Виды предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 11:43, курсовая работа

Описание работы

Целями данной работы являются обзор понятия предприятия, как основного субъекта экономических отношений, и изучение различных классификаций предприятий, для того что иметь представление о существующих моделях управления и организации предприятия.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1 Сущность предприятий 5
1.1 Понятие предпринимательства 5
1.2 Признаки классификации предприятий 10
1.3 Виды предприятий. Классификация предприятий 13
1.4. Цель создания и функционирования предприятия 17
Глава 2 Классификация предприятий 20
2.1. Классификация предприятий по организационно-правовым формам 20
2.2. Классификация предприятий по организационно-экономическим формам 32
2.3. Классификация предприятий по степени концентрации производства и капитала 35
2.4. Классификация фирм по принадлежности капитала и контролю 39
2.5.Классификация фирм по сфере деятельности 39
Заключение 41
Библиографический список

Файлы: 1 файл

Курсовая Виды предприят.docx

— 128.92 Кб (Скачать файл)

Содержание

С.

Введение            3

Глава 1 Сущность предприятий       5

1.1 Понятие предпринимательства       5

1.2 Признаки классификации  предприятий               10

1.3 Виды предприятий. Классификация  предприятий           13

1.4. Цель создания и  функционирования предприятия           17

Глава 2 Классификация предприятий             20

2.1. Классификация предприятий  по организационно-правовым формам                     20

2.2. Классификация  предприятий по организационно-экономическим  формам                   32

2.3. Классификация  предприятий по степени концентрации  производства и капитала                   35

2.4. Классификация фирм  по принадлежности капитала и  контролю      39

2.5.Классификация  фирм по сфере деятельности            39

Заключение                  41

Библиографический список               43

Приложения                   45

 

Введение

На протяжении последних  полутора десятилетий в России интенсивно идет процесс формирования рыночных отношений. Такому развитию способствует предпринимательская деятельность. Предприятие - главное звено рыночной экономики, потому что только с помощью  предприятий происходит интенсивное  развитие и функционирование рыночных отношений. Поведение предприятия  на рынке имеет большое значение не только для сотрудников предприятия  и предпринимателя, но и для других групп субъектов. Необходимым условием для выработки экономическими агентами адекватных решений как на микроуровне, так и на макроуровне является изучение поведения предприятия. Предприятие  как экономическое явление организует и интегрирует экономику на микроуровне. Совокупность же предприятий определяет эффективность региональной, национальной и мировой экономики в целом. Предприятие всегда стоит в центре рыночной экономики, и её функционирование непосредственно сказывается на рыночных отношениях.

Целями данной работы являются обзор понятия предприятия, как основного субъекта экономических отношений, и изучение различных классификаций предприятий, для того что иметь представление о существующих моделях управления и организации предприятия.

В соответствии с выбранной  темой и вытекающей из нее целью  в курсовой работе поставлены и решены следующие задачи:

    • Изучение понятия, и сущности предприятий.
    • Изучение видов предприятий.
    • Изучение предприятие как основной формы организации предпринимательской деятельности в России.

Объект исследования –  предприятие в рыночной экономике.

Предмет исследования –  состояние и развитие понятия  предприятия в экономической  теории.

Методы исследования: анализ монографий, периодической печати, экономико-статистических данных.

Поскольку современная экономика  представляет собой достаточно динамично  развивающийся и эволюционирующий механизм, при рассмотрении предприятия  как субъекта современной экономики целесообразно опираться не только на теоретические исследования, но и на регулярно публикуемые в периодических изданиях статьи по данной тематике. В данной работе, наравне с выкладками из ряда учебников и монографий, использована информация из наиболее распространенных в России экономических журналов.

Практическая значимость – возможность использования  в процессе преподавания экономических  дисциплин.

Первая глава посвящена  рассмотрению предприятия как основного  хозяйствующего субъекта. Во второй главе  рассматриваются существующие на настоящий  момент классификации предприятий  по различным признакам.

