Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 11:43, курсовая работа
Целями данной работы являются обзор понятия предприятия, как основного субъекта экономических отношений, и изучение различных классификаций предприятий, для того что иметь представление о существующих моделях управления и организации предприятия.
Введение 3
Глава 1 Сущность предприятий 5
1.1 Понятие предпринимательства 5
1.2 Признаки классификации предприятий 10
1.3 Виды предприятий. Классификация предприятий 13
1.4. Цель создания и функционирования предприятия 17
Глава 2 Классификация предприятий 20
2.1. Классификация предприятий по организационно-правовым формам 20
2.2. Классификация предприятий по организационно-экономическим формам 32
2.3. Классификация предприятий по степени концентрации производства и капитала 35
2.4. Классификация фирм по принадлежности капитала и контролю 39
2.5.Классификация фирм по сфере деятельности 39
Заключение 41
Библиографический список
Главными считаются отраслевые различия выпускаемой продукции. По этой классификации предприятия делятся на:
1) промышленные;
2) сельскохозяйственные;
3) предприятия транспорта, связи, строительства.
Промышленность традиционно делят на две большие отраслевые группы: добывающая и перерабатывающая промышленность. В свою очередь, перерабатывающая промышленность делится на отрасли легкой, пищевой, тяжелой промышленности и т. д.
На практике редко встречаются предприятия, отраслевую принадлежность которых можно четко определить. Как правило, большинство из них имеют межотраслевую структуру. В связи с этим предприятия делятся на:
1) узкоспециализированные;
2) многопрофильные;
3) комбинированные.
Узкоспециализированными считаются предприятия, которые изготовляют ограниченный ассортимент продукции массового или крупносерийного производства. К многопрофильным относят предприятия, которые выпускают продукцию широкого ассортимента и различного назначения – чаще всего встречаются в промышленности и сельском хозяйстве. Комбинированные предприятия чаще всего встречаются в химической, текстильной и металлургической промышленности, в сельском хозяйстве. Суть комбинирования производства состоит в том, что один вид сырья или готовой продукции на одном и том же предприятии превращается параллельно или последовательно в другой, а затем и в следующий вид.
Наиболее сложной формой комбинирования производства является комплексное использование сырья для изготовления продукции, различной по структуре и химическому составу, когда на основе одного и того же сырья на предприятии производится продукция, различная по характеристикам, назначению и технологии изготовления.
Группировка предприятий по размеру предприятия получила наиболее широкое распространение. Как правило, все предприятия делятся на три группы: малые (до 50 занятых), средние (от 50 до 500 (реже до 300)) и крупные (свыше 500 занятых). При отнесении предприятия к одной из групп могут использоваться следующие показатели:
1) численность работающих;
2) стоимость выпущенной продукции;
3) стоимость основных производственных фондов.
Единого международного стандарта дифференциации предприятий, деления их на малые, средние и крупные не существует. Все зависит от конкретной ситуации, уровня развития, типа экономики, ее отраслевой структуры. В основном применяется классификация по численности работников с дифференциацией по отраслям экономики.
К малым предприятиям в промышленности, строительстве и на транспорте стали относить предприятия с численностью работников до 100 человек, в сельском хозяйстве – до 60 человек, в розничной торговле и бытовом обслуживании – до 30 человек, в прочих отраслях – до 50 человек. При этом к среднегодовой численности работников добавляется среднесписочная численность работников, не состоящих в штате предприятия. Эти критерии (с учетом мировой практики) являются условными критериями деления предприятий по размеру.
По сфере деятельности подразделяются на предприятия производственной и непроизводственной сферы.
По характеру потребляемого сырья они делятся на предприятия добывающей промышленности и предприятия обрабатывающей промышленности.
По формам собственности предприятия подразделяются на государственные, муниципальные, частные, кооперативные и т. д.
По масштабам предпринимательской деятельности предприятия можно подразделить на следующие виды:
1) индивидуальное предприятие: любая созидательная деятельность одного человека и его семьи;
2) коллективное предприятие.
