Взаимосвязь права и политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Сентября 2013 в 16:21, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является рассмотрение вопроса о взаимосвязи права и политики,их взаимовлияния.
Для достижения указанной цели поставлены следующие задачи:
1. раскрыть понятие права
2. раскрыть понятие политики
3. выявить общие свойства права и политики
4. определить отличительные свойства права и политики
5. исследовать роль права в осуществлении политической деятельности
6. изучить роль политики в формировании и реализации права

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………...3
Глава 1. Понятие права и политики…………………………………………...5
1.1 Понятие права………………………………………………………....5
1.2 Понятие политики…………………………………………………….18
Глава 2. Общие и отличительные свойства права и политики……………...24
2.1 Общие свойства права и политики…………………………………..24
2.2. Отличительные свойства права и политики……………………… .27
Глава 3. Взаимодействие права и политики………………………………….33
3.1 Роль права в осуществлении политической деятельности………....33
3.2 Роль политики в формировании и реализации права……………….37
Заключение……………………………………………………………………...42
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

ярослав.doc

— 177.00 Кб (Скачать файл)

Политические нормы  могут вырабатываться на всех уровнях  данных от-ношений. На первом они выражаются прежде в различного рода программных  документах и декларациях; на втором – в межпартийных соглашениях; на тре-тьем – в общенациональных государственно-властных решениях.

Политические нормы  обязательны лишь для субъектов  определенного со-циально-политического  объединения. Для управления обществом, регулирова-ния наиболее значимых отношений с участием всех коллективных и индивиду-альных субъектов выступает право. Без него политика не только не может быть реализована, но и успешно выработана. Лишь через право пришедшая к власти социальная группа может обеспечить свои интересы, придать своей воле все-общее значение, сделать ее обязательной для исполнения всеми членами обще-ства.

Государственная политика «разговаривает» со своими гражданами на языке права. В этой связи в  обыденной жизни формируется  представление: будто только государство создает право и меняет его содержание произвольно, по своему усмотрению.

Однако эти взгляды  не бесспорны. Право не является возведенной  в закон волей государства, оно  лишь формируется им как органом  общенационального представительства. Государство оформляет право в виде общеобязательных ак-тов и координирует деятельность иных субъектов политической системы в сфе-ре правотворчества. Его содержание зависит от многообразных объективных и субъективных причин, находящихся за пределами государства. Современное право по своей сущности есть сбалансированная воля всего общества, всех его социальных групп и слоев. [5]

Конечно, деятельность государства  воплощается не только в правовых, но и в организационных формах. Однако и эта деятельность должна быть основана на праве, она не может находиться с ним в противоречии. Право оформляет структуру государства и регулирует внутренние взаимоотношения в государ-ственном механизме, взаимоотношения между его основными звеньями. По-средством права закрепляются форма государства, устройство государственного аппарата, компетенция государственных органов и должностных лиц. Право создает юридические гарантии против возможной узурпации власти одной из ветвей власти. Так отношение между государственными структурами получают правовое регулирование, превращаются в правоотношения.

С помощью права определяются место, роль, функции частей государ-ственного  механизма, их взаимодействие с другими  органами и населением. Упорядочивая внутри организованные  связи государства, право позволяет обеспечить рациональное устройство структуры государства. Нормативно-юридические акты правоустановительного характера формируют государство как систему с развитым органическим построением. Тем самым право создает юридические предпосылки для эффективной работы всех звеньев государства.

Право составляет необходимую  сторону, аспект, свойство государственной  деятельности. Такое качество присуще  праву, поскольку оно незаменимо как социальный регулятор и его  использование  обусловлено объективными факто-рами, находившимися вне государства. Право навязывается государству в силу необходимости, поэтому оно в принципе не может пренебречь правовой фор-мой. Государство без ущерба для общества не может манипулировать правом или освободить от него. [2]

Известны два метода, посредством которых государство навязывает свою волю обществу: метод насилия, присущий тоталитарным государствам, и циви-лизованное управление социальными процессами с помощью правового ин-струментария. Такой метод органично присущ государствам с развитым демо-кратическим режимом. Следовательно, современное демократическое государ-ство не может вне и помимо права осуществлять свою деятельность. Можно отметить ряд направлений, характеризующих организующую роль права в от-ношении к государству:

1) Право воздействует на государство при его взаимоотношениях с населением, отдельной личностью. Государство воздействует на граждан через право и в границах правовых требований, в свою очередь и граждане воздействуют на государство с помощью права. Ценность права измеряется главным образом тем, в какой мере оно обеспечивает и обеспечивает ли вообще гармоничное и прогрессивное развитие личности и расширение ее свободы.