 

Глава 1 Сущность предприятий

1.1. Понятие  предпринимательства

Под предпринимательством понимают инициативную самостоятельную деятельность граждан и их объединений, осуществляемую на свой риск и под свою имущественную  ответственность, направленную на получение  прибыли. За словом «предпринимательство» стоит «дело», предприятие, производство продукта или услуги. Чаще такую деятельность называют бизнесом. По виду предпринимательскую деятельность можно подразделить на производственную, коммерческую, финансовую, консультативную и т.д. Признаком предпринимательства является самостоятельность и независимость субъектов. Каждый человек, становясь предпринимателем, сам решает все вопросы деятельности своего предприятия, учитывая экономическую выгоду и рыночную конъюнктуру. Собственная выгода является движущим фактором предпринимательской деятельности, однако, обеспечивая собственные потребности, предприниматель действует и в интересах общества. Например, Г. Форд занялся производством автомобилей вовсе не из благотворительных побуждений. Он преследовал личную выгоду, но, удовлетворяя свои интересы, создал целую автомобильную империю, которая наводнила машинами весь мир. Характерным признаком предпринимательских отношений является хозяйственный риск, который всегда сопутствует бизнесу. Риск формирует особый способ мышления и поведения, психологию предпринимателя. По оценке специалистов, из ста проходящих проверку новых идей реальное применение находят не более двух. Право на ошибку обязывает осуществить все возможное для предупреждения неоправданного риска.

Успех предпринимательства зависит в значительной мере от избранной сферы деятельности, организационно-правовой формы предприятия, стратегии и тактики управления. Решая проблему создания нового предприятия, предприниматель должен избрать сферу деятельности, учесть возможности вложения в дело собственного и заемного капиталов, определить сроки окупаемости финансовых ресурсов. Исходной точкой в предпринимательстве и в создании нового предприятия часто является идея нового продукта или услуги. Для принятия решения не обойтись без тщательного изучения состояния рынка, положения дел у конкурентов, научных прогнозов вероятных изменений спроса и предложения, покупательной способности населения.

Предпринимателю, решившему заняться бизнесом, предстоит выбор организационно- правовой формы предприятия.

- индивидуальные предприятия;

- хозяйственные товарищества;

- хозяйственные общества;

- производственные кооперативы.

Владелец индивидуального предприятия распоряжается самостоятельно прибылью, он обладает наибольшей экономической свободой в принятии хозяйственных решений. Товарищество имеет нескольких владельцев. Ответственность зависит от вида товарищества: в полных товариществах владельцы несут ответственность всем имуществом, в коммандитных - часть участников имеет полную, а часть - ограниченную ответственность. Владельцами акционерного общества являются все его акционеры, а доля собственности каждого акционера определяется стоимостью принадлежащих ему акций. Производственный кооператив - это добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности. Он находится в собственности всех его пайщиков, а доля собственности каждого пайщика определяется размером его пая.

Абсолютно каждое предприятие – это отдельная экономическая система, состоящая из шести элементов одного уровня:

- начальные ресурсы - трудовые, материальные, финансовые;

- конечные ресурсы - готовая  продукция, прибыль, деньги;

- социальная среда - государство,  законодательство;

- природная среда - потребление  природных ресурсов, полезных ископаемых;

- взаимосвязь с рынком, маркетинг;

- соотношение начальных  и конечных ресурсов, образующих  экономику предприятия.

 Одной из наиболее существенных черт рыночной системы является предпринимательство. Оно оплодотворяет рыночные отношения. Создает и формирует их философию. Дух предпринимательства считается четвертым фактором производства. Это Божий дар. Предпринимательству в принципе научиться нельзя. Духом, даром предпринимательства обладают примерно 5% бизнесменов.

 Когда говорят, что у человека есть дух предпринимательства, то тем самым хотят подчеркнуть его особые качества и свойства как делового человека, бизнесмена. Однако между просто бизнесменом (деловым человеком) и предпринимателем громадная разница. Бизнесмен может производить один и тот же продукт много лет. Печь хлеб из поколения в поколение. Это репродуктивный бизнесмен, но не предприниматель. Предприниматель находится в постоянном поиске нового в производстве. Предприниматель ищет и пробивается на новые рынки, находит новые ресурсы. Предприниматель постоянно генерирует новые идеи в производстве, обслуживании населения. Создает новые товары. Он - источник и движущая сила вдохновляет людей и заставляет их делать не то, что они считают нужным делать, а то, что необходимо ему. Он концентрирует энергию других и направляет ее на реализацию общей цели.

