Виды предприятий

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 11:43, курсовая работа

Описание работы

Целями данной работы являются обзор понятия предприятия, как основного субъекта экономических отношений, и изучение различных классификаций предприятий, для того что иметь представление о существующих моделях управления и организации предприятия.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1 Сущность предприятий 5
1.1 Понятие предпринимательства 5
1.2 Признаки классификации предприятий 10
1.3 Виды предприятий. Классификация предприятий 13
1.4. Цель создания и функционирования предприятия 17
Глава 2 Классификация предприятий 20
2.1. Классификация предприятий по организационно-правовым формам 20
2.2. Классификация предприятий по организационно-экономическим формам 32
2.3. Классификация предприятий по степени концентрации производства и капитала 35
2.4. Классификация фирм по принадлежности капитала и контролю 39
2.5.Классификация фирм по сфере деятельности 39
Заключение 41
Библиографический список

Файлы: 1 файл

Курсовая Виды предприят.docx

— 128.92 Кб (Скачать файл)

Другим отличием конгломератов  от концернов является то, что у  конгломератов нет четко выраженного  отраслевого производственного  ядра, т.к. объединяются разнородные  предприятия.

Холдинг – в мировой практике обычно не производственное объединение, а – финансовая компания (держатель компании), которая владеет контрольными пакетами других предприятий с целью контроля и управления их деятельностью.

Различают два типа холдингов:

  • чистый – владеет и проводит операции с акциями;
  • смешанный – занимается еще и определенной предпринимательской деятельностью (промышленной, торговой, транспортной и т.д.).

В последние годы холдинги расширили свое финансовое участие  в других компаниях, т.к. покупают не только контрольные, но и неконтрольные пакеты акций. Это приводит к тому, что холдинг может контролировать и участвовать в деятельности нескольких сотен компаний. Часто основным звеном в холдинге является банк или крупная финансовая компания.

Холдинги могут действовать  обычно как акционерные общества.

2.3.Классификация  предприятий по степени концентрации  производства и капитала

По этому признаку предприятия  подразделяются на малые, средние и  крупные.

Малые предприятия

Малые – самая многочисленная форма предприятий, и в большинстве  стран они представляют собой  фундамент, на котором вырастают  потом другие предприятия. На малых  предприятиях занята значительная часть  трудоспособного населения.

В зарубежной системе хозяйства  малые предприятия часто подразделяются на малейшие и мелкие, различаясь по численности занятых. Доля мельчайшего и мелких фирм вместе по основным развитым странам составила: в Великобритании – 48,7%; в США – 54,5%; во Франции – 60,1; в Италии – 73,8; в Японии – 77,1%, (что объясняется способностью японских фирм быстро перестраивать производство).21

Особенности малых предприятий  заключается в следующем:

  • обеспечивают взаимосвязь и взаимодействие разных предприятий и сфер деятельности;
  • имеют прямой контакт с потребителями и быстрее, чем крупные, улавливают изменение спроса и частные потребности;
  • быстрее могут обновить выпуск продукции;
  • способствуют созданию конкуренции на рынке;
  • обычно более низкие издержки производства, чем у крупных;
  • часто работают по заказам крупных фирм, что позволяет выжить в условиях рынка.

По сфере деятельности у нас больше малых предприятий  занято в торговле (46,8%) и меньше –  в производственной сфере (только 14,2%).

Основная проблема малого предпринимательства – это отсутствие инвестиций.

Типичные факторы, которые  сдерживают становление и развитие малого предпринимательства в России:

  • высокие налоговые ставки и значительное число мелких налогов;
  • сложность бухгалтерской отчетности;
  • излишнее государственное регулирование (часто это связано с коррупцией чиновников);
  • недостаток собственных средств;
  • неплатежеспособность партнеров
  • рэкет и т.д.

