Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2013 в 16:21, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является рассмотрение вопроса о взаимосвязи права и политики,их взаимовлияния.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
1. раскрыть понятие права
2. раскрыть понятие политики
3. выявить общие свойства права и политики
4. определить отличительные свойства права и политики
5. исследовать роль права в осуществлении политической деятельности
6. изучить роль политики в формировании и реализации права
Введение………………………………………………………………………...3
Глава 1. Понятие права и политики…………………………………………...5
1.1 Понятие права………………………………………………………....5
1.2 Понятие политики…………………………………………………….18
Глава 2. Общие и отличительные свойства права и политики……………...24
2.1 Общие свойства права и политики…………………………………..24
2.2. Отличительные свойства права и политики……………………… .27
Глава 3. Взаимодействие права и политики………………………………….33
3.1 Роль права в осуществлении политической деятельности………....33
3.2 Роль политики в формировании и реализации права……………….37
Заключение……………………………………………………………………...42
Список использованной литературы
2) политика – это
форма соучастия и
3) политика – это
область не только сознательных
Под функциями политики понимают совокупность процессов, выражаю-щих ее назначение в обществе. Среди функций политики выделяют:
1) выражение значимых интересов всех групп и слоев общества;
2) интеграцию различных социальных слоев, поддержание целостности общества;
3) обеспечение дальнейшего развития общества;
4) управление и руководство общественными процессами, разрешение конфликтов и противоречий;
5) политическую социализацию личности, т.е. процесс освоения индивидом социально-политических знаний, норм, ценностей и навыков деятельности, в результате которого он принимает на себя определенную политическую роль;
6) обеспечение преемственности и инновационности развития общества и человека.
В основе содержания политики находятся цели и интересы ее субъектов. Субъектами политики могут быть:
1) социальные общности (классы, нации и др.);
2) различные организации
и объединения (государства,
3) политические элиты
(привилегированные группы, занимающие
руково-дящие позиции во
4) отдельные личности (в том числе и политические лидеры).
Многогранность политики проявляется в её структуре. Условно политику разделяют на внутреннюю и внешнюю. Внутренняя политика регулирует от-ношения, возникающие по поводу осуществления политической власти внутри общества, а внешняя — отношения между государствами на международной арене. В свою очередь в зависимости от объектов, на которые направлена внут-ренняя политика, различают экономическую, социальную, культурную, воен-ную, экологическую политику и др. Внешняя политика зависит не только от единого центра, но и формируется на основе учёта интересов других государств, с использованием различных форм сотрудничества, компромиссов и т.д.
Содержание и направленность политики формируется под воздействием объективных и субъективных факторов. Основными из них являются:
1) материальное общественное производство, которое определяет характер строя, уровень жизни людей;
2) политические режимы,
уровень демократизации
3) духовная культура,
влияющая на выбор
4) географические, демографические
и социально-психологические
Понятие "политическая система общества" вошло в научный оборот во второй половине ХХ века. Данный термин показывает, как регулируются поли-тические процессы, как формируется и функционирует политическая власть. Политическая система – механизм организации и реализации политической де-ятельности. [11]
Политическая система имеет ряд характерных черт:
1) именно в ее рамках и с ее помощью осуществляется политическая власть;
2) она зависит от
характера общественной среды,
социально-экономической
3) она обладает относительной самостоятельностью.
Любая система общества, в том числе и политическая, представляет собой целостное, упорядоченное множество элементов, взаимодействие которых по-рождает новое качество, не присущее ее частям. Категория "политическая си-стема" позволяет глубоко проникнуть в политические интересы классов, соци-альных и этнических групп, разобраться во взаимосвязи и взаимозависимости отражающих эти интересы политических явлений.
Политическая система в конечном счете регулирует производство и рас-пределение благ между социальными общностями на основе использования государственной власти, участия в ней, борьбы за нее.
Выделяют следующие компоненты политической системы:
1) политическая организация
общества, включающая в себя государство,
2) политическое сознание, характеризующее психологические и идеологи-ческие стороны политической власти и политической системы;
3) социально-политические
и правовые нормы,
4) политические отношения, складывающиеся между элементами системы по поводу политической власти;
5) политическая практика,
состоящая из политической
Таким образом, политическая система – это совокупность взаимодейству-ющих между собой норм, идей и основанных на них политических институтов и действий, организующих политическую власть, взаимодействие граждан и го-сударства.
Используя различные методологические подходы, можно выявить ряд кри-териев, позволяющих раскрыть сущность понятия «политическая система».
Генетический подход концентрирует внимание на обусловленности поли-тических явлений экономическими и социальными факторами. Критерий эко-номической детерминации политики проявляется в отношениях собственности и производства, а обратное влияние политики на экономику проявляется в от-ношениях распределения и управления. Критерий социальной обусловленности политических явлений свидетельствует о том, что политика является результа-том общественного развития. Критерий социального интереса раскрывает вза-имосвязь политической системы и её элементов с определёнными социальными группами, слоями, классами, нациями. [10] Потребности этих групп выступают мотивационными факторами в формировании политических организаций.