2) Право легализует  государственную деятельность, обеспечивает  дозволен-ность охранительных и  принудительных мер государства. Государственная де-ятельность посредством права вводится в строгие  рамки юридических требо-ваний, приобретает юридическую форму.

 

3) Посредством права  определяются границы деятельности  государства, обо-значаются пределы  вмешательства в частную жизнь граждан.

4) Право позволяет  руководить хозяйственной, экономической  жизнью страны, организовывать и  регулировать производственной  деятельности, устанавливать порядок  распределения и обмена продуктами  труда, ценообразования, форми-рования  и распределения национального дохода.

5) Право закрепляет  специфические интересы наций  и народностей, воздей-ствует  на государственную власть в  ее взаимоотношениях с нациями  и народ-ностями.

6) Правовая форма обеспечивает  возможность  осуществления действенного контроля за деятельностью государственного аппарата, создает юридические гарантии ответственного поведения государства перед населением.

7) Право выступает  в современных  условиях языком  общения государства не только  с населением, но и с другими  государствами, мировым сообществом в целом.

8) Право является основным  средством легитимации государственного  при-нуждения, оно определяет основания,  пределы и формы государственного  при-нуждения.

Итак, государство как  суверенная власть не может существовать и функ-ционировать вне права. Концепция господства права как раз исходит из того, что право в интересах личности, общества в целом связывает, ограничивает государство. Оно выступает мощным ограничителем государственного произ-вола.

В современных условиях связывающая роль права в отношении государ-ства усиливается. При этом наблюдается следующая закономерность: чем точ-нее право отражает объективные потребности общественного развития, тем в большой мере оно связывает государство. Активность государства в этом слу-чае не подавляется. Напротив, она расходуется результативно и исключительно в интересах общества и отдельной личности. Только будучи связанным с пра-вом, государство может действовать свободно, а значит, соответствует своему историческому предназначению.

 

 

3.2. Роль политики в  формировании и реализации права

 

 

Взаимодействие права  и политики определяется тем, что  правовые нормы исходят от государства, которое является политической организацией общества. Поэтому любые интересы и потребности людей, прежде чем стать правом, должны быть опосредованы государственной политикой (деятельностью зако-нодательных и других правотворческих органов государства). Политические требования становятся правом лишь в той мере, в какой они закреплены в си-стеме общеобязательных норм, охраняемых государством. В праве получает выражение и народная политика. В тех случаях, когда сам народ путем рефе-рендумов принимает законодательные акты, его волеизъявления приобретают правовой характер, становятся общеобязательной формой нормативного регу-лирования общественных отношений.

Влияние политики на право  заключается еще и в том  политическом режи-ме, в котором  находится государство. Речь идет о  разделении политических и правовых режимов на демократические и  тоталитарные.

Критериев противостояния тоталитаризма и демократии много. В истории цивилизации, в истории каждой страны и каждого народа черты тоталитаризма и демократии часто переплетаются, в чистом виде тоталитарные и демократи-ческие режимы встречаются редко. Смысл научного подхода состоит не в том, чтобы заклеймить одни режимы как тоталитарные, а другие вознести как демо-кратические. Научный подход состоит в выявлении характерных черт тотали-таризма и демократии с тем, чтобы, опираясь на эти черты, объяснить и преду-гадать процессы общественного развития. Для правоведения такой подход со-стоит в том, чтобы выявить роль и место права в тоталитарных и демократиче-ских режимах и отсюда подойти к раскрытию сущности права. [7]

Наиболее общим критерием  различия тоталитаризма и демократии следует признать стремление к единообразию, унификации общества при тоталитаризме и возрастающую дифференциацию общества при демократических режимах. Тоталитарные режимы всегда стремятся к социальной однородности, к сближе-нию классов, групп населения, наций и т.д. Отсюда и простота управления в тоталитарном обществе, высокий уровень подчинения и дисциплинированности.

Демократические режимы опираются на дифференциацию людей  в обще-стве, исходят из такой  дифференциации. По мере развития общества диффе-ренциация в нем усиливается, оно становится все труднее управляемым. В де-мократических режимах функционируют сложные механизмы управления, ко-торые имеют целью не столько подчинить людей властям, сколько учесть и скоординировать различные интересы. [2]

Итак, тоталитарный режим основывается на единстве и стремлении к схо-жести, демократический режим – на различиях и стремлении учесть эти разли-чия.

