Взаимосвязь права и политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2013 в 16:21, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является рассмотрение вопроса о взаимосвязи права и политики,их взаимовлияния.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
1. раскрыть понятие права
2. раскрыть понятие политики
3. выявить общие свойства права и политики
4. определить отличительные свойства права и политики
5. исследовать роль права в осуществлении политической деятельности
6. изучить роль политики в формировании и реализации права

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………...3
Глава 1. Понятие права и политики…………………………………………...5
1.1 Понятие права………………………………………………………....5
1.2 Понятие политики…………………………………………………….18
Глава 2. Общие и отличительные свойства права и политики……………...24
2.1 Общие свойства права и политики…………………………………..24
2.2. Отличительные свойства права и политики……………………… .27
Глава 3. Взаимодействие права и политики………………………………….33
3.1 Роль права в осуществлении политической деятельности………....33
3.2 Роль политики в формировании и реализации права……………….37
Заключение……………………………………………………………………...42
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

ярослав.doc

— 177.00 Кб (Скачать файл)

3. Политика и право  являются нормативными регуляторами, устанавлива-ющими типичное поведение адресатов через их права и обязанности.

Упорядочение общественных отношений выражается в стимулировании отношений, определяющих прогрессивное  функционирование данной политико-правовой системы, а также в торможении или запрете негативных явлений, вредных для человека и общества. Выполнение социального назначения и у по-литики, и у права связано с выработкой, принятием и реализацией управленче-ских решений, контролем за осуществлением зафиксированных в них положе-ний.

Таким образом, право  и политика обладают рядом общих черт, которые сложились под влиянием исторических, социальных и других факторов.

2.2. Отличительные свойства  права и политики

 

 

Политика и права  также обладают рядом отличительных  черт:

1. Политика и право  отличаются целевой направленностью действий их участников.

Политика направлена на завоевание и использование политической власти.

Право же ориентировано  на равноправное и справедливое обеспечение  много-образных интересов различных  субъектов в конкретных социально  значимых отношениях (конституционных, гражданско-правовых, уголовно-правовых и т.д.).

У политики и права  различное направление информационных потоков, определяющих содержание этих явлений. Политика делается массами, идет от общества к власти; право же создается  государством и адресуется обществу.

2. Политика и право  различаются по субъектам, формирующим  их содер-жание.

Политика вырабатывается в процессе деятельности таких больших  соци-ально-организованных групп, как  классы, нации, народности, партии, движения, союзы и другие политические объединения, способные представить свои корпоративные интересы в качестве всеобщих. Настоящая, действенная поли-тика появляется там, где в движение приводятся массы людей, выражающих и защищающих свои интересы. Личность выступает субъектом политики лишь постольку, поскольку она способна представить свой индивидуальный интерес в качестве интереса определенной социальной группы. Индивид должен обладать способностью сконцентрировать в проблемах собственного бытия проблемы общества, проблемы, требующие для их разрешения совместных действий различных социальных групп, участия политически властных органов.

Право же формируется  государством, системой его представительных и исполнительных органов. И лишь незначительная его часть создается  прямо (путем референдума) или косвенно (через корпоративные организации) населе-нием, но под контролем государства.

3. Политика и право  различаются также по своему  содержанию.

Состав политики более  разнообразен, перечень ее структурных  элементов воспринимается неоднозначно. Одни ученые ограничивают содержание поли-тики отношениями между классами по поводу власти в обществе. Другие рас-сматривают политику как совокупность классовых отношений, политического сознания, норм и даже политических организаций и учреждений, являющихся субъектами политики. В конечном счете ученые пришли к выводу, что политика – неоднозначное явление, включающее в свое содержание не только практи-ческое, но и теоретическое освоение действительности, причем различными социальными группами, как лидирующими, так и оппозиционными. Она объ-единяет политическую идеологию, политические нормы, а также отношения, деятельность по поводу овладения и использования политической власти. Каж-дый из компонентов может получить самостоятельное, автономное отражение в политической практике. Политическая идеология может осуществляться и вне политических норм, а политические отношения также могут возникать без по-литических норм.

Содержание права в  отличие от политики большинство  ученых ограничи-вает правовыми нормами, поскольку через них реализуется господствующая правовая идеология и в них фиксируется юридическое содержание регулируе-мых отношений, соответствующее сбалансированной воле общества.

4. У политики и права  не совпадают сферы правовой  и политической дея-тельности.

