Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2013 в 16:21, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является рассмотрение вопроса о взаимосвязи права и политики,их взаимовлияния.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
1. раскрыть понятие права
2. раскрыть понятие политики
3. выявить общие свойства права и политики
4. определить отличительные свойства права и политики
5. исследовать роль права в осуществлении политической деятельности
6. изучить роль политики в формировании и реализации права
Введение………………………………………………………………………...3
Глава 1. Понятие права и политики…………………………………………...5
1.1 Понятие права………………………………………………………....5
1.2 Понятие политики…………………………………………………….18
Глава 2. Общие и отличительные свойства права и политики……………...24
2.1 Общие свойства права и политики…………………………………..24
2.2. Отличительные свойства права и политики……………………… .27
Глава 3. Взаимодействие права и политики………………………………….33
3.1 Роль права в осуществлении политической деятельности………....33
3.2 Роль политики в формировании и реализации права……………….37
Заключение……………………………………………………………………...42
Список использованной литературы
3. Политика и право
являются нормативными
Упорядочение общественных отношений выражается в стимулировании отношений, определяющих прогрессивное функционирование данной политико-правовой системы, а также в торможении или запрете негативных явлений, вредных для человека и общества. Выполнение социального назначения и у по-литики, и у права связано с выработкой, принятием и реализацией управленче-ских решений, контролем за осуществлением зафиксированных в них положе-ний.
Таким образом, право и политика обладают рядом общих черт, которые сложились под влиянием исторических, социальных и других факторов.
2.2. Отличительные свойства права и политики
Политика и права также обладают рядом отличительных черт:
1. Политика и право
отличаются целевой направленно
Политика направлена на завоевание и использование политической власти.
Право же ориентировано на равноправное и справедливое обеспечение много-образных интересов различных субъектов в конкретных социально значимых отношениях (конституционных, гражданско-правовых, уголовно-правовых и т.д.).
У политики и права
различное направление
2. Политика и право
различаются по субъектам,
Политика вырабатывается в процессе деятельности таких больших соци-ально-организованных групп, как классы, нации, народности, партии, движения, союзы и другие политические объединения, способные представить свои корпоративные интересы в качестве всеобщих. Настоящая, действенная поли-тика появляется там, где в движение приводятся массы людей, выражающих и защищающих свои интересы. Личность выступает субъектом политики лишь постольку, поскольку она способна представить свой индивидуальный интерес в качестве интереса определенной социальной группы. Индивид должен обладать способностью сконцентрировать в проблемах собственного бытия проблемы общества, проблемы, требующие для их разрешения совместных действий различных социальных групп, участия политически властных органов.
Право же формируется государством, системой его представительных и исполнительных органов. И лишь незначительная его часть создается прямо (путем референдума) или косвенно (через корпоративные организации) населе-нием, но под контролем государства.
3. Политика и право различаются также по своему содержанию.
Состав политики более разнообразен, перечень ее структурных элементов воспринимается неоднозначно. Одни ученые ограничивают содержание поли-тики отношениями между классами по поводу власти в обществе. Другие рас-сматривают политику как совокупность классовых отношений, политического сознания, норм и даже политических организаций и учреждений, являющихся субъектами политики. В конечном счете ученые пришли к выводу, что политика – неоднозначное явление, включающее в свое содержание не только практи-ческое, но и теоретическое освоение действительности, причем различными социальными группами, как лидирующими, так и оппозиционными. Она объ-единяет политическую идеологию, политические нормы, а также отношения, деятельность по поводу овладения и использования политической власти. Каж-дый из компонентов может получить самостоятельное, автономное отражение в политической практике. Политическая идеология может осуществляться и вне политических норм, а политические отношения также могут возникать без по-литических норм.
Содержание права в отличие от политики большинство ученых ограничи-вает правовыми нормами, поскольку через них реализуется господствующая правовая идеология и в них фиксируется юридическое содержание регулируе-мых отношений, соответствующее сбалансированной воле общества.
4. У политики и права не совпадают сферы правовой и политической дея-тельности.
Политика в той или
иной степени затрагивает
Политика динамична, многообразна, противоречива. Степень политизации общества постоянно меняется. Особенно активно политические процессы про-исходят в переходные периоды, когда меняется социальный строй. В движение приходит практически все население, вольно или невольно все граждане при-нимают личное участие в политике. При стабилизации общественно-политического строя стабилизируется и политика. Значительная часть населения теряет к ней интерес, и она становится уделом немногих деятелей.
Политическое пространство
и степень политизации общества
в существен-ной мере зависят
от исторического этапа его
Сфера действия политики так обширна, что это обстоятельство становится поводом для утверждения некоторых ученых того, что право является частью политики. Однако этот вывод представляется далеко не бесспорным. Право в целом действительно есть мера политическая, и большинство политически важных решений реализуется с помощью права. Но это не значит, что все пра-вовые нормы носят политический характер. Нельзя искусственно расширять сферу политической деятельности. Придание политической значимости отно-шениям и проблемам, которые таковыми не являются, приводит, как правило, к негативным последствиям. [5]
Сферы действия политики и права пересекаются. Многие политические отношения осуществляются вне правового поля (идеологические, организаци-онные, отношения членства и др.), а некоторые правовые нормы не имеют по-литической значимости (правила уличного движения, порядок оформления фи-нансовых документов и т.п.).
Накопление правового материала в политических отношениях идет посте-пенно, по мере созревания идеологической позиции, по мере достижения со-глашений с позициями других социально-политических групп. Право в основ-ном закрепляет долговременную политику и служит основой ее текущих направлений. С его помощью оформляются те политические отношения, кото-рым требуется придать общеобязательное значение и использовать в виде цен-ностных ориентиров для всех членов общества. Государственная власть при-влекается в качестве независимого официального представителя общества, обеспечивающего справедливое согласование интересов, их законодательное оформление и беспрепятственное осуществление.