Для поддержки малого предпринимательства 14 мая 1998г. на заседании правительства  была утверждена Федеральная программа, целый ряд организационных мероприятий. Например, упрощение регистрации  и упрощение налоговых схем; создание консультационных центров в малых  городах и поселках; проведение эксперимента по организации малого предпринимательства  и по созданию новых рабочих мест в экономически и социально напряженных  регионах страны.22

Средние предприятия

Средние предприятия, занимая  промежуточное положение между  малыми и крупными, имеют следующие  характерные признаки:

  • численность персонала от 100 до 500 человек;
  • узкая специализация, т.е. выпуск от 1 до 3 товаров. Эта узкая специализация позволяет средним предприятиям выжить в условиях конкуренции с крупными предприятиями, что, прежде всего, обусловлено низкими издержками производства при специализации.

Кроме этого, рынок, на котором  работает специализированное предприятие, менее поврежден различным колебаниям. Средние предприятия действуют  обычно в узкой части рынка (ниши), но в ней они являются минимонополиями, и если возникает потребность  в их товаре, то изготовить его могут  только они.23

Однако деятельность средних  предприятий связана с опасностью, обусловленной изменениями спроса. Если предприятие выпускает только один товар, а на рынке появился товар-заменитель, то спрос на товар средней предприятия упадет и ее ждет банкротство. Поэтому очень важно найти на рынке ту нишу рынка, где будет существовать длительный спрос, а еще лучше выпускать два или три товара.

Крупные предприятия

Основные характерные  признаки крупного предприятия (корпорации):

  • численность работников обычно больше 500 человек, достигая часто с помощью отечественных и зарубежных филиалов численности несколько сотен тысяч работников;
  • обеспечивают крупносерийный и массовый выпуск стандартных товаров (например, бытовой техники);
  • массовый выпуск позволяет использовать «эффект масштаба» и держать на низком уровне издержки производства;
  • выпуск стандартных товаров упрощает контроль за качеством и облегчает автоматизацию;
  • наличие значительных финансовых ресурсов позволяет приводить масштабные научные исследования и активную маркетинговую политику, в том числе тактику низких цен при большом объеме продукции;
  • широкое использование внутрифирменного планирования, что особенно эффективно не для создания новой продукции (это быстрее делают малые предприятия), а для выпуска разных модификаций товара ив осуществлении его технической доводки.

В зависимости от степени  динамичности крупные предприятия  подразделяются на три группы:

  • продолжающие динамично развиваться;
  • утратившие динамизм развития, но сохраняющие стабильное положение. Это обеспечивается значительными объемами производства, диверсификацией производства и наличием значительного числа международных филиалов;
  • утратившие и динамизм, и снижение темпов развития и стабильность прибыли, что чаще всего вызывается: чрезвычайно широким ассортиментом продукции, усложненной организационной структурой, чрезмерными производственными мощностям и т.п.

Вышеприведенная система  классификации применяется в  мировой хозяйственной практике. В России при делении предприятий  на малые, средние и крупные обычно учитываются следующие признаки:

  • численность работающих;
  • стоимостный объем выпуска продукции;
  • стоимость основных производственных фондов.24

 

2.4.Классификация фирм по принадлежности капитала и контролю.

Понятие совместного предприятия (joint venture)

По принадлежности капитала и контролю предприятия можно  разделить на национальные, иностранные, смешанные.

Национальными называются предприятия, капитал которых принадлежит  предпринимателям одной страны.

У иностранных фирм капитал  полностью является собственностью иностранных предпринимателей.

В смешанных предприятиях капитал принадлежит предпринимателям двух или нескольких стран. Предприятия  со смешанным капиталом называют совместными (joint venture), если целью их создания является осуществление совместной деятельности.25

Смешанные предприятия, капитал  которых принадлежит предпринимателям нескольких стран, называются многонациональными.

2.5.Классификация фирм по сфере деятельности.

По сфере деятельности предприятия можно разделить  на международные, филиалы, дочерние предприятия  и транснациональные корпорации. Международными предприятиями признаются предприятия, сфера коммерческой и  производственной деятельности которых  распространяется на зарубежные страны. По принадлежности капитала и контролю большинство из них национальные.

Филиал не может вести  дела от своего имени, т.к. он не имеет  юридической самостоятельности. В  обязанности заграничного производственного  филиала входит: выпуск продукции, в  которой заинтересована материнская  предприятие; реализация продукции  на рынке, определенном материнской  фирмой.

