Взаимосвязь права и политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2013 в 16:21, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является рассмотрение вопроса о взаимосвязи права и политики,их взаимовлияния.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
1. раскрыть понятие права
2. раскрыть понятие политики
3. выявить общие свойства права и политики
4. определить отличительные свойства права и политики
5. исследовать роль права в осуществлении политической деятельности
6. изучить роль политики в формировании и реализации права

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………...3
Глава 1. Понятие права и политики…………………………………………...5
1.1 Понятие права………………………………………………………....5
1.2 Понятие политики…………………………………………………….18
Глава 2. Общие и отличительные свойства права и политики……………...24
2.1 Общие свойства права и политики…………………………………..24
2.2. Отличительные свойства права и политики……………………… .27
Глава 3. Взаимодействие права и политики………………………………….33
3.1 Роль права в осуществлении политической деятельности………....33
3.2 Роль политики в формировании и реализации права……………….37
Заключение……………………………………………………………………...42
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

ярослав.doc

— 177.00 Кб (Скачать файл)

Право обладает следующей совокупностью основных черт, придающих ему характер специфической системы нормативного регулирования:

1) системность, означающая, что право есть упорядоченная,  внутренне со-гласованная система  норм. Вследствие присущей праву  системности оно пред-ставляет целостные образования, дифференцированные на специфические группы норм. Так обеспечивается закрепление и охрана регулируемых отноше-ний;

2) право есть мера, масштаб свободы и поведения  человека. В указанном аспекте  право отражает:

– меру полноты (объема), доступности, реальности прав, свобод личности, возможностей для ее инициативного поведения;

– меру допустимых ограничений  свобод человека. Заметим, что уже  в Де-кларации прав человека и гражданина 1789 г. (ст. 4) было зафиксировано: «Свобода состоит в возможности делать все, что не наносит вреда другому: та-ким образом, осуществление естественных прав каждого человека ограничено лишь теми пределами, которые обеспечивают другим членам общества пользо-вание теми же правами. Пределы эти могут быть определены только законом»; [3]

3) нормативность права  – означающая, что правовому регулированию  под-лежат те отношения и действия  людей, которые в данных условиях  типичны, наиболее устойчивы,  характеризуются повторяемостью  и всеобщностью. Нор-мативность означает, что право представлено нормами – правилами поведения, определяющими права и обязанности участников регулируемых отношений, их ответственность;

4) государственная обеспеченность, означающая, что создание, реализация, охрана права неразрывно связана с государственной деятельностью. Госу-дарство есть та социальная сила, без которой действие права оказалось бы не-возможным; общеобязательность права, означающая, что правовые установле-ния обязательны для всех, кому они адресованы, они действуют, не ограничи-ваясь кругом лиц, во времени и в пространстве;

5) формальная определенность  – означающая, что принципы и  предписания права характеризуются  определенностью, т.е. всегда содержат  определенное указание относительно  границ правомерности поведения  их адресатов и находят закрепление в том или ином источнике права (законе, договоре нормативного содержания и т.д.);

6) право есть реально  действующая система нормативной  регуляции. Право существует, напоминает  о себе постольку, поскольку  оно действует, т.е. отображается в сознании, психике людей, осуществляется в их практических действиях;

7) право не тождественно  закону. Законодательство выступает  одной из форм выражения права.  Закон (иной нормативный акт  государства), не отвеча-ющий идеям  права, его природе, ценностям и приоритетам личности, может в установленном порядке признаваться недействительным и, следовательно, в этом случае правом не является.

Специфические свойства права, которые вытекают из его качественной самостоятельности как социального  феномена, аккумулируются в его функции. Функции права – это основные направления правового воздействия на обще-ственные отношения и их упорядочение, определяемые сущностью и социаль-ным назначением права в жизни общества. [1]

Условно можно выделить две группы критериев, которые лежат в основе дифференциации функций права:

1) внешние, в соответствии  с которыми выделяют так называемые  соци-альные функции права;

2) внутренние, которые  вытекают из самой природы  права, способов его воздействия  на поведение людей, особенностей форм реализации.

К внутренним функциям относят  регулятивную и охранительную. Это  те функции, которые характеризуют  право как специфическое качественно  само-стоятельное образование. Более  того, можно сказать, что необходимость  суще-ствования права как социального явления состоит в необходимости осуществ-ления им этих функций.

Особенности регулятивной функции заключаются, прежде всего, в уста-новлении позитивных правил поведения, в организации общественных отноше-ний, в координации социальных взаимосвязей.

В рамках этой функции  С. С. Алексеев выделяет две ее разновидности (подфункции) – регулятивную статическую  и регулятивную динамическую.

