Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2013 в 16:21, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является рассмотрение вопроса о взаимосвязи права и политики,их взаимовлияния.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
1. раскрыть понятие права
2. раскрыть понятие политики
3. выявить общие свойства права и политики
4. определить отличительные свойства права и политики
5. исследовать роль права в осуществлении политической деятельности
6. изучить роль политики в формировании и реализации права
Введение………………………………………………………………………...3
Глава 1. Понятие права и политики…………………………………………...5
1.1 Понятие права………………………………………………………....5
1.2 Понятие политики…………………………………………………….18
Глава 2. Общие и отличительные свойства права и политики……………...24
2.1 Общие свойства права и политики…………………………………..24
2.2. Отличительные свойства права и политики……………………… .27
Глава 3. Взаимодействие права и политики………………………………….33
3.1 Роль права в осуществлении политической деятельности………....33
3.2 Роль политики в формировании и реализации права……………….37
Заключение……………………………………………………………………...42
Список использованной литературы
Право обладает следующей совокупностью основных черт, придающих ему характер специфической системы нормативного регулирования:
1) системность, означающая,
что право есть упорядоченная,
внутренне со-гласованная
2) право есть мера, масштаб свободы и поведения человека. В указанном аспекте право отражает:
– меру полноты (объема), доступности, реальности прав, свобод личности, возможностей для ее инициативного поведения;
– меру допустимых ограничений свобод человека. Заметим, что уже в Де-кларации прав человека и гражданина 1789 г. (ст. 4) было зафиксировано: «Свобода состоит в возможности делать все, что не наносит вреда другому: та-ким образом, осуществление естественных прав каждого человека ограничено лишь теми пределами, которые обеспечивают другим членам общества пользо-вание теми же правами. Пределы эти могут быть определены только законом»; [3]
3) нормативность права
– означающая, что правовому регулированию
под-лежат те отношения и
4) государственная
5) формальная определенность
– означающая, что принципы и
предписания права
6) право есть реально
действующая система
7) право не тождественно
закону. Законодательство выступает
одной из форм выражения права.
Специфические свойства
права, которые вытекают из его качественной
самостоятельности как
Условно можно выделить две группы критериев, которые лежат в основе дифференциации функций права:
1) внешние, в соответствии
с которыми выделяют так
2) внутренние, которые
вытекают из самой природы
права, способов его
К внутренним функциям относят
регулятивную и охранительную. Это
те функции, которые характеризуют
право как специфическое
Особенности регулятивной функции заключаются, прежде всего, в уста-новлении позитивных правил поведения, в организации общественных отноше-ний, в координации социальных взаимосвязей.
В рамках этой функции С. С. Алексеев выделяет две ее разновидности (подфункции) – регулятивную статическую и регулятивную динамическую.
Регулятивная статическая функция выражается в воздействии права на общественные отношения путем их закрепления в тех или иных правовых ин-ститутах. Право юридически закрепляет, возводит в разряд четко урегулиро-ванных те общественные отношения, которые представляют собой основу нор-мального, стабильного существования общества, соответствуют интересам его большинства и выражают общую волю. Решающее значение в проведении ста-тической функции принадлежит институтам права собственности, институтам политических прав и свобод граждан. Отчетливо данная функция выражена в авторском, изобретательском праве и др.
Регулятивная динамическая функция выражается в воздействии права на общественные отношения путем оформления их движения (динамики). Она во-площена в институтах гражданского, административного, трудового права, опосредующих хозяйственные процессы в экономике, и других сферах.
Наиболее характерными
способами осуществления
– закрепление и изменение правового статуса граждан;
– определение компетенции государственных органов, полномочий долж-ностных лиц;
– установление правового статуса юридических лиц;
– определение юридических фактов, связанных с возникновением, измене-нием и прекращением правоотношений;
– установление конкретной правовой связи между субъектами права (регу-лятивные правоотношения);
– определение оптимального типа правового регулирования применительно к конкретным общественным отношениям. [8]
Регулятивную функцию права можно определить как обусловленное соци-альным назначением направление правового воздействия, выражающееся в установлении позитивных правил поведения, предоставлении субъективных прав и возложении юридических обязанностей на субъекты права в целях за-крепления и содействия развитию отношений, соответствующих интересам общества, государства и граждан.
Охранительная функция права — это обусловленное социальным назначе-нием направление правового воздействия, нацеленное на охрану общезначимых, наиболее важных экономических, политических, национальных, личных отношений, их неприкосновенность и сообразно этому на вытеснение отноше-ний, чуждых данному строю.