Дочерние предприятия  выступают на рынке от своего имени  и за свой счет. Материнская компания не несет никакой ответственности  за работу и обязательства дочерней. Материнской выгодно дробление капитала и создание заграничных дочерних фирм в тех странах, где льготное налогообложение.26

Если предприятие имеет  производственные мощности за границей, то эксперты ООН относят ее к категории  международных фирм, именуемых транснациональными корпорациями (ТНК).

 

Заключение

Предприятие создается для  производства необходимых обществу материальных благ, для  предоставления разнообразных услуг населению. Непосредственным стимулом для организации  производства, основания предприятия  является перспектива получить прибыль  и употребить ее для удовлетворения соответствующих потребностей. Иначе  говоря, заданием всех производственных, научно-исследовательских, коммерческих предприятий является удовлетворение общественных потребностей в продукции, работах, услугах и реализация на основе полученной прибыли социальных и экономических интересов членов трудового коллектива и собственника имущества предприятия.

Переход к рыночным отношениям хозяйствования обостряет проблему поиска путей стабильной работы предприятий. Наиболее важным стабилизирующим и  одновременно с этим мало изученным  фактором является создание внутрихозяйственной (относительно предприятия) инфраструктуры,  отвечающей  современным требованиям, которые выдвигаются к условиям и характеру труда, взаимосвязи  интересов отдельных работников и коллективов, социально-психологической  обстановке. Недостаточное удаление внимания этим требованиям как при  создании новых, так и в процессе организации функционирования действующих  предприятий приводит к тому, что  обеспечение предприятий высокопроизводительным оборудованием часто характеризуется  низкой экономической эффективностью.

В ходе работы над данной курсовой, я пришел к следующим  выводам:

В рыночной экономике важнейшие  решения – что, как, и для кого производить – принимается частными предприятиями.

Предприятие – основной субъект экономический отношений.

Предприятие и предприятие  действительно является очень близкими по значению терминов.

Существует множество  классификаций предприятий по различным  признакам.

Для каждого типа предприятия, характерны различные модели управления, организации и структуры, которые  существенно отличаются друг от друга  по многим факторам.

У каждого вида предприятия  существуют преимущества и недостатки, которые следует учитывать при  выборе организационной формы при  открывании новой Предприятия.

 

Библиографический список

Нормативно-правовые акты:

  1. Гражданский кодекс российской федерации (ГК РФ) Часть 1: Федеральный закон Рос. Федерации от 30.11.1994 № 51-ФЗ: принят Гос. Думой Федер. Собр. Рос. Федерации 21.10.1994 (в ред. от 4.10. 2010 г.) // Собр. Законодательства Рос. Федерации. 1994. №32 Ст. 3301

 

Монографии, научные  сборники, учебники, энциклопедии,

словари:

  1. Абрютина М.С. Экономика предприятия./ М.: Издательство «Дело и Сервис», 2004. С. 256.
  2. Баликоев В.З. Общая экономическая теория. 2005. – С. 73.
  3. Берзинь И.Э. Экономика Предприятия./М.: Институт международного права и экономики, 1999. С. 308.
  4. Волков О.И., Скляренко В.К. Экономика предприятия.- М.: ИНФРА-М, 2003.- C. 165.
  5. Грибов В.Д. Экономика: Учеб. пос.- М.:Статистика, 2006. – С. 37.
  6. Грузинов В.П. Экономика предприятия. Банки и биржи./М.: ЮНИТИ, 1998. С. 535.
  7. Елизаров Ю.Ф., Экономика организаций (предприятий): учебник для вузов./М.: Издательство «Экзамен», 2008. С. 216.
  8. Задоя А.А., Петруня Ю.Е Основы экономики: Учеб. Пособие.- К.: Высш. шк.- Знания, 2003.- С. 67.
  9. Ивашковский С.Н. Микроэкономика: учеб. – 2-е изд., испр. и доп./М.: Дело, 2001. С. 416.
  10. Кейлер В.Д. Экономика предприятия: Курс лекций./М.: ИНФРА-М, 1999. С. 208.
  11. <span class="List_0020Paragraph__Char" style=" font-family: 'Times New Roman', 'Ar

Информация о работе Виды предприятий