Политика в той или  иной степени затрагивает практически  все сферы об-щественной и государственной  жизни: экономику и мораль, религию  и идеоло-гию, искусство и науку. В этой связи принято говорить об экономической, национальной, социальной, демографической, кадровой и другой политике. Объектом политики становятся как отношения, приобретающие жизненно важ-ный интерес для большинства членов общества и потому требующие вмеша-тельства государственной власти, так и отношения, сопутствующие им, помо-гающие определенной социальной группе овладеть властью и использовать ее для урегулирования социально значимых связей.

Политика динамична, многообразна, противоречива. Степень политизации  общества постоянно меняется. Особенно активно политические процессы про-исходят в переходные периоды, когда меняется социальный строй. В движение приходит практически все население, вольно или невольно все граждане при-нимают личное участие в политике. При стабилизации общественно-политического строя стабилизируется и политика. Значительная часть населения теряет к ней интерес, и она становится уделом немногих деятелей.

Политическое пространство и степень политизации общества в существен-ной мере зависят  от исторического этапа его развития, национальных традиций, от сложившегося политического режима, При тоталитарных режимах полити-зируется практически вся жизнь общества. Государство вмешивается даже в личную жизнь граждан, с политической арены устраняются оппозиционные партии, которые уходят в подполье. При либеральных режимах правящие пар-тии, напротив, стремятся к ограничению вмешательства государства в обще-ственную жизнь, приветствуется идеологическое многообразие и политический плюрализм.

Сфера действия политики так обширна, что это обстоятельство становится поводом для утверждения некоторых ученых того, что право является частью политики. Однако этот вывод представляется далеко не бесспорным. Право в целом действительно есть мера политическая, и большинство политически важных решений реализуется с помощью права. Но это не значит, что все пра-вовые нормы носят политический характер. Нельзя искусственно расширять сферу политической деятельности. Придание политической значимости отно-шениям и проблемам, которые таковыми не являются, приводит, как правило, к негативным последствиям. [5]

Сферы действия политики и права пересекаются. Многие политические отношения осуществляются вне правового  поля (идеологические, организаци-онные, отношения членства и др.), а некоторые  правовые нормы не имеют по-литической значимости (правила уличного движения, порядок оформления фи-нансовых документов и т.п.).

Накопление правового  материала в политических отношениях идет посте-пенно, по мере созревания идеологической позиции, по мере достижения со-глашений с позициями других социально-политических групп. Право в основ-ном закрепляет долговременную политику и служит основой ее текущих направлений. С его помощью оформляются те политические отношения, кото-рым требуется придать общеобязательное значение и использовать в виде цен-ностных ориентиров для всех членов общества. Государственная власть при-влекается в качестве независимого официального представителя общества, обеспечивающего справедливое согласование интересов, их законодательное оформление и беспрепятственное осуществление.

5. Индивидуальное своеобразие политики и права проявляется в разной степени их динамизма, способности быстро реагировать на изменения в обще-ственных потребностях и интересах.

Политика более подвижна. Эта ее способность обусловлена  тесной, непо-средственной связью с  экономикой, культурой и другими сферами обществен-ной жизни, выражающими социально значимые интересы граждан. Плюрализм этих интересов сразу же отражается на тактике действий политических объеди-нений, на содержании возникающих между ними отношений.

Право же в сравнении с политикой отличается некоторым консерватизмом, ведь оно имеет нормативно-документальную форму своего внешнего выраже-ния. Для того чтобы получить законодательное закрепление, потребности и ин-тересы должны быть осознаны различными социальными группами, озвучены, выражены их представителями в соответствующих государственных органах, согласованы с аналогичными интересами иных социальных групп и только по-том, пройдя соответствующие законодательные процедуры, выражены в право-вых актах, устанавливающих общеобязательные, стереотипные образцы пове-дения в типичных ситуациях.

Различие в динамическом состоянии политики и права порождает  порой противоречия между этими  явлениями. Право не может успеть за потребностя-ми политики. В то же время высокий динамизм политики позволяет в одних и тех же правовых рамках менять формы политического руководства. Одни и те же правовые акты могут существовать при разных политических режимах.

6. Политика и право  не совпадают по формам своего  внешнего выражения.

Политические формы отличаются большим разнообразием: это и различ-ного рода идеологические концепции, и выступления политических деятелей, и политически значимые действия (митинги, демонстрации, забастовки и т.д.), и политические документы (заявления, декларации, программы, решения, уставы и т.д.), и документы политико-юридического свойства.