Регулятивная статическая  функция выражается в воздействии  права на общественные отношения  путем их закрепления в тех  или иных правовых ин-ститутах. Право юридически закрепляет, возводит в разряд четко урегулиро-ванных те общественные отношения, которые представляют собой основу нор-мального, стабильного существования общества, соответствуют интересам его большинства и выражают общую волю. Решающее значение в проведении ста-тической функции принадлежит институтам права собственности, институтам политических прав и свобод граждан. Отчетливо данная функция выражена в авторском, изобретательском праве и др.

Регулятивная динамическая функция выражается в воздействии права на общественные отношения путем оформления их движения (динамики). Она во-площена в институтах гражданского, административного, трудового права, опосредующих хозяйственные процессы в экономике, и других сферах.

Наиболее характерными способами осуществления регулятивной функции права являются:

– закрепление и изменение  правового статуса граждан;

– определение компетенции  государственных органов, полномочий долж-ностных лиц;

– установление правового  статуса юридических лиц;

– определение юридических  фактов, связанных с возникновением, измене-нием и прекращением правоотношений;

– установление конкретной правовой связи между субъектами права (регу-лятивные правоотношения);

– определение оптимального типа правового регулирования применительно к конкретным общественным отношениям. [8]

Регулятивную функцию  права можно определить как обусловленное  соци-альным назначением направление  правового воздействия, выражающееся в установлении позитивных правил поведения, предоставлении субъективных прав и возложении юридических обязанностей на субъекты права в целях за-крепления и содействия развитию отношений, соответствующих интересам общества, государства и граждан.

Охранительная функция  права — это обусловленное  социальным назначе-нием направление правового воздействия, нацеленное на охрану общезначимых, наиболее важных экономических, политических, национальных, личных отношений, их неприкосновенность и сообразно этому на вытеснение отноше-ний, чуждых данному строю.

Специфика охранительной функции состоит в следующем. Во-первых, она характеризует право как особый способ воздействия на поведение людей, вы-ражающийся во влиянии на их волю угрозой санкций, установлением запретов и реализацией юридической ответственности. Во-вторых, она служит информа-тором для субъектов общественных отношений о том, какие социальные ценно-сти взяты под охрану государством посредством правовых предписаний. В-третьих, она является показателем политического и культурного уровня обще-ства, гуманных начал, содержащихся в праве.

Классификацию внешних  функций права можно провести только условно, так как в действительности достаточно сложно провести четкое разграничение  правового воздействия на решение  экономических, социальных, политических и идеологических задач. Так, элементы одной из функций могут проявляться в других функциях и наоборот. Обусловлено это двумя причинами. Во-первых, каждая из функций действует в рамках единой системы функций права и, исходя из этого, тесно взаимодействует с другими. Во-вторых, сферы общественной жизни, на которые воздействует право, в свою очередь неразрывно взаимосвя-заны, поскольку сами являются подсистемами по отношению к обществу в це-лом. Поэтому исходить следует из положения, что функции права существуют не изолированно друг от друга, а тесно взаимодействуют между собой, взаимо-проникают и дополняют друг друга.

Выделяют следующие  внешние функции права:

1) экономическая функция  как одна из важнейших социальных  функций права имела большое  значение на всех этапах развития  товарно-денежных от-ношений. Право всегда выступало важнейшим гарантом собственности, свободы предпринимательства.

 На основе правовых  норм в экономических отношениях  возникали урегу-лированные правом  отношения. Важнейшей правовой  формой таких отношений был и остается договор, в котором стороны имеют права и обязанности, и в котором они определяют условия наступления тех или иных правовых послед-ствий.

 Из договора чаще  всего вытекают и определенные  санкции для стороны, не выполняющей  свои обязанности. Кроме того, правовые санкции устанавли-ваются за совершение в сфере экономики умышленных преступлений (мошен-ничество, вымогательство, хищение, уничтожение имущества, незаконное ис-пользование товарного знака, изготовление или сбыт поддельных денег и цен-ных бумаг и др.).

 Таким образом,  экономическая функция права  осуществляется как непо-средственно  через регулирование правомерных  действий участников экономи-ческих  отношений, так и косвенно –  путем угрозы наступления санкций  или их реализации за совершение  правонарушения в сфере экономики.

2) политическая функция  права заключается в регулировании  отношений власти, отношений между  социальными группами, особенно  в регулировании национальных  отношений. Роль права в регулировании  указанных отношений с момента  возникновения государства, классов и наций была весьма значительной и таковой остается до настоящего времени. Еще одним важным объектом политической функции права, не теряющей своей актуальности и сегодня, яв-ляются права и свободы человека.

