Взаимосвязь права и политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2013 в 16:21, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является рассмотрение вопроса о взаимосвязи права и политики,их взаимовлияния.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
1. раскрыть понятие права
2. раскрыть понятие политики
3. выявить общие свойства права и политики
4. определить отличительные свойства права и политики
5. исследовать роль права в осуществлении политической деятельности
6. изучить роль политики в формировании и реализации права

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………...3
Глава 1. Понятие права и политики…………………………………………...5
1.1 Понятие права………………………………………………………....5
1.2 Понятие политики…………………………………………………….18
Глава 2. Общие и отличительные свойства права и политики……………...24
2.1 Общие свойства права и политики…………………………………..24
2.2. Отличительные свойства права и политики……………………… .27
Глава 3. Взаимодействие права и политики………………………………….33
3.1 Роль права в осуществлении политической деятельности………....33
3.2 Роль политики в формировании и реализации права……………….37
Заключение……………………………………………………………………...42
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

ярослав.doc

— 177.00 Кб (Скачать файл)

2) политика – это  форма соучастия и взаимодействия  властвующих и под-властных, управляющих  и управляемых; 

3) политика – это  область не только сознательных, но и стихийных дей-ствий, не только рациональных, но и иррациональных поступков и форм пове-дения.

Под функциями политики понимают совокупность процессов, выражаю-щих  ее назначение в обществе. Среди  функций политики выделяют:

1) выражение значимых  интересов всех групп и слоев общества;

2) интеграцию различных  социальных слоев, поддержание  целостности общества;

3) обеспечение дальнейшего  развития общества;

4) управление и руководство  общественными процессами, разрешение  конфликтов и противоречий;

5) политическую социализацию личности, т.е. процесс освоения индивидом социально-политических знаний, норм, ценностей и навыков деятельности, в результате которого он принимает на себя определенную политическую роль;

6) обеспечение преемственности  и инновационности развития общества и человека.

В основе содержания политики находятся цели и интересы ее субъектов. Субъектами политики могут быть:

1) социальные общности (классы, нации и др.);

2) различные организации  и объединения (государства, партии, движения, церковь и т. д.);

3) политические элиты  (привилегированные группы, занимающие  руково-дящие позиции во властных  структурах, непосредственно участвующие  в при-нятии властных решений);

4) отдельные личности (в том числе и политические  лидеры).

Многогранность политики проявляется в её структуре. Условно политику разделяют на внутреннюю и внешнюю. Внутренняя политика регулирует от-ношения, возникающие по поводу осуществления политической власти внутри общества, а внешняя — отношения между государствами на международной арене. В свою очередь в зависимости от объектов, на которые направлена внут-ренняя политика, различают экономическую, социальную, культурную, воен-ную, экологическую политику и др. Внешняя политика зависит не только от единого центра, но и формируется на основе учёта интересов других государств, с использованием различных форм сотрудничества, компромиссов и т.д.

Содержание и направленность политики формируется под воздействием объективных и субъективных факторов. Основными из них являются:

1) материальное общественное производство, которое определяет характер строя, уровень жизни людей;

2) политические режимы, уровень демократизации общественной  жизни, степень приобщения масс  к политике;

3) духовная культура, влияющая на выбор политических  институтов, ме-тодов их функционирования, на содержание целей политики;

4) географические, демографические  и социально-психологические факто-ры.

Понятие "политическая система общества" вошло в научный  оборот во второй половине ХХ века. Данный термин показывает, как регулируются поли-тические процессы, как формируется и функционирует политическая власть. Политическая система – механизм организации и реализации политической де-ятельности. [11]

Политическая система  имеет ряд характерных черт:

1) именно в ее рамках и с ее помощью осуществляется политическая власть;

2) она зависит от  характера общественной среды,  социально-экономической структуры  общества;

3) она обладает относительной  самостоятельностью.

Любая система общества, в том числе и политическая, представляет собой целостное, упорядоченное множество элементов, взаимодействие которых по-рождает новое качество, не присущее ее частям. Категория "политическая си-стема" позволяет глубоко проникнуть в политические интересы классов, соци-альных и этнических групп, разобраться во взаимосвязи и взаимозависимости отражающих эти интересы политических явлений.

Политическая система  в конечном счете регулирует производство и рас-пределение благ между социальными  общностями на основе использования  государственной власти, участия в ней, борьбы за нее.