По времени работы в течение года подразделяются на предприятия круглогодичного действия, предприятия сезонного действия.
По уровню специализации предприятия делятся на:
1) специализированные – данные предприятия выпускают определенную номенклатуру продукции;
2) универсальные – эти предприятия изготавливают широкий спектр продукции;
3) смешанные – данные предприятия занимают промежуточное место между специализированными и универсальными предприятиями.
По степени автоматизации производства предприятия разделяются на автоматизированные, частично автоматизированные, механизированные, частично механизированные, машинно-ручные и ручные.
По характеру деятельности предприятия бывают:
1) некоммерческие – не связанные с продажей продукции ради обогащения (благотворительная деятельность);
2) коммерческие – предприятия, приносящие доход. Этот вид занятий принято называть бизнесом.2
1.3. Виды
предприятий. Классификация
Существуют различные факторы, в соответствии, с которыми предприятия подразделяются на группы. Наиболее существенны следующие факторы классификации:
- используемые ресурсы,
- отраслевая принадлежность.
- местоположение,
- размер предприятия,
- форма собственности,
- организационно-правовая форма,
В соответствии с особенностями используемых ресурсов предприятия делятся на:
- использующие в основном трудовые ресурсы (трудоемкие),
- интенсивно использующие средства производства (фондоемкие),
- интенсивно использующие материалы (материалоемкие).
Для трудоемких предприятий характерна высокая доля затрат на оплату труда в совокупных издержках производства. Эти предприятия, как правило, имеют высокую степень разделения труда. Разделение труда имеет позитивные и негативные последствия:
Преимущества:
- Использование способностей сотрудников
- Лучшее использование машин
- Использование преимуществ местоположения предприятия
- Повышение мастерства
- Рост производительности труда
- Увеличение дохода
Недостатки:
- Монотонная деятельность
- Отчужденность и потеря смысла
- Заболевания из-за односторонней загрузки
- Невысокая гибкость из-за узкой специализации
- Отсутствие интереса к результатам совместной деятельности
Негативные последствия специализации и разделения труда привели к появлению концепций гуманизации труда, ограничения разделения труда, обогащения содержания трудовой деятельности, работы в группах.
Фондоемкие предприятия имеют особенно большое количество средств производства. Значительная часть издержек производства представляет собой амортизационные отчисления, то есть определенную долю от цены средств производства, которая ежегодно списывается на себестоимость продукции. Технический прогресс ведет к специализации, механизации и автоматизации производства. Механизация предполагает замену ручного труда машинным. Автоматизация имеет место в случае использования вычислительной техники, для управления производственным процессом. При высокой степени механизации и автоматизации средств производства производственный процесс становится недостаточно гибким, возрастают издержки производства и предприятие вынуждено решать проблему наиболее эффективною использования средств производства.
Материалоемкие предприятия
имеют высокие объемы затрат ресурсов.
Этим предприятиям приходится решать
задачу эффективного использования
ресурсов и экологических проблемы,
связанные с утилизацией
В соответствии с отраслевой принадлежностью предприятия подразделяются на:
- промышленные предприятия, которые осуществляют добычу и переработку полезных ископаемых, и производство товаров,
- торговые предприятия, которые сами не производят товары, но выполняют дистрибьюторские функции, банки, которые собирают финансовые средства и предоставляют кредиты,
- транспортные предприятия, которые занимаются перевозками с использованием различных транспортных средств,
- страховые организации, которые осуществляют страхование от различных видов рисков, предприятия в сфере услуг, например, гостиницы, консалтинговые фирмы и другие.
Наиболее удобным местоположением является такое, когда обеспечивается максимально возможная прибыль и рентабельность производства при прочих равных условиях. При этом нельзя забывать экологический принцип деятельности предприятия.
Выбор места расположения предприятия определяется на основе следующих критериев:
- Ориентация на материалы – с целью снижения транспортных расходов на материалы, это особенно важно для материалоемких предприятий.