Институционный подход позволяет обозначить характеристики политиче-ских явлений. Суть этого подхода отражает организационный критерий – от-дельные индивиды не могут выступать в виде элементов политической системы, они представляют лишь "материал", из которого в определённых условиях формируются система и её элементы.
Системный подход определяет, что политическая система имеет интегра-тивный (элементы в системе приобретают такие качества, которыми вне системы они не обладают) и антиэнтропийный (способность системы противостоять своему исчезновению) характер.
Субстанциональный подход помогает выявить первооснову всего полити-ческого. Этой первоосновой является политическая власть, а механизм её осу-ществления – политическая система.
Сущность политической системы общества наиболее ярко проявляется в ее функциях. Выделяют следующие функции политической системы:
1) обеспечение политической
власти для определённой
2) управление различными
сферами жизнедеятельности
3) мобилизация средств и ресурсов, необходимых для достижения этих це-лей и задач;
4) выявление и представительство интересов различных субъектов полити-ческих отношений;
5) удовлетворение интересов
различных субъектов
6) интеграция общества,
создание необходимых условий
для взаимодей-ствия различных
элементов его структуры (
7) политическая социализация,
посредством которой
8) легитимация политической власти, т. е. достижение определённой сте-пени соответствия реальной политической жизни официальным политическим и правовым нормам.
Политика как социальное
явление не остается неизменной. Сохраняя
свои фундаментальные основы, она
усложняется, значение её эффективности
и от-ветственности постоянно в
Глава 2. Общие и отличительные свойства права и политики
2.1. Общие свойства права и политики
Политика и право при
Общность политики и права:
1. Единые причины, истоки
Само по себе неравенство
является естественным сопоставительным
свой-ством человека, обусловлено
его природно-биологическими и социальными
факторами. При определенных условиях
оно даже становится мощным стиму-лом
к самосовершенствованию
Право и государство
как важнейшие инструменты и
объекты политики сформировались в
результате перехода человечества от
потребительской к про-
Реагируя на усложнение социальной действительности и гарантируя само-сохранение и управляемость социальной системы, общество выработало право-вые и политические регуляторы. С их помощью обеспечивается эквивалент-ность отношений между людьми, согласовываются наиболее значимые интере-сы, гарантируется независимость личности, ее свобода от посягательств со сто-роны других индивидов и их обществ. Политические регуляторы способствуют становлению стабильности социальной системы в целом, устанавливая дина-мичное равновесие человека, общества и государства.
2. Содержание политики
и права определяется единой
системой природных (
В различных политических и правовых системах набор этих факторов и степень их детерминации отличаются национальной спецификой. Многие из них не действуют непосредственно, их влияние может быть стихийным, не-управляемым и осуществляться через другие явления и процессы. Особенно это относится к природным обстоятельствам, которые оказывают свое воздействие через социальные факторы.
Влияние экономики также является определяющим, даже незначительные изменения в отношениях собственности вызывают адекватное отражение в по-литико-правовых явлениях и процессах. Чтобы реально воздействовать на по-литические и правовые процессы, потребности экономики проходят через со-знание человека и выражаются в системе нравственных, философских, религи-озных, эстетических и иных взглядов, отражающих действительность в истин-ной или ложной форме. Создается определенная идеология как представления различных социальных групп о должном развитии общественных отношений.
Особая роль в этом идеологическом многообразии отводится господству-ющей идеологии. В государстве таковой является идеология класса или соци-альной группы, обладающей политической властью. Именно она предопределя-ет основное содержание политики и права, становится социально-психологическим началом, обеспечивающим единство организованного и целе-направленного функционирования политической и правовой систем. Вырабо-танная на основе согласования наиболее существенных интересов единая цель объединяет людей с различными политическими взглядами для решения обще-национальных задач. Пронизанные этой идеей политические и правовые уста-новки воспринимаются населением с удовлетворением и реализуются с макси-мальной эффективностью.
Общность политики и права во многом предопределяется и особенностями национальной культуры, которая отражает менталитет, характер общения и своеобразие различных сторон общественной жизни того или иного народа. Она определяет самобытность национальных, политических и правовых систем. Формально многие политико-правовые системы весьма схожи друг с другом и образуют целые семьи. Однако главное в политике и праве не форма, а содержание, именно тот национальный дух, который закрепляется знаковыми средствами. Если законодатель или политические деятели при выработке об-щезначимых нормативных решений не учитывают своеобразия культуры своего народа, то эти решения обречены на неисполнение. Их регулятивные воз-можности будут минимальны.