Выделяют следующие  компоненты политической системы:

1) политическая организация  общества, включающая в себя государство,  политические партии и движения, общественные организации и объединения,  трудовые коллективы и т.п.;

2) политическое сознание, характеризующее психологические и идеологи-ческие стороны политической власти и политической системы;

3) социально-политические  и правовые нормы, регулирующие  политиче-скую жизнь общества  и процесс осуществления политической  власти;

4) политические отношения, складывающиеся между элементами системы по поводу политической власти;

5) политическая практика, состоящая из политической деятельности  и со-вокупного политического  опыта.

Таким образом, политическая система – это совокупность взаимодейству-ющих между собой норм, идей и основанных на них политических институтов и действий, организующих политическую власть, взаимодействие граждан и го-сударства.

Используя различные  методологические подходы, можно выявить  ряд кри-териев, позволяющих раскрыть сущность понятия «политическая система».

Генетический подход концентрирует внимание на обусловленности  поли-тических явлений экономическими и социальными факторами. Критерий эко-номической детерминации политики проявляется в отношениях собственности  и производства, а обратное влияние политики на экономику проявляется в от-ношениях распределения и управления. Критерий социальной обусловленности политических явлений свидетельствует о том, что политика является результа-том общественного развития. Критерий социального интереса раскрывает вза-имосвязь политической системы и её элементов с определёнными социальными группами, слоями, классами, нациями. [10] Потребности этих групп выступают мотивационными факторами в формировании политических организаций.

Институционный подход позволяет обозначить характеристики политиче-ских явлений. Суть этого подхода отражает организационный критерий – от-дельные индивиды не могут выступать в виде элементов политической системы, они представляют лишь "материал", из которого в определённых условиях формируются система и её элементы.

Системный подход определяет, что политическая система имеет  интегра-тивный (элементы в системе  приобретают такие качества, которыми вне системы они не обладают) и  антиэнтропийный (способность системы противостоять своему исчезновению) характер.

Субстанциональный подход помогает выявить первооснову всего  полити-ческого. Этой первоосновой является политическая власть, а механизм её осу-ществления – политическая система.

Сущность политической системы общества наиболее ярко проявляется в ее функциях. Выделяют следующие функции политической системы:

1) обеспечение политической  власти для определённой социальной  группы или для большинства  членов данного общества (политической  системой уста-навливаются и осуществляются конкретные формы и методы властвования — демократические и антидемократические, насильственные и ненасильственные и т. п.);

2) управление различными  сферами жизнедеятельности людей  в интересах отдельных социальных  групп или большинства населения (действие политиче-ской системы как управляющей включает постановку целей, задач, путей раз-вития общества, конкретных программ в деятельности политических институ-тов);

3) мобилизация средств  и ресурсов, необходимых для достижения  этих це-лей и задач;

4) выявление и представительство  интересов различных субъектов  полити-ческих отношений; 

5) удовлетворение интересов  различных субъектов политических  отноше-ний посредством распределения  материальных и духовных ценностей  в соот-ветствии с теми или  иными идеалами конкретного общества (именно в сфере распределения сталкиваются интересы разнообразных общностей людей);

6) интеграция общества, создание необходимых условий  для взаимодей-ствия различных  элементов его структуры (объединяя  разные политические си-лы, политическая система пытается сглаживать, снимать неизбежно возникаю-щие в обществе противоречия, преодолевать конфликты).

7) политическая социализация, посредством которой формируется  полити-ческое сознание индивида, и он включается в работу  конкретных политических механизмов, благодаря чему происходит воспроизводство политической систе-мы путём обучения всё новых членов общества и приобщения их к политиче-скому участию и деятельности;

8) легитимация политической  власти, т. е. достижение определённой  сте-пени соответствия реальной политической жизни официальным политическим и правовым нормам.

Политика как социальное явление не остается неизменной. Сохраняя свои фундаментальные основы, она  усложняется, значение её эффективности  и от-ветственности постоянно возрастает. Всё это позволяет сделать вывод, что по-литика сохранится до тех пор, пока будет существовать общество.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 2. Общие и отличительные  свойства права и политики

2.1. Общие свойства права и  политики

 

 

Политика и право при регулировании  социально значимых отношений настолько  тесно переплетаются и взаимодействуют, что важным становится вопрос об их общих и отличительных свойствах.