3) воспитательная функция права представляет собой результат способно-сти права выражать идеологию определенных классов и социальных сил и его способность оказывать влияние на мысли и чувства людей. Поэтому одной из важнейших задач воспитательной функции права является воспитание высокого правосознания, формирование стимулов правомерного поведения у граждан.

 В праве выражаются  передовые, гуманные, соответствующие  интересам личности предписания,  в результате чего оно получает  психологическую под-держку с  момента издания правовой нормы. Правовые требования, не отража-ющие желаний и настроений людей, получают их негативную оценку и не находят поддержки в их сознании. В таких случаях воспитательная функция права не достигает своей цели.

4) компенсационная функция  права – еще одно важное направление дей-ствия права, в котором  заключается его особенность как инструмента восста-новления социальной справедливости. Данная функция свойственна различным отраслям права, она выполняет важную роль в регулировании отношений меж-ду гражданами, юридическими лицами и способствует гармонизации интересов субъектов права, стабильности общественных отношений.

5) ограничительная функция  права. Наличие у права этой  функции связано с его назначением  быть регулятором общественных  отношений. А  регулиро-вать – значит предписывать варианты поведения, которые должны соответство-вать интересам определенных социальных групп, классов, индивидов, наконец, всего общества. Поэтому, чтобы действия одних субъектов права не нарушали прав и интересов других, чтобы отношения в обществе складывались более ра-зумно и не вызывали противодействий, право устанавливает определенные ограничения для субъектов общественных связей, пресекая тем самым вседоз-воленность, анархию и произвол. Эти ограничения формулируются в запреща-ющих и обязывающих нормах, в других правовых предписаниях. Ограничение прав – это своего рода уравновешивание противоположных интересов. Ограни-чительная функция, несмотря на, казалось бы, изначальный негативный харак-тер, в конечном итоге дает положительный социальный результат, поскольку благодаря этому качеству право выступает гарантом стабильности и справедли-вости в обществе, важнейшим инструментом правопорядка и реализации прав граждан.

6) информационная функция  права. Право – это одно  из важнейших средств социальной информации, которое использует государство для того, чтобы довести определенные сведения до всех субъектов права. Правовая ин-формация – это властная информация, посредством ее выражается (и соответ-ственно формулируется) определенное мировоззрение. Информационная функ-ция является в известной мере подфункцией, элементом идеологической (вос-питательной) функции. Информационная способность права является одним из существенных факторов, позволяющих относить его к элементам духовной культуры общества. Разумеется, право в первую очередь возникает не как ин-форматор, а как регулятор общественных отношений.

Право служит целью и  средством для удовлетворения социально  справед-ливых, прогрессивных потребностей и интересов граждан, общества в  целом.

Право, прежде всего, обладает инструментальной ценностью, т.е. тем, что должно придавать действиям людей организованность, устойчивость, согласо-ванность, обеспечивать их подконтрольность.

Ценность права  заключается  в том,  что оно,  воплощая общую  волю участников общественных отношений, способствует развитию тех отношений, в которых заинтересованы как отдельные индивиды, так и общество в целом. Высшая общественная ценность права заключается в том, что оно оказывает воздействие на поведение и деятельность людей посредством согласования их специфических интересов.

Ценность права и  в том, что оно является выразителем  и определителем свободы личности в обществе, определяет границы, меру этой свободы. Право способности  быть выразителем идеи справедливости, гуманности. Ценность права заключается и в том, что оно выступает мощным фактором прогресса, источником обновления общества в соответствии с историческим ходом обще-ственного развития.

Право в современных  условиях приобретает планетарное  значение, так как является средством решения международных и межнациональных проблем, до-стижения социального мира и согласия,  средством снятия напряженности в обществе.

 

 

 

 

 

1.2. Понятие политики

 

 

Термин "политика" впервые  появился в Древней Греции и происходит от греческого слова "polis" – город-государство. "Именно в античных государ-ствах, – пишет проф. А.В. Мицкевич, – зародилось и понятие политики как об-щественного (светского) института, выражавшего общие дела (интересы) поли-са, города-государства, типичного для государственности Древней Греции и Ри-ма". [9]

Изучение политики связано  с тремя аспектами, поэтому ее определение целесообразно дать в трёх вариантах, которые дополняют  друг друга:

1) политика – это  особая сфера деятельности людей,  связанная с властными отношениями, государством и его устройством, с политическими институтами, принципами их функционирования;

Информация о работе Взаимосвязь права и политики