Противостояние тоталитаризма  и демократии охватывает сферу экономики, имущественных отношений. В тоталитарных режимах преобладает государ-ственное регулирование экономики, централизованное директивное планирова-ние, приоритетной является государственная собственность, а иногда она ока-зывается и единственной. В соотношении гражданского общества и государства последнему принадлежит решающая роль. Государство вслед за вмешатель-ством в экономику активно вмешивается и в другие стороны общественной жизни. Из слуги гражданского общества государство превращается в его госпо-дина. Право в этих режимах используется в качестве жесткого и директивного регулятора общественных отношений, в качестве ограничителя свободы. Вместе с тем концентрированное и целеустремленное государственное руководство экономикой позволяет в отдельных случаях добиваться экономических успехов, особенно в области милитаризации. Правда, история свидетельствует, что эко-номический подъем носит при этих условиях скорее характер исключения, чем общего правила, и непременно сменяется длительным экономическим спадом.

В демократических режимах  государственное вмешательство в экономику и общественную жизнь остается ограниченным, приоритетной является частная собственность. Государственное планирование экономики применяется в малых масштабах либо вообще отсутствует, активно поддерживается предприни-мательство. В соотношении гражданского общества и государства первому принадлежит решающая роль, государство обслуживает потребности граждан-ского общества. Право определяет рамки, в пределах которых гарантируется свобода поведения участников общественных отношений. В целом демократи-ческие режимы обеспечивают систему условии и стимулов для поступательного развития экономики.

Тоталитаризм и демократия противостоят по характеру и формам осу-ществления государственной власти. Тоталитаризм отличает концентрация гос-ударственной (политической) власти в одних руках. Это не законодательная, не исполнительная и не судебная власть, а власть одной партии, узкой группы лю-дей, а часто и одного человека. Внешне такая власть чаще всего концентриру-ется в исполнительных органах, законодательство носит формальный характер, судебная юрисдикция сведена к минимуму. В стране и обществе функционирует однопартийная система, партия является скелетом всех государственных ор-ганов, она активно вмешивается во все сферы государственной и общественной жизни и предопределяет важные решения как государственных органов, так и общественных организаций. Право утрачивает самостоятельную ценность, оно становится лишь средством проведения государственной политики, орудием в руках государства.

Демократию отличает проведение принципа разделения властей. Ни одна из властей – ни законодательная, ни исполнительная, ни судебная – не является главной, нет и подчинения властей. Власти, с одной стороны, автономны и не-зависимы, с другой стороны, тесно взаимосвязаны, так как действует системы сдержек и противовесов. Как правило, присутствует высокая роль суда, велик авторитет судебной власти как власти примирительной, объективной, устраня-ющей и разрешающей общественные противоречия. В обществе функционирует многопартийная система, при этом партии выступают не в качестве субъектов власти, а как механизмы формирования органов власти. Главная область деятельности политических партий – участие в выборах. Определенная партий-ная принадлежность того или иного кандидата свидетельствует о его привер-женности программным целям этой партии и дает избирателям четкое пред-ставление о его будущей деятельности в случае избрания в государственные органы. Право и его внутренние ценности в значительной степени определяют деятельность властей, в этом смысле можно говорить о приоритетном положе-нии права перед государством, о правовом государстве.

Если тоталитаризм характеризуется  господством одной идеологии, обще-ственным монизмом, то демократия – общественным плюрализмом, конкурен-цией разных идеологий.

Таковы общие черты  противостояния тоталитаризма и  демократии. Харак-теристика того или  иного режима как тоталитарного  или демократического – вопрос достаточно сложный. Критерии противостояния не срабатывают  как од-нозначный определитель. Каждый режим, каждая страна на каждом историче-ском этапе сочетают в себе элементы тоталитаризма и демократии, в чистом виде эти противоположные режимы просто не существуют. Судить о тех или иных чертах политического режима только по текстам писаных правовых до-кументов – конституций, законов, постановлений –  недостаточно. Очень важно иметь представление о реальной практике страны, о том, насколько полно пре-творяются и вообще претворяются ли правовые предписания в реальную прак-тику. Для правовой теории этот тезис имеет особое значение, ведь характери-стика права не может быть сведена к характеристике только текстов норматив-ных актов, она должна учитывать и реальную практику применения.

Информация о работе Взаимосвязь права и политики