Общность политики и права:

1. Единые причины, истоки формирования, а также единое назначение, цель, состоящая в регулятивном обеспечении устойчивости, стабильности су-ществования и развития социальной системы. Политика и право представляют собой своеобразную реакцию общества на чрезмерное неравенство людей, гро-зящее разрушить социальную общность.

Само по себе неравенство  является естественным сопоставительным свой-ством человека, обусловлено  его природно-биологическими и социальными  факторами. При определенных условиях оно даже становится мощным стиму-лом  к самосовершенствованию индивида, к прогрессивному развитию общества в целом. Но по достижении критического значения социальное неравенство вступает в противоречие с закономерностями существования той или иной со-циальной общности, становится препятствием ее нормальному, стабильному функционированию.

Право и государство  как важнейшие инструменты и  объекты политики сформировались в  результате перехода человечества от потребительской к про-изводящей  экономике. Специализация труда  привела к значительному повыше-нию  производительности, получению относительного избытка товаров, появле-нию автономной, и в известной мере свободной от общества личности. Если раньше человек полностью зависел от общества, мог выжить только в перво-бытном коллективе, то теперь его положение стало зависеть как от собственных возможностей, так и от своеобразия индивидуальных отношений с другими членами сообщества. В связи с сосредоточением собственности у отдельных лиц биологическое неравенство дополняется и обостряется неравенством соци-альным.

Реагируя на усложнение социальной действительности и гарантируя само-сохранение и управляемость социальной системы, общество выработало право-вые и политические регуляторы. С их помощью обеспечивается эквивалент-ность отношений между людьми, согласовываются наиболее значимые интере-сы, гарантируется независимость личности, ее свобода от посягательств со сто-роны других индивидов и их обществ. Политические регуляторы способствуют становлению стабильности социальной системы в целом, устанавливая дина-мичное равновесие человека, общества и государства.

2. Содержание политики  и права определяется единой  системой природных (географическая  среда, климатические условия,  демографические процессы и т.д.) и социальных (экономических, исторических, идеологических, рели-гиозных, национально-культурных  и т.п.) факторов объективного и субъектив-ного порядка.

В различных политических и правовых системах набор этих факторов и степень их детерминации отличаются национальной спецификой. Многие из них  не действуют непосредственно, их влияние  может быть стихийным, не-управляемым и осуществляться через другие явления и процессы. Особенно это относится к природным обстоятельствам, которые оказывают свое воздействие через социальные факторы.

Влияние экономики также  является определяющим, даже незначительные изменения в отношениях собственности вызывают адекватное отражение в по-литико-правовых явлениях и процессах. Чтобы реально воздействовать на по-литические и правовые процессы, потребности экономики проходят через со-знание человека и выражаются в системе нравственных, философских, религи-озных, эстетических и иных взглядов, отражающих действительность в истин-ной  или ложной форме. Создается определенная идеология как представления различных социальных групп о должном развитии общественных отношений.

Особая роль в этом идеологическом многообразии отводится господству-ющей идеологии. В государстве таковой является идеология класса или соци-альной группы, обладающей политической властью. Именно она предопределя-ет основное содержание политики и права, становится социально-психологическим началом, обеспечивающим единство организованного и целе-направленного функционирования политической и правовой систем. Вырабо-танная на основе согласования наиболее существенных интересов единая цель объединяет людей с различными политическими взглядами для решения обще-национальных задач. Пронизанные этой идеей политические и правовые уста-новки воспринимаются населением с удовлетворением и реализуются с макси-мальной эффективностью.

Общность политики и  права во многом предопределяется и особенностями национальной культуры, которая отражает менталитет, характер общения и своеобразие различных сторон общественной жизни того или иного народа. Она определяет самобытность национальных, политических и правовых систем. Формально многие политико-правовые системы весьма схожи друг с другом и образуют целые семьи. Однако главное в политике и праве не форма, а содержание, именно тот национальный дух, который закрепляется знаковыми средствами. Если законодатель или политические деятели при выработке об-щезначимых нормативных решений не учитывают своеобразия культуры своего народа, то эти решения обречены на неисполнение. Их регулятивные воз-можности будут минимальны.

Информация о работе Взаимосвязь права и политики