Специфика охранительной функции состоит в следующем. Во-первых, она характеризует право как особый способ воздействия на поведение людей, вы-ражающийся во влиянии на их волю угрозой санкций, установлением запретов и реализацией юридической ответственности. Во-вторых, она служит информа-тором для субъектов общественных отношений о том, какие социальные ценно-сти взяты под охрану государством посредством правовых предписаний. В-третьих, она является показателем политического и культурного уровня обще-ства, гуманных начал, содержащихся в праве.
Классификацию внешних функций права можно провести только условно, так как в действительности достаточно сложно провести четкое разграничение правового воздействия на решение экономических, социальных, политических и идеологических задач. Так, элементы одной из функций могут проявляться в других функциях и наоборот. Обусловлено это двумя причинами. Во-первых, каждая из функций действует в рамках единой системы функций права и, исходя из этого, тесно взаимодействует с другими. Во-вторых, сферы общественной жизни, на которые воздействует право, в свою очередь неразрывно взаимосвя-заны, поскольку сами являются подсистемами по отношению к обществу в це-лом. Поэтому исходить следует из положения, что функции права существуют не изолированно друг от друга, а тесно взаимодействуют между собой, взаимо-проникают и дополняют друг друга.
Выделяют следующие внешние функции права:
1) экономическая функция
как одна из важнейших
На основе правовых
норм в экономических
Из договора чаще
всего вытекают и определенные
санкции для стороны, не
Таким образом,
экономическая функция права
осуществляется как непо-
2) политическая функция
права заключается в
3) воспитательная функция права представляет собой результат способно-сти права выражать идеологию определенных классов и социальных сил и его способность оказывать влияние на мысли и чувства людей. Поэтому одной из важнейших задач воспитательной функции права является воспитание высокого правосознания, формирование стимулов правомерного поведения у граждан.
В праве выражаются
передовые, гуманные, соответствующие
интересам личности
4) компенсационная функция права – еще одно важное направление дей-ствия права, в котором заключается его особенность как инструмента восста-новления социальной справедливости. Данная функция свойственна различным отраслям права, она выполняет важную роль в регулировании отношений меж-ду гражданами, юридическими лицами и способствует гармонизации интересов субъектов права, стабильности общественных отношений.
5) ограничительная функция
права. Наличие у права этой
функции связано с его
6) информационная функция права. Право – это одно из важнейших средств социальной информации, которое использует государство для того, чтобы довести определенные сведения до всех субъектов права. Правовая ин-формация – это властная информация, посредством ее выражается (и соответ-ственно формулируется) определенное мировоззрение. Информационная функ-ция является в известной мере подфункцией, элементом идеологической (вос-питательной) функции. Информационная способность права является одним из существенных факторов, позволяющих относить его к элементам духовной культуры общества. Разумеется, право в первую очередь возникает не как ин-форматор, а как регулятор общественных отношений.
Право служит целью и средством для удовлетворения социально справед-ливых, прогрессивных потребностей и интересов граждан, общества в целом.
Право, прежде всего, обладает инструментальной ценностью, т.е. тем, что должно придавать действиям людей организованность, устойчивость, согласо-ванность, обеспечивать их подконтрольность.
Ценность права заключается в том, что оно, воплощая общую волю участников общественных отношений, способствует развитию тех отношений, в которых заинтересованы как отдельные индивиды, так и общество в целом. Высшая общественная ценность права заключается в том, что оно оказывает воздействие на поведение и деятельность людей посредством согласования их специфических интересов.
Ценность права и
в том, что оно является выразителем
и определителем свободы
Право в современных условиях приобретает планетарное значение, так как является средством решения международных и межнациональных проблем, до-стижения социального мира и согласия, средством снятия напряженности в обществе.
1.2. Понятие политики
Термин "политика" впервые появился в Древней Греции и происходит от греческого слова "polis" – город-государство. "Именно в античных государ-ствах, – пишет проф. А.В. Мицкевич, – зародилось и понятие политики как об-щественного (светского) института, выражавшего общие дела (интересы) поли-са, города-государства, типичного для государственности Древней Греции и Ри-ма". [9]
Изучение политики связано с тремя аспектами, поэтому ее определение целесообразно дать в трёх вариантах, которые дополняют друг друга:
1) политика – это
особая сфера деятельности