Одна из наиболее характерных черт предпринимателя – его

деятельность в условиях неопределенности, может быть, неустойчивости, когда практически невозможно предсказать результат сделки. Следовательно, он чаще других рискует и чаще других выигрывает.

Предпринимательство – это новое мышление. Бизнесмен  исходит из традиционных установок, в сущности своей - правильных: максимум прибыли при минимуме издержек, рациональная организация труда на предприятии; поиск внутрипроизводственных резервов. Однако при таком подходе предприятие рассматривается как «закрытая система», его цели и задачи заданы заведомо и остаются стабильными, одними и теми же, достаточно долго. Основная стратегия такой фирмы — рост и углубление специализации производства, а четкое определение функций, правильные команды и контроль - главное в механизме ее управления.

Предприниматель же считает предприятие «открытой системой» и исходит в своей деятельности из этого. Он связывает успех в основном с тем, насколько удачно предприятие приспосабливается к своему внешнему окружению - экономическому, научно-техническому, социально-политическому, сумеет ли он вовремя распознать угрозу для своего существования, не упустит ли возможностей, возникших в данной конкурентной среде, и сможет ли извлечь максимальные выгоды из этих возможностей. Как видим, предпринимательство вовсе не отрицает бизнесмена, а опирается на его принципы, исходит из них, но идет значительно дальше. Ищет, рискует и чаще всего - находит. Коротко сущность предпринимательства можно выразить в его принципах:

1) ориентация на человека – он главная ценность и предприятия, и общества в целом;

2) беззаветное служение покупателю. Предприятие работает на него и существует благодаря ему;

3) создание и поддержание  культурной среды фирмы, духа  товарищества, взаимного уважения, демократических традиций, соблюдение  этических норм поведения;

4) постоянное стремление вырваться вперед. Опередить, успеть, обойти, превзойти конкурента. Максимальное использование преимуществ конкурентной среды.

Так формируется философия предпринимательства, основными чертами которой являются: творческая активность, прагматизм (практичность), этичность. Предпринимательство реализуется в конкретной социально-экономической среде на макроуровне, и оно не может не учитывать ее, поскольку и исходит из этой среды, и приспосабливается к ней. В конечном итоге, предпринимательство - продукт этой среды. Данная среда предпринимательства столь многообразна, что объяснить, изложить все ее аспекты практически невозможно в рамках учебника по общей экономической теории. Ниже приводятся основные ее направления.

Предприниматель должен хорошо разбираться, прежде всего, в двух вещах: в конкретном экономическом положении  своей фирмы и в ее возможностях. Ведь фирма и ее макросреда постоянно  и динамично взаимодействуют - здесь  нет места спокойствию, статике. Нельзя расслабляться. Поэтому предприниматель  должен четко представлять силу и  слабость фирмы по отношению к  внешней среде, возможности и  угрозы, исходящие из внешней среды. Все это необходимо для максимально  благополучной адаптации фирмы  в своей макросреде: принять меры для наращивания своей мощи и  в то же время свести к минимуму слабости фирмы, использовать все возможности, которые вольно или невольно предоставляет  ей внешняя среда, тем самым ликвидируя угрозу для своей фирмы или  сводя ее к минимуму. Что же конкретно  должен учитывать предприниматель?

Предприниматель должен четко знать, на какой фазе экономического цикла находится в данный момент экономика страны; в каком состоянии находится внешняя торговля; каковы уровни безработицы и инфляции; устойчива ли налоговая система или постоянно подвергается изменениям; насколько стабилен курс национальной валюты; каков уровень жизни населения в целом и отдельных его слоев в частности. Ведь от учета всех этих элементов экономической среды зависит напрямую благополучие предпринимателя1

1.2. Признаки  классификации предприятий

Существует несколько видов классификаций предпринимательства.

Основными признаками классификации предприятий являются:

1) отраслевая и предметная специализация;

2) структура производства;

3) размер предприятия.

Информация о работе Виды предприятий