относятся: законодательно установленные способы создания юридических лиц, их понятие и основные признаки, круг прав и обязанностей, то есть правоспособность, и учредительный договор, т.е. договор учредителей - создателей товарищества или общества, регулирующий как отношения по созданию этой организации, так и правовое положение последней. К сожалению, осталось еще достаточное количество вопросов, не урегулированных законодателем. В Республике Казахстан законодательство о регистрации постоянно совершенствуется, что вызвано необходимостью как создания действенной системы государственной регистрации, унификации требований к самому процессу, так и ведения государственного регистра юридических лиц. Все это обусловлено ходом экономических преобразований и правовой реформы в стране, расширением сферы деятельности и ростом числа хозяйствующих субъектов, их выходом на международный рынок. Юридические лица чрезвычайно легко создаются - ведь ограничения, связанные с государственной регистрацией предприятий и организаций, практически отсутствуют. Часто одно и то же физическое лицо является учредителем десятков, а иногда и сотен предприятий и организаций. И в этом нет, на первый взгляд, ничего противозаконного, однако, как правило, новое юридическое лицо создается после того, как предыдущее накопило значительную задолженность перед государством.
В результате даже Правительство не располагает достоверными данными о количестве хозяйствующих субъектов, осуществляющих деятельность на территории Республики Казахстан, в отдельных ее регионах, а сведения о зарегистрированных индивидуальных предпринимателях и вовсе отсутствуют. А поскольку нет единой информационной базы, очень трудно получить исчерпывающие данные о конкретном юридическом лице. Много серьезных проблем (вплоть до судебных разбирательств) вызывает регистрация юридических лиц с одинаковыми наименованиями.
Существует достаточно много проблем и с заключением учредительного договора. Поскольку такой договор не только регулирует взаимоотношения его участников, но и является учредительным документом созданной ими организации с правами юридического лица, сохраняющим свою силу на все время существования данной организации, он резко отличается от обычных гражданско-правовых договоров. Положение усугубляется еще тем, что гражданское законодательство и не использовало этой конструкции, но и не запрещало ее в силу присущей гражданскому праву общей возможности заключать любые договоры, в том числе и не названные прямо законом, но не противоречащие его общим началам и смыслу. Таким образом, многие вопросы, связанные с созданием обществ и товариществ и взаимоотношениями их учредителей приходилось (и пока еще приходится) решать на основании здравого смысла, с учетом общих положений гражданского законодательства, а также опираясь в известной мере на историю создания и развития этого договора и некоторый зарубежный опыт.
Данная работа хотя и не претендует на полное решение всех указанных выше проблем, но призвана осветить все эти вопросы, а также показать, какие пути выхода из сложившейся ситуации возможны. Мы собираемся четко и в соответствии с законом раскрыть содержание понятия юридического лица, его признаки, порядок его образования, вопросы ликвидации и реорганизации юридического лица, конкретные виды юридических лиц, использование этой юридической конструкции в практике современной предпринимательской деятельности.
Глава 1. Общая характеристика понятия юридического лица.
1.1. История возникновения и развития института
юридического лица.
Помимо граждан (физических лиц) субъектами гражданских правоотношений могут быть организации – юридические лица.
Юридическое лицо – это организованный, созданный и наделенный правами и обязанностями субъект имущественных отношений. Учредители (создатели) юридического лица образовывают его с целью отделить юридическое лицо как субъекта имущественных отношений от себя. Практическая значимость института юридического лица для имущественных гражданско-правовых отношений в том, что «учредители юридического лица имеют возможность ограничить свой предпринимательский риск суммами, какие они считают для себя допустимыми»3.
Древние римляне имели хорошо развитую систему представлений о юридической личности применительно к отдельному человеку. Понятие же союза было выработано в публичном праве применительно к государству, и, таким образом, понятие союза (корпорации) существовало у римлян только в публичном, а понятие лица — только в частном праве. Поскольку союзы имели имущественные интересы и участвовали в имущественном обороте, римское право приравнивало их правовое положение к лицам, а категория юридического лица не использовалась вовсе.
Герваген Л.Л. отмечал, что в то время как «весь строй римского цивильного быта существеннейшим образом определяется началом личности и вместе с тем особенности правоотношений каждого гражданина…, картины средневекового быта дают нам совершенно противоположные черты»4. Здесь не отдельный человек является правоспособным, а союз.
Весь этот союз, писал Н.Л. Дювернуа в своей книге «Чтение по гражданскому праву»5 можно охарактеризовать чертой, противоположной римскому, чертой безличности, где известный и постоянный характер правоотношений определяется принадлежностью человека к союзу, преемственному из поколения в поколение. В этих условиях задачи юриспруденции и законодательства заключаются в том, чтобы определить скорее право союзов и отношение к ним прав отдельных единиц в общежитии.
Французская буржуазная революция 1789 г., борясь с сословно-цеховым устройством феодального общества и желая обеспечить торжество принципа индивидуальной свободы, запретила любые корпорации, образуемые по профессиональному признаку, и сохранила разрешительный порядок образований корпораций, преследующих цель извлечения прибыли. При этом было существенно ограничено число организационно-правовых форм последних. В силу этого обстоятельства категория юридического лица на несколько десятков лет выпала из научного оборота и не применялась в законодательстве6. Всю первую половину XIX в. корпорации во Франции и в значительной мере в остальной Европе создавались исключительно в разрешительном порядке (регистрационный порядок создания акционерных обществ был введен во Франции Законом от 24 июля 1867 г), как отмечал Дюги Л. в своей книге «Конституционное право» (М., 1908), последняя треть века была отмечена в Европе. И в частности во Франции ассоцианистским движением интенсивности, распространившимся на все правления человеческой деятельности.
По природе юридических лиц имеются дискуссии, которые ведутся в связи с выделением исследователями отдельных аспектов юридического лица.
В рамках сборника нормативно-правовых актов, считаем, неуместным дискутировать. Также не имеет смысла подвергать анализу существующие теории юридического лица, хотя стоит отметить их большую значимость и для решения практических вопросов гражданского права. Поэтому так или иначе высказываемые нами взгляды будут основаны на учете существующих теорий.