5. Индивидуальное своеобразие политики и права проявляется в разной степени их динамизма, способности быстро реагировать на изменения в обще-ственных потребностях и интересах.
Политика более подвижна. Эта ее способность обусловлена тесной, непо-средственной связью с экономикой, культурой и другими сферами обществен-ной жизни, выражающими социально значимые интересы граждан. Плюрализм этих интересов сразу же отражается на тактике действий политических объеди-нений, на содержании возникающих между ними отношений.
Право же в сравнении с политикой отличается некоторым консерватизмом, ведь оно имеет нормативно-документальную форму своего внешнего выраже-ния. Для того чтобы получить законодательное закрепление, потребности и ин-тересы должны быть осознаны различными социальными группами, озвучены, выражены их представителями в соответствующих государственных органах, согласованы с аналогичными интересами иных социальных групп и только по-том, пройдя соответствующие законодательные процедуры, выражены в право-вых актах, устанавливающих общеобязательные, стереотипные образцы пове-дения в типичных ситуациях.
Различие в динамическом состоянии политики и права порождает порой противоречия между этими явлениями. Право не может успеть за потребностя-ми политики. В то же время высокий динамизм политики позволяет в одних и тех же правовых рамках менять формы политического руководства. Одни и те же правовые акты могут существовать при разных политических режимах.
6. Политика и право не совпадают по формам своего внешнего выражения.
Политические формы отличаются большим разнообразием: это и различ-ного рода идеологические концепции, и выступления политических деятелей, и политически значимые действия (митинги, демонстрации, забастовки и т.д.), и политические документы (заявления, декларации, программы, решения, уставы и т.д.), и документы политико-юридического свойства.
Формы выражения права менее разнообразны, они характеризуются доку-ментальной определенностью, четкостью зафиксированных в них правил пове-дения, соотносимостью их наименования с компетенцией правотворческих ор-ганов, непосредственной связью с государством.
7. Политика и право
весьма существенно отличаются
по формам и методам
Политика обеспечивается в основном силой и возможностями определен-ных политических объединений, доверием народа, адекватностью отражения интересов населения в их решениях. От этого в значительной мере зависит и политическая активность самого населения. Если со стороны политических ор-ганизаций допускаются искажения и дезинформация общественного мнения, сокрытие причин, лежащих в основе политически значимых событий, отход от программ и обещаний, с которыми они шли к власти, коррупция и другие нега-тивные явления; если используются такие приемы, как обман, вероломство, ин-триги, хитрость, устранение соперников, то соответствующие политические установки и лозунги этих организаций обречены на недоверие со стороны народа.
Реализация правовых решений обеспечивается деятельностью всего госу-дарственного аппарата, привлечением для этого всех многообразных возмож-ностей общества. Выделяются достаточные материальные средства, осуществ-ляются необходимые организационные мероприятия (перестройка системы государственных органов, их компетенции и т.д.), населению предоставляется необходимая информация о содержании принятых правовых предписаний, их социальной значимости и т.д.
Все без исключения формы права обеспечиваются возможностью государ-ственного принуждения, применяемого к нарушителям правовых установлений. Следует иметь в виду, что арсенал средств, обеспечивающих реализацию пра-вовых предписаний, должен быть сбалансированным. Одни нормы для своего осуществления требуют преимущественного использования материальных средств, другие – организационных, третьи – информационных и т. д. Обеспе-ченность государственным принуждением является специфической особенно-стью права, отличающей его от всех других социальных регуляторов. Его ис-пользование не только помогает восстановить нарушенное правовое положение субъектов, устранить негативные последствия, наказать виновного, но и вы-полнить профилактическое значение.
Таким образом, политика и право, отражая потребности экономики и соци-альной системы в целом, тесно взаимодействуют друг с другом, оказывая ак-тивное обратное влияние на экономические и социальные процессы. Их связи могут выражаться как в форме взаимной поддержки, согласованности содержа-ния, расширяющих их социальную базу, так и в форме противоречий, рассогла-сования, ведущих к инфляции политических и правовых решений.
Глава 3. Взаимодействие права и политики
3.1 Роль права в
осуществлении политической
Взаимодействие права
и политики всегда вызывало повышенный
интерес как в науке, так и
на практике. Это связано с тем,
что специфика функциониро-
Люди сознательно творят свою историю, и в повседневной политической действительности субъективный фактор имеет весьма существенное значение. Многообразие реальных ситуаций и событий, неожиданные поступки участни-ков политической жизни, проявление различного рода случайностей предопре-деляют высокий динамизм политики. Однако субъективные возможности поли-тики весьма ограничены. Она не застрахована от ошибок и противоречий. По-литика может не только стимулировать развитие той или иной общественной системы, но и консервировать на некоторое время ее состояние или даже опре-делить движение вспять.
Реальной, рассчитанной на перспективу политика может быть лишь в том случае, если она отражает баланс интересов всего населения и объективные за-кономерности функционирования данной политико-правовой системы. Поли-тика в этой связи становится субъективным образом объективного мира, ин-струментом перевода объективных общественных потребностей в практику де-ятельности больших социальных групп и государства. [9]
Содержание политики
сложно и многопланово. Оно представлено
и отно-шениями между
1) внутриорганизационные
отношения между членами
2) межинституциональные отношения между классами, нациями и другими социальными объединениями по поводу борьбы за власть, координации действий за участие в формировании органов государственной власти и управ-ления;
3) отношения между
субъектами политической