Формы выражения права  менее разнообразны, они характеризуются  доку-ментальной определенностью, четкостью  зафиксированных в них правил пове-дения, соотносимостью их наименования с компетенцией правотворческих ор-ганов, непосредственной связью с государством.

7. Политика и право  весьма существенно отличаются  по формам и методам обеспечения  реализации политических и правовых  решений.

Политика обеспечивается в основном силой и возможностями определен-ных политических объединений, доверием народа, адекватностью отражения интересов населения в их решениях. От этого в значительной мере зависит и политическая активность самого населения. Если со стороны политических ор-ганизаций допускаются искажения и дезинформация общественного мнения, сокрытие причин, лежащих в основе политически значимых событий, отход от программ и обещаний, с которыми они шли к власти, коррупция и другие нега-тивные явления; если используются такие приемы, как обман, вероломство, ин-триги, хитрость, устранение соперников, то соответствующие политические установки и лозунги этих организаций обречены на недоверие со стороны народа.

Реализация правовых решений обеспечивается деятельностью  всего госу-дарственного аппарата, привлечением для этого всех многообразных возмож-ностей общества. Выделяются достаточные материальные средства, осуществ-ляются необходимые организационные мероприятия (перестройка системы государственных органов, их компетенции и т.д.), населению предоставляется необходимая информация о содержании принятых правовых предписаний, их социальной значимости и т.д.

Все без исключения формы  права обеспечиваются возможностью государ-ственного принуждения, применяемого к нарушителям правовых установлений. Следует иметь в виду, что арсенал средств, обеспечивающих реализацию пра-вовых предписаний, должен быть сбалансированным. Одни нормы для своего осуществления требуют преимущественного использования материальных средств, другие – организационных, третьи – информационных и т. д. Обеспе-ченность государственным принуждением является специфической особенно-стью права, отличающей его от всех других социальных регуляторов. Его ис-пользование не только помогает восстановить нарушенное правовое положение субъектов, устранить негативные последствия, наказать виновного, но и вы-полнить профилактическое значение.

Таким образом, политика и право, отражая потребности  экономики и соци-альной системы  в целом, тесно взаимодействуют  друг с другом, оказывая ак-тивное обратное влияние на экономические и социальные процессы. Их связи могут выражаться как в форме взаимной поддержки, согласованности содержа-ния, расширяющих их социальную базу, так и в форме противоречий, рассогла-сования, ведущих к инфляции политических и правовых решений.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 3. Взаимодействие права и политики

3.1  Роль права в  осуществлении политической деятельности

 

 

Взаимодействие права  и политики всегда вызывало повышенный интерес как в науке, так и  на практике. Это связано с тем, что специфика функциониро-вания данных категорий существенно затрагивает потребности различных со-циальных групп и отдельных граждан.

Люди сознательно творят свою историю, и в повседневной политической действительности субъективный фактор имеет весьма существенное значение. Многообразие реальных ситуаций и событий, неожиданные поступки участни-ков политической жизни, проявление различного рода случайностей предопре-деляют высокий динамизм политики. Однако субъективные возможности поли-тики весьма ограничены. Она не застрахована от ошибок и противоречий. По-литика может не только стимулировать развитие той или иной общественной системы, но и консервировать на некоторое время ее состояние или даже опре-делить движение вспять.

Реальной, рассчитанной на перспективу политика может быть лишь в том случае, если она отражает баланс интересов всего населения и объективные за-кономерности функционирования данной политико-правовой системы. Поли-тика в этой связи становится субъективным образом объективного мира, ин-струментом перевода объективных общественных потребностей в практику де-ятельности больших социальных групп и государства. [9]

Содержание политики сложно и многопланово. Оно представлено и отно-шениями между различными субъектами по поводу государственной  власти, и формируемыми на этой основе нормами. Условно все политические отношения можно подразделить на три группы:

1) внутриорганизационные  отношения между членами политического  объ-единения по поводу удовлетворения  корпоративных интересов с помощью  гос-ударственной власти;

2) межинституциональные отношения между классами, нациями и другими социальными объединениями по поводу борьбы за власть, координации действий за участие в формировании органов государственной власти и управ-ления;

3) отношения между  субъектами политической системы по поводу управ-ления обществом как единым социально-политическим организмом.

Информация о работе Взаимосвязь права и политики