- Ориентация на трудовые ресурсы – учитываются два обстоятельства: количество трудовых ресурсов в регионе и цена рабочей силы.
- Ориентация на продажу товаров и налоги – в случаях, когда в разных регионах действуют различные системы налогообложения, финансовой поддержки, налоговой политики. Предприятие располагается там, где эти условия наиболее выгодны.
- Ориентация на транспортные средства – выбор такого места расположения, которое обеспечивает предприятию наиболее выгодные гарантированные транспортные услуги. Удобно располагать предприятия вблизи транспортных узлов: портов, аэропортов, автомагистралей.
- Ориентация на источники энергии, что особенно важно для энергоемких предприятий. Однако в настоящее время это имеет не такое значение, как раньше, благодаря более широкому использованию электроэнергии.
- Ориентация на окружающую среду имеет в последние годы все большее значение и делает невозможным строительство некоторых предприятий в определенных регионах из соображений экологической безопасности.
- Ориентация на потребителя особенно важна для торговых предприятий.
- Ориентация на особенности местности играет существенную роль для транспортных предприятий, которые должны учитывать особенности ландшафта и климата.
- Ориентация на зарубежных партнеров – в случаях, когда предприятие непосредственно связано с зарубежными поставщиками или заказчиками.
Предприятия могут быть отнесены к малым, средним или крупным в зависимости от следующих факторов: количество работников, годовой оборот, размер основною капитала, количество рабочих мест, затраты на оплату труда, использование исходных материалов. (Прилож. 3)
По количеству работников выделяют:
- малые (до 50 человек);
- средние (50 - 500 человек);
- крупные (более 500 человек), в том числе особо крупные (более 1000 человек).
Также различают предприятия применительно к формам собственности (частные, государственные, муниципальные, кооперативные и прочие).
На сегодняшний день важным критерием различия предприятий стала принадлежность капитала. Выделяют национальные, иностранные, совместные предприятия.3
1.4. Цель создания и функционирования предприятия
На всех этапах развития экономики основным звеном является предприятие. Именно на предприятии осуществляется производство продукции, оказываются различного рода услуги, происходит непосредственная связь работника со средствами производства.
Под самостоятельным предприятием
понимается производственная единица,
обладающая производственно-техническим
единством, организационно-
Ключевой фигурой рыночных отношений выступает предприниматель. При этом субъектом предпринимательской деятельности может быть как отдельный гражданин, так и объединение граждан. Таким образом, предприятие - это самостоятельный хозяйствующий субъект, созданный предпринимателем для производства продукции, выполнения работ и оказания услуг с целью удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.
Цель деятельности предприятия - удовлетворение общественных потребностей и получение прибыли. В дореформенной России основной целью предприятия называлось удовлетворение общественных потребностей. В настоящее время в условиях рыночной экономики цивилизованные рыночные отношения требуют разумного сочетания обеих целей. Конечно, следует согласиться с тем, что бизнес - это экономическая деятельность предпринимателей, их искусство и способность приносить все возрастающие размеры прибыли, обеспечивать высокий уровень рентабельности. Вместе с тем развитие бизнеса в условиях открытой экономики способствует насыщению потребительского рынка товарами и услугами, активизирует структурную перестройку экономики, стимулирует внедрение научно-технических достижений, способствует всемерному повышению эффективности производства.
Важным качеством любого предпринимателя современного предприятия является способность гибко реагировать на изменение ситуации. Для этого надо быть компетентным в избранной сфере деятельности, обладать необходимыми чертами характера: целеустремленностью, упорством, готовностью к неудачам, способностью учиться и делать выводы из своих ошибок. Следует подобрать надежных партнеров и соратников, надо быть готовым к конкурентной борьбе. Нужно четко организовать маркетинг, уметь поддерживать неформальные связи, а на более поздних этапах официальные отношения как с поставщиками сырья, материалов, полуфабрикатов, комплектующих изделий, так и с потребителями продукции, с заказчиками.